Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

золотой ДИПЛОМ.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Итак, на этой стадии специалист смог достичь профессионального мастерства в высших его проявлениях. Практика показывает, что высот профессионализма можно достичь, обладая различными, порой противоположными личностными Качествами, компенсируя недостаточно развитые качества личности более развитыми. Нередко оптимальный уровень развития личностных качеств и мотивационные особенности компенсируют недостаточно развитые психомоторные качества и недостатки профессиональных знаний. Так, человек общительный, обаятельный, умеющий налаживать эффективные контакты в коллективе может достичь большего, чем одиночка-универсал. Однако сами специалисты нередко переоценивают психомоторные качества и недооценивают личностные и мотивационные особенности.

Необходимо  отметить, что достижение расцвета характеризует не только высокое профессиональное мастерство, но обязательно и личностная зрелость. Характеристики личности, достигшей расцвета, даваемые рядом зарубежных авторов, показывают нам некую «нормальную», здоровую личность. В рамках российского менталитета понятие «расцвет» обретает несколько иные черты. Личности, достигшей расцвета, свойственны прочно и органично усвоенные общечеловеческие ценности. Такого человека отличает самообладание, стратегия построения жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых, более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. Подобный человек активно влияет на среду своего развития, события его жизни находятся под его контролем. Человек отличается предельной самоотдачей, умением мобилизовать себя на преодоление трудностей, прогнозированием последствий своих поступков, стремлением к объективности и способностью к принятию решений – хорошо рассчитанных или интуитивных – вне зависимости от мнения окружающих. Можно смело утверждать, что деятельность такого человека носит преобразующий, а не приспособительный характер.

Многие специалисты  на этапе мастерства перестают видеть дальнейшую перспективу профессионального развития, часто можно услышать фразу: «Дальше ничего хорошего не будет». Это деструктивная установка, способная привести к остановке и другим нарушениям профессионального развития. В дальнейшем профессиональное становление продолжается стадией авторитета, которая, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать, мастером своего дела. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки отличия. Существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения. [37, 53-55с].

Стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного  мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход мастера к решению профессиональных задач. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Обучение молодых специалистов, наставничество в широком смысле этого слова способствует компенсаций усиливающихся неблагоприятных изменений, связанных с возрастом. Это то, что позволяет профессионалу, несмотря на приближающийся или наступивший пенсионный возраст, ощущать полноту профессиональной жизни и простраивать ее временную перспективу. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

На всех этапах и стадиях профессионального  становления мы можем выделить сквозные линии, по которым происходит становление специалиста. В первую очередь это линия овладения технологией или операциональной основой профессиональной деятельности. Однако даже великолепно технически подготовленный профессионал без сформированных мотивов к профессиональной деятельности не сможет быть профессионально надежным и эффективным.

  Можно сделать  вывод, что профессиональное развитие — это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации.

3:2.Результаты исследования социально-психологических характеристик личности.

В качестве объекта  эмпирического исследования выступили  различные категории сотрудников  поисково-спасательных формирований МЧС  России по Калужской области находящихся на разных этапах профессионального становления:

1.Начальники подразделений  — спасатели, находящиеся на этапе мастерства, т.к. имеют самый высокий класс профессионализма — «1 класс» (стаж работы от 8 до 15лет).

2.Спасатели «2 класса», находящиеся на этапе профессионализма (стаж работы от 5 до 8 лет).

3.Спасатели, находящиеся на раннем этапе становления профессиональной деятельности (стаж работы от 1 до 3 лет).

 

Примеры исследования.

1. Испытуемый №1 - 52 года, женат, имеет трех детей.

 Начальник  поисково-спасательного подразделения – спасатель 1класса. Стаж работы в поисково-спасательном отряде 15лет. Образование высшее.

Достаточно  легко вступает в контакт. Во время  тестирования заинтересованности в  выполнении задания и информации о результатах не проявляет.

1. По методике Айзенка-EPQ – по шкале экстраверсии-интроверсии – 12 баллов, по шкале психотизм – 4 балла, нейротизм – 6 баллов, что характеризует испытуемого как интроверта, доброжелательного, склонного к самоанализу  человека, который планирует и обдумывает свои поступки, контролирует свой чувства, его не легко вывести из себя, высоко ценит нравственные нормы, работоспособного, который не любит сидеть без дела. Отмечается склонность к доминированию в группе, способность к руководству, готовность взять на себя ответственность. Такие люди ориентированы на решение деловых проблем и человеческие отношения.

Эмоционально  устойчив, в стрессовых и обычных  ситуациях обладает организационным  поведением, характеризуется отличной адаптацией, отсутствием большой  напряженности и беспокойства.

2. По методике диагностики психических состояний (по Айзенку) - по шкале тревожность – 7 баллов, по шкале фрустрация – 6 баллов, по шкале агрессивность – 4 балла, ригидность – 5 баллов – такие показатели говорят о том, что человек  имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам и не боится трудностей, он спокоен, выдержан, легко переключается с одного дела на другое без вреда психическому здоровью.

3. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» -  количество набранных баллов соответствует 7 пункту шкалы НПУ – испытуемый имеет высокую нервно-психическую устойчивость, его адаптация к стрессовой ситуации находится на должном уровне.

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина - по шкале адаптивные способности – 60 баллов, по шкале нервно психическая устойчивость – 35 баллов, по шкале коммуникативные особенности – 15 баллов, по шкале моральная нормативность – 16 баллов - выраженность личностных особенностей свидетельствует о способности испытуемого к адаптации, как в привычной обстановке, так и новых экстремальных условиях. Он имеет высокую нервно-психическую устойчивость, что положительно влияет на его психическое здоровье. Человек ценит моральные нормы, достаточно критичен к себе.

5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко – по результатам тестирования можно сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания находится в фазе формирования, доминирующими симптомами являются фазы резистенции и истощения, есть проблемы в сфере экономии эмоций  и эмоционального дефицита, это может говорить о приемах психологической защиты человека на реакции внешних и внутренних факторов.

Вывод: испытуемый характеризуется высокой организацией интеллектуальной деятельности, эмоциональной  стабильностью, интроверсией, высокой самооценкой, низким уровнем личностной и ситуативной тревожности, высоким самоконтролем, ответственностью и эффективной психической адаптацией. Совокупность выявленных индивидуально-психологических особенностей свидетельствует об эффективной психической адаптации и высокой вероятности успешности деятельности в экстремальных условиях.

 

2. Испытуемый №2 – 32года, вдовец.

Спасатель 2класса, в отряде работает 6 лет. Образование высшее.

Охотно идет на контакт. Во время тестирования проявляет  заинтересованность в выполнении задания  и информации о результатах.

1. По методике Айзенка-EPQ – по шкале экстраверсии-интроверсии –8 баллов, по шкале психотизм – 2 балла, нейротизм – 8 баллов, что характеризует испытуемого как эмоционального экстраверта, человека приятного в общении, живого, беспечного, любящего посмеяться, ценящего хорошую шутку. По-видимому, он относится к людям, которые тяготеют к острым, возбуждающем впечатлениям, часто рискуют. По собственной инициативе интереса в делах не проявляют, но для разрешения трудных ситуаций им не занимать хорошего соображения, смекалки и памяти. Имеет среднюю эмоциональную устойчивость, характеризуется нормальной адаптацией, отсутствием большой напряженности и беспокойства.

2. По методике диагностики психических состояний (по Айзенку) - по шкале тревожность – 8 баллов, по шкале фрустрация – 9 баллов,  по шкале агрессивность – 4 балла, ригидность – 5 баллов – такие показатели говорят о том, что человек имеет некую тревожность, допустимого уровня, имеет неустойчивую самооценку своей личности, поставленные перед собой задачи и цели решает, пытаясь избежать неудач, легко переключается с одного дела на другое.

3. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» -  количество набранных баллов соответствует 5 пункту шкалы НПУ – для испытуемого характерна избирательная пассивность, стремление найти  в неблагоприятной ситуации положительную сторону или обучающий момент, вероятно наличие таких защитных свойств как рационализация, интеллектуализация.

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина - по шкале адаптивные способности – 50 баллов, по шкале нервно психическая устойчивость – 30 баллов, по шкале коммуникативные особенности – 11 баллов, по шкале моральная нормативность – 10 баллов - выраженность личностных особенностей свидетельствует о  среднем уровне нервно-психологической устойчивости, неустойчивой самооценке, ситуативной тревожности, но беспокойство основывается на реальном положении дел.

5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко – по результатам тестирования можно сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания находится в фазе формирования, доминирующими симптомами являются фазы резистенции и истощения, есть проблемы в сфере экономии эмоций  и эмоционального дефицита, это может говорить о приемах психологической защиты человека на реакции внешних и внутренних факторов.

Вывод: испытуемый характеризуется эмоциональной  не стабильностью, экстраверсией, неустойчивой самооценкой, средним уровнем тревожности, недостаточной устойчивости психической адаптации. Совокупность выявленных индивидуально психологических особенностей свидетельствует о недостаточной устойчивости психической адаптации и высокой вероятности возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств в экстремальных условиях.

3. Испытуемый №3- 32года, холост.

Спасатель-медик 1класса, альпинист, техногенщик, имеет допуск к газоспасательным операциям. Стаж работы 8 лет. Во время тестирования проявляет заинтересованность в выполнении задания, но не проявляет интереса к информации о результатах.

1. По методике Айзенка-EPQ – по шкале экстраверсии-интроверсии –16 баллов, по шкале психотизм – 7 баллов, нейротизм – 10 баллов, что характеризует испытуемого как эмоционально неустойчивого экстраверта, человека агрессивного, готового к действию, нетерпеливого и порой неразборчивого в средствах достижения цели. Такие люди общительны, нуждаются в людях, любят шумные компании, не любят брать на себя ответственность. Воспринимаются окружающими как человек настроения.

2. По методике диагностики психических состояний (по Айзенку) - по шкале тревожность – 8  баллов, по шкале фрустрация – 9 баллов,  по шкале агрессивность – 9 баллов, ригидность – 11 баллов – такие показатели говорят о том, что человек имеет средний уровень тревожности, для испытуемого не характерно подавление потребности в агрессии и связанного с ней негативного аффекта. Для испытуемого наиболее актуально удовлетворение фрустрированной потребности, то есть получение в настоящем и будущем положительного результата. Испытуемый имеет средний уровень ригидности, не всегда легко переключается с одного вида деятельности на другой.

3. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» -  количество набранных баллов соответствует 4 пункту шкалы НПУ – для испытуемого характерен средний уровень нервно-психической устойчивости, что может привести к дезадаптации в сложных экстремальных условиях.

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В.Чермянина - по шкале адаптивные способности – 52 балла, по шкале нервно психическая устойчивость – 19 баллов, по шкале коммуникативные особенности – 15 баллов, по шкале моральная нормативность – 10 баллов - выраженность личностных особенностей свидетельствует о неустойчивой психической адаптации и при неблагоприятных обстоятельствах может привести к психической дезадаптации, актуальна защита психосоматической сферы здоровья, средний уровень нервно-психической устойчивости, так же может привести к дезадаптации в сложных экстремальных условиях.

5. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко – по результатам тестирования можно сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания находится в фазе формирования, доминирующими симптомами являются фазы напряжения и резистенции, есть проблемы в сфере экономии эмоций  и эмоционального дефицита, это может говорить о приемах психологической защиты человека на реакции внешних и внутренних факторов, так же существует угроза профессиональному здоровью личности.

Вывод: испытуемый характеризуется эмоциональной нестабильностью, экстраверсией, средним уровнем ситуативной тревожности, неустойчивостью психической адаптации. Совокупность выявленных индивидуально-психологических особенностей свидетельствует о недостаточной устойчивости психической адаптации и высокой вероятности возникновения нервно-психических и психосоматических расстройств в экстремальных условиях.

 

4. Испытуемый №4 – 25 лет, холост.

Молодой специалист- стаж работы 2 года. Охотно идет на контакт. Во время тестирования проявляет заинтересованность в выполнении задания и информации о результатах.

Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС