Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:20, реферат

Описание работы

Лексические компоненты в глагольных значениях тесно переплетены и постоянно взаимодействуют с грамматическими и лексико-грамматическими компонентами. Так, например, для глаголов движения, кроме оппозиций по основным грамматическим значениям категорий вида, залога, наклонения, лица и времени, характерной оппозиции по семам определённой / неопределённой направленности (идти – ходить, лететь – летать и т.п.) и однонаправленности / разнонаправленности движения (идти в город – ходить в город и т.п.), для глаголов деятельности, физической и психической – оппозиции по семам безобъектности / объектности (работать / делать) и по семам нерезультативности / результативности (делать – создавать, читать – прочитывать и т.д.).

Содержание работы

Введение
Теоретические основы исследования
Русская глагольная лексика и принципы её классификации
Глаголы восприятия в художественном тексте
Глаголы восприятия в лирике А.С.Пушкина
Основные значения и особенности употребления глаголов зрительного восприятия в лирике А.С.Пушкина
Анализ функционирования глаголов слухового восприятия
Тенденции использования глаголов обоняния, осязания и состояния
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Значение глаголов восприятия в лирике А.docx

— 170.94 Кб (Скачать файл)

Вдруг остановишься невольно…   (Красавица. Т.2, с. 354)

 

132. Воздух полн дыханьем лавра.  (Ночь тиха… Т.3, с. 394)

 

133. Зачем, как тульский заседатель,

Я не лежу в параличе?

Зачем не чувствую в плече

Хоть ревматизма? – ах, создатель!  (Евгений Онегин. Т.5, с.202)

 

134. И мне то самое пришлося отвечать;

Я не хочу себя нимало оправдать:

Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,

Проводит тихий век без горя, без заботы… (К другу стихотворцу. Т.1, с.33)

 

135. …То огнь по членам пробегает,

То негою томится дух;

Тоскует, втайне ощущая

Волненье сильное в крови

На юны прелести взирая,

Он полну чашу пьёт любви.  (Кольна. Т.1, с.37)

 

136. Чистый лоснится пол; стеклянные  чаши блистают;

Все уж увенчаны гости; иной обоняет, зажмурясь,

Ладана сладостный дым; другой открывает амфору,

Запах весёлый вина разливая далече; сосуды

Светлой студёной воды, золотистые хлебы, янтарный

Мёд и сыр молодой – всё готово; весь убран цветами

Жертвенник … (Из Ксенофона Колофонского. Т.2, с. 358)

 

137. С волненьем и тоской туда  стремлюся я,

Воспоминаньем упоенный…

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает… (Погасло дневное светило… Т.1, с. 121)

 

138. И вдруг я чувствую твоё дыханье, слёзы

И влажный поцелуй на пламенном челе… (Выздоровление. Т.1, с. 334)

 

139. Итак, уж ты вкусила

Все радости любви;

Ты чувствуешь, о Лила,

Волнение в крови…  (Фавн и пастушка. Т.1, с.278)

 

140. От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.  (Сон. Т.1, с.197)

 

141. Друзей любить открытою душою,

В молчанье чувствовать, пленяться красотою –

Вот жребий мой; ему я следовать готов,

Но, милый, сжалься надо мною,

Не требуй от меня стихов!  (Шишкову. Т.1, с. 237)

 

142. Я лирных звуков наслажденья

Младенцем чувствовать умел,

И лира стала мой удел.  (Дельвигу. Т.1, с. 254)

 

143. Стыдливой грации внимает он советы

И, чувствуя в груди огонь ещё младой,

Восторженный поёт на лире золотой. (К Дельвигу. Т.1, с.413)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Глаголы с семантикой восприятия в лирике А.С.Пушкина