Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 11:05, дипломная работа
На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи, с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов поисково-спасательных подразделений. В результате чрезвычайных ситуаций (ЧС) ежегодно в мире погибает около 3-х миллионов человек. Материальные потери от ЧС составляют от 50 до 100 миллиардов долларов в год.
Введение………………………………………………………………………3
I. Влияние экстремальных факторов деятельности на функциональное здоровье и работоспособность человека.
1:1. Экстремальность внешних условий жизнедеятельности человека и его внутренняя готовность к их преодолению……………………………………9
1:2. Исследования психических состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия…………………………….……13
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности………………………………………19
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1.Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях…………………………………………………………………………….24
2:2. Экстремальные условия и их влияние на социально-психологическую дезадаптацию личности спасателя………………………………………………..28
2:3. Индивидуально-психологические свойства личности, характеризующие профессиональную деятельность спасателя МЧС………….33
III. Организация исследования и изучение социально-психологических черт личности сотрудников поисково-спасательных подразделений.
3:1. Особенности протекания профессиональной адаптации в условиях профессионального риска…………………………………………………………38
3:2. Результаты исследования социально-психологических характеристик личности…………………………………………………………………………….44
3:3.Влияние экстремального труда на социально-психологическое здоровье, необходимость проведения мероприятий направленных на социально-психологическую адаптацию…………………………………………51
Заключение…………………………………………………………………...56
Список используемой литературы…………………………………………61
Приложения………………………………………………………………….65
В результате при исследовании испытуемых характеристики их состояния не отличаются от обычных, повседневных характеристик, как соматических систем, так и психической сферы.
Самыми общими характеристиками второй степени нервно-психического напряжения выступают мобилизация психической деятельности, повышение активности соматического функционирования и чувство общего подъёма морально-психических, душевных и физических сил. Если при этом и наблюдаются отдельные неприятные ощущения со стороны соматических органов и систем, то они как бы маскируются, заслоняются общей позитивной окраской, положительным эмоциональным фоном, приподнятым настроением, активным стремлением преодолеть трудности и добиться высоких результатов при достижении цели. Таким образом, при умеренно выраженном нервно-психическом напряжении не только отчётливо проявляются мотивация к достижению цели, стремление к энергичным действиям, но и испытывается удовлетворение от самой деятельности. У испытуемых не возникает противоречия между отношением к желаемой цели и отношением, к нередко, нелёгкому труду на пути к её достижению и, поэтому, эффективность и продуктивность их деятельности оказываются высокими. При умеренно выраженном психическом напряжении в психической деятельности наблюдаются существенные позитивные сдвиги [1, 65-75с].
При рассмотрении напряжения третьей степени напряжения обращает на себя внимание то, что для него типичны дезорганизация психической деятельности, существенные отклонения в психомоторике, глубокие сдвиги в нейродинамических характеристиках и ярко проявленное чувство общего физического и психического дискомфорта. Чувство физического дискомфорта сопровождается отрицательным эмоциональным фоном, падением настроения, ощущениями тревоги, беспокойства, острым ожиданием неудачи, провала и других неприятных последствий сложившейся экстремальной ситуации. При третьей степени нервно-психического напряжения выявляются отчётливые признаки нарушений в психической сфере.
При этом стресс мы понимаем как «неспецифическую реакцию активации организма и личности в ответ на воздействие сложной экстремальной ситуации, которая зависит не только от характера экстремальных факторов, но и от степени адекватности и восприимчивости к ним организма конкретного человека, а также от индивидуальных особенностей личностного отражения ситуации и регуляции поведения в ней». [6, 10-12с].
1:3. Влияние экстремальных условий труда и стресса на профессиональные деформации личности.
Как известно, психоэмоциональные стрессы являются постоянными спутниками жизни человека. Последствия их патогенного действия определяются не столько характеристикой самого стрессового воздействия, сколько особенностями реагирования организма на этот стресс. [22,48-50с]. А это последнее зависит от множества факторов: индивидуальных типологических особенностей высшей нервной деятельности, воспитания приобретенного опыта и множество других факторов. Поэтому реакции организма на психоэмоциональный стресс проявляются по-разному, приводя в одних случаях к развитию так называемой психосоматической патологии в виде гипертонической, язвенной болезни, сахарного диабета, тиреотоксикоза, бронхиальной астмы. В других случаях, когда психоэмоциональный стресс сопровождается возникновением психологического конфликта, развиваются различные формы неврозов.
Однако, не всегда и вовсе не обязательно психоэмоциональные стрессы ведут к развитию какой-либо патологии.
Взаимосвязь между стрессорами и другими негативными факторами деятельности, с которыми нередко приходится сталкиваться лицам, экстремальных профессий, с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику человека. Это воздействие может привести к изменениям, как в физическом, так и психологическом здоровье профессионала.
Исследователи отмечают также, что многолетнее выполнение одной и той же профессиональной деятельности приводит к появлению профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии профессионализации по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции.
Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
А.К.Маркова
на основе обобщения
• отставание,
замедление профессионального
• дезинтеграцию
• низкую профессиональную
мобильность, неумение
• рассогласованность
отдельных звеньев
• ослабление ранее
имевшихся профессиональных
• искаженное
• появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
• прекращение
Таким образом,
Анализируя причины,
препятствующие
В меньшей степени исследованы профессиональные деформации личности, несмотря на то, что С.Г.Геллерштейн еще в 1930-е гг. писал: «Надо постоянно помнить, что сущность профессиональной работы заключается не только в выполнении работником ряда активных и реактивных действий, но и в приспособлении организма к тем специфическим особенностям профессии, на фоне которых эти действия совершаются. Происходит непрерывное взаимодействие внешних условий и организма работника. При этом очень часто наблюдается деформация не только тела, но и психики работника». Далее С.Г.Геллерштейн уточняет, что деформацию следует понимать как изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер.
Отдельные аспекты этой проблемы освещены в работах С.П.Безносова, Р.М.Грановской, Л.Н.Корнеевой. Исследователи отмечают, что деформации развиваются под влиянием условий труда и возраста. Деформации искажают конфигурацию личностного профиля персонала и негативно сказываются на продуктивности труда. В наибольшей степени профессиональным деформациям подвержены профессии типа «человек—человек». Это вызвано, по мнению С.П.Безносова, тем, что общение с другим человеком обязательно включает и его обратное воздействие на субъект данного труда. Профессиональные деформации по-разному выражаются у представителей различных профессий.
А.В.Филиппов, анализируя
психологические механизмы
А.М.Новиков подчеркивает
необходимость смены места
Таким образом, основываясь на анализе литературы можно констатировать: в литературе описываются исследования, в которых, отмечают, что в наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий, условия труда которых приближены к экстремальным, постоянно взаимодействующих с людьми: шахтеров, летчиков, пожарных, врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов. Многочисленные описания порождающих психическую напряжённость воздействий и ситуаций, которые называют стрессорами и влияют на функциональное состояние и работоспособность человека. Понятие «экстремальные условия» одни авторы определяют как «неблагоприятные для жизнедеятельности», другие – как «предельные, крайние значения тех элементов ситуации, которые в средних своих значениях служат оптимальным рабочим фоном или, по крайней мере, не ощущаются как источник дискомфорта», третьи - как условия, требующие мобилизации обычных «буферных», а иногда и «аварийных» резервов организма. Конечно, эти варианты понятия экстремальности в чём-то совпадают, перекрывают друг друга, но каждый из них, тем не менее, акцентирует лишь одну сторону экстремальности.
Экстремальность обусловливается не только интенсивностью, но и другими параметрами стрессоров. К ним относятся: качественное своеобразие последних, характеризующее физиологически особую среду, в которой может протекать человеческая деятельность (температурные, барические воздействия, гипоксия, гиподинамия и т.п.), характер действия стимула (нерегулярность его появления, монотонность и т.п.), объективная сложность самой задачи (переработка огромных потоков информации в ограниченное время, отсутствие информации, необходимой для выполнения тех или иных действий, отвлекающие воздействия, высокий темп работы. Общая особенность рассмотренных выше факторов заключается в том, что они превышают диапазон оптимальных воздействий и тем самым придают ситуации качество экстремальности.
Однако эффект стрессора не ограничивается лишь его специфическим действием, но обусловлен также и психологическими особенностями человека. Психология располагает большим числом исследований, свидетельствующих о том, что мотивационные, интеллектуальные и другие психологические характеристики человека, его жизненный опыт, объём знаний, воспитание и другие характеристики, существенным образом корригируют влияние объективных свойств раздражителя.
Это дает основание считать, что «основная роль в возникновении угрозы принадлежит не столько объективной опасности и объективным возможностям противостоять этой опасности, сколько тому, как человек воспринимает ситуацию, оценивает свои возможности, то есть субъективному фактору». Внешняя ситуация способствует лишь выявлению адекватности или неадекватности функциональных, в том числе психических, возможностей человека в процессе выполнения той или иной деятельности.
Любая профессиональная деятельность уже на стадии ее освоения, а в дальнейшем при выполнении, деформирует личность. По мере профессионализации успешность выполнения деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества.
II. Деятельность поисково-спасательных формирований системы МЧС.
2:1. Исследование деятельности и личности спасателей в экстремальных условиях.
Интерес к деятельности человека в экстремальных условиях связан с состоянием современной техносферы, а также мощными катаклизмами природного характера. Появление новых технологий, усложнение крупномасштабных, энергонасыщающих, технических комплексов, в конечном счете, переходит границы надежности и создает экстремальные условия: аварии на предприятиях нефтяной, газовой, нефтедобывающей, химической промышленности, атомных электростанциях, на трубопроводах [36, 10-15с].
Крупномасштабные аварии последних лет показали, что их последствия могут достичь огромных размеров и принести экономический и экологический ущерб, такой же, как и негативные природные воздействия и катастрофы: землетрясения, наводнения, засухи. Стихийные бедствия, как правило, непредсказуемы, причины их исследованы недостаточно, они обрушиваются неожиданно, создавая экстремальные условия [28, 134- 136с].
Деятельность человека в этих условиях сопряжена с опасностью для жизни, высока их психологическая «цена», «стоимость» принимаемых решений, ответственность за выполнение порученного дела. Причем, это относится и к тем, кто управляет сложной техникой, и к тем, кто спасает в случае аварий и стихийных бедствий людей и материальные ценности [12, 75с].
Основными профессиональными группами, деятельность которых реализуется в экстремальных условиях, являются пожарные и спасательные отряды системы МЧС. Основная функция этих отрядов - ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий, спасение человеческих жизней и материальных ценностей [8, 66с].
Деятельность спасателя проходит в условиях высокой вероятности воздействия на него неожиданных, непредсказуемых, опасных для жизни и здоровья факторов - отравляющих химический веществ, радиации, высокой и низкой температуры, запыленности, загазованности, замкнутого пространства, дефицита времени и др. Особую группу составляют социально- психологические воздействия со стороны пострадавших - паника, стрессогенное влияние вида искалеченных людей, трупов [33, 75-77с].
Информация о работе Влияние экстремальных факторов труда на психологическое здоровье сотрудников МЧС