Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:20, реферат

Описание работы

Лексические компоненты в глагольных значениях тесно переплетены и постоянно взаимодействуют с грамматическими и лексико-грамматическими компонентами. Так, например, для глаголов движения, кроме оппозиций по основным грамматическим значениям категорий вида, залога, наклонения, лица и времени, характерной оппозиции по семам определённой / неопределённой направленности (идти – ходить, лететь – летать и т.п.) и однонаправленности / разнонаправленности движения (идти в город – ходить в город и т.п.), для глаголов деятельности, физической и психической – оппозиции по семам безобъектности / объектности (работать / делать) и по семам нерезультативности / результативности (делать – создавать, читать – прочитывать и т.д.).

Содержание работы

Введение
Теоретические основы исследования
Русская глагольная лексика и принципы её классификации
Глаголы восприятия в художественном тексте
Глаголы восприятия в лирике А.С.Пушкина
Основные значения и особенности употребления глаголов зрительного восприятия в лирике А.С.Пушкина
Анализ функционирования глаголов слухового восприятия
Тенденции использования глаголов обоняния, осязания и состояния
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение глаголов восприятия в лирике А.docx

— 170.94 Кб (Скачать файл)

Глагол видеть относится к наиболее типичным глаголам перцептивного состояния. Этот аспект его содержания (состояние) неоднократно отмечался исследователями, например: [Арутюнова 1989, Апресян 2004а, Кустова 2004а, 2004б и др.] – анализ именно этого глагола даёт нам возможность выделить некоторые параметры семантики состояния, главным из которых является специфика субъекта состояния. Для состояния характерна связь с я-субъектом.

Так, глагол видеть в сочетании с местоимениями я, мы или в форме 1-го лица, или в других формах с я-субъектом (краткое причастие мне виден, инфинитив с я-субъектом (страшно видеть мне) – это подавляющее количество из более чем  80-ти   употреблений этого глагола в поэтических текстах.

я  вижу  (зрю)

И въявь я вижу пред собою

Дней прошлых гордые следы.    (Воспоминания в Царском Селе. Т.3, с.156)

Нет, не у счастия на лоне

Его я вижу, не в бою…

Одров я вижу длинный строй…  (Герой. Т.3, с. 200)

 

«Я вижу некий свет», - сказал я наконец.   (Странник. Т.3, с.342)

Не увижу я прелестной

И как чижик в клетке тесной

Дома буду горевать

И Наташу вспоминать.   (К Наташе. Т.1, с.98)

Да вновь увижу я ковры густых лугов,

И дряхлый пук  дерев, и светлую долину… (Царское Село. Т.2, с.7)

Тебя зовут прохлада и покой;

В одной тебе я зрю свою богиню…  (Сон. Т.1, с.192)

Но я не узрю вас, дни славы, дни блаженства… (Андрей Шенье. Т.2, с.81)

Лишь её завижу я,

Мнилось, легче вкруг меня

Воздух утренний струился…  (С португальского. Т.2, с.119)

вижу (зрю)

Вижу: лира над могилой

дремлет в сладкой тишине;

… … … … … … … … … …

Вижу: горлица на лире,

В розах кубок и венец….    (Гроб Анакреона. Т.1, с.174)

И вижу вновь семью друзей.   (Воспоминания в Царском Селе. Т.3, с.155

Я не злодей, с волненьем и тоской

Не зрю во сне кровавых привидений… (Сон. Т.1, с.198)

Пускай увижу милый взор…  (К Морфею. Т.1, с.217)

Не завидую царям,

Не завидую богам,

Как увижу очи томны…  (С португальского. Т.2, с.120

я видел (зрел)

Я видел, как на брань летели ваши строи…   (Александру. Т.1, с.154)

Я видел – дева у окна

Одна задумчиво сидела…   (Окно. Т.1, с.205)

Я видел смерть; она в молчанье села

У мирного порогу моего;

Я видел гроб; открылась дверь его;

Душа, померкнув, охладела…    (Элегия. Т.1, с.221)

Поверьте мне, я видел

В уборной у Венеры

Фиал Анакреона.  

… … … … … … …

На краюшке я видел

Печального Амура.  (Фиал Анакреона. Т.1, с.235)

Я видел вас, я их читал,

Сии прелестные созданья… (К.А.Тимашевой. Т.2, с.151)

Я зрел твоих сынов гражданскую отвагу…

… … … … … … … …

Я зрел, как их могущи волны

Всё ниспровергли, увлекли…   (Андрей Шенье. Т.2, с.81)

Сошли мы вниз – и я узрел себя в подвале.

Тогда я демонов увидел чёрный рой… (И далее мы пошли… Т.3, с.234)

Недавно, обольщён прелестным сновиденьем,

В венце сияющем, царём я зрел себя… (Сновидение. Т.1, с.271)

видел

Содрогся счастья сын, и, брошенный судьбою,

Он землю русскую не взвидел пред собою.  (Александру. Т.1, с.154)

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять… (Вновь я посетил… Т.3, с.345)

(мы) видим 

Но у подножия теперь креста честного,

Как будто у крыльца правителя градского

Мы зрим поставленных на место жен святых

В ружье и кивере двух грозных часовых.   (Мирская власть. Т.3, с.366)

видеть (зреть) в безличном предложении с семантическим я-субъектом

«Ах, сударь! Мне сказали,

Вы пишете стишки;

Увидеть их нельзя ли?..  (К Дельвигу. Т.1, с.150)

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья… (Отцы пустынники и жены непорочны… Т.3, с.370)

И пример с семантическим мы-субъектом:

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.  (Товарищам. Т.1, с.265)

Значение непроизвольности процесса, характерной для состояния, проявляется в том, что глаголы состояния, в том числе и видеть, не имеют формы повелительного наклонения. Поскольку состояния (особенно физические) стихийны, непроизвольны и характеризуются неопределённостью причины и источника, они несовместимы с волеизъявлением ни самого субъекта, ни другого лица по отношению к субъекту состояния (ср.: учись, работай и невозможность видь, зноби и т.п.). Но у А.С.Пушкина находим:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей…  (Пророк. Т.2, с. 149),

Словоформа виждь устаревшая, употреблена в форме повелительного наклонения.

Анализ функционирования глагола перцептивного действия смотреть (глядеть) начнём тоже с анализа параметра субъекта.

Глагол смотреть функционирует в поэтических текстах чаще всего во 2-м лице: смотришь или смотри, а также в других формах с субъектом – предметом или человеком, но не в 1-м лице [Авдевнина 2013]. Он обозначает не просто целенаправленно перцептивное действие, а такое действие, которое приобретает, например, функцию коммуникативных жеста, действия, события. Отсюда активность обращения к собеседнику, а значит, сравнительно высокая частотность форм 2-го лица, в первую очередь повелительного наклонения, потому что возникновение функции этой формы в большей степени обусловлены актом коммуникации, чем какие-либо другие. В коммуникативном взаимодействии собеседники не только являются участниками одного акта общения, но и находятся в одном перцептуальном пространстве. Форма смотри превращается в формулу совмещения восприятий говорящего и его реального или риторического собеседника, направления их внимания на один и тот же объект, на одни и те же признаки воспринимаемого мира.

Наряду с индивидуальным восприятием, мы можем выделить такой его тип, как совместное или совмещённое восприятие. И этот тип возникает именно в языковой репрезентации перцептивного процесса. «Язык «изобретает» его, конструируя и стремясь разнообразить способы психологизации изображения, способы усидения в зиображаемом «эффекта присутствия» - в данном случае путём введения не одного, а сразу двух воспринимающих сознаний» [Авдевнина 2013: 188-189]. В форме смотри имплицруются говорящий и его собеседник, внимание которых направлено на один и тот же объект:

Но голос: «О путник, ты долее спал;

Взгляни: лёг ты молод, а старцем восстал». (Подражания Корану. Т.2, с. 47-54)

Взгляните на него – не там, где каждый день

Тщеславие на всех наводит ложну тень… (Безверие. Т.1, с. 250-253)

И колкий Бомарше, и твой безносый Касти,

Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти,

Забыты для других. Смотри: вокруг тебя

Всё новое кипит…  (К вельможе. Т.3, с.169-171)

Смотри, какой здесь вид:

Избушек ряд убогий… (Румяный критик мой… Т.3, с.289)

Содержание восприятия может быть представлено простым объектом (видеть дом, смотреть на дом) или объектом характеризованным (какой объект, какие совершает действия, какие переживает состояния и т.п.: видеть, что дети устали и т.п.). Это не только разные аспекты содержания восприятия, но и разные ступени перцептивного процесса.

Наш материал показывает, что актуализация простого объекта характерна для употребления глагола видеть, на что указывает такая его грамматическая особенность как переходность, сохраняющаяся в подавляющем большинстве значений (видеть что?, но: смотреть на что?). Грамматический прямой объект при глаголе видеть – это объект, предмет, вычленяемый на первом этапе процесса восприятия. Следующим этапом становится вычленение признаков воспринимаемого предмета, и конструкции, репрезентирующие этот этап, становятся сложнее: вижу морской залив (простой объект), но смотри, как тих морской залив (объект охарактеризованный). В поэтическом материале эти конструкции в основном на употреблении глагола смотреть: смотри, какой здесь вид.

Одной из особенностей глагола смотреть (глядеть) как средства обозначения целенаправленной перцепции (в отличие от глагола состояния видеть) является то, что он обозначает перцептивный процесс как действие, наблюдаемое со стороны и характеризующее его производителя.

 

смотреть (глядеть, взирать) с наречием

Я издали глядел – смущением томим. (И далее мы пошли… Т.3, с.233_

Уж издали смотреть, указывать рукою

На парус бедственный пловцов. 

… … … … … … … … … …

На игры младости взирал издалека. (Элегия. Т.1, с.225)

Сводня грустно за столом

Карты разлагает.

Смотрят барышни кругом… (Сводня грустно за столом… Т.3, с.42)

Он любит тишину;

Судьбе своей послушный,

На барскую казну

Взирает равнодушно… (Послание к Галичу. Т.1, с. 143)

На жизнь насмешливо глядел –

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.  (Демон. Т.2, с.13)

Клялась, что если буду вновь

Глядеть налево и направо… (Паж или Пятнадцатый год. Т.3, с. 187)

С порога жизни в отдаленье

Нетерпеливо я смотрел.  (Наслажденье. Т.1, с. 227)

смотреть  с деепричастием и деепричастным оборотом

На краюшке я видел

Печального Амура –

Смотрел он пригорюнясь

На пенистую влагу.   (Фиал Анакреона. Т.1, с.235)

Сквозь слёз смотрю в решётки,

Перебирая чётки.  (К сестре. Т.1, с.49)

смотреть (глядеть, взирать) с обстоятельственной падежной формой

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу.  (Товарищам. Т.1, с.265)

На жертвенник Венеры

С досадой он глядит… (Фавн и пастушка. Т.1, с.277)

Порой насмешливо в окно глядишь на них

И видишь оборот во всём кругообразный.  (К вельможе. Т.3, с.169)

Тогда ль, как с Альпов он взирает

На дно Италии святой…  (Герой. Т.3, с.198)

Глядим на бледный снег прилежными глазами… (Зима. Что делать нам в деревне? Т.3, с. 127)

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижный – и глядел

На озеро… (…Вновь я посетил… Т.3, с. 345)

Глядишь в забытые вороты

На чёрный отдалённый путь… (Няне. Т.2, с. 152)

И я глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса… (Не дай мне бог сойти с ума. Т.2, с. 384)

Она с волнением глядела

На тёмный под холмами путь.  (Окно. Т.1, с.205)

…И молча с мрачною душою

На дальний путь глядел.

«Скажи, что смотришь на дорогу?..» (Слеза. Т.1, с.157)

Людмила светлый взор возводит…

Мечты возвышенной полна,

В молчанье смотрит ли она…  (Кто знает край, где небо блещет… Т.3, с.55)

Изобразительно-описательная природа того действия, которое обозначается глаголом смотреть (равно как и глаголом глядеть), проявляется и в контекстах, помещающих это действие в ряд других поведенческих признаков и характеристик человека, тоже обозначенных глаголами:

Люблю я в летний день

Бродить один с тоскою,

Встречать вечерню тень

Над тихою рекою

И с сладостной слезою

В даль сумрачну смотреть.  (Городок. Т.1, с. 109)

С той поры, сгорев душою,

Он на женщин не смотрел,

И до гроба ни с одною

Молвить слова не хотел.  (Жил на свете рыцарь бедный… Т.2, с.249)

Не он ли вечно бродит

Вкруг дома твоего и взор к окну возводит?

Ты втайне ждёшь его. Идёт, и ты бежишь,

И долго вслед за ним незримая глядишь. (Ты вянешь, ты молчишь… Т.2, с.55)

Он стал рассказывать о ножках, о глазах,

О неге той страны, где небо вечно ясно,

Где жизнь ленивая проходит сладострастно,

Где пылкий отрока восторгов полон сон,

Где жены вечером выходят на балкон,

Глядят и, не страшась ревнивого испанца,

С улыбкой слушают и манят иностранца.  (К вельможе. Т.3, с. 170)

Она глядит на вас так нежно,

Она лепечет так небрежно… (Зачем я ею очарован? Т.3, с. 389)

смотреть (глядеть, взирать) с объектной падежной формой

С тех пор гляжу на свет,

Как узник из темницы… (К сестре. Т.1, с. 49)

Мой ангел будет с грустной думой

Томиться меж других детей

И до конца с душой угрюмой

Взирать на ласки матерей… (Романс. Т.1, с. 90)

На юных ратников взирали,

Ловили брани дальний звук.  (Воспоминания в Царском Селе. Т.3, с. 156)

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра… (Ответ анониму. Т.3, с. 179)

Я на тебя глядел и думал: ты моя… (Желание славы. Т.2, с. 77)

Старик, счастливый век забыв Екатерины,

Взирает на тебя с безмолвною слезой.  (Александру. Т.12, с. 155)

Следует отметить, что в поэзии 19-го века глагол глядеть активно употребляется наряду с глаголом смотреть. Наши примеры обнаруживают заместительную функцию глагола глядеть: он употребляется  наряду с глаголом смотреть, вероятно, с целью разнообразить средства обозначения перцептивного действия. Кроме того, совпадают главные значения этих глаголов: смотреть 1. Устремлять, направлять взгляд куда-либо, иметь глаза направленными на кого-, что-либо [МАС Т.4: 158]; глядеть 1. Устремлять, направлять взгляд, иметь глаза направленными на кого-, что-либо или куда-либо [МАС Т.1: 318].

Характер поведения человека передаётся последовательностью ряда действий. Взаимозамена глаголов смотреть / видеть в большинстве контекстов невозможна. Такое характерологическое значение глагол смотреть приобретает в тех контекстах, в которых отсутствует информация о содержании, объекте, направлении взгляда, но передано (чаще всего с помощью наречий или падежных форм со значением образа действия) выражение лица, общее впечатление о субъекте по глаголу смотреть:

Она с волнением глядела

На тёмный под холмами путь.  (Окно. Т.1, с.205)

Сквозь слёз смотрю в решётки… (К сестре. Т.1, с.49)

С порога жизни в отдаленье

Нетерпеливо я смотрел.  (Наслажденье. Т.1, с. 227)

Смотрел он пригорюнясь

На пенистую влагу.  (Фиал Анакреона. Т.1, с.235)

И я глядел бы, счастья полн,

В пустые небеса. (Не дай мне бог сойти с ума. Т.2, с. 384)

Он любит тишину;

Судьбе своей послушный,

На барскую казну

Взирает равнодушно.  (Послание к Галичу. Т.1, с.143)

Все оттенки характерологической (если характеризуется человек) и признаковой (если изображается предмет) семантики этого глагола подтверждает тезис о наличии в его содержании семы «видимое, перцептивно воспринимаемое действие», в отличие от глагола видеть, который обозначает субъективное не проявляющееся состояние или ментальный процесс, тоже имеющий скрытый характер.

Информация о работе Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина