Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:30, курсовая работа
Современная лингвистика характеризуется интенсивным развитием новых направлений, основанных на принципе антропоцентризма.
Прагматический подход к тексту, основывающийся на изучении его функционирования, поднимает ряд вопросов, из которых наиболее важными для данного исследования являются проблема интерпретации явных и скрытых целей высказывания, отношения говорящего к тому, что он сообщает. При решении этих вопросов основные трудности обусловлены синкретичностью проблем, недостаточной разработанностью терминологического аппарата.
В данном исследовании рассматриваются различные способы репрезентации эмоциональных концептов в художественном тексте: от непосредственного языкового описания эмоционального явления до специальных синтаксических приёмов, способствующих большей экспрессивности репрезентированных в тексте эмотивных смыслов.
Введение 4
Глава 1. Концептуальный анализ в комплексном филологическом описании художественного текста 8
1.1. Филологическое описание художественного текста. Концептуальный анализ художественного произведения как один из инструментов понимания авторского замысла 8
1.2. Понятие концепта и его репрезентация в художественном произведении посредством языковых единиц 12
1.3. Семантика и функции языковых единиц, формирующих концепт художественного произведения 14
Выводы 19
Глава 2. Эмотивное пространство текста в аспекте концептуального анализа художественного произведения 22
2.1. Вопрос о классификации эмоций и их наименованиях. 22
2.2. Структура эмотивного пространства художественного текста 28
2.3. Средства репрезентации эмоциональных концептов в художественном произведении. Эмоциональность и экспрессивность. 33
Выводы 60
Глава 3. Способы создания эмотивного пространства в произведениях А. Белого и В. Набокова 63
3.1. Анализ произведения В. Набокова «Отчаяние» 63
3.2. Анализ произведения В. Набокова «Камера обскура» 75
3.3. Анализ романа А. Белого «Петербург» 82
Выводы (сравнение результатов анализа – сравнение доминирующих концептов) 89
На синтаксическом
уровне экспрессивность может
Порядок слов в предложении
Аранжировка
синтаксических сегментов является
важным средством организации речи,
она может обусловливать смысл
высказывания, синтаксическую структуру
предложения, стилистическую окраску
и коммуникативную сторону
«Вопрос о взаиморасположении компонентов
актуального членения в высказывании
как чисто лингвистическом
Современное понимание порядка слов как феномена, обусловленного актуальным членением высказывания и синтаксическим членением предложения, сформировалось в русле общей проблемы соотношения языка и мышления. Создатели «Всеобщей рациональной грамматики» А. Арно и К. Лансло, положив в основу описания языка категории логики, доказали универсальность форм мышления и принципов их выражения в различных языках. Эти идеи нашли своё подтверждение в терминах «психологический субъект»/ «психологическое подлежащее» и «психологический предикат» / «психологическое сказуемое». Позже Л. С. Выготский, изучая соотношение грамматических и психологических подлежащих и сказуемых, сделал вывод, что одна и та же грамматическая структура может скрывать «разнородное душевное мнение» [Выготский, 1999, 288], то есть являться речевым выражением разных смыслов.
Все слова
и блоки слов организованы в предложениях
в необходимой синтаксической последовательности.
Грамматические формы и синтаксические
структуры раскрывают семантические
отношения между словами в
предложениях и между предложениями
в тексте. Несмотря на то, что большая
часть информации в тексте передаётся
лексическими единицами, грамматические
формы и структуры вносят важный
вклад в формирование содержания
текста. Анализ изменений порядка
следования слов, частей предложения
в тексте очень существенен, так
как он помогает раскрывать коммуникативную
структуру предложения и
В. Матезиус [Матезиус, 196, 579] выделял два вида порядка слов: объективный и субъективный. В современной литературе этим видам соответствуют термины «нейтральный» и «эмфатический». Каждый говорящий в соответствии с объективной ситуацией и субъективным намерением выбирает либо высказывание с нейтральным порядком слов, либо с эмфатическим (инверсированным). Эмфаза определяется как «выделение важной в смысловом отношении части высказывания» [Лингвистический энциклопедический словарь, 592]. Матезиус понимал изменение порядка слов как препозицию темы по отношению к реме.
В п. 2.2.2., рассматривая примеры инверсий, мы пришли к выводу, что не всегда непрямой порядок слов будет средством выражения «скрытого» смысла.
Попробуем упорядочить сделанные нами выше выводы.
1. Прямой
порядок следования
2. Нарушение
нормативного
Существенную роль в размещении компонентов предложения играет коммуникативная функция порядка слов, проявляющаяся в актуальном членении предложения, частью которого является словосочетание. В неактуализированных словосочетаниях экспрессивность достигается путём инверсии в пределах словосочетания (в пределах темы или ремы), немаловажное значение при этом имеет интонация, так как более сильное ударение (вне зависимости от порядка слов) приходится на главный компонент.
В художественной
прозе инверсивный порядок слов
в словосочетании (предложении) используется
для придания речи поэтической окраски
или рассматривается как
Экспрессивные синтаксические конструкции
При описании экспрессивно окрашенных синтаксических конструкций мы будем пользоваться результатами работы Г. Н. Акимовой («Новое в синтаксисе современного русского языка»).
«Экспрессивные конструкции
Логически верно будет предположить, что любая синтаксическая конструкция может быть как экспрессивно окрашенной, так и нейтральной. Например, если говорить об эмотивном значении простого предложения как абстрактной модели синтаксической единицы, то можно сказать, что простое предложение, с одной стороны, более характерно для устной речи и в письменном тексте оно иногда может имитировать её спонтанность и простоту, способствовать более лёгкой «усваиваемости» заключённого в них содержания, в том числе и эмотивного. С другой стороны, коммуникативные функции любого предложения заключаются прежде всего в том, чтобы ясно и последовательно донести информацию, не всегда обладающую эмоциональным содержанием. Поэтому, если мы берёмся рассматривать значение конструкции простого предложения в анализе эмотивного пространства текста, необходимо учитывать лексическое наполнение предложения.
Нередко
употребление простых предложений
в художественном произведении ведёт
к опрощению диалога между
автором и читателем. Информация,
поданная простым предложением, воспринимается
легко и ясно. Когда читатель не
тратит времени на «переваривание»
текста, он глубже и быстрее погружается
в то эмоциональное состояние, которое
как отдачу требует художественное
произведение. Недаром наиболее эмоциональным
продуктом литературного
Экспрессивность предикативного центра
Основную экспрессивную нагрузку в предикативном центре несёт сказуемое как носитель модально-временного содержания. В «Русской грамматике» [Русская грамматика, §2236] рассматриваются следующие случаи представления сказуемых в экспрессивной речи:
В лингвистической
науке имеются работы, посвящённые
экспрессивности глаголов-
«Модальные значения связок
неразрывно связаны с
Н. А. Герасименко
рассматривает модально-
Экспрессивность простых предложений
Среди простых предложений наиболее экспрессивны так называемые однокомпонентные структуры. Среди глагольных особо следует выделить безличные предложения. «Семантика схемы – «наличие бессубъектного или отнесенного к субъекту действия или процессуального состояния»» [Грамматика–80, § 2501]. Отсутствие субъекта, который отвечал бы за происходящее, предополагает ощущение безысходности, непредсказуемости, стихийности того, о чём говорится в подобной конструкции. Такие предложения всегда оказываются экспрессивно маркированными. Безличные предложения заключают в себе некое осознание безысходности, зависимости: нет деятеля, к которому в случае чего можно было бы предъявить претензии. Те явления, информация о которых заключена в безличное предложение, воспринимаются как роковые.
По степени экспрессивности с безличными сопряжены неопределённо-личные предложения: действующее лицо в них возможно определить посредством контекста, но тем не менее действие в подобных структурах также непредсказуемо, автономно и является решающим.
Номинативные (назывные). Они как бы оставляют читателю возможность мыслить с подачи автора. Информация, заданная такими предложениями, всегда лаконична и ясна. Нет авторских интерпретаций явлений и предметов, читатель остаётся наедине со своим опытом и не тратит сил на понимание «чужого» видения.
Особые стилистические приёмы синтаксиса
Основной задачей стилистических приёмов является не передача каких-либо эмоций, а усиление выразительности, напряжение имеющейся эмоциональности.
Экспрессивность бессоюзных конструкций. В стилистике широко используется понятие асиндетон как обозначение экспрессивной стилистической синтаксической фигуры. «Мы определяем асиндетон как стилистическую фигуру, представляющую собой намеренное и прагматически целесообразное отклонение от господствующего в кодифицированном литературном языке союзного типа синтаксической связи, принимаемого за нейтральный вариант литературно-языковой нормы <…>. Следует иметь в виду, что две однородно построенные части сами по себе еще не образуют фигуры, если нет добавочных экспрессивных признаков – повтора, параллелизма. Однако добавление уже третьей части актуализирует повтор и создает ощущение большей гармонии ритмомелодической и архитектонической» [Сковородников, 2004, 47].
Напряжённость
и выразительность усиливают ри
Известен эллипсис – пропуск слова, которое можно легко восстановить из контекста. Сознательный пропуск слова в таких случаях создаёт особый динамизм речи.
Особая фигура поэтического синтаксиса – умолчание. Умолчание открывает широкий простор для подтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.
Часто используются вставные конструкции с модальным содержанием, которые представляют собой попутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию.
Обращения. «Основная функция обращения – называние того, к кому направлена речь – очень часто сочетается с экспрессивной оценкой, с выражением субъективного отношения говорящего (пишущего). Экспрессия выражается по-разному: интонацией, повторением обращения, сопровождающими его междометиями или частицами, лексическим значением того слова, которое выступает в роли обращения» [Русская грамматика, §2059].
Обособленные члены предложения
При употреблении однородных членов предложения возможно многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационного выделения перечисляемых понятий.
Информация о работе Эмоциональные концепты в прозе А. Белого и В. Набокова