Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 03:58, статья
В 2011 году в Москве попечением «Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ» вышла литературная антология «Новые имена в поэзии». Эта книга – составная часть многолетней программы «Молодые писатели», которая включает в себя организацию ежегодных «Форумов молодых писателей России и стран зарубежья», встреч с известными литераторами и общественными деятелями, организацию мастер-классов и выпуск сопутствующей печатной продукции. Нужно признать, что вершина этого айсберга, всероссийские форумы молодых писателей в Липках, стали заметным явлением в современной литературе, особенно в более-менее молодой её составляющей.
Всё это в изобилии представлено в «РуЛинете», и пугаться тут не стоит. Важнее знать положительные моменты сетевой литературы и пользоваться ими. Еще никогда автор, живущий в глубокой провинции, не мог так легко и быстро получить доступ к произведениям не только классической, но и современной словесности. Процесс литературной учёбы для начинающих авторов вполне может проходить исключительно в Сети, и пользы от этого порой гораздо больше, чем от посещения провинциальных ЛитО известного художественного и критического уровня. Наконец, талантливому автору теперь вовсе необязательно кровь из носа ехать в Москву, чтобы быть замеченным. Многогранный мир «РуЛинета» позволяет поддерживать литературные и дружеские связи между людьми, разделёнными океаном. И что характерно, всё это доступно любому заинтересованному человеку.
За счет того, что литературное пространство стало с развитием Интернета более открытым, увеличились шансы на признание всего, что по-настоящему талантливо. Однако здесь же кроется ещё один любопытный феномен, о котором хочется поговорить подробнее. Дело в том, что литературная известность теперь может принимать разные формы, а сами авторы – ориентироваться на разные аудитории. Слушатели поэтических вечеров районной библиотеки и посетители литературных сайтов, читатели «толстяков» и завсегдатаи поэтических фестивалей – всё это разные, порой непересекающиеся, аудитории. Как следствие, в одном городе живут авторы, известные по частым «живым» выступлениям, и авторы, печатающиеся в центральных изданиях, но едва знакомые даже самым внимательным посетителям местных литературных вечеров. Наконец, «звёзды» литературных сайтов со многими сотнями и тысячами читателей по всему миру оказываются часто и вовсе неизвестны литературному сообществу и читателям своего родного города. Тем более что многие такие авторы не стремятся войти в местные литературные группы.
О взаимоотношении этих столь несходных по своей стратегии авторов и целых авторских сообществ говорить сложно уже потому, что, повторюсь, друг о друге у них самые смутные представления. Отчасти поэтому «профессиональные» писатели довольно долго относились к сетевой литературе и Интернету в целом с плохо скрываемым высокомерием. В ход шли такие словосочетания, как «море графомании», «толпы безграмотных подростков», «засилье бездуховности и хамства». Под сурдинку часто вспоминали «четырнадцать тысяч поэтов» Вознесенского и заканчивали обычно апологией башни из слоновой кости. Сетевая литература не оставалась в долгу и напоминала об общей бездарности Союза советских писателей, раздутых тиражах книг, идеологической цензуре и кумовстве, процветавшем в литературных журналах. На этом фоне свобода творческого самовыражения в Сети смотрелась весьма выигрышно.
На протяжении 2000-х годов подобное неконструктивное отношение друг к другу претерпело важные изменения. С одной стороны, «профессиональные» писатели присмотрелись к «РуЛинету» и осознали, что большая часть их претензий относится лишь к сайтам со свободной публикацией. С другой стороны, сетевые авторы мало-помалу стали появляться в литературных журналах, у них начали выходить книги в известных издательствах. Наконец, в Интернет двинулись многие «профессиональные» писатели, привлечённые интерактивностью или новой читательской аудиторией. В результате границы «реальной» и «виртуальной» литературы стали всё более размываться. Сейчас наблюдается явное взаимопроникновение сетевой и бумажной (прежде всего, журнальной) литературы. Активнее всего это происходит в Москве, но приходится признать, что по мере отдаления от столицы эта конвергенция быстро сходит на нет.
«Все мы ленивы и нелюбопытны», – заметил Пушкин, и с тех пор ситуация не улучшилась. Провинциальный читатель, к сожалению, не знает крупных литераторов своего региона. Это касается как сильных сетевых авторов, так и вполне успешных «бумажных». Впрочем, эту же участь разделяют и сами толстые журналы, чью деятельность в масштабах страны трудно назвать успешной. Пропорция журнальных тиражей и населения России настораживает, если не устрашает.
