Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 14:44, курсовая работа
Цели и задачи выпускной квалификационной работы: раскрыть роль и место тотемических представлений древних славян и таджиков в сюжетопостроении восточных славян и таджикских волшебных сказок, для чего обосновать понятие тотемизм, тотемические представления; выявить в сказках образы животных, проанализировать их связь с архаической мифологией таджикской и восточнославянской и культурой, а так же определить идейно-эстетические функции образов животных в сказках.
Методологической основой исследования являются труды известных филологов, посвященные историко-типологическому и генетическому анализу фольклорных произведений: Афанасьева А.Н., Аникина В.П., Косарева А., Проппа и др.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Тотемические представления древних иранцев и восточных славян
1.1. Язычество и тотемические представления восточных славян…………….6
1.2. Представления древних иранцев о тотемических животных…………….19
Глава 2. Образы животных и птиц в русской и таджикской волшебной сказке
2.1. Анализ сказки «Царевна-лягушка»………………………………………..24
2.2. Анализ сказки «Сивка-бурка»……………………………………………...33
2.3. Анализ сказки «Жар-птица»………………………………………………..38
2.4. Образ мифологических персонажей в преданиях Таджикистана………..40
2.5. Образ вспомогательных персонажей в таджикских
волшебных сказках……………………………………………………….43
2.6. Архетип и образы животных в эпосе Шахнаме А. Фирдоуси…………..52
Заключение……………………………………………………………………….66
Список использованной литературы…………………………………………...71
Помимо вышеуказанных образов в поэме «Шах-наме» имеется и эпизод о Сиявуше, образ которого, по мнению таких исследователей как СП. Толстов, М.М. Дьяконов, И.С. Брагинский восходит к мифопоэтическим представлениям об умирающем и воскрешающемся божестве, с его именем -авестийское Сьяваршан, фарси Сиёвуш, среднеперсидское Сиявахш - также связывается празднование Нового года. Некоторые исследователи предполагают, что имя Сиёвуша в переводе означает «чёрный самец (жеребец), образ которого и символизирует архаическое божество умирающей и воскрешающей природы. В поэме «Шах-наме» он якобы символизирует обе функции данного божества: рождение и смерть, а образ чёрного самца в поэме заменяет конь Сиёвуша Шабранг или Шабранги Бехзод, «связанный с тотемом коня и в мифологических представлениях древних иранцев выступающий как божество, символизирующее смерть в образе засухи, вихря «тирагарди сиёх»», поскольку в поэме после смерти Сиёвуша сразу поднимается вихрь и начинается страшная засуха в Иране и Туране.
Мы не можем дать полный анализ рассматриваемому образу, поскольку, на наш взгляд, определение архаической мифопоэтической сущности образа Сиёвуша является темой для отдельного научного исследования. К общепринятому мнению И.С. Брагинского о том, что «в легендах о Сиёвуше причудливо переплёлся
очеловеченный миф об умирающей и воскрешающейся
природе с зародышем романтического эпоса о подлинных человеческих страстях», мы лишь добавим предположение, что образ Сиёвуша в какой-то мере может
быть сопоставлен с образом Апаоша - авестийского дэва засухи в образе чёрной лошади [1, 256-258].
Произведённое нами синхроническое
сопоставление архаических
По мере развития зороастрийской пехлевийской литературы и художественной литературы ранее уже переосмысленные авестийские тотемы стали использоваться поэтами в качестве художественных тропов, фона и пафоса произведения, особенно в мифологизированных легендах о происхождении царских династий.
Заключение
В выпускной квалификационной работе предпринята попытка не только определить круг наиболее почитаемых тотемических животных иранцев и восточных славян, но и по-новому осветить некоторые, уже хорошо изученные и опубликованные в научных работах, образы.
Проведённое исследование тотемических образов мифологии зороастрийцев (иранцев) и восточных славян в модели мира является основанием для вывода о наличии глубоких контактно-генетических связей рассматриваемых мифологий в области тотемизма. Прежде всего, это касается культа животных, птиц и мифологических созданий. Также выделены и сугубо специфические культы тотемических животных, свойственные восточнославянским и иранским племенам
Исследование эпопеи «Шах-наме» Фирдоуси и сочинений таджикской литературы показало, что архаические тотемические образы, трансформируясь в таджикской мифологии, народном эпосе, пехлевийской литературе, утрачивали свою актуальность и мифопоэтическую семантику, что составляет главное отличие поздних зороастрийских тотемов от авестийских. Особенно тесно соприкасается с авестийскими тотемическими образами мифологическая часть «Шах-наме».
В результате сопоставления
древнеиранского и
Птица Гамаюн в образе вещуньи, глашатая, вестника древних восточнославянских языческих богов, хранительница тайн прошлого, настоящего и будущего Земли, Мира и Вселенной охарактеризована реставратором древнерусской мифологии А.И. Асовым в литературных художественно воссозданных «Песнях птицы Гамаюн» и «Звёздной книге Коляды». Однако если признать правильным мнение о тождестве птицы Гамаюн с птицей гриф, то функции птицы Гамаюн и сам её образ в указанных произведениях бессмыслен.
Таким образом, сопоставительный анализ показывает, что архаические древнеиранские и восточнославянские тотемические культы, уходящие корнями в первобытную эпоху, сохранялись очень долго, существуя параллельно с официальной религией. Следы ранних представлений и религиозных культов, а также персонажи и образы зороастризма и христианства дошли до наших дней через письменную и устную литературу. Используемая нами зороастрийская и христианская литература показала, что письменная литература играла большую роль в отношении фиксирования древних религиозных персонажей и фольклорных образов и связанных с ними обычаев и обрядов, благодаря чему она
Таким образом, из проделанного нами исследования можно сделать вывод: славянская и таджикская культура сохранили отголоски тотемизма главным образом в обрядовом фольклоре, связанном с почитанием и величанием деревьев, птиц, зверей, в волшебных сказках. Многие традиционные русские образы-символы зверей и птиц несут на себе следы тотемов. Об этом явственно свидетельствуют положительные человеческие черты, которыми народ наделил сказочных животных, а также оберегательные функции, которые они выполняют (первейшее предназначение тотема - оказывать помощь всем, кто находится с ним в социально-родственных отношениях).
Исследование восточных славян народных сказок, проведённое нами в данной работе, показало, что большое количество волшебных сказок строилось на основе сюжета тотемических мифов или древнейших обрядов. Не вызывает сомнений генезис из тотемического мифа универсально распространённой сказки о браке героя с чудесной женой (мужем), временно выступающей в звериной оболочке. Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть людоеда, или об убийстве могучего змея — хтонического демона воспроизводят инициационные мотивы, специфичные для героических мифов и др. Характерные для классической волшебной сказки предварительные испытания будущим помощником героя также восходят к мотивам инициации (помощник, даритель — это дух-покровитель или шаманский дух-помощник).
В процессе превращения мифа в сказку происходила десакрализация, деритуализация мифа. Если брачные связи в мифах были только средством для получения поддержки со стороны тотемных зверей, то в сказках они становятся главной целью, так как повышают социальный статус героя, то есть, в отличие от мифа, где главным было тотемное животное, в сказке главным героем становится человек, а животные – его помощниками.
1) На основе мифологических
образов, опираясь на
2) Мифологические образы, отображая важнейшие проблемы общечеловеческой значимости, теперь занимают достойное место не только в таджикско-персидской литературе, но и во всей мировой сокровищнице культуры. По своей значимости и выпуклости мифологические дастаны, прежде всего в плане постановки и художественного решения ряда злободневных философско-эстетических проблем, способны к разрешению общественно-политических вопросов глобального характера;
3) Мифологические образы, проблемы жизнедеятельности человека и общества в той или иной степени (например, счастье и благополучие, покой и дружба между народами, мир и безопасность, осуждение войны и кровопролития) составили основу и сущность изображения в них. Такой способ поэтического изображения, глубина идей и образов, составляя основную тематику и проблематику литературы, обеспечили величайшую общечеловеческую значимость творения Фирдоуси, продемонстрировали незаурядное мастерство этого гения слова в создании мифологических образов. Творение Фирдоуси способно в современном мире содействовать предотвращению различного рода нежелательных явлений и поступков (захватнические претензии, терроризм), оберегать человеческое общество от всякого рода несчастий;
4) Мифологические образы, через которые выражены высшие гуманистические идеи человечества, обладают большими ценностями в морально-этическом воспитании нынешних поколений людей в духе патриотизма, уважения и любви к родной земле, к родному Таджикистану, дружбе, братству и единству между народами;
5) Величайшие заслуги
Фирдоуси заключается в том,
что он на примере
6) Именно в этом
заключается величие слова
7) Можно смело сказать
о том, что мифологические
8) Своим шедевром и
своим немеркнущим словом
Список использованной литературы:
Информация о работе Образы животных и птиц в русской и таджикской волшебной сказке