Поэтика романа Д. Быкова "Эвакуатор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Впервые роман Дмитрия Быкова «Эвакуатор» был опубликован в 2005 году издательством «Вагриус». Вскоре после этой публикации появились отклики на роман. В частности статья О. Рогинской «Критическая масса » [Русский журнал №2, 2005], где автор рассуждает об актуальности темы:
« Писать сегодня о современности, обходя проблему терроризма, наверное, невозможно. Взгляд частного человека трансформирует ее в образ катастрофы, ставшей повседневностью. Можно говорить о складывающейся традиции отражения этой проблематики в литературе и кино последнего времени. Безусловно, наибольшее число голосов «маленьких людей», ставших свидетелями или участниками катастрофы, представлено в многочисленных СМИ.

Файлы: 1 файл

диплом ПОЭТИКА РОМАНА Д.БЫКОВА «ЭВАКУАТОР».A.Putova.doc

— 296.00 Кб (Скачать файл)

Мы понимаем, что время  и пространство играют весьма значительную роль в создании художественного мира произведения. Причем для создания сюжетных линий (что обычно является телом произведения) важнее временной аспект, а пространственный важен для создания обстановки и атмосферы, в которых развивается сюжет. В основе временнóй организации текста лежат определенные закономерности. Проанализируем текст с точки зрения хронотопа. Фабульное время  в романе «Эвакуатор» дается:

а) датировкой момента  действия, абсолютно (когда просто указывается хронологический момент происходящего), например:

" в сентябре появился  Игорь" (с.16) ,

" в начале октября  …они сидели на парапете смотровой  площадки на Воробьёвых горах" (с. 27),

"в воскресенье в  7 часов вечера произошли взрывы  в Москве с 10 по 11 ноября" (с.50),

" 27-го случился этот  разговор… "(с.73 ),

"17 ноября - день рождения  Стефании "(с.283 ).

б) или косвенно: " халат купил неделю назад по такому случаю" (с.35),

"На сборы 2 недели "(с.50) ,

 Игорь" 5 месяцев  изучает реальность" (с.72),

" на 2-й день сводил в церковь" (с.224)

Как видно, действия романа укладываются в совершенно определенное время - с сентября по ноябрь. И этот отрезок времени отражён во внешнем  сюжете. Что касается внутреннего  сюжета (это воспоминания, связанные  с событиями из жизни Катьки и служащие для раскрытия её внутреннего мира), то в нём автор пользуется лишь указанием на временные промежутки, занимаемые событиями прошлого:

"Катьке исполнилось  15 лет "(с. 20),

" видеосалон в Брянске  открылся в 1987" (с.105),

" чай в доме бабушки пахнет липой как 20 лет назад "( с. 170),

" Бабушка, мне было 6 лет!" (с.172) .

Мы предполагаем, что  события внутреннего сюжета связаны  также со временем игровым. В заключительных сценах романа, уже после окончания  игры, совершенно неожиданно называются даты рождения героев «Игорь Медников , 1975 г.р. и Катька  Денисова, 1979 г.р.» (с.316-319).

А далее идёт Игорь  и напевает то же самое, что и Катька. Автор считает необходимым пояснить: «некоторое время ещё предстояло жить в том же ритме».

Что касается места действия, то здесь характерны два типа: статичность, когда герои собираются в одном месте (Жизнь на Альфе)  или кинетичность, когда герои перемещаются по Москве с места на место для необходимых столкновений, узнаваний друг друга (поэтому так часто фигурируют "кафешки" и их эквиваленты как, например, ресторан китайский «Дракон», восточные кафе: «Синдбад», «Суши весла», «Ласточка», странный клуб «Ротонда», дающие возможность новых встреч).

 

Выбор этих мест всегда остаётся ха Игорем, потому что для него это хорошо знакомые места : здесь собираются в Москве представители молодёжной субкультуры - ролевики. (Например, Нескучный сад - место сбора толкиенистов, а в «Ротонде», по словам Игоря,  «все свои»). Именно в этих местах герой готовит Катьку к предстоящей ролевой игре. Сюда же можно отнести Свибловские пруды - место магическое, вроде Китеж - града. Мистика, сопровождающая их посещение этих мест, помогает и пространству принять черты фантазии.

 

И в том и в другом случае необходим такой выбор  места, который лучше всего оправдывает необходимые для развития интриги встречи персонажей. Идеальным местом для развития сюжета служит дача Игоря (его убогое родовое гнездо - то, что он скрывает и «от души ненавидит») в Тарасовке: здесь героиня принимает окончательное решение «лететь», здесь находится стартовая площадка для «лейки» и сюда же герои возвращаются после бегства. Отсюда Катька и Игорь уходят порознь. Здесь игра окончена.

 

Интересным кажется  нам обобщенное  значение  некоторых  пространственных  образов — речь идёт о конкретном адресе в романе: улица Снежная, третий подъезд, второй этаж. Именно здесь живёт «танцующий мальчик» Валентин, который взял на себя однажды миссию «всё спасти». Его кружение на месте в рамках убогой комнатки очень напоминает тщетную попытку героев спасти хоть самых близких: финал один - кружение на месте.        

 

Второй значимый обобщённый образ – это дом бабушки  в Брянске. Место это сокровенное  в жизни героини, о чём она  признаётся: «…я была отсюда из этого  древнего полуязыческого мира… » (гл.6,с.163).Этот пространственный образ объясняет многое в поступках героини: её упорное желание спасти нелюбимых но родных (нашего мужа и свекровь), её частые «выходы» за рамки игры и, наконец, её возвращение в «невыносимую, но родную двухкомнатную жизнь».

 

Говоря о пространственной организации текста в связи с  главным героем, нельзя не отметить, что пространство Игоря гораздо  шире: его явно не устраивает замкнутость  стенами съёмной квартиры или  мир дачного домика в Тарасовке.

 Вот почему герой организует себе пространство своих фантазий – жизнь «у нас там» (с.90), о котором он с упоением рассказывает в течение действия всего романа талантливо и изобретательно. Оказывается, на его родине живут «такие же люди, как и мы, только говорят на тарабарском языке, еще они намного добрее, а деньги там - живые - это зверьки, о которых надо заботиться, тогда они вырастут, их станет много, а хранят их в звербанке; рожать женщинам в радость; иноматка - источник энергии инопланетян, кормятся, когда слабеют; вера - троеипостасность: отец, мать и дитя; Аделаида - женская сущность: думает, но не вмешивается; Кракатук - бог действий».

 И только однажды  Игорь становится «настоящим»:  во время посещения дома матери  на Альфе (с.272) Там на реплику  Катерины ( зачем он сжёг записку от матери?) Игорь ответил:

«- И что? Мать - она  во мне, а не в записке…Что же ты заставляешь меня банальности  говорить…»

Значит, говорить о матери для него слишком сокровенно. Катя не могла этого не понять. «Надо  было его обнять, утешить, найти единственные слова…», но правила игры этого ей не позволили («она не чувствовала никаких прав на него»).

        Таким образом, использование  пространства и времени в романе  даёт писателю возможность моделировать  «текст в тексте», используя  внутренний и внешний сюжеты. Этот вывод нам позволила сделать статья М. Штеймана , где мы получили схожую с нашей точку зрения. [ Штейман М., «Вопросы литературы», 2004, № 5, Популярная литература : Опыт культурного мифотворчества в Америке и в России].

Отдельного рассмотрения требует сюжет внешний. По утверждению Хализева В.Е., «…сюжеты с преобладанием чисто временных связей между событиями являются хроникальными». [Хализев В.Е.,Теория литературы, М.,«Высшая школа,»1999, Гл.3 с. 156]. Как видно, этот сюжет (внешний) по типу его построения  можно отнести к хроникальному, т.к. он позволяют использовать широкие рамки пространства и времени, рассказывать об отдаленных друг от друга местах, не связанных между собой событиях, происходивших в разное время. Этот прием обусловливает широту повествования и поэтому часто используется в эпических произведениях (в романе Д. Быкова это поездка в Брянск, старые письма на даче, полёт на Альфу и жизнь там). Роман, построенный по такому принципу,  содержит в себе много действия, решительных поступков героев, большое количество невероятных ситуаций, из которых героям надо выпутываться.

1.3.Мотивные связи.

      Мы не  ставили  своей  задачей ни исчерпывающий анализ мотивных связей в структуре романа, ни сложение этих связей в единую систему. Решение такой задачи представляется невозможным в рамках одного исследования. Мы  ограничиваемся  поэтому лишь обозрением некоторых важнейших мотивных комплексов с точки зрения их разработки в сюжетной структуре романа.

   «Мотивы, изменяющие  ситуацию, являются динамическими мотивами, мотивы же, не меняющие ситуации, — статическими мотивами.» [Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [1931]. Тематика., c. 182-184]

Мотив узнавания Катей  в Игоре эвакуатора является динамическим мотивом. Игорь убеждает Катю, что он ничуть не шутил, он действительно эвакуатор с далекой планеты и спасет ее и еще четверых землян, отвезет их в свой рай... Она верит и не верит, и интрига, на которой Быков держит читателя и тянет за собой добрые полкниги, заключается именно в этом – правда / неправда. Действительно ли Игорь  инопланетянин или перед нами только игры разума? В момент, когда эта загадка без ответа дольше оставаться не может, динамика прекращается, и садовая лейка, наконец, вырастает до размеров космического аппарата и взлетает.

    Динамический  мотив то и дело прерывается  мотивами статическими: в самый  острый момент возникает мотив  Дома (Катька отправляется в Брянск  за бабушкой). Как видно, автор  применяет  прием, весьма распространенный, это — использование внелитературных тем как принципа задержания, или торможения.

«При обширном объеме повествования события необходимо задерживать. Это, с одной стороны, позволяет словесно развернуть изложение, а с другой стороны — обостряет  интерес ожидания. В самый напряженный момент врываются перебивающие мотивы, которые заставляют отойти от изложения динамики фабулы, как бы временно прервать изложение, чтобы вернуться к нему после изложения перебивающих мотивов. Такие задержания выполняются статическими мотивами» [Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика [1931]. Тематика., c. 182-184]

   Как мы видим,  динамические мотивы являются  центральными движущими мотивами  фабулы. Типичными статическими мотивами являются описания — природы, местности, обстановки, персонажей, их характеров и т.д. - и таких мотивов в романе Быкова достаточно. Это, на наш взгляд, мотивы:

а) бегства, катастрофы (картины  разрушения);

 б) страха (…мне  страшно) ;

в) стойкости (кружащийся мальчик, Катька);

г) любви (болезнь - расплата - возрождение) и др.

д) пути (звакуация)

Исходя из классификации  мотивов Томашевским Б.В., мы знаем, что мотивы произведения бывают разнородны. При простом пересказе фабулы произведения мы сразу обнаруживаем, что можно опустить, не разрушая связности повествования, и чего опускать нельзя, не нарушив причинной связи между событиями. Мотивы неисключаемые называются связанными; мотивы, которые можно устранять, не нарушая цельности причинно-временного хода событий, являются свободными.

        В сюжете романа именно свободные  мотивы ("отступления") играют доминирующую, определяющую построение произведения роль. Эти боковые мотивы ("подробности" и т.п.) вводятся с целью художественного построения повествования.

Далее необходимо сказать  о мотивировке композиционной.  «Принцип ее заключается в экономии и целесообразности мотивов. Отдельные мотивы могут характеризовать предметы, вводимые в поле зрения читателя (аксессуары), или поступки персонажей ("эпизоды"). Ни один аксессуар не должен остаться неиспользованным в фабуле, ни один эпизод не должен остаться без влияния на фабульную ситуацию. [Томашевский Б.В.,Теория литературы. Поэтика. Учебное пособие. М., 1996 (1999) с.211.] 
        Именно такое пользование аксессуарами мы наблюдаем в "Эвакуаторе" Быкова на примере с компьютером Игоря. Для Катьки интерьер его квартиры не представим без «титанически навороченного, с серебристым корпусом, идеально плоским монитором не меньше 23 в диагонали, четырьмя колонками по углам» компьютера. Сначала это вводится как деталь обстановки, которую можно принять за простую конкретную черту, характеризующую быт эвакуатора. Интересно, что при всём при том Игорь не водит машину, объясняя это тем, что у него «слишком силён инстинкт межпланетчика, космолётчика…и поэтому у него в «компе тренажёр» (показать нельзя - секретность).

Далее мотив «компа»  повторяется: на просьбу Катьки поиграть, чтобы расслабиться, следует отказ. «Он никогда не разрешал - это была одна из самых странных странностей. - Ты же в самолёте не просишь, чтобы пустили порулить.» Катька объясняет для себя тем, что там «жизнеобеспечение» (гл 3, с.64)

Увидев на даче в Тарасовке  обыкновенную садовую лейку вместо межпланетного корабля, Катька разочаровалась и чуть было не вышла из игры - так  увиденное не соответствовало её сложившемуся представлению об Игоре как об эвакуаторе, представителе разумной цивилизации.

 

«Всё было понятно…Господи, как глупо. Когда я уже стану  взрослым человеком.

- Нравится? - спросил он.

- Очень удобно, - сказала  она .- Отличная штука. Поливать, а особенно заливать – просто  незаменима».

 

Завершением мотива компьютера становится представление героя  в финале как «Игоря Медникова, программиста». Здесь мы имеем дело с  мотивом  композиционно мотивированным. Определение  «программист» объясняет наличие  названного мотива и оправдывает поступки Игоря как ролевика : мир Игоря – виртуальный игровой мир, противостоящий реальности, поэтому главной ценностью этого мира и является компьютер, заменяющий отношения с людьми. Даже в любви он программирует своё поведение в отличие от героини, которая и в игре сохраняет свойственные ей в  реальной жизни ценностные установки.

« Отбор событий и  выстраивание их в сюжет требует  от создателя произведения массовой литературы отбора эстетических средств, доступных массовому восприятию, использования образов и словесных формул, легко опознаваемых потребителем. Но этический компонент подобных средств всегда гипертрофирован по отношению к эстетическому. Сюжет соотносится с устоявшимися стереотипами и привычными оппозициями «свое - чужое», «хорошо - плохо» и т.д. [ Щировская Т, автореферат «Типология сюжетов в отечественной массовой литературе», 1900-2000]

В результате доминирования  тех или иных мотивов, а также  функционирования определенного типа персонажей вся современная массовая литература делится на жанрово-тематические разновидности, являющие собой формально-содержательные модели прозаических произведений, построенных с учетом определенной формульной схемы, обладающих общностью тематики. Сюжеты каждой из тематических групп популярных текстов в содержательном плане отражают типичные идеи, эмоции, поведенческие реакции того социального среза, на который они рассчитаны». [ Щировская Т.,  там же]

 

Вот почему объяснимо  трепетное отношение Игоря к  компьютеру и безжалостное -  к  сожжённым на даче письмам:

Информация о работе Поэтика романа Д. Быкова "Эвакуатор"