Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 15:59, доклад
Описание работы
Исторические закономерности реализуются не автоматически. В сложном и противоречивом движении истории скрещиваются и противоборствуют процессы, в которых человек является пассивным агентом, и те, в которых его активность проявляется в самой прямой и непосредственной форме. Для понимания этих последних (их иногда определяют как субъективный аспект исторического процесса) необходимо изучение не только общественно-исторических предпосылок той или иной ситуации, но и специфики самого деятеля - человека. Если мы изучаем историю с точки зрения деятельности людей, нам невозможно обойтись без изучения психологических предпосылок их поведения
"Имел от роду более
33 лет, среднего роста, лица белого
и приятного с значительными
чертами или физиономиею; быстр,
решителен, красноречив в высшей
степени; математик глубокий, тактик
военный превосходный: увертками, телодвижением,
ростом, даже лицом очень походил
па Наполеона. И сие-то самое
сходство с великим человеком,
всеми знавшими Пестеля единогласно
утвержденное, было причиною всех
сумасбродств и самых преступлений"
[98].
Из воспоминаний В. Олениной: "Сергей
Мур<авьев>-Апостол не менее замечательная
личность (чем Никита Муравьев. - Ю.Л.), имел
к тому же еще необычайное сходство с Наполеоном
I, что, наверное, не мало разыгрывало его
воображение" [99].
Достаточно сопоставить эти характеристики
с тем, какую внешность Пушкин дал Германну,
чтобы увидеть общий, по существу художественный
принцип. Однако Пушкин применяет этот
принцип к построению художественного
текста и к вымышленному герою, а Пестель
и С. Муравьев-Апостол - к вполне реальным
биографиям: своим собственным. Этот подход
к своему поведению как сознательно творимому
по законам и образцам высоких текстов
не приводил, однако, к эстетизации категории
поведения в духе, например, "жизнетворчества"
русских символистов XX в., поскольку поведение,
как и искусство, для декабристов было
не самоцелью, а средством, внешним выражением
высокой духовной насыщенности текста
жизни или текста искусства.
Несмотря на, то, что нельзя
не заметить связи между бытовым поведением
декабристов и принципами романтического
миросозерцания, следует иметь в виду,
что высокая знаковость (картинность,
театральность, литературность) каждодневного
их поведения не превращалась в ходульность
и натянутую декламацию, а напротив - поразительно
сочеталась с простотой и искренностью.
По характеристике близко знавшей
с детства многих декабристов В. Олениной,
"Муравьевы в России были совершенное
семейство Гракхов", но она же отмечает,
что Никита Муравьев "был нервозно,
болезненно застенчив" [100]. Если представить
широкую гамму характеров от детской простоты
и застенчивости Рылеева до утонченной
простоты аристократизма Чаадаева, можно
убедиться в том, что ходульность дешевого
театра не характеризовала декабристский
идеал бытового поведения.
Причину этого можно видеть,
с одной стороны, в том, что идеал бытового
поведения декабриста, в отличие от базаровского
поведения, строился не как отказ от выработанных
культурой норм бытового этикета, а как
усвоение и переработка этих норм. Это
было поведение, ориентированное не на
Природу, а на Культуру. С другой стороны,
это поведение в основах своих оставалось
дворянским. Оно включало в себя требование
хорошего воспитания. А подлинно хорошее
воспитание культурной части русского
дворянства означало простоту в обращении
и то отсутствие чувства социальной неполноценности
и ущемленности, которые психологически
обосновывали базаровские замашки разночинца.
С этим же была связана и та,
на первый взгляд, поразительная легкость,
с которой давалось ссыльным декабристам
вхождение в народную среду, - легкость,
которая оказалась утраченной уже начиная
с Достоевского и петрашевцев. Н. А. Белоголовый,
имевший возможность длительное время
наблюдать ссыльных декабристов острым
взором ребенка из недворянской среды,
отметил эту черту:
"Старик Волконский - ему
уже тогда было больше 60 лет - слыл
в Иркутске большим оригиналом.
Попав в Сибирь, он как-то резко
порвал связь с своим блестящим
и знатным прошедшим, преобразился
в хлопотливого и практического
хозяина и именно опростился <...>,
водил дружбу с крестьянами".
"Знавшие его горожане немало шокировались,
когда, проходя в воскресенье от обедни
по базару, видели, как князь, примостившись
на облучке мужицкой телеги с наваленными
хлебными мешками, ведет живой разговор
с обступившими его мужиками, завтракая
тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной
булки".
"В гостях у князя
опять-таки чаще всего бывали
мужички, и полы постоянно носили
следы грязных сапог. В салоне
жены Волконский появлялся запачканный
дегтем или с клочками сена
на платье и в своей окладистой
бороде, надушенный ароматами скотного
двора или тому подобными салонными
запахами. Вообще в обществе он
представлял оригинальное явление,
хотя был очень образован, говорил
по-французски как француз, сильно
грассируя, был очень добр и
с нами, детьми, всегда мил и
ласков" [101].
