Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65

Файлы: 1 файл

золотой ДИПЛОМ.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Помимо типов  эмоционально-личностного реагирования, существенное влияние на значимые психологические  и психофизиологические качества спасателей и, как следствие, на их профессиональную пригодность, могут оказывать возрастные изменения. Последние проявляются в заострении личностных черт, снижении способностей к логическим операциям, ухудшении внимания, памяти, скорости и точности двигательных реакций. Требования деятельности спасателей налагают существенно более жесткие ограничения на их личностные особенности (эмоциональная устойчивость, социабильность, отсутствие личностных аномалий.) Поэтому у спасателей зрелого возраста могут обнаруживаться заметные, только при специальном исследовании, но, тем не менее, ухудшающие их профессиональную пригодность сдвиги в интеллектуальной сфере и ухудшение показателей операторской работоспособности. Кроме того, у части спасателей с большим возрастом и стажем может иметь место снижение самокритичности, требовательности к себе, появляться ощущение позволительности послаблений в отношении к службе и дисциплине, которые, по их мнению, недопустимы у более молодых сотрудников.

Таким образом, профессиональная деятельность спасателя весьма сложна и разнообразна по своему содержанию, имеет высокий статус социальной ответственности и выполняется часто в тяжелых условиях. Поэтому она потенциально содержит большое количество причин повышения степени напряженности труда и потенциальных риск-факторов для продуктивной работы и сохранения психического здоровья специалистов. Однако, несмотря на то, что эта профессия весьма распространена — спасатели работают на всей территории Российской Федерации, а так же за рубежом - специальных психологических работ по анализу напряженности труда в этом виде деятельности практически не проводилось. В достаточно обширной литературе по военной психологии затрагивались лишь отдельные аспекты труда спасателя, в частности, психологической подготовки и отбора, особенностей межличностных отношений спасателя и пострадавшего, приемов сбора информации и принятия решений и др. Однако целостной психологической характеристики этого вида труда пока не создано, хотя актуальность этого очевидна.

Это означает, что  профессиональное развитие — это и приобретения, и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании необходимости кризисов в развитии такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные; может снижаться эффективность профессиональной деятельности, повышаться конфликтность.

Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или  ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, краткосрочно или долговременно, они могут вести к профессиональному развитию или профессиональной деструкции.

Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Неблагоприятное протекание профессионального развития проявляется внешне в снижении эффективности  и надежности профессиональной деятельности, в негативных изменениях личностных качеств человека, в утрате смысла профессиональной деятельности. Нарушения могут затрагивать не только сферу профессиональной деятельности – личность профессионала, профессиональное общение, но и вторгаться в сферу личной жизни и здоровья. При неблагоприятном развитии профессиональных деструкции специалист может уйти из профессии, перестав видеть смысл в профессиональной деятельности или вследствие заболеваний, делающих невозможным дальнейшее осуществление профессиональной деятельности.

Поэтому актуальным  является необходимость проведения  психосоциальной работы с участниками  поисково-спасательных работ. Социально-психологическая  реабилитация и  социальная поддержка  должны являться основными направлениями  работы с данной категорией сотрудников для их успешной  профессиональной адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы.

1.Аболин Л.  М. «Эмоциональная устойчивость  в напряженной деятельности, её  психологические механизмы и  пути повышения» //  Спасатель  №6, 2007-80с.

2.Астапов В.М. «Функциональный подход при изучении состояний тревоги в напряженных условиях деятельности. // Вопросы психологии экстремальных ситуаций №1, 2009-60с.

3.Антипов В.В.  «Психологическая адаптация к  экстремальным ситуациям» М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2005-250с.

4.Акимов Ю.В.  «Психологическое напряжение» // Военный международный журнал  №3, 2010-55с.

5.Акимов Ю.В.  «Адаптация человека к экстремальным  условиям окружающей среды» // Психологический журнал №3, 2008-60с.

6.Бочаров В.И.  «Психологическое изучение влияния профессии на личность»//Вопросы психологии экстремальных ситуаций №1, 2010-65с.

7.Бедерникова  И.С., Чугунова Л.В. «Штрихи к  социально-психологическому портрету  спасателя МЧС». // Гражданская защита  №1, 2009-62с.

8.Волков. В.П.  «Из опыта проведения аварийно-спасательных работ»// Спасатель №3, 2007-80с.

9. Генковская  В.М. «Проблема социально-психологических  особенностей профессии» // Спасатель№6, 2008-60с.

10.Дашкевич О.В.  «Эмоциональная регуляция деятельности  в экстремальных условиях» // Психологический журнал №4, 2010-60с.

11.Елисеева И.Н.  «Профессиональное здоровье. Синдром  выгорания и его профилактика»// Метод. Рек. М.:2008-265с.

12.Зеер З.Ф.  «Психология профессий» 4-е изд.М.: Академический проект, 2007-323с.

13.Ильина Е.В.  «Исследование феномена воздействия экстремальных факторов разного уровня на активность личности» //Психологический журнал № 12, 2006-60с.

14.Калинина М.И.  «исследование социально-психологических  проблем работников экстремальных  профессий» // Психологический журнал  №7, 2007-60с.

15.Карвасарский Б.Д. «Профессиограмма спасателей поисково-спасательной службы МЧС России» // Руководство ГУМЧС.М.: 2009-207с.

16.Киселева Е.Н.  «Влияние опасных профессий на  личность» // Психологический журнал  №5, 2008-60с.

17.Крюкова М.А.  «Влияние модуса-контроля над деятельностью на устойчивость человека к стрессу в неконтролируемых ситуациях» //Спасатель №8, 2009-60с.

18.Крупчак   М.А. «Психология профессионализма»  М.: Знание 2006-233с.

19.Краснова И.В.  «Специалистам МЧС высокую морально-психологическую  устойчивость»// Гражданская защита №5, 2006-60с.

20.КабаченкоТ.С.  «Ключ от дверей профессионального  мастерства» //Спасатель №8, 2008-60с.

21.Мищенко В.Ф.  «Социальные и биологические  аспекты психоэмоционального стресса:  пути защиты от нежелательных  последствий»//Вестник международной Академии наук (русская серия) №1,2006-70с.

22.Мирный Н.И.  «Психолого-акмеологические основы  деятельности в особых условиях // Военный международный журнал  №1, 2009-55с.

23.Орел В.С.  «Психологическое изучение влияния  профессии на личность. Приемы психологической саморегуляции для спасателей и пожарных» // Реферативный сборник. Екатеринбург, 2007-224с.

24. Райгородский  Д.Я «Практическая психодиагностика. Методики и тесты» Учебное  пособие.- Самара:Изд.дом «БАХРАХ-М», 2006-672с.

25.Стародуб В.И. «Изучение состояний тревоги в напряженных условиях деятельности» // Спасатель№10,2008-60с.

26.Тихонова Е.А.  «Индивидуально-психологические особенности,  позволяющие прогнозировать успешной  профессиональной деятельности  на этапе их профессионального  психологического отбора» // Вопросы психологии экстремальных ситуации №1,2010-60с.

27.Табарина Н.В.  «Психологическое изучение влияния  профессии на личность»» //  Вопросы  психологии экстремальных ситуации№4, 2008-60с.

28.Тимофеев А.А.  «Катастрофы и человек Кн.1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям» М.: АСТ, 2007-225с.

29.Уварова Н.  С. «Фрустрация как социально-психологический  феномен» Вопросы психологии экстремальных ситуации №7, 2009-60с.

30.Уфимцева Н.А.  «Эмоциональная напряженность, механизмы защиты» // Гражданская защита №2,2007-60с.

31.Фирсов М.В,  Шапиро Б.Ю. «Психология социальной  работы: Содержание и методы психосоциальной  практики» Учебное пособие для  высш. учеб. заведений М.: Издательский  центр «Академия», 2006-402с.

32.Чупрунов Л.В. «Психология труда пожарного» // Спасатель №6, 2007-60с.

33.Шойгу Ю.С.  «Психология экстремальных ситуаций  для пожарных и спасателей»  Смысл,2007-300с.

34.Шойгу Ю.С.  «Приемы психологической саморегуляции  для спасателей и пожарных»  Смысл,2006-355с.

35.Шакура В.Ю. «Методы психологического воздействия» // Психологический журнал №3, 2007-60с.

36.Юсупова М.К.  «Психологический стресс: развитие  учения и современное состояние  проблемы» // Психологический журнал №5, 2007-60с.

