История зарубежной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:50, шпаргалка

Описание работы

Курс западноевропейского и американского реализма охватывает период с начала 1830-х гг. до начала 1980-х гг. Это временное членение этапов развития литературы весьма условно. В разных европейских странах в связи с национальным своеобразием процесс смены романтизма реализмом проходил в различных хронологических рамках.

Культурно-историческими предпосылками и основами реалистического искусства были сочинения экономистов Англии и историков Франции, работы естествоиспытателей 18 и 19 вв. Реализм 19 в. исходил из идеи социально-временной детерминированности явлений и характеров, из необходимости классифицировать явление, выявлять его социальные корни и развитие, а не только показывать, как это делал романтизм.

Существенный перелом в духовной жизни Европы был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции не могли выполнять этих задач. Идеологической основой реализма стала философия позитивизма, как тогда говорили философия «положительных знаний».

Файлы: 1 файл

ответы.doc

— 846.50 Кб (Скачать файл)

«Правда, горькая правда» — эти слова Дантона реалист Стендаль поставил эпиграфом к первой части своего романа «Красное и черное». Романтическая писательница Жорж Санд так сравнивала свой метод с методом реалиста Бальзака: она рисует людей такими, какими бы она хотела их видеть, а Бальзак изображал их такими, какие они есть.

Реалисты середины XIX в. стремились объективно разобраться в сложности и противоречивости окружающего мира, перед которым романтики часто чувствовали себя растерянно.

Бальзак видел свою задачу не только в том, чтобы стать «смелым изобразителем человеческих типов», «счетчиком профессий, летописцем добра и зла», но и в том, чтобы «уловить скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий».

Реализм XIX в. мы называем критическим. Белинский отметил главные его черты: правдивость деталей, типичность характеров, типичность обстоятельств.

Романтики чаще всего изображали исключительных героев в необычных обстоятельствах. Реалисты XIX в. с почти научной точностью исследуют связь человека с окружающей средой. Типичный характер — это социальный характер. Вкусы человека, его интересы и стремления, взгляды на мир обусловлены особенностями среды, в которой он вырос и живет.

Романтики отвергали современное зло, но нередко изображали его абстрактно. Борьба между добром и злом идет во многих романах В. Гюго и Ж. Санд. Реалисты XIX в. Диккенс, Теккерей, Стендаль, Бальзак раскрыли социальный смысл зла; они поняли, что зло не существует вообще, оно в буржуазном образе жизни, в материальной зависимости человека.

Читателю становится ясно, что, например, владелец фирмы «Домби и сын» в одноименном романе Ч. Диккенса был черствым и бессердечным не по природе своей; таким его сделали деньги, честолюбие собственника, думающего только о наживе.

Победа реализма в XIX в., конечно, не могла быть простым возвращением к художественной манере реалистов-просветителей XVIII в.

Просветителям, казалось, что победа человеческого разума, распространение культуры, просвещение приведут к устранению всякого зла на земле. Реалисты XIX в. трезвее, беспощаднее и точнее изображали жизнь.

Там, где просветители видели борьбу разума и невежества, писатели XIX в. обнаруживали классовую борьбу.

Правда, они не создавали уже таких героических образов, как Робинзон Крузо или Фауст, но романтики научили реалистов тоньше, богаче изображать человеческую личность. В литературе критического реализма человек предстал во всей сложности и противоречивости своего душевного мира.

Особенно велика здесь заслуга Ф. Стендаля, замечательного реалиста-психолога. Современная зарубежная литература многими нитями связана с традициями романтизма и реализма XIX в.

 

 

 

4. Время появления и особенности французского реализма

Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. В русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Они вместе с романтиками активно участвуют в борьбе против классицистов.

Одновременно выходят манифест французских романтиков «Предисловие к драме «Кромвель»» Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир». В них они отвергают эстетику классицизма, выступают за расширение предмета изображения, за отмену запретных тем и сюжетов. Высшим образцом для них является Шекспир, хотя Гюго и Стендаль воспринимают его по-разному. Также их объединяет критическое восприятие утверждающихся буржуазных отношений.

После революции 1830 г. пути реалистов и романтиков разойдутся. Объединять их будет только борьба с классицистами. Романтики усваивают опыт художественных открытий реалистов, особенно Бальзака. Реалисты 2 половины 19 в. будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме». Так, например, Мериме за его культ экзотики («Маттео Фальконе», «Коломба», «Кармен»), Стендаля – за пристрастие к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей, Бальзака – за стремление к авантюрным сюжетам («История тринадцати») и использование фантастики («Шагреневая кожа»). В этом проявляется специфическая особенность реализма 1 периода – наследования от романтизма приемов, отдельных тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования).

Значение романтизма для становления реализма во Франции трудно переоценить. Именно романтики выступили первыми критиками буржуазного общества. Они открыли новый тип героя, вступающего в противоборство с этим обществом. Французские реалисты придают антибуржуазной критике новый, социальный характер. Одним из значительных достижений романтизма считается открытие глубины индивидуальной личности, в познании внутреннего мира человека. Стендаль, опираясь на опыт медицины, психиатрии, свяжет психологию человека с его социальным бытием. Внутренний мир у него предстает в динамике, среда активно воздействует на становление личности.

Реалисты по-новому трактуют важнейший принцип романтической эстетики – принцип историзма. Реалисты сосредотачивают внимание на экономических структурах общества и на социальной психологии широких народных масс. Реалисты 2 периода изображают не только прошедшие эпохи (как романтики), но и современную действительность Франции. Свою главную задачу реалисты видят в художественном воспроизведении действительности как она есть.

«Самим историком должно было оказаться французское общество, мне осталось только быть его секретарем», - писал Бальзак в предисловии к «Человеческой комедии».

Но это должно быть не пассивно-зеркальное отражение жизни, а воссоздание жизни. Поэтому реалисты не исключают использование арсенала романтических приемов – фантастики, гротеска, символа, аллегории. Художник, по Бальзаку, не просто летописец своей эпохи. Он исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт. Иногда личные симпатии художника вступают в противоречие с обнаруживаемой им истиной. Сила реалиста в умении преодолевать это субъективное во имя правды жизни.

Важнейшие теоретические работы, в которых обосновываются принципы реалистического искусства – труды Бальзака 1840-х гг. «Письма о литературе, театре и искусстве», «Этюд о Бейле», «Предисловие к «Человеческой комедии»».

Реализм 2 половины 19 в., представленный творчеством Г. Флобера, отличается от реализма 1 половины. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, уже в романе «Госпожа Бовари» (1856 г). Главным объектом изображения по-прежнему остается буржуазная действительность, но меняются масштабы и принципы ее изображения. Но смену ярким индивидуальностям героев 30-40-х гг. приходят обыкновенные, непримечательные люди. Мир шекспировских страстей, душераздирающих драм «Человеческой комедии» Бальзака, Стендаля, Мериме, уступает место «миру цвета плесени», самым примечательным событием в нем становится пошлая супружеская измена.

Для реализма 2 периода характерно изменение взаимоотношений художника с миром, в котором он живет и который является объектом его изображения. Если Бальзак, Стендаль, Мериме проявляли горячую заинтересованность в судьбах этого мира, по словам Бальзака «щупали пульс своей эпохи, чувствовали ее болезни, наблюдали ее физиологию», то Флобер декларирует отстраненность от неприемлемой для него современной действительности. Главную силу реализма 19 в. составляет бескомпромиссная критика антигуманных основ буржуазного общества. Но несмотря на критический анализ действительности, одной из важнейших проблем реализма была проблема положительного героя.

Бальзак: «Порок более эффектен, он бросается в глаза… добродетель, напротив, являет кисти художника лишь необычайно тонкие линии. Добродетель абсолютно, она едина и неделима, подобно Республике; порок же многообразен, многоцветен, причудлив».

Многообразным отрицательным персонажам «Человеческой комедии» Бальзака всегда противостоят положительные герои. В них писатель воплощает свою веру в человека, в безграничные возможности его разума, стойкости и мужества.

 

 

5. Смысл названия и система образов романа Ф. Стендаля «Красное и черное».

Ф. Стендаль (литературный псевдоним Анри Мари Бейля, 1783-1842) – великий французский писатель, не понятый и не принятый критикой и современниками. Его великий шедевр «Красное и черное» не был замечен официальной критикой. Только Бальзак, Гете и Пушкин смогли по достоинству оценить роман. Вместе с тем, он открыл новый период в развитии западноевропейской литературы. Он восстал против царящего в начале 1820-х гг. классицизма и утвердил принципы современного искусства – реализма.

В 1835 он с грустью говорил, что его будут читать только в 1935. Стендаль создал психолого-аналитические произведения, лаконичные по стилю и форме. Тем самым он предугадал специфику искусства слова 20 века.

И. Эренбург: «Из всех французских авторов XIX века Стендаль нам наиболее близок… Стендаль положил начало той форме романа, которая нам представляется современной».

В то же время, современники считали его продолжателем традиций XVII-XVIII вв. Так, Бальзак писал о Стендале: «… Слог у него небрежный, неправильный, как у писателей XVIII века… Длинная фраза у него плохо построена, фраза короткая лишена закругленности. Он пишет почти в манере Дидро». Э. Золя полагал, что Стендаль «остался верен стилистической традиции XVIII века».

Применительно к творчеству Стендаля справедливы оба мнения. Он смог удивительным образом соединить традиции психологизма XVIII в. с аналитизмом XIX в. Стендаль дал свою, отличную от Бальзака, социально-историческую картину эпохи в исторической перспективе – из прошлого через настоящее в будущее. Он стал реалистом особого рода.

Стендаль с детства был свидетелем грандиозных исторических событий. Писатель родился за 6 лет до Великой французской революции 23 января 178 г. на юге Франции. Рано, в 7 лет потерял горячо любимую мать. Воспитанием занимался его дед Анри Ганьон, широко образованный человек. Стендаль рано пристрастился к чтению и пытался писать сам. В школе он увлекался математикой. Позже он решит обогатить искусство изображения человеческой души точностью и логической ясностью.

Впоследствии он напишет в своем дневнике: «Применить приемы математики к человеческому сердцу. Положить эту идею в основу творческого метода и языка страсти. В этом – все искусство».

1802-1805 гг. Стендаль проводит в Париже. Эти «годы ученья» сыграли важную роль в формировании его мировоззрения. Он становится республиканцем, врагом тирании. Создает произведения, направленные на исправление общественных пороков. Стендаль пытается найти истину, которая поможет найти счастье всем людям на земле. Своими учителями он выбирает великих просветителей – материалистов Монтескье и Гельвеция.

Настольными книгами юного Стендаля стали книги Гельвеция «Об уме» и «О человеке». Открытием для Стендаля стала утилитаристская концепция «личного интереса» Гельвеция. Согласно этой концепции, главным стимулом всех деяний человека является стремление к счастью. Но это идея не имела ничего общего с идеями эгоизма и эгоцентризма. Гельвеций утверждал, что живя с обществе себе подобных, человек должен ради собственного счастья творить добро для других. «Охота за счастьем» соединялась с гражданской добродетелью и обеспечивала благополучие всему обществу. Это «охота за счастьем» как двигатель всех поступков человека станет предметом изображения Стендаля. Стендаль, вслед за своими учителями-философами, был материалистом. И главное значение в формировании личности и способам «охоты за счастьем» он придает социальной среде, воспитанию и особенностям эпохи.

Стендаль выведет собственную формулу счастья: «Благородная душа действует во имя своего счастья, но ее наибольшее счастье состоит в том, чтобы доставлять счастье другим».

Стендаль также развивает идею Гельвеция об огромной роли человеческого сознания и страстей в общественном развитии. Стендалю нравились люди, которые самозабвенно отдавались страстям. Главная страсть, по мнению Стендаля – это любовь, ей он посвятил специальный трактат «О любви».

В нем он говорит о четырех видах любви:

1)                  Любовь-страсть – высшая форма любви. Награжденный ею человек думает только о любимом человеке и ничто больше для него не существует.

2)                  Любовь-влечение. Она оставляет место и для других влечений.

3)                  Физическая любовь.

4)                  Любовь-тщеславие.

Стендаль отдает предпочтение любви-страсти и презирает любовь-тщеславие.

 

??? Какие разновидности любви изображает Стендаль в своем романе «Красное и черное»?

 

Первый эстетический трактат «История живописи в Италии» (1817). В нем Стендаль впервые выступает против классицизма. Он считает его холодным, бездушным, устаревшим искусством.

Классицисты полагали, что идеал красоты неизменен. Стендаль же утверждает, что понятие прекрасного не может быть неизменным, так как оно зависит от восприятия и мировоззрения человека, которые быстро меняются. У древних греков было свое понимание прекрасного, а у современных людей должен быть свой идеал красоты. Этим новым идеалом, по мнению Стендаля, должен быть пыл души, чувствительность, остроумие, неожиданность, странность, своеобразие. По мысли Стендаля этот идеал еще не понят и не осознан.

Информация о работе История зарубежной литературы