Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:59, доклад

Описание работы

Исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют процессы, в которых человек является пассивным агентом, и те, в которых его активность проявляется в самой прямой и непосредственной форме. Для понимания этих последних (их иногда определяют как субъективный аспект исторического процесса) необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок той или иной ситуации, но и специфики самого деятеля - человека. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения

Файлы: 1 файл

Лотман.docx

— 90.89 Кб (Скачать файл)

42.Там же, с. 35.

43. Рылеев К. Ф. Полн. собр. стих. Л., 1971, с. 168.

44. Там же, с. 214.

45. Базанов В. Ученая республика. М.-Л., 1964, с. 267.

46. Гершензон М. О. История  молодой России. М.-Пг., 1923 (в дальнейшем: Гершензон), с. 70.

47. Гершензон, с. 70.

48. Записки кн. Марии Николаевны  Волконской. Изд. 2-е. СПб., 1914, с. 57.

49. Предтеченский А. В. Записка  Т. Е. Бока. - В кн.: Декабристы и  их время. М.-Л., 1951, с. 198.

50. Пушкин, т. 8, кн. 1. [М.-Л.], 1948, с. 69.

51. Белоголовый Н.А. Воспоминания  и другие статьи. М., 1898 (в дальнейшем: Белоголовый), с. 70.

52. Карлик фаворита, история  жизни Ивана Андреевича Якубовского, карлика светлейшего князя Платона  Александровича Зубова, писанная  им самим. Munchen, 1968, с. 68. - Корочаров  в чине ротмистра, имея три  креста и будучи представлен  к Георгию, был смертельно ранен  при взятии Парижа во время  лихой атаки на польских уланов.

53. Пушкин, т. 2. кн. 1. [М-Л.], 1947, с. 43.

54. Там we, с. 45.

55. См.: Щеголев П. Е. Пушкин. Очерки. СПб., 1912 (глава "Зеленая лампа"); см. также: Щеголев П. Е. Из жизни  и творчества Пушкина М.-Л., 1931.

56. Модзалевский Б. Л. К  истории "Зеленой лампы". - В  кн.: Декабристы и их время. Т. 1. М., 1928.

57. См.: Рылеев К. Ф. Полн. собр. стих. Л., 1934 (комментарий): Базанов В. г. Вольное общество любителей  российской словесности. Петрозаводск, 1949.

58. Нечкина М. В. Движение  декабристов. Т. 1. М., 1955, с. 239-246.

59. Томашевский Б. Пушкин. Кн. 1 (1813-1824). М.-Л., 1956 (в дальнейшем: Томашевский), с. 212.

60. Там же, с. 197.

61. Пушкин, т. 2, кн. 1, с. 95.

62. Дневники Н. Тургенева. Т. III. - В кн.: Архив братьев Тургеневых. Вып. 5. Пг.. 1921, с. 259

63. Томашевский, с. 206.

64. Кстати, нельзя согласиться  ни с П. В. Анненковым, писавшим, что  следствие по делу декабристов  обнаружило "невинный, т. е. оргический  характер «Зеленой лампы»" (Анненков  П. А. С. Пушкин в Александровскую  эпоху. СПб., 1874, с. 63), ни с Б. В. Томашевским, высказавшим предположение, что "слухи  об оргиях, возможно, пускались с  целью пресечь... любопытство и  направить внимание по ложному  пути" (Томашевский, с. 206). Полиция  в начале века преследовала  безнравственность не менее активно, чем свободомыслие. Анненков невольно  переносил в александровскую  эпоху нравы "мрачного семилетья".

Что же касается утверждения Б. В. Томашевского, что "заседания конспиративного общества не могли происходить в дни еженедельных званых вечеров хозяина", что, по мнению исследователя, - аргумент в пользу разделения "вечеров" и "заседаний". то нельзя не вспомнить "тайные собранья // По четвергам. Секретнейший союз..." Репетилова. Конспирация 1819-1820 гг. весьма далеко отстояла от того, что вкладывалось в это понятие уже к 1824 г.

65. Пущин И. И. Записки о  Пушкине. Письма. [М.], 1956. с. 81.

66. Гроссман Леонид. Пушкин, М., 1958, с, 143.

67. Пушкин, т. 2, кн. 1, с. 264.

68. Там же, т. 1. [М-Л.], 1937, с. 238.

69. Там же, т. 2, кн. 1, с. 77.

70. Там же, с. 87.

71. Декабрист Н. И. Тургенев. Письма к брату С. И. Тургеневу. М.-Л., 1936 (в дальнейшем: Н. Тургенев), с. 208

72. Арзамас и арзамасские  протоколы. Л., 1933, с. 206.

73. Грумм -Гржимайло А. г., Сорокин В. В. "Общество громкого  смеха". К истории "Вольных обществ" Союза Благоденствия. - В кн.: Декабристы  в Москве. М., 1963, с. 148.

74. Декабрист М. И. Муравьев-Апостол. Воспоминания и письма. Пг. 1922, с. 85.

75. Русский архив, 1866, кн. 7, стлб. 1255

76. Н. Тургенев, с. 280. Перевод: Экоссез конституционный, независимый, или контрданс монархический, или  танец (данc) контрмонархический? (франц.).

Крайне интересное свидетельство отрицательного отношения к танцам, как занятию, несовместимому с "римскими добродетелями", с одной стороны, и одновременно веры в то, что бытовое поведение должно строиться на основании текстов, описывающих "героическое" поведение, с другой, дают воспоминания В. Олениной, рисующие эпизод из детства Никиты Муравьева:

"На детском вечере  у Державиных Екатерина Федоровна (мать Н. Муравьева, - Ю.Л.) заметила, что  Никитушка не танцует, подошла  его уговаривать. Он тихонько  ее спросил: „Maman, est-ce qu'Aristide et Caton ont danse?" (Мама, разве Аристид и  Катон танцевали?). Мать на это  ему отвечала: "II faut supposer qu'oui, a votre age" (Можно предположить, что в  твоем возрасте - да). Он тотчас  встал и пошел танцевать" (Декабристы. Летописи государственного литературного  музея. Кн. III. М., 1938, с. 484). 
77. Пушкин, т. 8, кн. 1, с. 55.  
78. Воспоминания Бестужевых. М.- Л., 1951, с. 53.

79. Там же, с. 54.

80. Завалишин, с. 39.

81. Словцов П.А. Послание  к М.М. Сперанскому. - В кн.: Поэты 1790-1810-х  годов. Л., 1971, с. 209.

82. Пыпин А. Н. Общественное  движение в России при Александре I. СПб., 1908, с. 567.

83. Для семантики слова "гулять" показательно то место  из дневника В.Ф. Раевского, в котором  зафиксирован разговор с великим  князем Константином Павловичем. В ответ на просьбу Раевского  разрешить ему гулять Константин  сказал: "Нет, майор, этого решительно  невозможно! Когда оправдаетесь, довольно  будет времени погулять". Однако  далее выяснилось, что собеседники  друг друга не поняли: "Да! Да! - подхватил цесаревич. - Вы хотите  прогуливаться на воздухе для  здоровья, а я думал погулять, т. е. попировать. Это другое дело" (Литературное наследство. Т. 60, кн. 1. М., 1956, с. 100-101). Константин считает  разгул нормой военного поведения (не случайно Пушкин называл  его "романтиком"), недопустимым  лишь для арестанта. Для "спартанца" же Раевского глагол "гулять" может означать лишь прогулку.

84. Давыдов Денис. Соч. М., 1962, с. 102.

85. Завалишин, с. 41.

86. Рассказы о Рылееве  рассыльного "Полярной звезды". В кн.: Литературное наследство. Т. 59. М., 1954, с. 254.

87. Завалишин, с. 39. (Выделено  мною. - Ю.Л.).

88. Основным источником  для суждений о Н.Д. Дурново  является его обширный дневник, отрывки из которого были опубликованы  в «Вестнике общества ревнителей  истории» (вып. 1, 1914) и в книге: Декабристы. Зап. отдела рукописей Всесоюзной  б-ки им. В.И. Ленина. Вып. 3. М., 1939 (см. страницы, непосредственно посвященные  восстанию 14 декабря 1825 г.). Однако опубликованная  часть - лишь ничтожный отрывок  огромного многотомного дневника  на французском языке (ГБЛ).

89. Записки Н.Н. Муравьева. - Русский архив, 1885, кн. 9, с. 26; ср.: Чернов  С.Н. У истоков русского освободительного  движения. Саратов, 1960, с. 24-25; Лотман  Ю. Тарутинский период Отечественной  войны 1812 года и развитие русской  освободительной мысли. - Уч. зап. Тартуского  гос. ун-та, 1963, вып. 139, с. 15-17.

90. ГБЛ, ф. 95 (Дурново), № 9533, л. 19. (Отрывок русской машинописной  копии, изготовленной, видимо, для «Вестника  общества ревнителей истории», - ЦГАЛИ, ф. 1337, он. 1, ед. хр. 71).

91. ГБЛ, ф. 95, № 9536, л. 7 об.

92. Там же, л. 56.

93. Там же, № 3540, л. 10.

94. В справке, приложенной  к публикации отдела рукописей  Библио-теки СССР им. В. И. Ленина, Дурново назван флигель-адъютантом  Николая I, но это явная ошибка (см.: Декабристы. Зап. отдела рукописей  Всесоюзной б-ки им. В. И. Ленина. Вып. 3, с. 8).

95. См.: Русский инвалид, 1828, № 304, от 4 декабря.

96. Завалишин, с. 46.

97. Воспоминания Бестужевых, с. 9-11.

98. Мысловский, с. 39.

99. Воспоминания о декабристах. Письма В. А. Олениной к П. И. Бартеневу. - В кн.: Декабристы. Государственный  литературный музей. Летописи. Кн. 3. М., 1938, с. 485.

100.Там же, с. 486 и 485.

101. Белоголовый, с. 32-33.

102. Толстая-Сухотина Т. Л. Вблизи отца. - Новый мир, 1973, № 12. с. 194. (Выделено мною.- Ю.Л.).

103. Ср.: Galard Jean. Pour une poetique de la conduite. - Semiotica. t. X. 1974, №4.

104. Фeт А. Мои воспоминания. Ч. I. M., 1890, с. IV.

105. Давыдов Денис. Опыт  теории партизанского действия. Изд. 2-е. M., 1822. с. 26 и 83.

106. Цит. по кн.: Зелинский  В. Русская критическая литература  о произведениях А.С. Пушкина. Ч. I. М., 1887, с. 68.

 


Информация о работе Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни