Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа
На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.
Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65
Так же на готовность к риску влияют социально-психологичесике факторы - так, с ростом отверженности субъекта его готовность растет. Т.Д. Корчагина утверждал: «Уверенность субъекта деятельности в значительной мере обуславливает ее успешность в экстремальных условиях». И. Балинт, М. Мурани, К.М. Туревич и С.С. Гаджиев подчеркивали влияние качеств темперамента, в частности, силы - слабости нервной системы на результаты деятельности и особенно поведения в экстремальных ситуациях [19, 10-18с].
Слабость
нервной системы, плохая
Также особое
внимание при изучении деятельн
Успешность
напрямую коррелирует с
Интерес
к изучению индивидуально-
Объективно
необходимым и важным
«Успешные». Отличаются целенаправленностью, смелостью, сознательный, рассудочный характер смелости, открытостью, склонностью к риску.
«Неуспешные». Отличаются непринужденностью, склонны к лихачеству, коммуникабельны, заинтересованы в том, чтобы подать себя в лучшем свете.
В мотивационной сфере «успешные» имеют более высокий уровень мотивации. «Неуспешные» имеют менее напряженную мотивацию достижения успеха.
Попадая
во фрустрирующие ситуации, спасатели
всех исследуемых групп с
«Неуспешные»
более склонны занимать
Влияние экстремальных условий распространяется, прежде всего, на эмоциональную сферу спасателей.
Оценить
адаптационные возможности
Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности. Чем значительнее адаптационные способности, тем выше вероятность нормального функционирования организма и эффективность деятельности при изучении интенсивности воздействия психогенных факторов внешней среды [3, 29-47с].
Данные
психологические особенности
Проводимые экспериментальные исследования позволяют говорить о том, что в разнообразных экстремальных ситуациях наиболее эффективны и адекватны поведение и деятельность людей, обладающих определенными психологическими характеристиками. Среди них, в первую очередь, следует назвать нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обуславливает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определенной степенью адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обуславливающее чувство личной значимости для окружающих (личностная референтность); особенности построения контакта с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности; опыт социального общения, выявляющий потребность в общении и возможность построения контактов с окружающими на основе имеющегося опыта; моральная нормативность личности, характеризующая степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения; ориентация на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации).
Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что человек включается в деятельность как личность, при этом подчеркивается, что если психические и физические качества поддаются адаптационной коррекции, скорее всего за счет использования нереализованного врожденного потенциала, то социально-психологические, то есть полученные в процессе социализации, оказываются более стабильными, консервативными, но именно эти качества личности особенно ярко высвечиваются в экстремальной ситуации деятельности [38, 24-26с].
Возможность
профессиональной адаптации в
экстремальных условиях
III. Организация исследования и изучения социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска.
Конечно, такие компоненты, как профессионалки важные качества, уровень профессиональной подготовки, формируются у человека постепенно в процессе профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Становление и развитие профессионала подчинено общей закономерности и носит название «профессиональное становление личности». Путь становление в профессии, который проходит каждый специалист, является динамичным и многоуровневым процессом, который состоит из четырех основных этапов [12, 34-36с].
Первый этап правомерно обозначить как этап формирования профессиональных намерений. Развитие в период выбора профессии, проектирования профессионального «старта» и жизненного пути определяется как осознанная подготовка к «жизни», к труду, планирование, проектирование профессионального жизненного пути.
Этот этап завершается формированием представления о некоторой профессиональной общности, в которую будущий специалист хотел бы быть включенным, и на которую он будет ориентироваться в своем развитии. Таким образом, формируется образ профессионала, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения, определяющие переход на следующий этап профессионального обучения.
Не всегда молодой человек делает выбор самостоятельно: часто решение принимается родителями, либо определяется случайными факторами. Это означает, что осознанный выбор самому будущему специалисту придется делать позже, когда уже будут, затрачены значительные ресурсы (временные, эмоциональные, материальные). Безусловно, наиболее благоприятным вариантом является осознанный выбор профессии самим молодым человеком, еще в старших классах школы, когда осуществляется целенаправленная пред профессиональная подготовка.
Этап профессионального обучения в разных случаях приходится на различный возрастной период. Как правило, это возраст 17—24 года, когда осуществляется базовая профессиональная подготовка в учебном заведении. В то же время в современном мире стремительно развиваются технологии и меняются требования к квалификации специалиста. Поэтому на этапе первоначального освоения профессии профессиональное обучение не заканчивается.
В течение этапа профессионального обучения происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические кризисы развития и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
В целом, в период профессионального обучения происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профессиональную общность и культивируемых в ней, овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни, развиваются профессионально важные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, выражающаяся в сочетании успешности учебно-профессиональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избранным полем деятельности. Окончание этапа профессионального обучения завершается переходом к следующему этапу, этапу профессиональной адаптации.
Этот этап характеризуется двумя стадиями.
Первая — стадия адаптации молодого специалиста в профессиональной среде, «привыкания» молодого специалиста к работе. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности. На этом этапе происходит формирование копинг стратегий, позволяющих профессионалу справиться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этот этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования нарушений профессионального здоровья.
На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть руководитель или опытный коллега в коллективе. Именно наставник помогает молодому специалисту самоопределиться в профессии, найти специфическое ощущения готовности к работе и успешно выполненной работы, избежать формирования деструктивных установок в труде. Для многих именно этот момент является ключевым в формировании профессионального самосознания, когда молодой специалист начинает воспринимать себя как профессионала.
Вторая стадия
— «вхождение в профессию». На
этой стадии профессионал стал
уже опытным специалистом, который
уверен в правильности
Дальнейшее профессиональное развитие переходит на этап частичной или полной реализации личности в профессиональном труде и представлено следующими стадиям:
Стадия мастера, мастерства, которая будет пролом жаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристиками. Профессионал ни этой стадии уже может решать любые профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как привило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.
Достижение стадии мастерства характеризует период расцвета. Период расцвета отличает физическая форма и профессиональный пик. Различным профессиям свойственны различные возрастные периоды, соответствующие периоду профессионального расцвета и различная длительность этого периода. Так, балетные артисты достигают периода расцвета примерно в 25 лет. В научной деятельности период расцвета может быть достигнут около 40 лет. Спасатели получают квалификацию международного класса примерно в 35—40 лет со стажем работы от 10 лет и выше [11, 134-136с].
Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС