- действия романа
укладываются в совершенно определенное
время - с сентября по ноябрь.
И этот отрезок времени отражён
во внешнем сюжете. Что касается
внутреннего сюжета, то в нём
автор пользуется лишь указанием
на временные промежутки, занимаемые событиями прошлого;
- в сюжете романа именно свободные мотивы ("отступления") играют доминирующую, определяющую построение произведения роль. Эти боковые мотивы ("подробности" и т.п.) вводятся с целью художественного построения повествования;
- основным приемом,
определяющим, всю смысловую структуру
«Эвакуатора» является принцип лейтмотивного
построения повествования: некоторый
мотив, раз возникнув, повторяется затем
множество раз, выступая при этом каждый
раз в новом варианте, новых очертаниях и во все новых сочетаниях
с другими мотивами;
- называние героев неслучайно: оно подсказывает, что иногда достаточно простого присвоения герою имени, без всякой иной характеристики ("отвлеченный герой"), чтобы зафиксировать за ним действия, необходимые для фабулярного развития ;
- проанализировав речь
персонажей, мы делаем выводы:
- обращаясь к читателю, писатель изъясняется языком не прямых словесных суждений, а художественных образов и, в частности, образов персонажей как носителей речи;
- роль диалогов в романе ответственна;
- приемы субъективации авторского повествования – это приемы представления, изобразительные приемы и монтажные приемы;
- между несобственно - прямой и внутренней речью в романе не всегда есть четкая граница. Несобственно - прямая речь может переходить во внутреннюю;
- монологическая речь способна выступать в романе как средоточие внеситуативных смыслов, устойчивых и глубоких;
- вещная конкретность
составляет неотъемлемую и весьма
существенную грань словесно-художественной
образности. Вещь в романе Быкова имеет широкий
диапазон содержательных функций. При
этом вещь «входят» в художественный текст
по-разному: либо как некая «объективная»
данность, либо как чьи-то впечатления
от увиденного, нарисованные единичными
штрихами, субъективно окрашенными;
- пейзажи у Быкова
- тоже часть художественного
мира героя или героини. Они обладают глубокой и совершенно уникальной
содержательной значимостью;
- Д. Быков выбирает
такой способ портретных характеристик,
что его можно назвать лейтмотивным. Внимание автора сосредоточивается
на том, что выражают фигуры или лица, какое
впечатление они оставляют, какие чувства
и мысли вызывают, нежели на них самих
как на живописуемой данности;
- логично будет отнесение
«Эвакуатора» к жанру психологического
романа с фантастическим сюжетом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
- Абдуллина, Е. Игра всерьёз//Игромания. - 2000. - №4.
- Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // М.М. Бахтин. Литературно-критические статьи. - М. - 1986. - с.290.
- Быков Д. интервью газете «Коммерсант» от 15 августа 2005
- Вайль П. и Генис А. Городок в табакерке: Проза Толстой. – “Звезда”, 1990, №8
- Виноградов В.В. Язык литературно-художественного произведения. (III. О композиционно-речевых категориях литературы)
- Гинзбург Л.Я., О психологической прозе. Л., 1971. с. 300
- Горшков А.И., Русская словесность, Пр., 1996, с.277
- Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение, г.VI. Литературное произведение. Персонажи в композиции. с. 130
- Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. М.; Л., 1966. с. 36.
- Немзер А., Дневник читателя, М, 2006, с.107
- Ономастика. Литературная энциклопедия.Т8-1934 [ http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le8/le8-3011.htm]
- радиоинтервью Дмитрия Быкова Григорию Заславскому [http://www.radiomayak.ru/schedules/69/22723-audio.html.]
- Рогинская О. Ст. Критическая масса, «Русский журнал», №2, 2005
- Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения
- Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. Красноярск, 1988.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова.; Т. 4, М., Репринтное издание: М., 2000 и[ http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/]
- Томашевский Б.В. ,Теория литературы. Поэтика. Учебное пособие, М.,Аспект Пресс 1996 (1999) с.334
- Томашевский Б.В. Поэтика Краткий курс. (1928). М., 1996.
- Топоров В.Н. Апология Плюшкина: Вещь в антропоцентрической перспективе. « Миф. Ритуал. Символ. Образ» с. 21
- Хализев В.Е. Теория литературы, М, Высшая школа,1999, с. 171-291
- Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. c. 26-62.
- Штейман М., Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России «Вопросы литературы», 2004, № 5
- Щировская Т.автореферат «Типология сюжетов в отечественной массовой литературе», 1900-2000
Энциклопедический социологический
словарь под ред. Г.В. Осипова. М.:
ИСПИ РАН, 1995, http://www.ecsocman.edu.ru
- Якубинский Л.П. О диалогической речи Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. c. 17-58.
- Якубинский Л.П., О диалогической речи. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. с. 34