Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа
На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.
Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65
Помимо типов
эмоционально-личностного
Таким образом, профессиональная деятельность спасателя весьма сложна и разнообразна по своему содержанию, имеет высокий статус социальной ответственности и выполняется часто в тяжелых условиях. Поэтому она потенциально содержит большое количество причин повышения степени напряженности труда и потенциальных риск-факторов для продуктивной работы и сохранения психического здоровья специалистов. Однако, несмотря на то, что эта профессия весьма распространена — спасатели работают на всей территории Российской Федерации, а так же за рубежом - специальных психологических работ по анализу напряженности труда в этом виде деятельности практически не проводилось. В достаточно обширной литературе по военной психологии затрагивались лишь отдельные аспекты труда спасателя, в частности, психологической подготовки и отбора, особенностей межличностных отношений спасателя и пострадавшего, приемов сбора информации и принятия решений и др. Однако целостной психологической характеристики этого вида труда пока не создано, хотя актуальность этого очевидна.
Это означает, что профессиональное развитие — это и приобретения, и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризисов в развитии такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные; может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность.
Возможность кризисов,
сбоев в развитии профессиональной
деятельности, занимающей важное или
ведущее место в жизни
Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.
Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, в негативных изменениях личностных качеств человека, в утрате смысла профессиональной деятельности. Нарушения могут затрагивать не только сферу профессиональной деятельности – личность профессионала, профессиональное общение, но и вторгаться в сферу личной жизни и здоровья. При неблагоприятном развитии профессиональных деструкции специалист может уйти из профессии, перестав видеть смысл в профессиональной деятельности или вследствие заболеваний, делающих невозможным дальнейшее осуществление профессиональной деятельности.
Поэтому актуальным является необходимость проведения психосоциальной работы с участниками поисково-спасательных работ. Социально-психологическая реабилитация и социальная поддержка должны являться основными направлениями работы с данной категорией сотрудников для их успешной профессиональной адаптации.
Список используемой литературы.
1.Аболин Л.
М. «Эмоциональная
2.Астапов В.М. «Функциональный подход при изучении состояний тревоги в напряженных условиях деятельности. // Вопросы психологии экстремальных ситуаций №1, 2009-60с.
3.Антипов В.В. «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям» М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2005-250с.
4.Акимов Ю.В.
«Психологическое напряжение» /
5.Акимов Ю.В.
«Адаптация человека к
6.Бочаров В.И.
«Психологическое изучение влия
7.Бедерникова
И.С., Чугунова Л.В. «Штрихи к
социально-психологическому
8.Волков. В.П.
«Из опыта проведения аварийно-
9. Генковская
В.М. «Проблема социально-
10.Дашкевич О.В.
«Эмоциональная регуляция
11.Елисеева И.Н.
«Профессиональное здоровье. Синдром
выгорания и его профилактика»/
12.Зеер З.Ф. «Психология профессий» 4-е изд.М.: Академический проект, 2007-323с.
13.Ильина Е.В.
«Исследование феномена воздейс
14.Калинина М.И.
«исследование социально-
15.Карвасарский Б.Д. «Профессиограмма спасателей поисково-спасательной службы МЧС России» // Руководство ГУМЧС.М.: 2009-207с.
16.Киселева Е.Н. «Влияние опасных профессий на личность» // Психологический журнал №5, 2008-60с.
17.Крюкова М.А. «Влияние модуса-контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях» //Спасатель №8, 2009-60с.
18.Крупчак
М.А. «Психология
19.Краснова И.В.
«Специалистам МЧС высокую
20.КабаченкоТ.С.
«Ключ от дверей
21.Мищенко В.Ф.
«Социальные и биологические
аспекты психоэмоционального
22.Мирный Н.И.
«Психолого-акмеологические
23.Орел В.С.
«Психологическое изучение
24. Райгородский
Д.Я «Практическая
25.Стародуб В.И. «Изучение состояний тревоги в напряженных условиях деятельности» // Спасатель№10,2008-60с.
26.Тихонова Е.А.
«Индивидуально-
27.Табарина Н.В.
«Психологическое изучение
28.Тимофеев А.А. «Катастрофы и человек Кн.1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям» М.: АСТ, 2007-225с.
29.Уварова Н.
С. «Фрустрация как социально-
30.Уфимцева Н.А.
«Эмоциональная напряженность,
31.Фирсов М.В,
Шапиро Б.Ю. «Психология
32.Чупрунов Л.В. «Психология труда пожарного» // Спасатель №6, 2007-60с.
33.Шойгу Ю.С.
«Психология экстремальных
34.Шойгу Ю.С.
«Приемы психологической
35.Шакура В.Ю. «Методы психологического воздействия» // Психологический журнал №3, 2007-60с.
36.Юсупова М.К.
«Психологический стресс: развитие
учения и современное
37. Яковлева Ю.А. «Эмоции и эмоциональные расстройства у работников экстремальных профессий» //Спасатель №6, 2009-60с.
38.Якушева Л.М.
«Исследование личности в
39.Янина Е.Н. «Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах» М.: Знание, 2007-269с.
40. Яшина Е.Е.
«Медицина катастроф и
Методика Айзенка-EPQ.
Опросник предназначен для изучения индивидуально психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.
Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру об следования не рекомендуется.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет - знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».
Текст опросника:
1.У Вас много различных хобби?
2.Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?
3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?
4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?
5. Вы разговорчивый человек?
6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?
7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?
8. Вам случалось
когда-нибудь пожадничать,
9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?
10.Вы считаете себя жизнерадостным человеком?
11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?
12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?
13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?
14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом?
15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?
16. Вы раздражительны?
17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами?
18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?
19. Вы верите в пользу страхования?
20. Легко ли Вас обидеть?
21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?
22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?
23.Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?
24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?
25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?
26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?
27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?
28. Вас часто беспокоит чувство вины?
29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?
30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?
31. У Вас есть явные враги?
32. Вы назвали бы себя нервным человеком?
33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?
34. У Вас много друзей?
35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?
36. Вы беспокойный человек?
37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?
38. Вы считаете себя беззаботным человеком?
39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?
40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?
41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?
42 Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?
43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами?
44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?
45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?
46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?
47. Считаете ли Вы, что брак старомоден, и его следует отменить?
Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС