Поэтика романа Д. Быкова "Эвакуатор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Впервые роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор» был опубликован в 2005 году издательством «Вагриус». Вскоре после этой публикации появились отклики на роман. В частности статья О. Рогинской «Критическая масса » [Русский журнал №2, 2005], где автор рассуждает об актуальности темы:
« Писать сегодня о современности, обходя проблему терроризма, наверное, невозможно. Взгляд частного человека трансформирует ее в образ катастрофы, ставшей повседневностью. Можно говорить о складывающейся традиции отражения этой проблематики в литературе и кино последнего времени. Безусловно, наибольшее число голосов «маленьких людей», ставших свидетелями или участниками катастрофы, представлено в многочисленных СМИ.

Файлы: 1 файл

диплом ПОЭТИКА РОМАНА Д.БЫКОВА «ЭВАКУАТОР».A.Putova.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

- действия романа  укладываются в совершенно определенное  время - с сентября по ноябрь. И этот отрезок времени отражён  во внешнем сюжете. Что касается  внутреннего сюжета, то в нём  автор пользуется лишь указанием  на временные промежутки, занимаемые событиями прошлого;

        • в сюжете романа именно свободные мотивы ("отступления") играют доминирующую, определяющую построение произведения роль. Эти боковые мотивы ("подробности" и т.п.) вводятся с целью художественного построения повествования;

-  основным приемом,  определяющим, всю смысловую структуру «Эвакуатора»  является принцип лейтмотивного построения повествования: некоторый мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях с другими мотивами;

        • называние героев неслучайно: оно подсказывает, что иногда достаточно простого присвоения герою имени, без всякой иной характеристики ("отвлеченный герой"), чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для фабулярного развития ;

- проанализировав речь  персонажей, мы делаем выводы:

  • обращаясь к читателю, писатель изъясняется языком не прямых словесных суждений, а художественных образов и, в частности, образов персонажей как носителей речи;
  • роль диалогов в романе ответственна;
  • приемы субъективации авторского повествования – это приемы представления, изобразительные приемы и монтажные приемы;
  • между несобственно - прямой и внутренней речью в романе не всегда есть четкая граница. Несобственно - прямая речь может переходить во внутреннюю;
  • монологическая речь способна выступать в романе как средоточие внеситуативных смыслов, устойчивых и глубоких;

 

- вещная конкретность  составляет неотъемлемую и весьма  существенную грань словесно-художественной  образности. Вещь в романе Быкова  имеет широкий диапазон содержательных функций. При этом вещь «входят» в художественный текст по-разному: либо как некая «объективная» данность, либо  как чьи-то впечатления от увиденного, нарисованные единичными штрихами, субъективно окрашенными;

- пейзажи у Быкова - тоже часть художественного  мира героя или героини. Они обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью;

- Д. Быков выбирает  такой способ портретных характеристик,  что его можно назвать лейтмотивным. Внимание автора сосредоточивается на том, что выражают фигуры или лица, какое впечатление они оставляют, какие чувства и мысли вызывают, нежели на них самих как на живописуемой данности;

- логично будет отнесение  «Эвакуатора» к жанру психологического   романа с фантастическим сюжетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Абдуллина, Е. Игра всерьёз//Игромания. -  2000. - №4.
  2. Бахтин, М.М.  Формы времени и хронотопа в романе.  // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. - М. - 1986. - с.290.
  3. Быков Д. интервью газете «Коммерсант» от 15 августа 2005
  4. Вайль П. и Генис А. Городок в табакерке: Проза Толстой. – “Звезда”, 1990, №8
  5. Виноградов В.В. Язык литературно-художественного произведения. (III. О композиционно-речевых категориях литературы)
  6. Гинзбург Л.Я., О психологической прозе. Л., 1971. с. 300
  7. Горшков А.И., Русская словесность, Пр., 1996, с.277
  8. Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение, г.VI. Литературное произведение. Персонажи в композиции. с. 130
  9. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.; Л., 1966. с. 36.
  10. Немзер А., Дневник читателя, М, 2006, с.107
  11. Ономастика. Литературная энциклопедия.Т8-1934 [ http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3011.htm]
  12. радиоинтервью Дмитрия Быкова Григорию Заславскому  [http://www.radiomayak.ru/schedules/69/22723-audio.html.]
  13. Рогинская О. Ст. Критическая масса, «Русский журнал», №2, 2005
  14. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения
  15. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. Красноярск, 1988. 
  16. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.; Т. 4, М., Репринтное издание: М., 2000 и[ http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/]
  17. Томашевский Б.В. ,Теория литературы. Поэтика. Учебное пособие, М.,Аспект Пресс 1996 (1999) с.334
  18. Томашевский Б.В. Поэтика Краткий курс. (1928). М., 1996.
  19. Топоров В.Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе.  « Миф. Ритуал. Символ. Образ» с. 21
  20. Хализев В.Е. Теория литературы, М, Высшая школа,1999, с. 171-291
  21. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. c. 26-62.
  22. Штейман М., Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России «Вопросы литературы», 2004, № 5
  23. Щировская Т.автореферат «Типология сюжетов в отечественной массовой литературе», 1900-2000

Энциклопедический социологический  словарь под ред. Г.В. Осипова. М.: ИСПИ РАН, 1995, http://www.ecsocman.edu.ru

  1. Якубинский Л.П. О диалогической речи  Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. c. 17-58.
  2. Якубинский Л.П., О диалогической речи. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. с. 34



Информация о работе Поэтика романа Д. Быкова "Эвакуатор"