Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:20, реферат

Описание работы

Лексические компоненты в глагольных значениях тесно переплетены и постоянно взаимодействуют с грамматическими и лексико-грамматическими компонентами. Так, например, для глаголов движения, кроме оппозиций по основным грамматическим значениям категорий вида, залога, наклонения, лица и времени, характерной оппозиции по семам определённой / неопределённой направленности (идти – ходить, лететь – летать и т.п.) и однонаправленности / разнонаправленности движения (идти в город – ходить в город и т.п.), для глаголов деятельности, физической и психической – оппозиции по семам безобъектности / объектности (работать / делать) и по семам нерезультативности / результативности (делать – создавать, читать – прочитывать и т.д.).

Содержание работы

Введение
Теоретические основы исследования
Русская глагольная лексика и принципы её классификации
Глаголы восприятия в художественном тексте
Глаголы восприятия в лирике А.С.Пушкина
Основные значения и особенности употребления глаголов зрительного восприятия в лирике А.С.Пушкина
Анализ функционирования глаголов слухового восприятия
Тенденции использования глаголов обоняния, осязания и состояния
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение глаголов восприятия в лирике А.docx

— 170.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

  1. Теоретические основы исследования
    1. Русская глагольная лексика и принципы её классификации
    2. Глаголы восприятия в художественном тексте
  2. Глаголы восприятия в лирике А.С.Пушкина
    1. Основные значения и особенности употребления глаголов зрительного восприятия в лирике А.С.Пушкина
    2. Анализ функционирования глаголов слухового восприятия
    3. Тенденции использования глаголов обоняния, осязания и состояния

Заключение

Список использованных источников

Приложение

Введение

Русский глагол отличается сложностью  своего содержания, разнообразием грамматических категорий и форм, богатством парадигматических и синтагматических связей. Академик В.В.Виноградов писал: «Глагол – самая сложная и самая ёмкая грамматическая категория русского языка. Глагол наиболее конструктивен по сравнению со всеми другими категориями частей речи. Глагольные конструкции имеют решающее влияние на именные словосочетания и предложения» [Виноградов 1986: 422].

Лексические компоненты в глагольных значениях тесно переплетены и постоянно взаимодействуют с грамматическими и лексико-грамматическими компонентами. Так, например, для глаголов движения, кроме оппозиций по основным грамматическим значениям категорий вида, залога, наклонения, лица и времени, характерной оппозиции по семам определённой / неопределённой направленности (идти – ходить, лететь – летать и т.п.) и однонаправленности / разнонаправленности движения (идти в город – ходить в город и т.п.), для глаголов деятельности, физической и психической – оппозиции по семам безобъектности / объектности (работать / делать) и по семам нерезультативности / результативности (делать – создавать, читать – прочитывать и т.д.).

Традиционно глагольная лексика делится на группы , в зависимости от характера процесса, обозначаемого глаголами (движение, состояние, активное действие, социальная деятельность, мыслительные процессы и т.п.).

Предметом исследования в данной работе являются глаголы восприятия. Это одна из самых интересных глагольных групп. Актуальность изучения этой группы лексики заключается в том, что в неё входят такие глаголы, которые легко развивают в языке вторичные, часто метафорические значения (видеть суть вопроса - ’понимать’, слышать сердцем чужую боль - ’сопереживать’ и т.д.).  С этими глаголами образуется множество устойчивых выражений, имеющих образную природу (смотреть сквозь пальцы, не видеть дальше своего носа и т.д.). Почти все эти глаголы многозначны и способны обозначать самые состояния человека. Поэтому это одна из самых частотных по употреблению в речи разновидностей глагольной лексики.

Глаголы восприятия отличаются неоднозначной грамматической характеристикой, например, не все из них коррелятивны по виду (слышать / услышать, но слушать / - ), некоторые не имеют форм повелительного наклонения (видеть, слышать, чуять).

Сама семантика восприятия окружающей действительности посредством органов чувств способствует тому, что эти глаголы активно используются в художественном тексте. Изучение этой специфики функционирования глаголов восприятия в стихотворных произведениях А.С.Пушкина и является целью нашего исследования.

В соответствии с этой целью в работе решаются следующие задачи:

  1. обобщить основные теоретические сведения данного аспекта анализа лексики в современной науке;
  2. выделить глаголы восприятия в текстах стихотворений А.С.Пушкина;
  3. провести их лексико-семантический анализ и классифицировать по семантическим и функциональным основаниями;
  4. выявить и обобщить особенности функционирования анализируемых глаголов в художественном тексте.

Исследование выполнено на материале лирических произведений А.С.Пушкина. Всего нами рассмотрено 131 стихотворение периода написания с 1814 по 1836гг. Это стихотворения из полного собрания сочинений в десяти томах. Выбрав в качестве материала исследования произведения А.С.Пушкина, мы руководствовались, во-первых, интересом к творчеству и художественному стилю этого поэта и, во-вторых, необходимостью всестороннего его изучения для более успешного преподавания его творчества в школе.

Структура работы: наше исследование состоит  из Введения, в котором формулируется актуальность, цели и задачи работы, двух глав: главы первой «Теоретические основы исследования глаголов в художественном тексте», в которой дан обзор традиции классификации глаголов восприятия и направления их изучения в художественном тексте, и главы второй «Глаголы восприятия в лирике А.С.Пушкина», содержащей основные результаты наблюдения над материалом. Завершается работа Заключением, Списком использованных источников и научной литературы и Приложением, в котором даны примеры из лирики А.С.Пушкина.

    1. Теоретические основы исследования глаголов в художественном тексте
    1. Русская глагольная лексика и принципы её классификации

В составе глагольной лексики уже давно выделяются и изучаются такие группы слов, как глаголы движения, глаголы речи, глаголы чувства, глаголы восприятия, глаголы мышления, глаголы звучания и некоторые другие. Выделение таких классов опирается на интуицию говорящих и исследователей, на их знания о реальной действительности, т.е. в конечном  итоге экстралингвистические факторы. Семантические классы слов, основанные на денотативном  (тематическом) принципе, часто уточняются с помощью различных формализованных методов и приёмов, учитывающих и собственно языковые признаки глаголов [Шмелёв 1973: 12-15, 104-106].

Парадигматические классификации лексики осуществляются путём выделения в значениях слов (при их сравнении с идентификатором) тождественных и дифференциальных компонентов. По этому принципу задаются, например, основные классы предикатов с инвариантными значениями действия, состояния, свойства и отношения и В.В.Богдановым [Богданов 1977: 51], основные классы глаголов со значениями состояния, действия, процесса и действия-процесса и у У.Чейфа [Чейф 1975: 116-120]. По этому же принципу выделяются различные лексико-грамматические разряды, в том числе аспектуальные группы глаголов, каузативные и некаузативные глаголы, модальные глаголы и т.п., а также более частные лексико-грамматические группы, например, активные и пассивные глаголы восприятия (смотреть: видеть = слушать: = слышать) и т.п. Парадигматические классификации перекрещиваются  с тематическими (денотативными), но полностью с ними, как правило, не совпадают. Парадигматический принцип учитывает в отличие от тематического не только денотативный, но и сигнификативный аспект классифицируемых значений (семем).

При классификации глаголов широко применяется синтагматический принцип, основанный на учёте количества и качества (семантического содержания) глагольных валентностей. При денотативном (тематическом) принципе используется главным образом деление глаголов на основные семантические классы и подклассы. Последующее членение этих классов и подклассов производится на основе синтагматического и парадигматического принципов. Прежде всего выделяются абстрактные семантические синтагмы типа «бытие – субъект бытия (или небытия)» (Он есть; Его нет), «физическое или психическое стояние – носитель этого состояния» (Он устал; Ему холодно; Мне грустно); «изменение – то, что изменяется» (Тает снег; Растут деревья), «способность к каким-либо действиям – обладатель этой способности» (Птицы летают; Люди мыслят), «деятельность – деятель» (Дети учатся; Они работают), «звучание – источник звука» (Лес шумит; Звенит колокол), «свечение – источник света» (Светит солнце; Мерцают звёзды), «действие – деятель – результат действия» (Заводы производят товары; Художники создают картины; Композиторы сочиняют музыку), «ощущение или восприятие – субъект – объект» (Он ощущает свет; Он видит тебя), «обнаружение – субъект – объект как результат обнаружения» (Геологи открыли нефть), «перемещение – его каузатор – перемещаемый объект» (Он несёт кого-то / что-то), «поведение – субъект – оценка поведения» (Ученик поступил правильно), «отношение принадлежности – обладатель – объект обладания» (Книга принадлежит ему), «сообщение (передача информации) – информатор – адресат – сообщаемое) (Он сообщил мне это), «отношение логической оценки (модальность) – активный актант – пассивный актант – результат оценки, её конкретизация» (Суд считает его виновным) [Васильев 1976: 126-128].

Глаголы психической деятельности в самом общем плане подразделяются на следующие классы [Васильев 1981: 50]:

  1. глаголы ощущения;
  2. глаголы желания;
  3. глаголы восприятия;
  4. глаголы внимания;
  5. глаголы психического (эмоционального) состояния;
  6. глаголы эмоционального переживания;
  7. глаголы эмоционального отношения;
  8. глаголы мышления;
  9. глаголы знания;
  10. глаголы памяти.

Первые семь классов связаны с областью чувств, в широком из понимании, а три последних – с областью мысли, мышления.

Глаголы восприятия, в отличие от глаголов ощущения и желания, «обозначают отражение сознанием человека внешней среды, свойств и предметов внешнего мира. Одни из них указывают на восприятие вообще, другие – лишь на восприятия, осуществляемые с помощью определённых органов чувств» [Васильев 1981: 52].

Общее перцептивное значение «воспринимать кого-, что-либо тем или иным способом: посредством органов чувств, мыслью или интуицией» [ТСРГ 1999: 303] имеют глаголы «воспринимать, принимать» (обычно слухом или с помощью специального аппарата), «улавливать», переносное, разговорное «схватывать», нейтральное в формах несовершенного вида к противопоставлению по семам результативности / нерезультативности, и их нерезультативные  синонимы «чувствовать, чуять» - «воспринимать чутьём, интуицией» [Васильев 1981: 52-53].

Первым из этих глаголов свойственно двойное управление (воспринимать кого- что-либо чем-либо) и трансформации типа Своим слухом он улавливает малейший шорох – Его слух улавливает малейший шорох, а вторые управляют лишь формой винительного падежа (чувствовать кого – что), так как на средство восприятия (чувство) указывает семантика этих глаголов.

Очень близки к рассмотренной группе глаголы с идентифицирующим значением ’воспринимать кого-, что-либо органами чувств или мыслью в результате сосредоточивания своего внимания на объекте восприятия’. Эта группа включает результативные глаголы замечать, разг.примечать и их синонимы осязать (перен.) – ’воспринимать, замечать в конкретной чувственной форме’; ’усматривать, услеживать’ (чаще – усмотреть, уследить) - ’замечать (заметить) в результате наблюдения’; ’подмечать’, перен. ’подсматривать, подкарауливать’ (чаще – подметить, подсмотреть, подглядеть, подкараулить) - ’замечать (заметить) в результате случайного и обычно незаметного для объекта наблюдения’; ’почувствовать, почуять, учуять, увидеть’ - ’заметить чутьём, интуицией, мыслью’; ’находить, обнаруживать, открывать’ - ’замечать что-либо ранее скрытое, незаметное’; ’не проранивать (чаще – не проронить) ни слова’ - ’замечать, воспринимать (заметить, воспринять) всё при слушании’; ’ловить (поймать) себя на чём-либо’ - ’замечать (заметить) неожиданно что-либо в себе самом, за самим собой’. Глаголы этой группы могут употребляться как в действительных, так и в страдательных оборотах: Они замечают всё – Ими всё замечается; Здесь замечают всё – Здесь всё замечается; Он заметил всё – Им всё было замечено и т.п.

Способность всё замечать (проницательность) выражается фразеологизмом ’видеть на три (на два) аршина под землёй (в землю)’ - ’быть очень проницательным, уметь замечать всё’, а отсутствие этого свойства – фразеологизмом ’не видеть дальше своего носа’

Противоположное значение ’не замечать кого-, что-либо’ имеют глаголы ’упускать, упускать из виду (внимания), пропускать кого-, что-либо’, перен. ’проходить мимо кого-, чего-либо’ и их синонимы ’недоглядывать, недосматривать’, разг. ’прозёвывать’, простор. ’промаргивать, проворанивать’, (чаще – недоглядеть, недосмотреть, прозевать, проморгать, проворонить, простор. – прошляпить) - ’не замечать (не заметить) по невнимательности, оплошности, недосмотру’ и т.д.

Перечисленные примеры взяты нами из книги Л.М.Васильева «Семантика русского глагола» [Васильев 1981: 52-57].

В  «Толковом  словаре русских глаголов» под редакцией Л.Г.Бабенко находим 100 глаголов восприятия. Базовый глагол ’воспринимать’ и глаголы: бросать (взор, взгляд), видеть, видеться (встречаться), видеться (грезиться), внимать, воззриться, воспринимать, впиваться (взглядом), вслушиваться, всматриваться, встречать, встречаться, выглядывать, выслушивать, высматривать, глядеть, дослушивать, досматривать, забе'гать (глазами), заглядывать, замечать, заслышать, засматриваться, заставать, косить (глазом), коситься, ловить, любоваться, наблюдать, налюбоваться, нарываться, наслушаться, находить, начитаться, обозревать, обращать (взор, взгляд), оглядываться, оглядывать, озирать, озираться, осматривать, осматриваться, осязать, отводить, отмечать, ощущать, переводить, подмечать, подслушивать, подсматривать, принимать и т.д. [ТСРГ 1999: 303-311].

Семантический класс глаголов восприятия по семам, обозначающим средства восприятия, подразделяется на пять подклассов:

  1. глаголы с общим значением восприятия;
  2. глаголы зрительного восприятия;
  3. глаголы слухового восприятия;
  4. глаголы обоняния;
  5. глаголы осязания.

Глаголы первого подкласса имплицируют лишь типовую (виртуальную) сему орудийности (воспринимать или замечать можно любым органом чувств, но только органами чувств), глаголы же остальных подклассов содержат в своей семантике конкретные орудийные семы: видеть - ’воспринимать зрением’, слышать - ’воспринимать ухом’, обонять - ’воспринимать обонянием’, осязать - ’воспринимать осязанием.

Человек как существо психологическое – это целый мир разнообразных «чувствований»: мыслей, ощущений, эмоций, в которые органически вплетаются и перцептивные впечатления – впечатления, полученные в результате познавательного контакта человека с миром.

Информация о работе Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина