Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа
Современная лингвистика характеризуется интенсивным развитием новых направлений, основанных на принципе антропоцентризма.
Прагматический подход к тексту, основывающийся на изучении его функционирования, поднимает ряд вопросов, из которых наиболее важными для данного исследования являются проблема интерпретации явных и скрытых целей высказывания, отношения говорящего к тому, что он сообщает. При решении этих вопросов основные трудности обусловлены синкретичностью проблем, недостаточной разработанностью терминологического аппарата.
В данном исследовании рассматриваются различные способы репрезентации эмоциональных концептов в художественном тексте: от непосредственного языкового описания эмоционального явления до специальных синтаксических приёмов, способствующих большей экспрессивности репрезентированных в тексте эмотивных смыслов.
Введение 4
Глава 1. Концептуальный анализ в комплексном филологическом описании художественного текста 8
1.1. Филологическое описание художественного текста. Концептуальный анализ художественного произведения как один из инструментов понимания авторского замысла 8
1.2. Понятие концепта и его репрезентация в художественном произведении посредством языковых единиц 12
1.3. Семантика и функции языковых единиц, формирующих концепт художественного произведения 14
Выводы 19
Глава 2. Эмотивное пространство текста в аспекте концептуального анализа художественного произведения 22
2.1. Вопрос о классификации эмоций и их наименованиях. 22
2.2. Структура эмотивного пространства художественного текста 28
2.3. Средства репрезентации эмоциональных концептов в художественном произведении. Эмоциональность и экспрессивность. 33
Выводы 60
Глава 3. Способы создания эмотивного пространства в произведениях А. Белого и В. Набокова 63
3.1. Анализ произведения В. Набокова «Отчаяние» 63
3.2. Анализ произведения В. Набокова «Камера обскура» 75
3.3. Анализ романа А. Белого «Петербург» 82
Выводы (сравнение результатов анализа – сравнение доминирующих концептов) 89
В конце романа контекстуальному раскрытию концепта отчаяния служит образ дождя, в русской культурной традиции символизирующего тоску, одиночество, безысходность.
Роман «Камера
обскура», напротив, оказывается очень
эмоционально насыщенным. Все испытываемые
персонажами эмоции открыты для
мгновенного восприятия читателем.
Эмоциональная открытость романа, а
также стандартный «бульварный»
сюжет, завязанный на любовном треугольнике,
способствовал неверному
Роман А.
Белого «Петербург», о котором крайне
положительно отзывался В. Набоков,
ставя его в один ряд с «Улиссом»
Джойса, также раскрывает идею исчезновения
и проносит через всю ткань
романа концепт «отчаяние». Тут надо
заметить, что сравнение произведений
А. Белого и В. Набокова показательно
в том отношении, что неоднократно
исследователями и просто читателями
отмечалось сходство этих двух писателей.
Есть даже шутливое, но весьма смелое утверждение: «Владимир
Набоков – сателлит Андрея Белого»
[Родионов, 2013, http://www.proza.ru/2013/09/
Основная идея романа – революционная гибель Петербурга. По всему тексту рассеянны мотивы грядущего Апокалипсиса. На фоне уходящего Петербурга А. Белый развивает игру человеческих страстей: апокалипсисы личностные, вплоть до страсти отцеубийства. Предчувствие гибели, опять же отчаяние пронизывает всех: и людей, и город.
Роман насыщен эмотивами, кинемами, насыщен яркими, самобытийными метафорическими образами. Диапазон эмоциональной тональности широк – здесь есть всё, эмоции динамично сменяют друг друга, однако через всю ткань произведения сквозит чувство уныния и безысходности. Начиная с кубов домов на Невском проспекте и тёмными переулками Васильевского острова, заканчивая холодным паркетом в кабинете Аблеухова. Особая экспрессивность романа создаётся на пунктуационном уровне.
Роман богат
интертекстуальными связями, отсылающими
к произведениям мировой
Стоит отметить сходство приёма обращения к описанию погоды при передаче эмоционального состояния отчаяния в романах Набокова и Белого (отчаяния, связанного с крушением надежд личности – у Набокова, и отчаяния, связанного с трагедией гибели Петербурга – у Белого). В обоих случаях это образ дождя.
Таким образом, все три романа, несмотря на совершенно непохожий сюжет, являются носителями единого мотива – исчезновения и имеют доминирующий эмоциональный концепт – отчаяние, позволяющий в полной мере раскрыть трагичность мотива исчезновения. Способы вербализации концепта в романах разные. Пунктуационные и синтаксические приёмы экспрессивности широко используются в романах «Отчаяние» и «Петербург». Явная вербализация эмоциональных концептов на лексическом уровне присутствует в «Петербурге» и «Камере обскуре». И во всех трёх романах авторы используют обращения к произведениям прошлого, реминисценции, аллюзии, и все три романа явились новаторскими в плане построения.
Заключение
Проблема реализации эмоциональных концептов в тексте является довольно малоизученной, и в особенности – функционирование эмоциональных концептов, их роль в раскрытии проблемы, идеи произведения.
Настоящее
исследование, посвящённое изучению
эмоциональных концептов
Выбор на эти произведения пал потому, что эмотивное пространство этих романов до настоящего времени не исследовалось. Особенно интересной в практическом смысле представлялась возможность сравнения доминирующих концептов в художественных материалах разных текстов авторов, чей идиостиль неоднократно сопоставлялся, а также способов репрезентации эмоциональных концептов в разных произведениях этих авторов, поиск общих способов и выделение индивидуальных авторских черт.
В рамках настоящего исследования была важна, прежде всего, прагматично-коммуникативная функция, подразумевающая наличие явные и скрытых целей высказывания. Один и тот же текст разными читателями и исследователями может интерпретироваться по-разному. Конкретной интерпретации способствуют структура, композиция текста, слова – множество элементов, выстраивающихся в единую систему, образующих концептосферу художественного произведения.
Основной единицей концептосферы является концепт. Концепт – это содержательная сторона словесного знака (значение – одно или некий комплекс ближайших связанных значений), за которой стоит понятие.
Концепты вербализуются в тексте посредством определённых лексем, сочетаний слов, возможно, стилистических приёмов, иначе – языковых единиц.
Языковая единица – это элемент системы языка, неразложимый в рамках определённого уровня членения текста и противопоставленный другим единицам в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Может быть разложима на единицы низшего уровня.
В качестве основных выделяются следующие уровни языка:
Успешная коммуникация основывается на передаче информации, заключённой в некоторых образах. Основополагающим фактором возникновения определённого образа является лексическое значение слова.
Особый
интерес в рамках настоящего исследования
представляют группы, формирующие эмоциональные
концепты, однако в современной психологии
до сих пор не решён вопрос, что
стоит относить к эмоциям, где
грань между эмоцией и
Итоговое эмотивное содержание текста складывается из комплекса частей, в которых замечено доминирование той или иной эмоции (эмоционально значимые фрагменты).
Средства репрезентации эмоций в художественном тексте можно разделить на два вида: композиционные и собственно языковые. К композиционным средствам относятся содержание произведений, фабула, способ изложения событий. К языковым – преимущественно лексические единицы.
Средства
репрезентации эмоций на разных языковых
уровнях: лексико-морфологический
В формировании
эмотивно-концептуального
Все рассмотренные
романы объединяет эмоциональный концепт
отчаяния, связанный с мотивом
исчезновения. Исчезновения личности,
исчезновения духовности, исчезновения
города. При этом языковые репрезентации
концепта в романах совершенно разные.
Так, например, в «Отчаянии» основной
концепт практически не имеет
лексического воплощения, прямое наименование
состояния отчаяния встречается
в тексте всего три раза. При
этом чаще встречаются наименования
эмоций и состояний, сопутствующих
«отчаянию»: горе, боль, грусть, радость,
страх, разочарование, слезы, жесткий,
жуть, кошмар, крайность, надежда, безнадежность,
крик, печаль, плохо, тоска, убитый и
синонимичные им. Можно сказать,
что роман не столько эмоционален,
сколько экспрессивен. И экспрессивность
эта создаётся, прежде всего, на синтаксическом
уровне. Общее взволнованное настроение
создаётся благодаря
В конце романа контекстуальному раскрытию концепта отчаяния служит образ дождя, в русской культурной традиции символизирующего тоску, одиночество, безысходность.
Роман «Камера
обскура», напротив, оказывается очень
эмоционально насыщенным. Все испытываемые
персонажами эмоции открыты для
мгновенного восприятия читателем.
Эмоциональная открытость романа, а
также стандартный «бульварный»
сюжет, завязанный на любовном треугольнике,
способствовал неверному
Роман А. Белого «Петербург» также раскрывает идею исчезновения (старого города) и проносит через всю ткань романа концепт «отчаяние». Основная идея романа – революционная гибель Петербурга. По всему тексту рассеянны мотивы грядущего Апокалипсиса. На фоне уходящего Петербурга А. Белый развивает игру человеческих страстей: апокалипсисы личностные, вплоть до страсти отцеубийства. Предчувствие гибели, опять же отчаяние пронизывает всех: и людей, и город.
Роман насыщен эмотивами, кинемами, насыщен яркими, самобытийными метафорическими образами. Диапазон эмоциональной тональности широк – здесь есть всё, эмоции динамично сменяют друг друга, однако через всю ткань произведения сквозит чувство уныния и безысходности. Начиная с кубов домов на Невском проспекте и тёмными переулками Васильевского острова, заканчивая холодным паркетом в кабинете Аблеухова. Особая экспрессивность романа создаётся на пунктуационном уровне.
Роман богат
интертекстуальными связями, отсылающими
к произведениям мировой
Стоит отметить сходство приёма обращения к описанию погоды при передаче эмоционального состояния отчаяния в романах Набокова и Белого (отчаяния, связанного с крушением надежд личности – у Набокова, и отчаяния, связанного с трагедией гибели Петербурга – у Белого). В обоих случаях это образ дождя.
Итак, способы вербализации одного и того же эмоционального концепта в романах разные. Пунктуационные и синтаксические приёмы экспрессивности широко используются в романах «Отчаяние» и «Петербург». Явная вербализация эмоциональных концептов на лексическом уровне присутствует в «Петербурге» и «Камере обскуре». И во всех трёх романах авторы используют обращения к произведениям прошлого, реминисценции, аллюзии, и все три романа явились новаторскими в плане построения.
Таким образом, все три романа, несмотря на совершенно непохожий сюжет, являются носителями единого мотива – исчезновения и имеют доминирующий эмоциональный концепт – отчаяние, позволяющий в полной мере раскрыть трагичность мотива исчезновения.
Список литературы
Информация о работе Эмоциональные концепты в прозе А. Белого и В. Набокова