37. Яковлева  Ю.А. «Эмоции и эмоциональные расстройства у работников экстремальных профессий» //Спасатель №6, 2009-60с.

 

38.Якушева Л.М.  «Исследование личности в клинике  и в экстремальных условиях»  // Гражданская защита №2, 2009-60с.

39.Янина Е.Н.  «Азбука выживания: Человек в  чрезвычайных обстоятельствах» М.: Знание, 2007-269с.

40. Яшина Е.Е.  «Медицина катастроф и реабилитация»  // Спасатель №11, 2009-60с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            Приложение №1.

Методика Айзенка-EPQ.

Опросник предназначен для изучения индивидуально психологических черт личности с целью диагностики степени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентов личности: нейротизма, экстра-интроверсии и психотизма.

Опросник содержит 101 вопрос, на которые испытуемый должен ответить «да» («+»), либо «нет» («-»). Время ответа не ограничивается, хотя затягивать процедуру об следования не рекомендуется.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте «+» («да»), если нет - знак «-» («нет»). Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов».

Текст опросника:

1.У Вас много различных хобби?

2.Вы обдумываете предварительно то, что собираетесь сделать?

3. У Вас часто бывают спады и подъемы настроения?

4. Вы претендовали когда-нибудь на похвалу за то, что в действительности сделал другой человек?

5. Вы разговорчивый человек?

6. Вас беспокоило бы то, что Вы залезли в долги?

7. Вам приходилось чувствовать себя несчастным человеком без особых на то причин?

8. Вам случалось  когда-нибудь пожадничать, чтобы  получить больше, чем Вам полагалось?

9. Вы тщательно запираете дверь на ночь?

10.Вы считаете себя жизнерадостным человеком?

11. Увидев, как страдает ребенок, животное, Вы бы сильно расстроились?

12. Вы часто переживаете из-за того, что сделали или сказали что-то, чего не следовало бы делать или говорить?

13. Вы всегда исполняете свои обещания, даже если лично Вам это очень неудобно?

14. Вы получили бы удовольствие прыгая с парашютом?

15. Способны ли Вы дать волю чувствам и от души повеселиться в шумной компании?

16. Вы раздражительны?

17. Вы когда-нибудь обвиняли кого-нибудь в том, в чем на самом деле были виноваты Вы сами?

18. Вам нравится знакомиться с новыми людьми?

19. Вы верите в пользу страхования?

20. Легко ли Вас обидеть?

21. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

22. Вы стараетесь быть в тени, находясь в обществе?

23.Стали бы Вы принимать средства, которые могут привести Вас в необычное или опасное состояние (алкоголь, наркотики)?

24. Вы часто испытываете такое состояние, когда все надоело?

25. Вам случалось брать вещи, принадлежащие другому лицу, будь это даже такая мелочь, как булавка или пуговица?

26. Вам нравится часто ходить к кому-нибудь в гости и бывать в обществе?

27. Вам доставляет удовольствие обижать тех, кого Вы любите?

28. Вас часто беспокоит чувство вины?

29. Вам приходилось говорить о том, в чем Вы плохо разбираетесь?

30. Вы обычно предпочитаете книги встречам с людьми?

31. У Вас есть явные враги?

32. Вы назвали бы себя нервным человеком?

33. Вы всегда извиняетесь, когда нагрубите другому?

34. У Вас много друзей?

35. Вам нравится устраивать розыгрыши и шутки, которые иногда могут действительно причинить людям боль?

36. Вы беспокойный человек?

37. В детстве Вы всегда безропотно и немедленно выполняли то, что Вам приказывали?

38. Вы считаете себя беззаботным человеком?

39. Много ли для Вас значат хорошие манеры и чистоплотность?

40. Волнуетесь ли Вы по поводу каких-либо ужасных событий, которые могли бы случиться, но не случились?

41. Вам случалось сломать или потерять чужую вещь?

42 Вы обычно первыми проявляете инициативу при знакомстве?

43. Можете ли Вы легко понять состояние человека, если он делится с Вами заботами?

44. У Вас часто нервы бывают натянуты до предела?

45. Бросите ли Вы ненужную бумажку на пол, если под рукой нет корзины?

46. Вы больше молчите, находясь в обществе других людей?

47. Считаете ли Вы, что брак старомоден, и его следует отменить?

Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС