Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

золотой ДИПЛОМ.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

48. Вы иногда чувствуете, жалость к себе?

49. Вы иногда много хвастаетесь?

50. Вы легко можете внести оживление в довольно скучную компанию?

51. Раздражают ли Вас осторожные водители?

52. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

53. Вы говорили когда-нибудь плохо о другом человеке?

54. Вы любите пересказывать анекдоты и шутки своим друзьям?

55. Для Вас большинство пищевых продуктов одинаковы на вкус?

56. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

57. Вы дерзили когда-нибудь своим родителям в детстве?

58. Вам нравится общаться с людьми?

59. Вы переживаете, если узнаете, что допустили ошибки в своей работе?

60. Вы страдаете от бессонницы?

61. Вы всегда моете руки перед едой?

62. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

63. Вы предпочитаете приходить на встречу немного раньше назначенного срока?

64. Вы чувствуете себя апатичным, усталым, без какой-либо причины?

65. Вам нравится работа, требующая быстрых действий?

66. Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

67. Ваша мать - хороший человек (была хорошим человеком)?

68. Часто ли Вам кажется, что жизнь ужасно скучна?

69. Вы когда-нибудь воспользовались оплошностью другого человека в своих целях?

70. Вы часто берете на себя больше, чем позволяет время?

71. Есть ли люди, которые стараются избегать Вас?

72. Вас очень заботит Ваша внешность?

73. Вы всегда вежливы, даже с неприятными людьми?

74.Считаете ли Вы, что люди затрачивают слишком 
много времени, чтобы обеспечить свое будущее, откладывая сбережения, страхуя себя и свою жизнь?75. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание умереть?

76.Вы попытались бы избежать уплаты налога с дополнительного заработка, если бы были уверены, что Вас никогда не смогут уличить в этом?

77. Вы можете внести оживление в компанию?

78. Вы стараетесь не грубить людям?

79. Вы долго переживаете после случившегося конфуза?

80. Вы когда-нибудь настаивали на том чтобы было по-вашему?

81. Вы часто приезжаете нa вокзал в последнюю минуту перед отходом поезда?

82.Вы когда-нибудь намеренно говорили что-нибудь неприятное или обидное для человека?

83.Вас беспокоили Ваши нервы?

84. Вам неприятно находиться среди людей, которые подшучивают над товарищами?

85. Вы легко теряете друзей по своей вине?

86. Вы часто испытываете чувство одиночества?

87. Всегда ли Ваши слова совпадают с делом?

88. Нравится ли Вам иногда дразнить животных?

89. Вы легко обижаетесь на замечания, касающиеся лично Вас и Вашей работы?

90. Жизнь без какой-либо опасности показалась бы Вам слишком скучной?

91. Вы  когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

92. Вам нравится суета и оживление вокруг Вас?

93.Вы хотите, чтобы люди боялись Вас?

94.Верно ли, что Вы иногда полны энергии и все горит в руках, а иногда совсем вялы?

95.Вы иногда откладываете на завтра то, что должны сделать сегодня?

96.Считают ли Вас живым и веселым человеком?

97.Часто ли Вам говорят неправду?

98.Вы очень чувствительны к некоторым явлениям, событиям, вещам?

99.Вы всегда готовы признавать свои ошибки?

100.Вам когда-нибудь было жалко животное, которой попало в капкан?

101. Трудно ли Вам было заполнять анкету?

Обработка данных:

      При обработке опросника подсчитывается  количество совпавших с «ключевыми»  ответов испытуемого.

    Полученные  результаты ответов сопоставляются  с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за несоответствующий ключу — 0 баллов. Полученные баллы суммируются.

Ключ.

1. Шкала психотизма:

  ответы «нет»  («-»): № 2, 6, 9, 11, 19, 39, 43, 59, 63, 67, 78, 100;

  ответы «да» («+»): № 14, 23, 27, 31, 35, 47, 51, 55, 71, 85, 88, 93, 97.

2. Шкала экстраверсии-интроверсии: 
ответы «нет» («—»): № 22, 30, 46, 84;

ответы «да» («+»): № 1, 3, 10, 15, 18, 26, 34, 38, 42, 
50, 54, 58, 62, 66j 70, 74, 77, 81, 90, 92, 96. 

3. Шкала нейротизма:

ответы «да» («+»): № 3, 7, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40, 44, 48, 52, 56, 60, 64, 68, 72, 75, 79, 83, 86, 89, 94, 98.

4. Шкала искренности:

ответы «нет» («-»): № 4, 8, 17, 25, 29, 41, 45, 49, 53, 57, 65, 69, 76, 80, 82, 91, 95. 

 ответы «да» («+»): № 13, 21, 33, 37, 61, 73, 87, 99.

Интерпретация данных:

       Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии-интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

   Айзенк  рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Экстраверсия-интроверсия. Характеризующая типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

   Типичный  интроверт - это спокойный, застенчивый,  интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности.

    Нейротизм  выражается в чрезвычайной нервности,  неустойчивости, плохой адаптации,  склонности к быстрой смене  настроений (лабильности), чувстве виновности  и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Неиротизму соответствует эмоциональность, импульсивность; неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм.  Эта шкала говорит о склонности  к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

    Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и неиротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и неиротизму — состоянию тревоги или реактивной депрессии.

    Нейротизм  и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

     Высокие  оценки по шкале экстраверсия-интроверсия  соответствуют экстравертированному  типу, низкие — интравертированному.

    Средние показатели по шкале экстро- интроверсии: 7-15 баллов.

     Средние  показатели по шкале нейротизма: 8-16.

   Средние значения по шкале психотизма: 5-12.

       Если по шкале искренности  количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-интроверсии и неиротизма можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

 

                                                                   Приложение №2

Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).

Предлагаем  Вам описание различных психических  состояний. Если это состояние очень подходит Вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то 1 балл; если совсем не подходит - то 0 баллов.

Психические состояния

Подходит 

       2 балла

Не точно

1 балл

Не  подходит

       0 баллов

  1. Не чувствую в себе уверенности.
  2. Часто из-за пустяков краснею.
  3. Мой сон беспокоен.
  4. Легко впадаю в уныние.
  5. Беспокоюсь о только вообража-емых еще неприятностях.
  6. Меня пугают трудности.
  7. Люблю копаться в своих недостатках.
  8. Меня легко убедить.
  9. Я мнительный.
  10. С трудом переношу время ожидания.
  11. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  12. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
  13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
  14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.

 

15. Я  часто отказываюсь от борьбы, считая её бесплодной.

16. Я  нередко чувствую себя беззащитным.

17.  Иногда у меня бывают состояния  отчаяния.

18.  Чувствую растерянность перед трудностями.

19. В  трудные минуты жизни иногда  веду себя по-детски, хочу чтобы  меня пожалели.

20. Считаю  недостатки своего характера  неисправимыми.

21. Оставляю  за собой последнее слово.

22. Нередко  в разговоре перебиваю собеседника.

23. Меня легко рассердить.

24. Люблю делать замечание другим.

25. Хочу  быть авторитетом для окружающих.

26.Не  довольствуюсь малым, хочу наибольшего.

27. Когда  гневаюсь, плохо себя   

сдерживаю.

28. Предпочитаю  лучше руководить   чем подчиняться.

29. У  меня резкая грубоватая жестикуляция.

30.  Я мстителен.

31.  Мне трудно менять привычки.

32. Нелегко  переключаю внимание

 33.  Очень настороженно отношусь ко всему новому.

 

 

34. меня  трудно переубедить.

35. нередко  у меня не выходят из головы  мысли, от которых следовало бы освободиться.

36. нелегко  сближаюсь с людьми.

37. Меня  расстраивают даже не значительные  нарушения плана.

38. не  редко я проявляю упрямство.

39. Неохотно  иду на риск.

40. резко  переживаю отклонения от принятого  режима.

     



 

Обработка данных:

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4-х групп  вопросов.

            I.     1-10 вопросы          тревожность

          II.  11-20 вопросы          фрустрация

            III. 21-30  вопросы         агрессивность

            IV. 31-40  вопросы         ригидность

 

I.Тревожность:

    0-7 баллов  -  не тревожные

    8-14 баллов - тревожность средняя,  допустимого уровня

    15-20 баллов - очень тревожны

         II. Фрустрация:

      0-7 баллов - вы имеете высокую самооценку, устойчивы  к неудачам и  не боитесь трудностей

      8-14 баллов - средний уровень фрустрация  имеет место

      15-20 баллов - у Вас низкая самооценка, Вы избегаете   трудностей, боитесь  неудач

III. Агрессивность:

    0-7 баллов - вы спокойны, выдержанны

    8-14 – средний уровень

    15-20 – вы агрессивны, не выдержанны. Есть трудности в работе с людьми

IV. Ригидность:

0-7 баллов  – ригидности нет легкая переключаемость

8-14 баллов – средний уровень

15-20 баллов – сильно выраженная  ригидность, вам противопоказаны  смена места работы, изменения в семье.

 

 

 

 

 

 

                                                                  Приложение №3

Методика определения нервно-психической  устойчивости, риска дезадаптации в  стрессе «Прогноз»

Прочтите  утверждения и дайте ответ  «да» или «нет».

  1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
  2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
  3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
  4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.
  5. У меня часто болит голова.
  6. Иногда я говорю неправду.
  7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
  8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
  9. Бывает, что я сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

  1. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
  2. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.
  3. Самая трудная борьба для меня — борьба с самим собой.
  4. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.
  5. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
  6. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
  7. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
  8. Если мне не грозит штраф и машин по близости нет, я могу перейти

Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС