Эмоциональные концепты в прозе А. Белого и В. Набокова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Современная лингвистика характеризуется интенсивным развитием новых направлений, основанных на принципе антропоцентризма.
Прагматический подход к тексту, основывающийся на изучении его функционирования, поднимает ряд вопросов, из которых наиболее важными для данного исследования являются проблема интерпретации явных и скрытых целей высказывания, отношения говорящего к тому, что он сообщает. При решении этих вопросов основные трудности обусловлены синкретичностью проблем, недостаточной разработанностью терминологического аппарата.
В данном исследовании рассматриваются различные способы репрезентации эмоциональных концептов в художественном тексте: от непосредственного языкового описания эмоционального явления до специальных синтаксических приёмов, способствующих большей экспрессивности репрезентированных в тексте эмотивных смыслов.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Концептуальный анализ в комплексном филологическом описании художественного текста 8
1.1. Филологическое описание художественного текста. Концептуальный анализ художественного произведения как один из инструментов понимания авторского замысла 8
1.2. Понятие концепта и его репрезентация в художественном произведении посредством языковых единиц 12
1.3. Семантика и функции языковых единиц, формирующих концепт художественного произведения 14
Выводы 19

Глава 2. Эмотивное пространство текста в аспекте концептуального анализа художественного произведения 22
2.1. Вопрос о классификации эмоций и их наименованиях. 22
2.2. Структура эмотивного пространства художественного текста 28
2.3. Средства репрезентации эмоциональных концептов в художественном произведении. Эмоциональность и экспрессивность. 33
Выводы 60

Глава 3. Способы создания эмотивного пространства в произведениях А. Белого и В. Набокова 63
3.1. Анализ произведения В. Набокова «Отчаяние» 63
3.2. Анализ произведения В. Набокова «Камера обскура» 75
3.3. Анализ романа А. Белого «Петербург» 82
Выводы (сравнение результатов анализа – сравнение доминирующих концептов) 89

Файлы: 1 файл

Nabokov-Bely.docx

— 170.68 Кб (Скачать файл)

В конце  романа контекстуальному раскрытию  концепта отчаяния служит образ дождя, в русской культурной традиции символизирующего тоску, одиночество, безысходность. 

Роман «Камера  обскура», напротив, оказывается очень  эмоционально насыщенным. Все испытываемые персонажами эмоции открыты для  мгновенного восприятия читателем. Эмоциональная открытость романа, а  также стандартный «бульварный» сюжет, завязанный на любовном треугольнике, способствовал неверному толкованию критиками произведения как весьма поверхностного. Однако с анализом образной системы романа и при  сопоставлении его с другими произведениями Набокова открывается тонкий метафизический смысл – мотив исчезновения личности. Роман также пропитан эмоциями отчаяния, безысходности, соседствующими с обманчивыми чувствами любви и страсти, и непосредственно с предательством, неискренностью. Причём отчаянию подвержен не только главный герой, но и второстепенные (жена Бруно, Макс), посредством кратких, как бы незначительных вторжений в их жизнь автор оставляет за кадром подлинное отчаяние ни в чём не повинных людей, показывая только причины этого отчаяния.

Роман А. Белого «Петербург», о котором крайне положительно отзывался В. Набоков, ставя его в один ряд с «Улиссом»  Джойса, также раскрывает идею исчезновения и проносит через всю ткань  романа концепт «отчаяние». Тут надо заметить, что сравнение произведений А. Белого и В. Набокова показательно в том отношении, что неоднократно исследователями и просто читателями отмечалось сходство этих двух писателей. Есть даже шутливое, но весьма смелое утверждение: «Владимир Набоков – сателлит Андрея Белого» [Родионов, 2013, http://www.proza.ru/2013/09/12/872].

Основная  идея романа – революционная гибель Петербурга. По всему тексту рассеянны мотивы грядущего Апокалипсиса. На фоне уходящего Петербурга А. Белый развивает игру человеческих страстей: апокалипсисы личностные, вплоть до страсти отцеубийства. Предчувствие гибели, опять же отчаяние пронизывает всех: и людей, и город.

Роман насыщен  эмотивами, кинемами, насыщен яркими, самобытийными метафорическими  образами. Диапазон эмоциональной тональности  широк – здесь есть всё, эмоции динамично сменяют друг друга, однако через всю ткань произведения сквозит чувство уныния и безысходности. Начиная с кубов домов на Невском  проспекте и тёмными переулками Васильевского острова, заканчивая холодным паркетом в кабинете Аблеухова. Особая экспрессивность романа создаётся на пунктуационном уровне.

Роман богат  интертекстуальными связями, отсылающими  к произведениям мировой культуры. Роман пестрит цитатами, реминисценциями, аллюзиями. Белый часто обращается не только к наследию предшественников, но и к собственному творчеству. Благодаря этому, создаётся уникальная образная структура романа. Цитата при этом становится идентификатором концептуального смысла фрагмента текста и всего произведения.

Стоит отметить сходство приёма обращения к описанию погоды при передаче эмоционального состояния отчаяния в романах  Набокова и Белого (отчаяния, связанного с крушением надежд личности –  у Набокова, и отчаяния, связанного с трагедией гибели Петербурга –  у Белого). В обоих случаях это  образ дождя.

Таким образом, все три романа, несмотря на совершенно непохожий сюжет, являются носителями единого мотива – исчезновения и  имеют доминирующий эмоциональный  концепт – отчаяние, позволяющий  в полной мере раскрыть трагичность  мотива исчезновения. Способы вербализации концепта в романах разные. Пунктуационные и синтаксические приёмы экспрессивности  широко используются в романах «Отчаяние» и «Петербург». Явная вербализация эмоциональных концептов на лексическом  уровне присутствует в «Петербурге» и «Камере обскуре». И во всех трёх романах авторы используют обращения  к произведениям прошлого, реминисценции, аллюзии, и все три романа явились  новаторскими в плане построения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема  реализации эмоциональных концептов в тексте является довольно малоизученной, и в особенности – функционирование эмоциональных концептов, их роль в раскрытии проблемы, идеи произведения.

Настоящее исследование, посвящённое изучению эмоциональных концептов романах  В. Набокова и А. Белого (романы «Петербург», «Отчаяние», «Камера обскура»), одной  из задач ставило провести сравнительный  анализ доминирующих эмоциональных  концептов и их средств репрезентации  в произведениях указанных выше авторов. На основании анализа были сделаны выводы о роли эмоциональных  концептов в раскрытии идеи произведения.

Выбор на эти произведения пал потому, что  эмотивное пространство этих романов  до настоящего времени не исследовалось. Особенно интересной в практическом смысле представлялась возможность  сравнения доминирующих концептов в художественных материалах разных текстов авторов, чей идиостиль неоднократно сопоставлялся, а также способов репрезентации эмоциональных концептов в разных произведениях этих авторов, поиск общих способов и выделение индивидуальных авторских черт.

В рамках настоящего исследования была важна, прежде всего, прагматично-коммуникативная функция, подразумевающая наличие явные и скрытых целей высказывания. Один и тот же текст разными читателями и исследователями может интерпретироваться по-разному. Конкретной интерпретации способствуют структура, композиция текста, слова – множество элементов, выстраивающихся в единую систему, образующих концептосферу художественного произведения.

Основной  единицей концептосферы является концепт. Концепт – это содержательная сторона словесного знака (значение – одно или некий комплекс ближайших  связанных значений), за которой  стоит понятие.

Концепты  вербализуются в тексте посредством  определённых лексем, сочетаний слов, возможно, стилистических приёмов, иначе  – языковых единиц.

Языковая  единица – это элемент системы  языка, неразложимый в рамках определённого  уровня членения текста и противопоставленный  другим единицам в подсистеме языка, соответствующей этому уровню. Может  быть разложима на единицы низшего  уровня.

В качестве основных выделяются следующие уровни языка:

  • Фонемный (единицы – звуки, фонемы);
  • Морфемный (единицы – префиксы, суффиксы и т.п.);
  • лексический (единицы – слова, значения слов);
  • синтаксический (единицы – словосочетания, предложения).

Успешная  коммуникация основывается на передаче информации, заключённой в некоторых  образах. Основополагающим фактором возникновения  определённого образа является лексическое  значение слова.

Особый  интерес в рамках настоящего исследования представляют группы, формирующие эмоциональные  концепты, однако в современной психологии до сих пор не решён вопрос, что  стоит относить к эмоциям, где  грань между эмоцией и чувством, эмоцией и отношением и пр. Следовательно, на данный момент представляется нецелесообразным выделять и анализировать в рамках настоящего исследования какую-то одну группу (собственно эмоции) и исключать  другие (такие, как желание, отношение, эмоциональные оценки).

Итоговое  эмотивное содержание текста складывается из комплекса частей, в которых  замечено доминирование той или  иной эмоции (эмоционально значимые фрагменты).

Средства  репрезентации эмоций в художественном тексте можно разделить на два  вида: композиционные и собственно языковые. К композиционным средствам  относятся содержание произведений, фабула, способ изложения событий. К языковым – преимущественно лексические единицы.

Средства  репрезентации эмоций на разных языковых уровнях: лексико-морфологический уровень (слово, словосочетание, словесный ряд; эмоциональные кинемы, коннотативы, метафоры и пр.), синтаксический уровень (порядок слов в предложении, экспрессивные  синтаксические конструкции, особые стилистико-синтаксические приёмы, напр., парцелляция и пр.)

В формировании эмотивно-концептуального пространства художественного текста большую  роль играют средства репрезентации  эмоций лексико-морфологического уровня.

Все рассмотренные  романы объединяет эмоциональный концепт  отчаяния, связанный с мотивом  исчезновения. Исчезновения личности, исчезновения духовности, исчезновения города. При этом языковые репрезентации  концепта в романах совершенно разные. Так, например, в «Отчаянии» основной концепт практически не имеет  лексического воплощения, прямое наименование состояния отчаяния встречается  в тексте всего три раза.  При  этом чаще встречаются наименования эмоций и состояний, сопутствующих  «отчаянию»: горе, боль, грусть, радость, страх, разочарование, слезы, жесткий, жуть, кошмар, крайность, надежда, безнадежность, крик, печаль, плохо, тоска, убитый и  синонимичные им.  Можно сказать, что роман не столько эмоционален, сколько экспрессивен. И экспрессивность  эта создаётся, прежде всего, на синтаксическом уровне. Общее взволнованное настроение создаётся благодаря обрывистости повествования. Наблюдается частое использование многоточий. Часто  встречаются прямые обращения к  читателю, риторические фигуры.

В конце  романа контекстуальному раскрытию  концепта отчаяния служит образ дождя, в русской культурной традиции символизирующего тоску, одиночество, безысходность. 

Роман «Камера  обскура», напротив, оказывается очень  эмоционально насыщенным. Все испытываемые персонажами эмоции открыты для  мгновенного восприятия читателем. Эмоциональная открытость романа, а  также стандартный «бульварный» сюжет, завязанный на любовном треугольнике, способствовал неверному толкованию критиками произведения как весьма поверхностного. Однако с анализом образной системы романа и при  сопоставлении его с другими  произведениями Набокова открывается  тонкий метафизический смысл – мотив  исчезновения личности. Роман также  пропитан эмоциями отчаяния, безысходности, соседствующими с обманчивыми чувствами  любви и страсти, и непосредственно  с предательством, неискренностью. Причём отчаянию подвержен не только главный герой, но и второстепенные (жена Бруно, Макс), посредством кратких, как бы незначительных вторжений  в их жизнь автор оставляет  за кадром подлинное отчаяние ни в  чём не повинных людей, показывая  только причины этого отчаяния.

Роман А. Белого «Петербург» также раскрывает идею исчезновения (старого города) и проносит через всю ткань  романа концепт «отчаяние». Основная идея романа – революционная гибель Петербурга. По всему тексту рассеянны мотивы грядущего Апокалипсиса. На фоне уходящего Петербурга А. Белый развивает игру человеческих страстей: апокалипсисы личностные, вплоть до страсти отцеубийства. Предчувствие гибели, опять же отчаяние пронизывает всех: и людей, и город.

Роман насыщен  эмотивами, кинемами, насыщен яркими, самобытийными метафорическими  образами. Диапазон эмоциональной тональности  широк – здесь есть всё, эмоции динамично сменяют друг друга, однако через всю ткань произведения сквозит чувство уныния и безысходности. Начиная с кубов домов на Невском  проспекте и тёмными переулками Васильевского острова, заканчивая холодным паркетом в кабинете Аблеухова. Особая экспрессивность романа создаётся на пунктуационном уровне.

Роман богат  интертекстуальными связями, отсылающими  к произведениям мировой культуры. Роман пестрит цитатами, реминисценциями, аллюзиями. Белый часто обращается не только к наследию предшественников, но и к собственному творчеству. Благодаря этому, создаётся уникальная образная структура романа. Цитата при этом становится идентификатором концептуального смысла фрагмента текста и всего произведения.

Стоит отметить сходство приёма обращения к описанию погоды при передаче эмоционального состояния отчаяния в романах  Набокова и Белого (отчаяния, связанного с крушением надежд личности –  у Набокова, и отчаяния, связанного с трагедией гибели Петербурга –  у Белого). В обоих случаях это  образ дождя.

Итак, способы  вербализации одного и того же эмоционального концепта в романах разные. Пунктуационные и синтаксические приёмы экспрессивности  широко используются в романах «Отчаяние» и «Петербург». Явная вербализация эмоциональных концептов на лексическом  уровне присутствует в «Петербурге» и «Камере обскуре». И во всех трёх романах авторы используют обращения  к произведениям прошлого, реминисценции, аллюзии, и все три романа явились  новаторскими в плане построения.

Таким образом, все три романа, несмотря на совершенно непохожий сюжет, являются носителями единого мотива – исчезновения и  имеют доминирующий эмоциональный  концепт – отчаяние, позволяющий  в полной мере раскрыть трагичность  мотива исчезновения.

 

 

 

 

 

 

Список литературы     

  1. Апресян, В. Ю., Апресян, Ю. Д., Метафора в семантическом представлении эмоций // Вопросы языкознания. 1993. №3. С. 27–35.
  2. Апресян, Ю. Д. Избранные труды / Ю. Д. Апресян. – М.: Изд. фирма Вост. лит. Т. 1: Лексическая семантика: Синоним. средства яз. – М.: Вост. Лит., 1995 – 472 с.
  3. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка: (Стилистика декодирования): [По спец. "Иностр. яз."] / И. В. Арнольд. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 300 с.
  4. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы / Н. Д. Арутюнова. — 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 383 с.
  5. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 341 с.
  6. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста Теория. Учебник; Практикум. – М.: Флинта: Наука, 2004. - 496 c.
  7. Бабенко, Л. Г. Обозначение эмоций в языке и речи : Учеб. пособие / Л. Г. Бабенко; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. – Свердловск : УР ГУ, 1986. – 98 с.
  8. Бабенко, Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке / Л. Г. Бабенко. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 184 с.
  9. Балли, Ш., Французская стилистика. М., Едиториал УРСС, 2001. – 392 с.
  10. Бахтин, М. М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин; [Сост., авт. предисл., с. 3-19 и примеч. О. Е. Осовский]; Рос. открытый ун-т. - М. : Изд-во Рос. открытого ун-та, 1995. - 139,[1] с
  11. Бахтин, М. М., Проблема текста // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. – М., Искусство, 1986. – С. 297-325.
  12. Белый, А. Петербург (роман) – Л., Наука, 1981. – 534 с.
  13. Белянин, В. П. Основы психолингвистической диагностики. (Модели мира в литературе) / В. П. Белянин. – М.: Тривола. – 2000. – 248 с.
  14. Бердяев, Н. А. Астральный роман. (Размышление по поводу романа А. Белого "Петербург") [Электронный ресурс] http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev/berdn070.htm
  15. Болотнова, Н. С., Филологический анализ текста: уч. пособие / Н. С. Болотнова – М., Флинта: Наука, 2007. – 520 с.
  16. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 666 с.
  17. Вежбицка А., Прототипы и инварианты // Язык. Культура. Познание. – М., 1996. – С. 201-231
  18. Викицитатник http://ru.wikiquote.org/wiki/Отчаяние
  19. Виноградов, В. В. О языке художественной прозы: избр. тр. / В. В. Виноградов. – М. : Наука, 1980. – 360 с.
  20. Виноградов, В. В. О языке художественной литературы. / В. В. Виноградов. – М.: Гослитиздат, 1959. – 656 с.
  21. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика / В. В. Виноградов. – М.: Наука, 1963. – 252 с.
  22. Вихрян, О. Е. Материалы к курсу лекций «Филологический анализ текста» / О. Е. Вихрян – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого. 2006.– 77 с.
  23. Водяха, А. А. Прагматический аспект эмоциональной рамки высказывания // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Выпуск I. Материалы международной научной конференции. – Ростов н/Д: НМЦ «ЛОГОС». – 2007. – С. 75 – 77.
  24. Воркачёв, С. Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Известия РАН. Серия лит-ры и языка – 2001. – №6. – С. 47 – 58.
  25. Выготский, Л. С. Мышление и речь. / Л. С. Выготский – М., Лабиринт,  1999. –  352 с.
  26. Гак, В. Г. Языковые преобразования / В. Г. Гак. - М. : Шк. "Яз. рус. культуры", 1998. - 763 с.
  27. Галкина-Федорук, Е. М., Об экспрессивности и эмоциональности в языке // Сборник статей по языкознанию: Профессору Московского университета академику В. В. Виноградову в день его 60-летия. – М. Изд-во МГУ 1958. – С. 104 – 107.
  28. Гастилене, Н.А. Экспрессивные средства выражения утверждения и. отрицания в современном немецком языке: Автореф. дис. канд.филол.наук / Н.А.Гастилене. - М., 1972; – 20 с.
  29. Гончарова, М. А., Классификация высказываний с экспрессивным порядком слов и отношения в их системе // «Языкознание», 2000 (1), С. 27 – 30.
  30. Долгополов Л. К. Андрей Белый и его роман "Петербург". — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд-ние, 1988. — 416 с.
  31. Домбровская, М. В. Концепт «дождь» как компонент национальной картины мира (на материале французского и русского языков). – Дисс. … к. ф. н. – Новосибирск, 2006. - 308 с.
  32. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – электронный ресурс: http://www.efremova.info/
  33. Жельвис, В.И. Эмотивный аспект речи : Психолингв. интерпретация речевого воздействия : Учеб. пособие / В. И. Жельвис; Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена, Яросл. гос. пед. ин-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль: ЯрГУ, 1990. - 81 с.
  34. Зайнуллина, Л. М. Эмоциональные концепты: проблемы исследования // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Вып. I. Материалы международной научной конференции. – Ростов н/Д: НМЦ «ЛОГОС», 2007. – С. 84–85.
  35. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. – 752 с.
  36. Кожина, М. Н. О языковой и речевой экспрессии и её экстралингвистическом обосновании // Проблемы экспрессивной стилистики: Межвузовский сборник научных трудов. – Ростов н/Д. – Изд-во Ростовского ун-та. – 1987. С. 10 – 12.
  37. Копылова, С. А. Функционирование многоточия в русских литературных текстах XVIII-XX веков. – дисс. … к.ф.н. – Москва, 2000. – 202 с.
  38. Кочесокова, М. Н. Функции многоточия в романе А. Белого «Петербург» // Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Вып. I. Материалы международной научной конференции. – Ростов н/Д: НМЦ «ЛОГОС». – 2007. – С. 228 – 229.
  39. Лебедева В.Ю. Хоррор-мотивы в романе В. Набокова «Камера обскура» [Электронный ресурс] http://konferent.ru/nauka/446
  40. Лекант, П. А. Рациональный <span class="No_0020Spac

Информация о работе Эмоциональные концепты в прозе А. Белого и В. Набокова