История зарубежной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.

Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.

Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)


1.                   Время возникновения реализма, истоки: политические, научные, культурные.

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.

Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.

Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».

Смена романтизма реализмом определяется вступлением буржуазно-капиталистической Европы в новую фазу своего развития. Важнейшим новым моментом был выход рабочего класса на арену общественно-политической борьбы.

Формирование реализма в Англии хронологически почти точно совпадает с острым переломом в социально-политической жизни страны

Реалисты, опираясь на достижения романтиков, приходят к новому пониманию историзма и новым принципам типизации. Для романтиков характерен «историзм прошлого», когда изображались конфликты и события прошлых эпох. Обращаясь к конкретному времени, романтики используют хронотоп, где время и место условно (за исключением романов Скотта и Купера). Авторов не интересовали истоки характера персонажа, эволюция личности под влиянием социальных обстоятельств. В романтизме важны «сломы» характеров, их своеобразная революция под воздействием этических причин.

Реалисты создают «реализм настоящего». Собственно историческая тема почти уходит из реалистических произведений. Реалисты изображают социально-временные условия формирования личности, социально-этические причины, влияющие на ее изменение. Основную задачу романист видит в художественном отображении и осмыслении острых переломных моментов национальной истории. Бальзак в своем грандиозном творении «Человеческая комедия» ставит задачу показать историю нравов современной Франции, т.о. он актуализирует понятие историзма. Понимание сущности буржуазного уклада связывается с истоками власти буржуазии с конца 18 в. Актуально историчен в своих романах и Стендаль. Злободневная актуальность в «Красном и черном» органично связана с предшествующими этапами развития послереволюционной Франции. Этот принцип историзма в новом звучании сохраняется и у Флобера. Он в своем творчестве показал глубокий драматизм общественного и эстетического сознания после поражения революции 1848-1849 гг.

Романтическая тема природы уступает место теме города, где развиваются основные социальные конфликты. Тема денег, воспринимающаяся романтиками как разрушительное начало в абстрактном плане, выходит на первый план как вполне реальный двигатель современного общества. Возвышенная тема художника и великая тема любви соединяются с экономическим интересом.

Автор-реалист, следуя открытиям романтиков, стремится исследовать все самые тайные уголки души своего героя. До второй половины 19 в. это исследование ведется в основном путем применения законов логики к движениям души.

Геббель, Мериме, Флобер, Теккерей находят новые способы для изображения душевного мира человека, давая возможность читателю с помощью подтекста и символа проникнуть далее того, что дает непосредственно текст.

Реализм в целом тяготеет к изображению широких картин, к исследованиям причин и следствий. Поэтому основным жанром реализма становится роман – социальный, социально-психологический. Редко встречается роман-воспитание, т.к. он связан с личностью одного человека. Но черты романа воспитания присутствуют почти в каждом реалистическом романе, где представлена эволюция характера.

Драма в этот период менее развита, она набирает силу только к концу века, с усилением конфликтности эпохи. Наиболее яркие ее образцы, сближающиеся во многом с романтическим типом творчества, дает Германия – Бюхнер, Геббель, Гуцков. Расцвет драмы в Германии обусловлен напряженностью социальной жизни и неразрешенностью национальных проблем – раздирающей страну раздробленности.

Поэзия также претерпевает изменения по сравнению с романтизмом. С одной стороны, все большее значение приобретает форма стиха – открытия постромантиков и прерафаэлитов в Англии, парнасцев и Бодлера во Франции, Гейне в Германии. С другой стороны, поэзия становится все более интимной, приобретает мистические черты за счет использования вторых планов и подтекста. Вместе с тем в поэзию проникает тема города. Поэзия из философской как у романтиков, становится интеллектуальной как у Бодлера. Поэзия лишается риторики, апеллирует к выразительности и смысловой наполненности образа шокирующего и символического. В поэзии конца 19 в. возникают предсимволические явления, которые получают развитие в начале 20 века на рубеже веков. Другой особенностью поэзии 19 в. была политическая злободневность.

В середине 19 в. происходит своеобразный перелом в развитии реализма, в нем зарождаются тенденции, которые приведут к развитию натурализма, символизма и неоромантизма.

В это время в общее русло европейской литературы вписывается Испания, которая раньше была отражением романтизма Франции. В Италии возникают предпосылки реализма, отразившиеся в теоретических работах Де Санктиса. Скандинавские литературы, в которых романтизм задержался дольше, к середине века включаются в общее европейское развитие реализма.

Огромное влияние на развитие реализма оказали титаны Возрождения Рабле, Сервантес, Шекспир. Другим немаловажным фактором была реалистическая литература эпохи Просвещения – английский роман. Реалисты восприняли антифеодальную, социально-критическую тенденцию просветительского реализма, его тонкое психологическое мастерство (Лоренс Стерн). От просветителей реалисты восприняли веру в познавательную силу человеческого разума. Их сближает утверждение воспитательной, гражданской миссии искусства. В творчестве Диккенса, роль художественного творчества, способного искоренить социальное зло очень преувеличивалось. Это убеждение привело писателя на исходе творческого пути к тяжелым разочарованиям.

 

 

 

2,3. Связи и отличия реализма и романтизма в тематике и выборе героя. Концепция характера у романтиков и реалистов.

«Начало нового века» — так называется стихотворение Фридриха Шиллера, написанное в 1801 г. Пламенный немецкий просветитель, восторженно утверждавший в своих драмах веру в непрерывный прогресс человечества, неуверенно и даже в каком-то смятении встречал новое, XIX столетие

«Гроза» — это Великая французская революция 1789 — 1794 гг. «Кровь» — это войны, которые вел в те годы Наполеон. Старая феодально-крепостническая Европа была до основания потрясена этими событиями. В наше время даже трудно представить, каким глубоким, поистине историческим был переворот в сознании современников.

Но вспомним, какой долгой была ночь средневековья. Более тысячелетия! Сменялись десятки поколений — социальный уклад оставался неизменным. А церковь внушала верующим, что он и не может быть иным.

Парижане, взявшие 14 июля 1789 г. Бастилию, дали наглядный урок всем народам.

Оказывается, вековые порядки можно изменить и создать государство без короля и дворянских привилегий.

Не пропали усилия мыслителей XVIII в. Настойчиво, упорно просветители расшатывали веру в незыблемость старого режима, неустанно внушали они своим современникам, что на смену отжившему, обветшалому, утратившему всякий здравый смысл порядку вещей должен прийти новый, разумный, достойный человека — самого совершенного творения природы.

Но жизнь оказалась сложнее, чем это представлялось Дефо, Вольтеру, Лессингу, Филдингу, молодому Шиллеру.

Новое буржуазное общество было устроено значительно лучше прежнего, но оно отнюдь не было похоже на царство разума, обещанное просветителями XVIII в. И неизбежно наступило разочарование.

Все старое было поколеблено, а новое еще не определилось. Пересматривались прежние взгляды, менялись оценки, ожесточенные споры шли между сторонниками старого и нового.

В этой общественной атмосфере на рубеже XVIII — XIX вв. возникло новое явление духовной жизни — романтизм.

Романтизм составил целую эпоху в истории европейской культуры. На протяжении нескольких десятилетий он господствовал в литературе, музыке, живописи. Направление это сложное, многогранное и охватывает явления, внешне как будто непохожие.

Поэт Байрон создал образы Гяура и Каина — необычных героев, людей большой страсти и трагической судьбы, одиноких и неприкаянных. Мы говорим : это романтизм.

Читая роман Гюго «Собор Парижской богоматери», мы поражаемся тому, как ярко, контрастно изображены его герои, как остро сталкиваются добро и зло, и говорим: это романтический исторический роман.

В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, глубокий интерес к прошлому, стремление и умение зримо передать колорит отдаленных времен (историзм), влечение к необычному, к экзотике (нетипичность, исключительность обстоятельств) и, наконец, задушевность, лиризм, какое-то особое, до этого неизвестное в литературе проникновение в глубины человеческой души.

О романтиках часто говорят, что они противопоставляют действительности несбыточную мечту, подменяют жизнь сказкой. Это верно, но надо обязательно разобраться, в чем смысл этого противопоставления.

Прочь, прочь от жизни — навсегда!(Перевод В. Брюсова.)

Это не значит, что Байрон — человеконенавистник, как его нередко называла буржуазная критика. «Он любил человечество, — писал В. Г. Белинский, — но презирал и ненавидел людей, между которыми видел себя одиноким и отверженным».

Байрон не принимал нового, буржуазного строя и не чувствовал уважения к старой, дворянской аристократии.

Именно потому, что романтики презирали весь существующий буржуазный уклад жизни, они считали его предметом, недостойным поэтического изображения.

По мнению В. Гюго, драма неинтересна, если она, как простое плоское зеркало, отражает серую скуку жизни. Она должна быть зеркалом «концентрирующим», превращающим «мерцанье в свет, а свет — в пламя!».

В своих драмах В. Гюго не изображал современников. Как и другие романтики, он рисовал своих героев по контрасту с тем, что видел вокруг себя в буржуазной Франции XIX в.

Торгаш был пошлым и мелочным. Романтики изображали большие чувства, могучие страсти, необычные подвиги. Буржуа был холодным, бездушным, расчетливым. Романтики раскрывали богатство души человеческой, неустанно напоминая о том, как трагически одинок настоящий человек в окружающем мире.

Тема одиночества пронизывает романтическую лирику. Вспомним стихи Гейне, известные нам по переводу М. Ю. Лермонтова:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна...

И пальма ей снится тоже одна на утесе горючем... Одиноки Каин и Манфред у Байрона, Конрад Валленрод у Мицкевича, Рюи Блаз и Трибуле у Гюго. Неприкаянно чувствуют себя странствующие музыканты Гофмана...

Конечно, в разных странах романтизм имел свои особенности. Например, главное содержание романтизма Италии и Польши — протест против иноземного гнета и борьба за национальное освобождение.

Страстно выражая свое отношение к миру, романтики не скрывали своих общественных позиций. Все они презирали буржуазное общество, но идеалы их нередко резко противостояли друг другу.

Романтикам казалось, что буржуазная революция принесла лишь новое зло, разрушив патриархальную простоту нравов. Некоторые романтики поэтому идеализировали прошлое или даже искали утешения в религии. В творчестве таких писателей, как Шатобриан и Новалис, консервативные взгляды приходили в столкновение с глубокими прозрениями художника, видевшего сложность и противоречивость новой эпохи.

Другие романтики — П. Б. Шелли, В. Гюго, Ж. Санд, А. Мицкевич, Г. Гейне, презирая буржуазный мир, еще более решительно отметали все старое, отжившее, исторически обреченное и звали вперед, даже если они весьма смутно представляли себе облик грядущего.

Романтизм главенствовал в европейской литературе многие десятилетия. Это был важный этап в развитии культуры человечества. Бурно расцвела лирика. Отказавшись от сковывающих правил классицизма, романтики покоряли читателей богатством интонаций, многообразием поэтических форм, проникновенностью в передаче человеческих чувств. Романтики создали исторический роман. Они пробудили интерес к национальной культуре, к устному народному творчеству.

Они добились больших успехов в искусстве перевода на родной язык художественных произведений других народов. В литературе романтизма мир предстал более сложным и многозначным, чем это казалось просветителям.

Но жизнь шла. В Европе побеждал капитализм. В Англии и Франции эта победа была особенно наглядной и очевидной.

И уже нельзя было ограничиваться романтическими проклятиями по адресу «металла с желтыми глазами» (золота).

Поколение писателей, выступившее в начале 30-х годов XIX в., понимало, что нужно глубоко и серьезно разобраться в тех реальных отношениях, которые складывались в обществе. На смену романтизму и в споре с ним формируется реализм — искусство большой правды.
Да, очень непоэтично общество, все интересы которого сводятся к прибыли, умножению собственности. Его можно было презирать, питать к нему отвращение, но оно реально существовало. И литература больше не могла игнорировать эту реальность.

Информация о работе История зарубежной литературы