Эта способность быть без наигранности,
органически и естественно "своим"
и в светском салоне, и с крестьянами на
базаре, и с детьми составляет культурную
специфику бытового поведения декабриста,
родственную поэзии Пушкина и составляющую
одно из вершинных проявлений русской
культуры.
Сказанное позволяет затронуть еще одну
проблему: вопрос о декабристской традиции
в русской культуре чаще всего рассматривается
в чисто идеологическом плане. Однако
у этого вопроса есть и "человеческий"
аспект - традиция определенного типа
поведения, типа социальной психологии.
Так, например, если вопрос о роли декабристской
идеологической традиции применительно
к Л. Н. Толстому представляется сложным
и нуждающимся в ряде корректив, то непосредственно
человеческая преемственность, традиция
историко-психологического типа всего
комплекса культурного поведения здесь
очевидна. Показательно, что сам Л. Н. Толстой,
говоря о декабристах, различал понятия
идей и личностей. В дневнике Т. Л. Толстой-Сухотиной
есть на этот счет исключительно интересная
запись:
"Репин все просит
рара дать ему сюжет <...> Вчера
рара говорил, что ему пришел
в голову один сюжет, который,
впрочем, его не вполне удовлетворяет.
Это момент. когда ведут декабристов
на виселицы. Молодой Бестужев-Рюмин
увлекся Муравьевым-Апостолом - скорее
личностью его, чем идеями, - и
все время шел с ним заодно
и только перед казнью ослабел,
заплакал, и Муравьев обнял его,
и они пошли вдвоем к виселице"
[102].
Трактовка Толстого очень интересна; мысль
его постоянно привлечена к людям 14 декабря,
но именно в первую очередь - людям, которые
ему ближе и роднее, чем идеи декабризма.
* * *
В подведении человека, как и в любом роде
человеческой деятельности, можно выделить
пласты "поэзии" и "прозы" [103].
Так, для Павла и павловичей поэзия армейского
существования состояла в параде, а проза
- в боевых действиях. "Император Николай,
убежденный, что красота есть признак
силы, в своих поразительно дисциплинированных
и обученных войсках <...> добивался
по преимуществу безусловной подчиненности
и однообразия", - писал в своих мемуарах
А. Фет [104].
Для Дениса Давыдова поэзия
ассоциировалась не просто с боем, а с
иррегулярностью, "устроенным беспорядком
вооруженных поселян".
"Сие исполненное поэзии
поприще требует романтического
воображения, страсти к приключениям
и не довольствуется сухою, прозаическою
храбростию. - Это строфа из Байрона!
- Пусть тот, который, не страшась
смерти, страшится ответственности,
остается перед глазами начальников"
[105].
Безоговорочное перенесение категорий
поэтики на виды военной деятельности
показательно.
Разграничение "поэтического" и "прозаического"
в поведении и поступках людей вообще
характерно для интересующей нас эпохи.
Так, Вяземский, осуждая Пушкина за то,
что тот заставил Алеко ходить с медведем,
прямо противопоставил этому прозаическому
занятию воровство, - "лучше предоставить
ему барышничать и цыганить лошадьми.
В этом ремесле, хотя и не совершенно безгрешном,
но есть какое-то удальство, и следственно
поэзия" [106]. Область поэзии в действительности
- это мир "удальства".
Человек эпохи Пушкина и Вяземского
в своем бытовом поведении свободно перемещался
из области прозы в сферу поэзии и обратно.
При этом, подобно тому, как в литературе
"считалась" только поэзия, прозаическая
сфера поведения как бы вычиталась при
оценке человека, ее как бы не существовало.
Декабристы внесли в поведение
человека единство, но не путем реабилитации
жизненной прозы, а тем, что, пропуская
жизнь через фильтры героических текстов,
просто отменили то, что не подлежало занесению
на скрижали истории. Прозаическая ответственность
перед начальниками заменялась ответственностью
перед историей, а страх смерти - поэзией
чести и свободы. "Мы дышим свободою",
- произнес Рылеев 14 декабря на площади.
Перенесение свободы из области идей и
теорий в "дыхание" - в жизнь. В этом
суть и значение бытового поведения декабриста.
Примечания
1. Восстание декабристов.
Т. IV. М.-Л., 1927, с. 179.
2. Там же. Т. 1. М.-Л., 1925, с. 23.
3. Письмо к А. Бестужеву
до конца января 1825 г. - В кн.: Пушкин.
Полн. собр. соч. (в дальнейшем: Пушкин).
Т. 13. [М.-Л.], 1937, с. 138.
