Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:59, доклад
Описание работы
Исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют процессы, в которых человек является пассивным агентом, и те, в которых его активность проявляется в самой прямой и непосредственной форме. Для понимания этих последних (их иногда определяют как субъективный аспект исторического процесса) необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок той или иной ситуации, но и специфики самого деятеля - человека. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения
...увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
(Пушкин)
Времяпровождение Пушкина и
Чаадаева состоит в том, что они вместе
читают ("...с Кавериным гулял [83], Бранил
Россию с Молоствовым, С моим Чедаевым
читал"). Пушкин дает чрезвычайно точную
гамму проявлений оппозиционных настроений
в формах бытового поведения: пиры - "вольные
разговоры" - чтения. Это не только вызывало
подозрения правительства, но и раздражало
тех, для кого разгул и независимость оставались
синонимами:
Жомини да Жомини! А об водке
- ни полслова! [84]
Однако было бы крайне ошибочно
представлять себе члена тайных обществ
как одиночку-домоседа. Приведенные выше
характеристики означают лишь отказ от
старых форм единения людей в быту. Более
того, мысль о "совокупных усилиях"
делается ведущей идеей декабристов и
пронизывает не только их теоретические
представления, но и бытовое поведение.
В ряде случаев она предшествует идее
политического заговора и психологически
облегчает вступление на путь конспирации.
Д. И. Завалишин вспоминал: "Когда я был
в корпусе воспитанником (в корпусе Завалишин
пробыл 1816-1819 гг.; в Северное общество вступил
в 1824 г., - Ю.Л.), я не только наблюдал внимательно
все недостатки, беспорядки и злоупотребления,
но и предлагал их всегда на обсуждение
дельным из моих товарищей, чтобы соединенными
силами разъяснить причины их и обдумать
средства к устранению их" [85].
Культ братства, основанного
на единстве духовных идеалов, экзальтация
дружбы были в высшей мере свойственны
декабристу, часто за счет других связей.
Пламенный в дружбе Рылеев, по беспристрастному
воспоминанию его наемного служителя
из крепостных Агапа Иванова, "казался
холоден к семье, не любил, чтоб его отрывали
от занятий" [86].
Слова Пушкина о декабристах
- "Братья, друзья, товарищи" - исключительно
точно характеризуют иерархию интимности
в отношениях между людьми декабристского
лагеря. И если круг "братьев" имел
тенденцию сужаться до конспиративного,
то на другом полюсе стояли "товарищи"
- понятие, легко расширяющееся до "молодежи",
"людей просвещенных". Однако и это
предельно широкое понятие входило для
декабристов в еще более широкое культурное
"мы", а не "они".
"Из нас, из молодых
людей", - говорит Чацкий.
"Места старших начальников
(по флоту, - Ю.Л.) были заняты тогда
людьми ничтожными (особенно из
англичан) или нечестными, что особенно
резко выказывалось при сравнении
с даровитостью, образованием и
безусловной честностью нашего
поколения", - писал Завалишин [87].
Необходимо учитывать, что не
только мир политики проникал в ткань
личных человеческих отношений, для декабристов
была характерна и противоположная тенденция:
бытовые, семейные, человеческие связи
пронизывали толщу политических организаций.
Если для последующих этапов
общественного движения будут типичны
разрывы дружбы, любви, многолетних привязанностей
по соображениям идеологии и политики,
то для декабристов характерно, что сама
политическая организация облекается
в формы непосредственно человеческой
близости, дружбы, привязанности к человеку,
а не только к его убеждениям. То, что все
участники политической жизни были включены
в какие-либо прочные внеполитические
связи - были родственниками, однополчанами,
товарищами по учебным заведениям, участвовали
в одних сражениях или просто оказывались
светскими знакомыми - и что связи эти
охватывали весь круг от царя и великих
князей, с которыми можно было встречаться
и беседовать на балах или прогулках, до
молодого заговорщика, - накладывало на
всю картину эпохи особый отпечаток.
Ни в одном из политических
движений России мы не встретим такого
количества родственных связей: не говоря
уж о целом переплетении их в гнезде Муравьевых
- Луниных или вокруг дома Раевских (М.
Орлов и С. Волконский женаты на дочерях
генерала Н. Н. Раевского; В. Л. Давыдов,
осужденный по 1 разряду к вечной каторге,
- двоюродный брат поэта - приходится генералу
единоутробным братом), достаточно указать
на четырех братьев Бестужевых, братьев
Вадковских, братьев Бобрищевых-Пушкиных,
братьев Бодиско, братьев Борисовых, братьев
Кюхельбекеров и проч. Если же учесть связи
свойства, двоюродного и троюродного родства,
соседства по имениям (что влекло за собой
общность детских воспоминаний и связывало
порой не меньше родственных уз), то получится
картина, которой мы не найдем в последующей
истории освободительного движения в
России.
Не менее знаменательно, что
родственно-приятельские отношения - клубные,
бальные, светские или же полковые, походные
знакомства - связывали декабристов не
только с друзьями, но и с противниками,
причем это противоречие не уничтожало
ни тех, ни других связей.
Судьба братьев Михаила и Алексея
Орловых в этом отношении знаменательна,
но отнюдь не единична. Можно было бы напомнить
пример М. Н. Муравьева, проделавшего путь
от участника Союза Спасения и одного
из авторов устава Союза Благоденствия
до кровавого душителя польского восстания.
Однако неопределенность, которую вносили
дружеские и светские связи в личные отношения
политических врагов, ярче проявляется
на рядовых примерах. В день 14 декабря
1825 г. на площади рядом с Николаем Павловичем
оказался флигель-адъютант Н. Д. Дурново.
Поздно ночью именно Дурново был послан
арестовать Рылеева и выполнил это поручение.
К этому времени он уже пользовался полным
доверием нового императора, который накануне
поручал ему (оставшуюся нереализованной)
опасную миссию переговоров с мятежным
карре. Через некоторое время именно Н.
Д. Дурново конвоировал М. Орлова в крепость.
Казалось бы, вопрос предельно
ясен: перед нами реакционно настроенный
служака, с точки зрения декабристов -
враг. Но ознакомимся ближе с обликом этого
человека [88].
Н. Д. Дурново родился в 1792 г.
В 1810 г. он вступил в корпус колонновожатых.
В 1811 г. был произведен в поручики свиты
и состоял при начальнике штаба кн. Волконском.
Здесь Дурново вступил в тайное общество,
о котором мы до сих пор знали лишь по упоминанию
в мемуарах Н. Н. Муравьева: «Членами общества
были также (кроме колонновожатого Рамбурга,
- Ю.Л.) офицеры Дурново, Александр Щербинин,
Вильдеман, Деллингсгаузен; хотя я слышал
о существовании сего общества, но не знал
в точности цели оного, ибо члены, собираясь
у Дурново, таились от других товарищей
своих» [89]. До сих пор это свидетельство
было единственным.
Дневник Дурново добавляет
к нему новые (цитируемые в русском переводе).
25 января 1812 г. Дурново записал
в своем дневнике: «Минул год
с основания нашего общества,
названного „Рыцарство" (Chevalerie).
Пообедав у Демидова, я отправился
в 9 ч. в наше заседание, состоявшееся
у Отшельника (Solitaire). Продолжалось
оно до 3 часов ночи. На этом
собрании председательствовали 4 первоначальных
рыцаря» [90].
Из этой записки мы впервые
узнаем точную дату основания общества,
его название, любопытно напоминающее
нам «Русских Рыцарей» Мамонова и Орлова,
и некоторые стороны его внутреннего ритуала.
У общества был писаный устав, как это
явствует из записи 25 января 1813 г.: «Сегодня
два года как было основано наше Р<ыцарство>.
Я один из собратьев в Петербурге, все
прочие просвещенные (illustres) члены - на
полях сражений, куда и я собираюсь возвратиться.
В этот вечер, однако, не было собрания,
как это предусмотрено уставом» [91].
Накануне войны с Францией в
1812 г. Дурново приезжает в Вильно и здесь
особенно тесно сходится с братьями Муравьевыми,
которые его приглашают квартировать
в их доме. Особенно он сближается с Александром
и Николаем. Вскоре к их кружку присоединяется
Михаил Орлов, с которым Дурново был знаком
и дружен еще по совместной службе в Петербурге
при. кн. Волконском, а также С. Волконский
и Колошин. Вместе с Орловым он нападает
на мистицизм Александра Муравьева, и
это рождает ожесточенные споры. Встречи,
прогулки, беседы с Александром Муравьевым
и Орловым заполняют все страницы дневника.
Приведем лишь записи 21 и 22 июня:
«Орлов вернулся с генералом
Балашовым. Они ездили на конференции
с Наполеоном. Государь провел более часу
в разговоре с Орловым. Говорят, он очень
доволен поведением последнего в неприятельской
армии. Он весьма резко ответил маршалу
Давусту, который пытался задеть его своими
речами».
22 июня:
«То, что мы предвидели, случилось - мой
товарищ Орлов, адъютант князя Волконского
и поручик кавалергардского полка, назначен
флигель-адъютантом. Он во всех отношениях
заслуживает этой чести» [92].
В свите Волконского, вслед за императором,
Дурново и Орлов вместе покидают армию
и направляются в Москву.
Связи Дурново с декабристскими кругами,
видимо, не обрываются и в дальнейшем.
По крайней мере, в его дневнике, вообще
подробно фиксирующем внешнюю сторону
жизни, но явно обходящем все опасные моменты
(например, сведений о «Рыцарстве», кроме
процитированных, в нем не встречается,
хотя общество явно имело заседания; часто
упоминаются беседы, но не раскрывается
их содержание, и проч.), вдруг встречаем
такую запись, датируемую 20 июня 1817 г.:
«Я спокойно прогуливался в
моем саду, когда за мной прибыл фельдъегерь
от Закревского. Я подумал, что речь идет
о путешествии в отдаленные области России,
но потом был приятно изумлен, узнав, что
император мне приказал наблюдать за порядком
во время передвижения войск от заставы
до Зимнего дворца» [93].
К сказанному можно добавить, что после
14 декабря Дурново, видимо, уклонился от
высочайших милостей, которые были щедро
пролиты па всех, кто оказался около императора
в роковой день. Будучи еще с 1815 г. флигель-адъютантом
Александра I [94], получив за походы 1812-1814
гг. ряд русских, прусских, австрийских
и шведских орденов (Александр I сказал
про него: «Дурново - храбрый офицер»),
он при Николае I занимал скромную должность
правителя Канцелярии управляющего Генеральным
штабом. Но и тут он, видимо, чувствовал
себя неуютно: в 1828 г. он отпросился в действующую
армию (при переводе был пожалован в генерал-майоры)
и был убит при штурме Шумлы [95].
Следует ли после этого удивляться, что
Дурново и Орлов, которых судьба в 1825 г.
развела на противоположные полюсы, встретились
не как политические враги, а как если
не приятели, то добрые знакомые и всю
дорогу до Петропавловской крепости проговорили
вполне дружелюбно.
Эта особенность также повлияла
на поведение декабристов во время следствия.
Революционер последующих эпох лично
не знал тех, с кем боролся, и видел в них
политические силы, а не людей. Это в значительной
мере способствовало бескомпромиссной
ненависти. Декабрист даже в членах Следственной
комиссии не мог не видеть людей, знакомых
ему по службе, светским и клубным связям.
Это были для него знакомые или начальники.
Он мог испытывать презрение к их старческой
тупости, карьеризму, раболепию, но не
мог видеть в них "тиранов", деспотов,
достойных тацитовских обличений. Говорить
с ними языком политической патетики было
невозможно, и это дезориентировало арестантов.
