Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа
Впервые роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор» был опубликован в 2005 году издательством «Вагриус». Вскоре после этой публикации появились отклики на роман. В частности статья О. Рогинской «Критическая масса » [Русский журнал №2, 2005], где автор рассуждает об актуальности темы:
« Писать сегодня о современности, обходя проблему терроризма, наверное, невозможно. Взгляд частного человека трансформирует ее в образ катастрофы, ставшей повседневностью. Можно говорить о складывающейся традиции отражения этой проблематики в литературе и кино последнего времени. Безусловно, наибольшее число голосов «маленьких людей», ставших свидетелями или участниками катастрофы, представлено в многочисленных СМИ.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА
КАФЕДРА ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЭТИКА РОМАНА Д.БЫКОВА «ЭВАКУАТОР».
Ульяновск
2008
1. ВВЕДЕНИЕ:
Произведения литературы достойны внимания читателя, когда писатель видит в явлениях, кажущихся случайными окружающим, будущие потрясения, изменяющие мир.
Впервые роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор» был опубликован в 2005 году издательством «Вагриус». Вскоре после этой публикации появились отклики на роман. В частности статья О. Рогинской «Критическая масса » [Русский журнал №2, 2005], где автор рассуждает об актуальности темы:
« Писать сегодня о современности, обходя проблему терроризма, наверное, невозможно. Взгляд частного человека трансформирует ее в образ катастрофы, ставшей повседневностью. Можно говорить о складывающейся традиции отражения этой проблематики в литературе и кино последнего времени. Безусловно, наибольшее число голосов «маленьких людей», ставших свидетелями или участниками катастрофы, представлено в многочисленных СМИ. В литературе, обращающейся к теме терроризма и катастроф, одним из самых массовых оказывается жанр политического триллера, предлагающий разоблачающую версию события с названными именами главных действующих лиц и виновников, где обычный человек изображен лишь как бессловесная жертва. Достаточно вспомнить такие романы, как «Платформа» Мишеля Уэльбека (2001), «Гламорама» Брета Истона Эллиса (2003), Windows on the World Фредерика Бегбедера (2004). Из кинопродукции, к примеру, — альманах «11 сентября» (2004), «Послезавтра» Роланда Эммериха (2004), последний фильм Стивена Спилберга «Война миров» (2005), в котором сюжет романа Герберта Уэллса перенесен в наши дни. В российской ситуации посредником между СМИ и литературой неожиданно сделался театр: проблема терроризма оказалась актуальной для молодых драматургов и режиссеров, объединенных вокруг выделенного критиками направления «Новая драма». Это прошумевший несколько лет назад «Терроризм» Кирилла Серебренникова — спектакль по пьесе братьев Пресняковых и созданные в технике Verbatim «Норд-Ост. Сорок первый день» Григория Заславского (2002) и «Сентябрь.doc» Михаила Угарова и Руслана Маликова (2005). /…/В современной прозе катастрофа изображена как часть жизненной истории персонажей, как правило, гибнущих или остающихся жить с неизлечимой душевной и психической травмой, медленно, но неотвратимо двигающихся навстречу смерти, ощущая бессмысленность и безбожественность всего происходящего. »[Рогинская О., там же]
Что же по поводу актуальности романа «Эвакуатор» считает нужным пояснить сам автор? В интервью газете «Коммерсант» от 15 августа 2005 года Д. Быков отмечает, что «что литература сегодня «вернулась к своей главной задаче — она стала помогать разбираться в текущем дне». Автор говорит, что писал роман для трёх категорий людей:
1. массового читателя;
3. представителя молодёжной субкультуры - ролевика.
В романе «Эвакуатор»
Быков развернул катастрофическ
«В каком-то смысле это можно понять: тема, выбранная Быковым, — терроризм, человек в эпоху глобальных катастроф, — настолько болезненна, запретна и в то же время заветна, что неизбежно накладывает на писателя огромный груз ответственности. Эта тема традиционно образует вокруг себя в литературе поле молчания. Быкова молчание не устраивает, он рвется успеть сообщить что-то, что понял и чем спасся (хотя бы временно) сам, — пока не поздно». [4, номер страницы]. Это убрать - Рогинская О., ст.«Критическая масса », Русский журнал №2, 2005]
Дмитрий Быков неоднократно рассказывал о том, как возник роман: «Мне представляется, что единственный способ написать книгу, независимую от конъюнктуры, — это писать ее только тогда, когда уже совсем приперло, когда тебя разрывает. Тогда ты напишешь вещь несовершенную, но, по крайней мере, честную... Эта книга написана действительно без всякой оглядки на конъюнктуру, потому что это был такой способ аутотерапии. После Беслана, после того как я там побывал корреспондентом, я был деморализован абсолютно, я был просто размазан этой ситуацией. Я каждое утро начинал с того, что заводил с женой долгий мучительный разговор о том, что отсюда надо уезжать. Она пыталась противопоставлять этому какие-то аргументы, ничего из этого не работало. Потом я просто взял и написал этот роман. И от этой мании избавился. Потому что я теперь знаю, что от этого никуда не убежишь» [Быков Д., «Коммерсант» от 15 авг. 2005].
Итак, частный человек в ситуации катастрофы — такова тема «Эвакуатора».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ;
В данном анализе романа Д. Быкова нами предпринят опыт систематической характеристики основных понятий теоретической поэтики с учетом разных научных концепций, бытовавших ранее и бытующих ныне:
как «направленческих», упрочившихся в рамках школ, так и «вненаправленческих», индивидуально-авторских.
Нашу работу мы посвятим анализу поэтики и попытаемся немного устранить пробел в литературоведческой критике в отношении романа Д. Быкова «Эвакуатор».
Для достижения этих целей мы решим ряд задач:
1 ГЛАВА. Сюжетно-композиционная структура романа.
Что представляет собой содержательная сторона сюжета? Некая замужняя москвичка Катя (8 лет уже в Москве), работая в редакции глянцевого журнала, встречает родственную душу, программиста Игоря. Тот хорошо знаком с традициями модной в то время в молодёжной среде ролевой игры, поэтому общается с героиней в духе этой традиции. Однако так легко завязавшиеся отношения становятся серьёзными. Став предельно откровенным (насколько это позволяют правила игры), Игорь признаётся, что он — эвакуатор и предлагает Катьке бегство на «родину», планету Альфа - Козерога, тем более что во время их бурного романа в Москве гремят взрывы и призыв «бежим!» становится повсеместным. Одно условие: с собой можно спасти только 5 взрослых - больше космический корабль не выдержит. Перед героиней встаёт проблема выбора: кого взять? В результате поспешного отбора попадаются почти случайные люди (кроме членов семьи): шофёр дядя Боря, чеченка Майнат, ребёнок - даун. Интересно, что именно спасённые становятся на другой планете оппозицией своим спасителям. Намаявшись в других мирах, наши герои оказываются вновь на Земле, на подмосковной даче в Тарасовке, где и окончательно расстаются – игра окончена.
Почему же Катерина становится участницей игры? Может быть, игры дают выход ее фантазии, талантам, которые в повседневной жизни не нужны? Почему сегодня взрослые образованные люди предпочитают игру иному досугу? В журнале «Игромания» опубликована статья психолога Елены Абдуллиной «Ролевое движение в России – истинные правила игры», где автор делится своими наблюдениями, отвечая на поставленный нами вопрос: «Одним нравится фабула игры, других захватывает азарт осуществления цели, ею предложенной, третьим по душе возможность ненадолго стать другим человеком, с совершенно иными задачами, биографией, характером. Вот, например Надежда Орлова, менеджер из Киева, занимается ролевыми играми уже три года отчасти из-за того, что можно менять образы и лики — сегодня быть графиней, завтра чукчей, послезавтра эльфом, а потом индейцем.
…Ролевые игры в России — это огромный пласт культуры, замечательное развлечение и полезный для здоровья досуг, наравне со спортом. Погрузившись в него, ты приобретешь массу новых друзей и узнаешь много нового».[ Абдуллина Е, ж-л «Игромания», №4, 1.4.2000]
Говоря о сюжете романа, нельзя не отметить наличие сюжета внутреннего и внешнего. Рассмотрим вопрос о внутреннем сюжете. Внутренний мир человека, включающий в себя его намерения, мысли, осознаваемые чувства, а также сферу бессознательного, запечатлевается в произведениях по-разному: чаще опосредовано, нежели открыто. Мы узнаем преимущественно о поступках, совершаемых персонажами, и гораздо меньше о внутренних, психологических мотивах их поведения. Переживания всецело зависят от развертывания событий и подаются главным образом через их внешние проявления. [ Хлизев В.Е., Теория литературы, М., «Высшая школа»,1999, Гл. 3, с. 138].
Быков использует во внутреннем сюжете своего произведения элемент молодежной субкультуры - ролевую игру, то есть создает параллельный человеческому бытию мир, мир Планеты Альфа Козерога, на которую «отправились» герои. Игорь затевает смешную игру - называет себя инопланетянином с планеты Альфа Козерог, Катя, порядком уставшая от зануды-мужа, игру с радостью подхватывает и расспрашивает Игоря о жизни его родной планеты.
В ходе первого игрового диалога, открывающего роман, выясняется, что на планете Игоря «живые деньги» - зверьки, которых получил и вырастил человек. Таким образом, обозначается одна из ценностей его игрового мира - гуманность: «Он размножаться сам, от хорошее отношение. Но если ты забывать про зверёк, не учёсывать зверёк, не гладить, не кормить, не менять подстилка, то он чахнуть, сохнуть, дохнуть и умирать».
Другой, игровой мир возникает в воображении молодых людей:
«— И как будто я ничего у вас тут не знаю, а ты мне все рассказываешь. Вот это, например, для чего?
— Это предмет, освещающий улицу, ряд домов. Он должен испускать свет, но не испускает.
— Испортился?
- Нет, военная хитрость. Глупый инопланетянин думает, что у нас все ломается, не стыкуется и разваливается, и начинает постепенно захватывать все земное, начиная с девушек. А мы только притворяемся, на самом деле у нас готовность номер один». [с.29]
Ожидаемо, что речь пойдёт о динамике внутренней, когда главные изменения происходят в душе героя, в его (её) миропонимании. Для Катьки, живущей семьёй, Игорь - просто находка. Но от него приходится возвращаться к мужу:
«Та Катька, которая была с Игорем, дома безутешно рыдала, но помалкивала. Если она подавала голос, ее тут же приходилось затыкать. Ее все бесило — манера мужа оставлять тарелки в раковине (мыть посуду — не наше дело!), свекровь Любовь Сергеевна, забредшая в гости (она жила неподалеку и навещала их раза два в неделю, выходной, не выходной), вечно включенный телевизор, до сих пор не уложенный ребенок и даже нянька ребенка, которой, между прочим, платили доллар в час …»
Такой переход от игры к реальности вызывает интерес к сложности внутреннего мира героини, к переплетению различных умонастроений и импульсов, к смене душевных состояний :
«Трудней всего оказалось научиться переключениям — буквально, с физической осязаемостью переводить какой-то внутренний рычажок в положение «выкл», и Катька даже представляла этот рычажок — черный, пластмассовый. Не сказать, чтобы таким образом она выключала внутренний свет: она переводила его в другой регистр. Первая антипатия к нашему мужу и даже, страшно сказать, к Подуше [дочери — А.П.] сразу проходила, как только Катька попадала в свою двухкомнатную жизнь, невыносимую, конечно, но и родную…»
В этой связи необходимо
рассмотреть два таких важных
вопроса как время и
В работе «Формы времени и хронотопа в романе» пространственно-временной фактор романа Бахтин называет "хронотопом". Временно-пространственные определения в искусстве и литературе <...> всегда эмоционально-ценностно окрашены». Бахтин рассматривает хронотопы идиллические, мистериальные, карнавальные, а также хронотопы дороги (пути), порога (сфера кризисов и переломов), замка, гостиной, салона, провинциального городка (с его монотонным бытом). Ученый говорит о хронотопических ценностях, сюжетообразующей роли хронотопа и называет его категорией формально-содержательной. [Бахтин М.М. , Формы времени и хронотопа в романе. Литературно-критические статьи. , М., 1986., с.121-290.]
Об этом же пишет. Хализев В.Е. в гл.10 «Пространство и время» [ Теория литературы, М, «Высшая школа»,1999,с.137]: « Каждое последующее текстовое звено призвано что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-то сведениями, главное же – будить его воображение, чувство, мысль, не разбуженные сказанным ранее. Чтение при этом оказывается постоянным (вплоть до финала) разгадыванием некоей тайны: тайны как основы развертывающихся событий, тайны души героя, главное же – тайны творческой устремленности автора и художественного смысла…. Внимание и интерес читателя должны сохраняться и упрочиваться на всем протяжении восприятия текста. При этом единичные текстовые звенья, последовательно развертывающиеся, оказываются в значительной мере неожиданностями» [Хализев В.Е., гл.10 «Пространство и время», М, Высшая школа,1999, c.139]