4. Лотман Ю. М. П. А. Вяземский
и движение декабристов. - Уч. зап.
Тартуского гос. ун-та, 1960, вып. 98, с. 134.
5. "Хам" в политическом
лексиконе Н. Тургенева обозначало
"реакционер", "крепостник",
"враг просвещения". См., например,
высказывания вроде: "Тьма и
хамство везде и всем овладели"
- в письме брату Сергею от 10
мая 1817 г. из Петербурга (Декабрист
Н. И. Тургенев. Письма к брату
С. И. Тургеневу. М.-Л., 1936, с. 222).
6. Пушкин, т. 12. [М.-Л.], 1949, с. 159.
7. Записки декабриста
Д. И. Завалишина. СПб., 1908 (в дальнейшем:
Завалишин), с. 10.
8. Поэты 1790-1810-х годов. Л.,
1971 ("Б-ка поэта", Большая серия),
с. 537.
9. В. Кюхельбекер. О направлении
нашей поэзии, особенно лирической,
в последнее десятилетие. Цит. по:
Декабристы. Поэзия, драматургия, проза,
публицистика, литературная критика.
Составил Вл. Орлов. М.-Л., 1951, с. 552).
10. "Слова: знаменитые друзья
или просто знаменитые на условном
тогдашнем языке имело особенное
значение" (Николай Полевой. Материалы
по истории русской литературы
и журналистики тридцатых годов.
Л., 1934, с. 153).
11. Карамзин Н. М. Полн. собр.
стих. М.-Л., 1966, с. 242-243.
12. Лермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти
томах. Т. II. М.-Л., 1954, с. 183.
13. Пушкин, т. 13, с. 142.
14. Из записной книжки
П. Н. Мысловского. - В кн.: Щукинский
сборник. Вып. 4. М., 1905 (в дальнейшем:
Мысловский), с. 39.
15. Пушкин, т. 12, с. 159.
16. Капнист В. В. Собр. соч.
в 2-х томах. Т. 1. М.-Л., 1960, с. 358.
17. Вяземский П. Старая
записная книжка. Л., 1929, с. 105.
18. Чехов А. П. Собр. соч. в
12-ти томах. Т. 7. М., 1962. с. 506.
19. 3авалишин, с. 86.
20. Письма П. А. Катенина
к Н. И. Бахтину. (Материалы для
истории русской литературы 20-х
и 30-х годов XIX века). СПб., 1911, с. 77.
21. Там же, с. 31. (Выделено
мной. - Ю.Л.).
22. Достоевский Ф. М. Полн.
собр. соч. в 30-ти томах. Т. 8. Л., 1973, с.
417.
23. Письма П. А. Катенина
к Н. И. Бахтину, с. 22.
24. Сочинения и письма
П. Я. Чаадаева. Т. 1. М., 1913, с. 3-4. (Оригинал
по-французски)
25. Лебедев А. Чаадаев. М.,
1965 (в дальнейшем: Лебедев), с. 54.
26. Очень интересная книга
А. Лебедева, к сожалению, не свободна
от произвольного толкования
документов и известной модернизации.
27. Племянник Чаадаева
М. Жихарев позже вспоминал:
"Васильчиков с донесением
к государю отправил <...> Чаадаева,
несмотря на то, что Чаадаев
был младший адъютант и что
ехать следовало бы старшему".
И далее:
"По возвращении (Чаадаева, - Ю.Л.) в Петербург,
чуть ли не по всему гвардейскому корпусу
последовал против него всеобщий, мгновенный
взрыв неудовольствия, для чего он принял
на себя поездку в Троппау и донесение
государю о "Семеновской истории".
Ему, говорили, не только не следовало
ехать, но только не следовало на поездку
набиваться, но должно было ее всячески
от себя отклонять".
И далее:
"Что вместо того, чтобы от поездки отказываться,
он ее искал и добивался, для меня также
не подлежит сомнению. В этом несчастном
случае он уступил прирожденной слабости
непомерного тщеславия; я не думаю, чтобы
при отъезде его из Петербурга перед его
воображением блистали флигель-адъютантские
вензеля на эполетах столько, сколько
сверкало очарование близкого отношения,
короткого разговора, тесного сближения
с императором" ( [Жихарев M.] К биографии
П.Я. Чаадаева. - Вестник Европы, 1871, № 7,
с. 203).
Жихареву, конечно, был недоступен внутренний
мир Чаадаева, по многое он знал лучше
других современников, и слова его заслуживают
внимания.
28. Тынянов Ю. Н. Сюжет "Горя
от ума". - В кн.: Литературное
наследство. Т. 47-48. М., 1946, с. 168-171.
29. Лебедев, с. 68-69.
30. См.: Harder М.-В. Schiller in Russland (Materialien
zu einer Wirkungs-geschichte. 1789-1814). Berlin-Zurich, 1968 (в
дальнейшем: Harder); Lotman Ju. М. Neue Materialien liber
die Anfange der Beschaftigung mit Schiller in der russischen Literatur.-Wissenschaftliche
Zeitschrift der Ernst-Moritz-Arndt-Universitat Greifswald Gesellschafts-
und sprachwissenschaftliche Reihe, Nr 5/6, 1958/59; Лотман Ю.
М. Андрей Сергеевич Кайсаров и литературно-общественная
борьба его времени. - Уч. зап. Тартуского
ун-та, 1958, вып. 63.
31. Грибоедов А. С. Полн. собр.
соч. Т. I. СПб., 1911, с. 256.
32. Правда, тут же говорится,
что Чаадаев "вряд ли уж слишком
надеялся на добрые намерения
императора". В этом случае
автор видит цель разговора
в том, чтобы "окончательно и
бесповоротно прояснить истинные
намерения и планы Александра
I" (Лебедев, с. 67-69). Последнее совсем
непонятно: почему именно разговор
с Чаадаевым должен был внести
такую ясность, когда она не
была достигнута десятками бесед
царя с разными лицами и
многочисленными его заявлениями.
33. Цявловский М. А. Статьи
о Пушкине. М., 1962 (в дальнейшем: Цявловский),
с. 28-58.
34. Образ Альбы, обагренного
кровью Фландрии, получал особый
смысл после кровавого подавления
чугуевского бунта. О чугуевском
бунте см.: Цявловский, с. 33 и след.
35. Шильдер Н. К. Император
Александр Первый, его жизнь и
царствование. Т. III. СПб., 1897, с. 48.
36. Вяземский в эти дни
писал: "Не могу при том без
ужаса и уныния думать об
одиночестве государя в такую
важную минуту. Кто отзовется
на голос его? Раздраженное самолюбие,
бедственный советник, или ничтожные
холопы, еще бедственнее и того"
(Уч. зап. Тартуского гос. ун-та, 1960, вып.
98, с. 78).
37. Шиллер Ф. Собр. соч. в 7-ми
томах. Т. II. М., 1955, с. 35. (Перевод В. Левика).
38. Герцен А. И. Собр. соч. в
30-ти томах. Т. XVI. М., 1959, с. 38-39. - Чтение,
видимо, имело место в 1803 г., когда
Шиллер через Вольцогена направил
"Дон Карлоса" в Петербург
к Марии Федоровне. 27 сентября 1803
г. Вольцоген подтвердил получение.
Cм.: Charlotte von Schiller und ihre Freunde. Bd. 2. Stuttgart, 1862,
S. 125; Harder, S. 15-16.
39. Пример Карамзина в
этом отношении особенно примечателен.
Охлаждение к нему царя началось
с подачи в 1811 г. в Твери "Записки
о древней и новой России".
Второй, еще более острый эпизод
произошел в 1819 г., когда Карамзин
прочел царю "Мнение русского
гражданина". Позже он записал
слова, которые он при этом
сказал Александру:
"Государь, в Вас слишком
много самолюбия <...> Я не боюсь
ничего. Мы все равны перед
Богом. То, что я сказал Вам, я
сказал бы и Вашему отцу <...>
Государь, я презираю либералистов
на день, мне дорога лишь та
свобода, которую никакой тиран
не сможет у меня отнять <...>
Я более не прошу Вашего
благоволения. Быть может, я говорю
Вам в последний раз" (Неизданные
сочинения и переписка Н. М. Карамзина.
Ч. 1. СПб., 1862, с. 9. Оригинал по-французски).
В данном случае критика раздавалась с
позиций более консервативных, чем те,
на которых стоял царь. Это делает особенно
очевидным то, что не прогрессивность
или реакционность высказываемых идей,
а именно независимость мнения была ненавистна
императору. В этих условиях деятельность
любого русского претендента на роль маркиза
Позы была заранее обречена на провал.
После смерти Александра Карамзин в записке,
адресованной потомству, снова подчеркнув
свою любовь к покойному ("Я любил его
искренно и нежно, иногда негодовал, досадовал
на монарха и все любил человека"), должен
был признать полный провал миссии советника
при престоле:
"Я всегда был чистосердечен, он всегда
терпелив, кроток, любезен неизъяснимо;
не требовал моих советов, однако ж слушал
их, хотя им, большею частию, и не следовал,
так что ныне, вместе с Россиею оплакивая
кончину его, не могу утешать себя мыслию
о десятилетней милости и доверенности
ко мне столь знаменитого венценосца,
ибо милость и доверенность остались бесплодны
для любезного Отечества" (там же. с.
11-12).
40. Батюшков К. Н. Сочинения. [М.-Л.], 1934, с.
373.
41. Басаргин Н. В. Записки. Пг., 1917, с. XI.