Контрольная работа по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

1.Дайте определение понятию литературная норма.
2. Объясните, чем отличается вариативная норма от обязательной, приведите свои примеры обязательной и вариативной нормы.
3. Распределите слова в два столбика в зависимости от того, какой гласный звук произносится на месте буквы О: [О] или [А].

Файлы: 1 файл

Контрольная работа №1.docx

— 41.48 Кб (Скачать файл)

     Холдинг - приобретение контрольного пакета акций, позволяющего направлять и реализовывать политику данного акционерного общества.

     Нами организован холдинг.

      Шовинизм - идеология и политика воинствующего национализма, проповедующая национальную и расовую исключительность одного народа, ненависть и презрение к другим народам и разжигающая национальную и расовую вражду.  Я не одобряю их политику, проникнутую духом шовинизма.

 

24. Раскройте скобки, выбрав нужное слово.

  1. 1)соседский
  2. 1)искусственное
  3. 1)обговорить

                  2)обговорены

  1. 1) удачливый

         2)удачный

  1. 1)предоставляется
  2. 1)движимые
  3. 1) дипломатичный
  4. 1) бережливая
  5. 1)предоставить
  6. 1)скрытые
  7. 1)Критический

                 2)критичным

  1. 1)представить

 

25. Найдите ошибки, связанные с употреблением устойчивых словосочетаний. Исправьте предложения. Исправленные варианты запишите.

  1. Особое внимание должно быть уделено проведению мероприятий, направленных на защиту атомных станций от аварий.
  2. Имя профессора Склифосовского сыграло огромную роль в истории старейшей московской больницы.
  3. Авторы монографии уделяют пристальное внимание вопросам периодизации развития страны, имеющим лишь  на первый взгляд не столь важное  значение.
  4. Необходимо уделить большое внимание борьбе с преступностью.
  5. Трагические события, произошедшие в маленькой деревушке, имели резонанс по всей стране.
  6. В нашем административном округе уделяется особое внимание благоустройству дворовых территорий.

26. Прочтите фразы, взятые из научных работ, докладов, газетных публикаций, интервью на радио. Учитывая официальный характер речевых ситуаций, укажите случаи «смешения стилей», исправьте предложения. Исправленные варианты запишите.

  1. Нормативных документов по приватизации автору пришлось проанализировать 33 (включая Законы, указы и т.п.).
  2. Экономическая политика в настоящее время должна ориентироваться на такие цели.
  3. Решение этих задач можно осуществить, создав новые системы хозяйствования.
  4. Банковские платежи стали задерживаться до трех месяцев.
  5. Скоро в Кремлевском дворце открывается международный форум «Мировой опыт и экономика России».
  6. По наблюдению автора данной работы, необходимость такого анализа и сейчас актуальна.
  7. Много сейчас из бюджета не возьмешь.
  8. Положительные изменения могут появиться  к следующему году.

 

Морфологические нормы

 

27. Раскройте скобки, аргументируя свой выбор варианта слова. Задание оформите согласно образцу:

1. Выбираем вариант «кассир Иванова», так как большинство слов, называющих профессию, выполняющую и мужчинами, и женщинами, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола. Как существительное женского рода они могут употребляться в разговорном стиле.

  1. Выбираем вариант «Космонавта Валентины Терешковой», так как большинство слов, называющих профессию, выполняющую и мужчинами, и женщинами, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола. Как существительное женского рода они могут употребляться в  разговорном стиле.
  2. Выбираем вариант «чемпионкой», так как в литературном языке существует соответствие  женского рода данному слову.
  3. Выбираем вариант «Кассир секции», так как большинство слов, называющих профессию, выполняющую и мужчинами, и женщинами, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола. Как существительное женского рода они могут употребляться в  разговорном стиле.
  4. Выбираем вариант «Бригадир Маруся», так как большинство слов, называющих профессию, выполняющую и мужчинами, и женщинами, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола. Как существительное женского рода они могут употребляться в  разговорном стиле.
  5. Выбираем вариант «Секретарь», так как большинство слов, называющих профессию, выполняющую и мужчинами, и женщинами, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола. Как существительное женского рода они могут употребляться в  разговорном стиле.
  6. Выбираем вариант «лаборантки», так как в литературном языке существует соответствие  женского рода данному слову.
  7. Выбираем вариант «Аспирантки», так как в литературном языке существует соответствие  женского рода данному слову.
  8. Выбираем вариант «Руководитель», так как большинство слов, называющих профессию, выполняющую и мужчинами, и женщинами, не образуют соответствий для обозначения лиц женского пола. Как существительное женского рода они могут употребляться в  разговорном стиле.

 

28. Раскройте скобки, в каждом конкретном случае аргументируя свой выбор варианта, ссылаясь на правило.

  1. Тормозы, т.к. употребление другого варианта изменит лексическое значение слова
  2. Хлебы, т.к. употребление другого варианта изменит лексическое значение слова
  3. Лекторы,  т.к. иного варианта не существует в русском литературном языке
  4. Кузова, т.к. иного варианта не существует в русском литературном языке
  5. Токари и слесари, т.к. иного варианта не существует в русском литературном языке
  6. Договоры, т.к. не существует иного варианта в русском литературном языке
  7. Учителя, бухгалтеры, инженеры, кондукторы, т.к. другого варианта в русском литературном языке не существует
  8. Сектора, т.к. употребление другого варианта изменит лексическое значение слова
  9. Пропуска, т.к. употребление другого варианта изменит лексическое значение слова

29. Раскройте скобки. При оформлении задания укажите только номер предложения и слова в нужной форме.

  1. 1)рельсов
  2. 1)гектаров
  3. 1)помидоров
  4. 1)солдаты

                2)партизаны

  1. 1)баклажанов
  2. 1)яблонь

     2) вишен

     3) смородин

  1. 1)килограммов
  2. 1)килограммов

2) апельсинов

3)килограммов

4)мандаринов

  1. 1)басен

30. В приведенных ниже предложениях найдите случаи неправильного выбора формы числительного.

Запомните! Числительное не употребляется отдельно от существительного.

  1. Обеим спортсменкам
  2. Четыре аспирантки
  3. двадцать два ясли-сада
  4. обоих берегах
  5. шестьдесят трое суток.
  6. восьмьюстами метрами
  7. пятисот тысяч рублей
  8. полутысячи часов
  9. более миллиона шестисот восьмидесяти тысяч километров
  10. полуторах километрах

31. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную падежную форму, числа замените словами.

1. К пятнадцатому мая в хозяйстве вспахано более  тысяч семисот пятидесяти гектар.

2. Зимовщики пробыли на льдине около две тысяч семдесядесяти четырех суток.

3. За год надой составил две тысячи четыреста пятьдесят пять литров молока на каждую корову.

4. Лейтенант ушел в разведку  с восьмью автоматчиками.

5. Деревня находится в ста шестидесяти трех километрах от города.

6. Предложение принято тремястами семьюдесятью пятью голосами против сорока  четырех голосов.

7. Прибыл поезд с двухстами семидесятью пятью участниками соревнований.

8. От девятисот шестидесяти четырех отнять восемьдесят девять, их разность сложить с семьюстами девяноста восьмью; данную сумму прибавить к  тремстам сорока  пяти прибавить

9. Влажность воздуха составляет семьдесят шесть целых и пять десят процента.

10. Спортсменка пробежала двести метров за одиннацать целых, четыресто восемьдесят девять тысячных секунд.

32. Исправьте ошибки, связанные с употреблением форм степеней сравнения имен прилагательных.

  1. Подготовленная к выпуску модель показала себя намного экономичнее, чем все предыдущие.
  2. Новый аппарат работает лучше, чем прежний.
  3. Крупнейшими речными дорогами Сибири становятся Обь и Енисей.
  4. Все шире проникают в быт синтетические материалы.
  5. Наш проект был признан самым лучшим.

33. Найдите и исправьте ошибки, связанные с употреблением предлогов.

  1. Благодаря своевременному вмешательству специалистов проблема была решена.
  2. Предоставить Н. А. Сергеевой внеочередной неоплачиваемый отпуск согласно личному заявлению.
  3. После прохождения срока службы он вернулся  из Западной Белоруссии в родной город.
  4. Вопреки указанию работы по ремонту станков не были завершены к первому октября.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи : учебное пособие для студентов нефилологических факультетов высших учебных заведений . под ред.  Л. А. Введенская, Л.К. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 539 с.

2. Русский язык и культура речи : учебник для вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М. : Юрайт, 2011. – 358 с.

3. Лыткина О.И., Селезнева Л.В., Скороходова Е.Ю. Практическая стилистика русского языка: учебное пособие. - М.: Флинта, 2009. –– 208 с.

4. Голуб И.Б.  Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– М.: Логос, 2010. –– 432с.

         5. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / авт.-сост. : Т.Ф. Иванова ; под ред. В. Бурцевой. – М. : Дрофа, 2011. –  898с.

6. Розенталь Д.Э. Большой справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь / Д. Э. Розенталь. – М. : Оникс : Мир и образование, 2009. – 1008 с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Русскому языку"