Цель настоящей статьи в том и заключается, чтобы преодолеть, хоть отчасти, эту оторванность и «без гнева и пристрастия» поговорить о том, что по-настоящему талантливо, – хотя бы на пространстве отдельно взятого литературного Ярославля. Заодно выяснится то, как ярославская литература воспринимается заинтересованным читателем из Москвы, Нью-Йорка, Парижа или Тель-Авива. С тем и пора, наконец, перейти от общего к частному.
Сначала речь пойдёт о ярославских
авторах, условно относящихся к «сетевым»,
хотя подобное деление сейчас, повторюсь,
весьма зыбко. В особенности это можно
сказать о поэте Олеге Горшкове, чья известность
давно вышла за пределы «РуЛинета». Он
финалист, победитель и член жюри международных
конкурсов поэзии, его стихи публикуются
не только в русских литературных журналах,
но в периодических изданиях и альманахах
США, Израиля, Дании, Украины, Молдавии,
Эстонии. Этот поэт – автор трёх книг стихотворений,
последняя из которых, «Глагол одиночества»
(Ярославль, Литера, 2007), почти мгновенно
разошлась по разным городам и странам.
Наконец, речь идёт об одном из самых читаемых
в «РуЛинете» авторе, представленном почти
на всех авторитетных сайтах, участнике
ЛитО «Рукомос» и «Пиитер». С другой стороны,
он не является членом ни одного «реального»
союза писателей, не посещает ярославские
литературные объединения, не стремится
заводить «полезные» знакомства в местном
литературном мире. Даже в поэтических
выступлениях на Ярославщине он принимает
участие крайне редко. Стоит ли удивляться
тому, что на малой родине он совершенно
не котируется. Остаётся читать Олега
Горшкова в Сети, например, на сайте Поэзия.Ру,
в редколлегию которого он входит (http://www.poezia.ru/user.
Олег Горшков – преимущественно лирический поэт, стихи которого традиционны по форме и глубоки по содержанию. Длинные и развёрнутые периоды, плотная метафорическая ткань, часто инфинитивная повествовательная интонация, важные слова-архетипы, – всё это сообщает стихам Олега поистине «лица необщее выражение». Такая поэзия не бьёт наповал хлёсткими рифмами или сомнительной лексикой, но заставляет задумываться вместе с автором о вещах краеугольных для отдельно взятого человеческого бытия. В этом смысле стихи Олега Горшкова не модные, они плохо соответствуют нынешнему времени с его высоким темпом речи, клиповым мышлением, постмодернистским кичем. Зато они органичны самому пространству поэзии и, думается, это много важнее.
* * *
На Париге юродивый бредит о чём-то, врёт,
изъязвлён ли язык его речью зело премудрой,
бубенцов ли бряцающих полон беззубый рот? –
не уймёшь дурака, нараспев он читает утро,
будто небу вверяет чудное своё враньё.
Что он смыслит в небесном? – ни бе, ни ме, ни бельмеса.
Вся его ойкумена – барачный глухой район
(погребение в рай состоится за счет собеса).
Бубенцы всё надсадней, и ветер, упав с высот,
разоряет окрестность, лишенную всякой веры,
словно пристав буянит, надравшийся в хлам, и вот,
обмирая от страха, дрожат оборванцы-скверы.
То ли будет ещё знаменье – лишь дайте срок,
небо в сумерки канет, и след его там сотрётся,
и, как в детстве, в дурной голове засвербит сверчок,
впавший в ересь чудесную, в сумасбродство.
Другой ярославский поэт, Юрий
Рудис, в большей степени «сетевой», поскольку
является многолетним главным редактором
упоминавшейся интернет-газеты «Вечерний
Гондольер». Кроме того, он автор книги
стихотворений «Седьмая вода» (С-Пб. Геликон-Амфора,
2005) и, например, внушительной подборки,
опубликованной в 2007 году в журнале «Знамя»
(http://magazines.russ.ru/
Жаль, что в последние годы поэт почти перестал писать стихи, вынужденный заниматься более прозаическими вещами. Надо ли говорить, что местному писательскому и читательскому сообществу Юрий Рудис практически не известен.
* * *
В жизнь чужую, под осень, при ясной луне,
Самозванец въезжает на белом коне,
Словно в город чужой, как по нотам,
Между пьянкой и переворотом,
Он свободен, спокоен – практически мертв,
И отпет, и последней гордынею горд,
Отражен в придорожном кювете
И уже ни за что не в ответе.
И дрожит на ветру, как осиновый лист,
На себя не похож и от прошлого чист.
Лишь кресты – пораженья трофеи –
На груди, и веревка на шее,
Клочья черного знамени над головой.
И чужой стороне он, как водится, свой.
Он один здесь спокоен и ясен,
И на всякое дело согласен.
Он и швец, он и жнец, и последний подлец,
И на дудке игрец, и кругом молодец,
Не жилец, по народным приметам,
Но пока что не знает об этом.
Ещё один ярославский «сетевой»
поэт, Владимир Коркин, подвизается, в
основном, на сайте Рифма.Ру (http://rifma.ru/avtor/user/
Беседы о Гомере
...О чем сегодня будем
Вчера, как помню, речь шла о Гомере.
Прохладно в доме... Пледом не укрыть?..
А где очки?.. Нашел, – на секретере.
И все-таки никак я не пойму
Вот это место из четвертой песни:
Афина с Герой явно за ахейцев,
А Зевсу, вроде, все по кочану,
Но нахрена он подколол Афину,
Что, мол, Парису прикрывают спину?...
...Когда меня везли на Колыму –
По первой ходке, – от этапа ада,
Как ни смешно, спасала "Илиада",
Которую мне в "сидор" положил
Ицкович, – из вредителей-лепил, –
Их этапировали к нам из Ленинграда...
...Жаль, до амнистии он так и не дожил,
А ведь умен был, хоть и из евреев, –
Знаток поэтов, ямбов и хореев,
В бараке многих спас и подлечил.
Я был тогда жиган обыкновенный, –
Ребенок нищеты послевоенной,
По мелочам, чтоб выжить, воровал,
Бродяжничал, потом к ворам попал,
Потом подсел... До книг ли, в общем, было?
А этот странный маленький лепила
Нам вечерами все стихи читал,
Рассказывал, – и ведь не врал, однако, –
Что был знаком с поэтом Пастернаком,
И у Ахматовой не раз чаи гонял...
С тех пор полвека жизни проканало,
А книга сохранилась, не пропала, –
Четыре ходки, – двадцать с лишним лет
Она со мной по зонам кочевала...
Ты спишь уже?.. Давай притушим свет.
Я посижу, пожалуй, полчаса, –
Перечитаю про коня с Приамом...
Все, как в стихах у зэка Мандельштама:
"Бессонница... Гомер... Тугие паруса..."
Завершая разговор о ярославской
«сетевой» поэзии, упомянем и Наталью
Малинину (http://www.litsovet.ru/index.
Наконец, автор настоящей статьи,
будучи представлен на нескольких сайтах
«РуЛинета», включая ряд публикаций в
изданиях «Журнального зала» (http://magazines.russ.ru/
Проявляют активность в Интернете и многие другие ярославские стихотворцы, но они не столь известны в сетевом сообществе. Пребывание в «РуЛинете» либо носит для них эпизодический характер, либо речь идёт о сайтах со свободной публикацией, о которых говорить далее бы не хотелось. Что касается «сетевой» прозы, то, увы, тут Ярославлю похвастать нечем. Прозы в Сети, в целом, гораздо меньше, чем поэзии, и она менее востребована, поскольку виртуальное восприятие в большей степени, чем бумажное, ориентировано на беглость и краткость. Вдобавок публикация крупной прозы на целом ряде сайтов сопряжена с техническими трудностями. С другой стороны, видимо, и сами ярославские прозаики не горят желанием донести свои произведения до сетевой аудитории. Это же касается и других жанров, в целом еще беднее представленных в «РуЛинете».
В последней части настоящей статьи речь пойдёт не столько о «виртуальной», сколько о «реальной» ярославской литературе. И путеводителем по ней станет уже упомянутый «Журнальный зал» как важное мерило для сравнительного анализа и серьёзного разговора на тему «who is who» в ярославской литературе. Разговор такой, как представляется, назрел, поскольку без понимания, что хорошо, а что не очень, кто признан в серьёзной литературе, а кто пока нет, – повторюсь, без такого понимания и читатели путаются, и начинающие авторы теряют всякие ориентиры. В результате, портится вкус, следовательно, страдает и литературное будущее всего ярославского региона.