* * *
Если поэзия декабристов была исторически
в значительной мере заслонена творчеством
их гениальных современников - Жуковского,
Грибоедова и Пушкина, если политические
концепции декабристов устарели уже для
поколения Белинского и Герцена, то именно
в создании совершенно нового для России
типа человека вклад их в русскую культуру
оказался непреходящим и своим приближением
к норме, к идеалу напоминающим вклад Пушкина
в русскую поэзию.
Весь облик декабриста был неотделим
от чувства собственного достоинства.
Оно базировалось на исключительно развитом
чувстве чести и на вере каждого из участников
движения в то, что он - великий человек.
Поражает даже некоторая наивность, с
которой Завалишин писал о тех своих однокурсниках,
которые, стремясь к чинам, бросили серьезные
теоретические занятия, "а потому почти
без исключения обратились в простых людей"
[96].
Это заставляло каждый поступок
рассматривать как имеющий значение, достойный
памяти потомков, внимания историков,
имеющий. высший смысл. Отсюда, с одной
стороны, известная картинность или театрализованность
бытового поведения (ср. сцену объяснения
Рылеева с матерью, описанную Н. Бестужевым)
[97] а с другой - вера в значимость любого
поступка и, следовательно, исключительно
высокая требовательность к нормам бытового
поведения. Чувство политической значимости
всего своего поведения заменилось в Сибири,
в эпоху, когда историзм стал ведущей идеей
времени, чувством значимости исторической.
"Лунин живет для
истории", - писал Сутгоф Муханову.
Сам Лунин, сопоставляя себя
с вельможей Новосильцевым (при известии
о смерти последнего), писал: "Какая
противоположность в наших судьбах! Для
одного - эшафот и история, для другого
- председательское кресло в Совете и адрес-календарь".
Любопытно, что в этой записи
реальная судьба - эшафот, председательство
в Совете - выражение в том сложном знаке,
которым для Лунина является человеческая
жизнь (жизнь - имеет значение). Содержанием
же является наличие или отсутствие духовности,
которое в свою очередь символизируется
в определенном тексте: строке в истории
или строчке в адрес-календаре.
Сопоставление поведения декабристов
с поэзией, как кажется, принадлежит не
к красотам слога, а имеет серьезные основания.
Поэзия строит из бессознательной стихии
языка некоторый сознательный текст, имеющий
более сложное вторичное значение. При
этом значимым делается все, даже то, что
в системе собственно языка имело чисто
формальный характер.
Декабристы строили из бессознательной
стихии бытового поведения русского дворянина
рубежа XVIII и XIX вв. сознательную систему
идеологически значимого бытового поведения,
законченного как текст и проникнутого
высшим смыслом.
Приведем лишь один пример чисто
художественного отношения к материалу
поведения.
В своей внешности человек может
изменить прическу, походку, позу и проч.
Поэтому эти элементы поведения, являясь
результатом выбора, легко насыщаются
значениями ("небрежная прическа",
"артистическая прическа", "прическа
а lа император" и проч.). Однако черты
лица и рост - альтернативы не имеют. И
если писатель, который может их дать своему
герою такими, какими ему угодно, делает
их носителями важных значений, в быту
мы, как правило, семиотизируем не лицо,
а его выражение, не рост, а манеру держаться
(конечно, и эти константные элементы внешности
воспринимаются нами как определенные
сигналы, однако лишь при включении их
в сложные паралингвистические системы).
Тем более интересны случаи, когда именно
природой данная внешность истолковывается
человеком как знак, т. е. когда человек
подходит к себе самому как к некоторому
сообщению, смысл которого ему самому
же еще предстоит расшифровать (т. е. понять
по своей внешности свое предназначение
в истории, судьбе человечества и проч.).
Вот запись священника Мысловского, познакомившегося
с Пестелем в крепости: