Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа
Впервые роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор» был опубликован в 2005 году издательством «Вагриус». Вскоре после этой публикации появились отклики на роман. В частности статья О. Рогинской «Критическая масса » [Русский журнал №2, 2005], где автор рассуждает об актуальности темы:
« Писать сегодня о современности, обходя проблему терроризма, наверное, невозможно. Взгляд частного человека трансформирует ее в образ катастрофы, ставшей повседневностью. Можно говорить о складывающейся традиции отражения этой проблематики в литературе и кино последнего времени. Безусловно, наибольшее число голосов «маленьких людей», ставших свидетелями или участниками катастрофы, представлено в многочисленных СМИ.
В чём тут дело? Не зависят ли акценты Катькиных приоритетов напрямую от того, что российские реформы последних двух десятилетий коренным образом изменили идеологию приоритетов ценностей общества? Постулируемая при социализме первичность интересов общества над личностью сменилась на противоположную: отныне интересы личности рассматриваются как первичные, преобладающие над коллективными, групповыми.
Остаются ценности саморазвития или ценности личностные. Страница за страницей романа всё более раскрывают героиню как натуру глубоко нравственную. Она не разучилась быть счастливой и любить :
«И если бы потом спросить Катьку - ну, а главным-то что было, еще тогда, в октябре? - она задумалась бы ненадолго, в своей манере, кусая нижнюю губу, а потом тем решительнее, тряхнув головой, ответила бы: счастье, счастье. Особенность любви в том, что ее не вообразишь, как нельзя вообразить, скажем, горячую ванну. Есть вещи, которые словами не описываются, и они-то наиболее драгоценны…»
И ещё цитата:
«В конце концов только она и могла быть счастлива. Нелюбимый ребёнок с коллекцией незаживающих душевных язв…»
Любить - для Катьки это необходимое состояние, видимо бабушка, которая воспитывала героиню, и заложила эту потребность любить (значит жалеть) : бездомную собаку, детей (потому что дети лучше), старые игрушки (у них тоже душа живая), брошенного воспитателями мальчика - дауна и т.д. О существовании любви (добра) на Альфе Катька интересуется у Игоря:
«-И как у вас называется добро?
- Мы не говорим «добро», мы говорим «благо»…
- А зло?
- И зла нет. Что такое зло, скажи на милость?»
Как видно, Катька и на Альфе собирается жить по усвоенным с детства нравственным законам, которые естественным образом усвоены ею от бабушки.
2.4.История ( и предыстория ) героини.
Зная о ценностных установках героини, мы считаем необходимым выявить историю их формирования, т.е. познакомиться с предысторией характера.
Уже в 1 главе вводится предыстория героини (упоминание о жизни в Брянске). На протяжении всего романа мы будем «узнавать» героиню всё больше и больше. Так в гл.2 (стр.42) содержится упоминание о её «истории», после которой «…наш муж был сочтён спасательным кругом, чуть ли не ангелом-хранителем». Кстати, из обрывочных фраз о первом «товарище» Катьки, «любителе Егора Летова, всякой смертельной мистики и готики», который носил «клочок чёрной бороды, серьгу, чёрную косуху и впадал внезапно в ярость «с блатным визгом» — складывается впечатление о классическом представителе молодёжной субкультуры, к которой героиня как представительница мира богемы (художница и дизайнер) не могла не прикоснуться, учась в Москве.
Читая роман далее, мы
всё более заинтригованы
В гл.3 мы узнаем главное о семье её родителей и брате, который «принадлежал к трудной породе постоянно защищающихся людей…и в математику свою ушёл только потому, что она идеально защищала от всего». А, значит, он не подлежит эвакуации, т.к. находится в безопасности (живёт с родителями в Нюрнберге).
Углубление в воспоминания детства (Катька в самом впечатлительном возрасте от 8 до 12 лет) в гл.5 (стр.105) помогает нам представить формирование мира фантазий:
«Греческую смоковницу» и «Роки» она не любила. «Ей нравились только фильмы, в первой половине которых нарастали приметы катастрофы».
Позже, уже в Москве, Катька сформировала у себя стереотип: для типичного русского «катастрофа - нормальный фон жизни, и, когда она наконец прорывается, словно магма сквозь трещину, сразу становится можно в полную силу жить, любить и разговаривать».
Иными словами, героиня была подготовлена к встрече с Игорем, т.к. именно инопланетянин «всё чувствовал и всё понимал». А происходящие в Москве взрывы - ещё одно подтверждение их «настоящей любви».
«Все словно сговорились жить вполсилы, терпеть из милости, читать дрянь, жрать тухлятину, и стоило среди этого появиться настоящей любви, как мир немедленно пошёл вразнос».
Быков преднамеренно рассказывает (гл.7) о встрече Катьки с родной брянской школой и её одноклассницей Таней Колпашевой, которая
« … отличалась поразительной прозорливостью во всем, что касалось человеческой природы, а точней — самых омерзительных ее сторон. Катька
никогда, даже и среди взрослых, в институтские и послеинститутские годы, не встречала такого цинизма. Таня была самым взрослым человеком в школе — ее ничто не могло удивить, обо всех она знала худшее…Колпашева мучила Катьку особенно изобретательно — «сделай как себе», говорит официанту опытный клиент, и Колпашева «делала как себе», то есть с полным учетом всех страхов, слабостей и надежд. Колпашева обожала говорить гадости о чужих родителях. Она издевалась над болезнями. Высшим наслаждением для нее было наблюдать чужое поражение и добавлять проигравшему.» (с.178) Читаешь эти строки, и становится понятно, почему для героини «невыносимо слушать песни про школьные годы чудесные…песни эти напоминали ей цветы, растущие в концлагере».(с.177)
С детства Катька «ходила одна, много читала, много рисовала, мучилась в школе и мечтала о большой любви» (с.177) ,т.е. как Игорь была одинока, жила в своём уединённом мирке. И тем не менее, не растеряла дара любить и жалеть людей: даже собираясь в «эвакуацию», она готова забрать всех, «…если бы не была столь безнадёжно уверена, что [они] …и там себе устроят ад»
А спустя много лет после окончания школы встретившись с Колпашевой, Катька даёт однокласснице, которой «злоба, жрущая ее изнутри, не дала… разбабеть и стать похожей на миллионы провинциальных теток », шанс если не на раскаяние, то хоть на «запоздалое дружелюбие».
Именно в сцене встречи со школьной «подругой» обнажается незащищённость Катьки перед хамством и жестокостью жизни. Эта встреча ещё раз убеждает героиню в необходимости эвакуации.
Знакомясь с предысторией героини, мы понимаем, как формировался её характер и принимаем мотивацию её стремительного согласия лететь - жизнь на планете земля задерживала её лишь тоненькими ниточками, тем более, что по условиям Игоря, самых дорогих людей (бабушку в первую очередь) можно будет эвакуировать.
Интересно, что
само называние героини, очень
напоминающее представление
Что касается предыстории Игоря, то её нет или почти нет. Вот он «проговорился однажды, что квартиру снимает, потому что с родителями жить не хочет» (гл.2,с.40) и обмолвился, что «давно тут жить, иногда прогуливаться от страшного одиночества…пять месяцев уже…» (гл.3, с.72) А о семье героя мы всё же узнаём: Катька прочитывает старые письма на даче.
Игорь упорно не хочет называть себя Медниковым – таковы правила игры – на даче в Тарасовке, принадлежавшей не «какому-то деду», а его собственному. И только однажды, находясь на Альфе, он, на минуту сбросив с себя маску игрока, сказал шёпотом:
«- Знаешь, что я больше всего любил?…- Вот когда с репетиции идёшь…осень…часов шесть…Светло ещё. Допустим, сентябрь. И так таинственно…Я очень любил оставаться после уроков. Такое всё необязательное…» (гл.11, с.277)
И только при расставании героев на даче в Тарасовке мы узнаем вместе с Катькой, что дед Игоря (тот самый, хозяин дачи) живёт с матерью, но он уже в маразме. Отец, в честь которого назван герой, их с матерью оставил, а теперь безуспешно «появляется периодически, только мать его видеть не хочет. У неё давно другой муж…», с которым у Игоря взаимная нелюбовь. Тривиальная, в общем, житейская история.
Почему он так откровенен с Катькой? Минутная слабость - игра ведь подходила к концу?…Какой он на самом деле: Игорь Медников, 1975г.р., программист. На наш взгляд, умный, начитанный (наличие компьютера и книг в его съёмной квартире) молодой человек. Игорь остроумен, склонен к фантазированию, способен к экспромтам. Мы уже отмечали его физическое развитие, добавим ещё и общительность (мы видим его связи с ролевиками – он знакомит Катьку с определёнными местами в Москве). До встречи с Катей (последние 5 месяцев) Игорь был одинок, не складывались у него отношения и с матерью (он снимает квартиру, т.к. с родителями жить не хочет). Во время сближения с Катериной он явно находится в состоянии внутреннего разлада с миром, и спасительной становится игра в эвакуатора. Именно в игре можно испытывать себя, воображая героем. И только на Альфе, т.е. в самый кульминационный момент игры становится ясно, что игра – это только временное бегство от действительности.
Очевидно, героям Быкова жить в разладе с миром тяжело, а в разладе с самим собой - невыносимо. Накопившиеся эмоции становится невозможно носить в себе, они прорываются уже на Альфе, когда героиня поёт свою любовную песнь, обращаясь к любимому:
«Везде, где бы мы с тобою ни очутились,
Будет глад, и мор, и чума, и огненный ветер,
И расплата за все и сразу,
Потому что любовь — это ровно такая эвакуация,
Которая только в такие места и эвакуирует.
Потому что — и я знала, знала, знала с самого начала—
Любовь — это огни, воды, покореженные трубы,
Перевязанные во избежание последствий…»
Песнь эта становится сигналом к прекращению игры: «…они проснулись поздним осенним утром в маленьком дачном доме, в котором остановились на ночлег». Именно здесь произойдёт окончание и игры и расставание героев. Здесь же и сойдутся сюжеты внешний и внутренний.
Очень важным является, на наш взгляд, вопрос о взаимоотношении героев с природой.
«В литературе XX в. субъективное видение природы нередко берет верх над ее предметностью, так конкретные ландшафты и определенность пространства нивелируются, а то и исчезают вовсе. Вместо этого дается каскад ярких и разнородных впечатлений от природы, которые не оформляются как пространственные картины (собственно пейзажи). В подобных случаях эмоционально напряженное восприятие природы одерживает победу над ее пространственно-видовой, «ландшафтной» стороной. Субъективно значимые ситуации момента здесь «выдвигаются на первый план, а само предметное заполнение пейзажа начинает играть как бы второстепенную роль. Опираясь на ставшую ныне привычной лексику, такие образы природы правомерно назвать «постпейзажными». [Хализев В.Е., Теория литературы, М., 1999,с.208]
Таким и нам видится подход Быкова к пейзажу в романе: это только средство для раскрытия неких сторон характера героев.
Так «архисентябрь» ( с..21), совпавший по времени с самым пиком любовных отношений Игоря и Катьки, «на их счастье», был отличный. Эта осень напоминает героине другую, десятилетней давности, которая запомнилась ей потому, «что Катька смотрела тогда на мир новыми глазами». В момент встречи с Игорем и зарождения отношений Катя вновь, как и десять лет назад, смотрит «новыми глазами»: она видит мир вокруг, и этот мир ей нравится.
Д. Быков как представитель литературы XXI в. показывает, не только ситуации дружественного и благого единения человека и природы, но также их разлад и противостояние. В следующем осеннем пейзаже романа «Эвакуатор» – отзвуки происходящей на глазах трагедии (взрывы в Москве).
«Катька смотрела на пруд, по которому плавали жёлтые каштановые лапы о пяти пальцах, липовые сердечки, кленовые ладошки. Всё взорвалось, и органы неведомых существ раскиданы повсюду. Надо было дожить до того, чтобы в каштановой и кленовой листве мерещились оторванные ручки…Как это я раньше не замечала, что осень-взрыв, что повсюду валяется мёртвое, только что бывшее живым?..» (с.87)
Ослабление связей литературы
XXI в. с «живой природой», на наш взгляд,
правомерно объяснить изолированностью
нынешнего литературного
Вот почему совсем
иным по отношению к
Таким образом, пейзажи у Быкова - тоже часть художественного мира героя или героини. Они обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью.
2.5.Взаимоотношения с другими персонажами.
Героиней романа Быкова становится Екатерина Денисова (Кузнецова), т.к. большая часть повествования связана с ней, да и симпатии читателя отданы ей же. Тогда почему же автор выносит в название именно слово «эвакуатор»? Не хочет ли Быков тем самым подчеркнуть значимость и равноправность главного героя, Игоря? Анализируя развитие действия романа, мы приходим к выводу, что название напрямую связано у автора не с героем [Игорем], а с героиней. Несомненно, ролевик - Игорь стал для неё находкой: спас от рутины бытовых и семейных отношений. Но к способности любить и жалеть людей вернула героя именно Катерина Денисова. Она переосмыслила значение слова «эвакуатор»: спасла любимого человека от отчуждения к людям, и в первую очередь, к родным.
"Действующие лица
подвергаются в произведении
группировке. Простейший случай
- это разделение всех