Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка
Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.
В стране противоборствовали 3 политические силы: 1. Защитники монархизма; 2. Сторонники проведения буржуазных реформ; 3. Идеологи пролетарской революции. Они выдвигали различные программы перестройки государства: 1. «Сверху» -с помощью законов, которые приведут, по мнению Столыпина, «Социальному перевороту и перемещению всех ценностей»; 2. «Снизу»-путем «ожесточенной борьбы классов» как говорил В.И.Ленин . Средствами 1-го пути был манифест 17 октября 1905г. и учреждения думы, а средствами 2-го пути террор и подготовка революции. Рубеж 19-20вв. был ознаменован научными открытиями: 1. Определенна масса электрона; 2. Создана теория относительности; 3. Изобретена беспроволочная связь (радио Попов); 4. Открыты рентгеновские лучи. Все это привело к изменениям в общественном сознании: «Это время самого крайнего материализма и вместе с тем самых страстных идеальных порывов духа», писал философ и поэт Д.С.Мережковский в работе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В поисках объяснений происхождения процессов в обществе все чаще обращались к религиозной мысли: «Все живет теперь мыслить о духе и божестве и, кажется, что придет кто-то гениальный и даст простой и научно понятный для всех синтез всему, что разработано. Он оформит брожения наших душ и умов и откроет перспективы новых научно-философских и религиозных исканий», писал А.Волынский в книге «Великого гнева».
Мыслителей и художников сближало ощущение нового этапа в развитии человечества, культуры, искусства: «Это была эпоха пробуждения в России филологические мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике», писал Н.А.Бердяев.
Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе
оно выразилось своеобразно: 1. Продолжало
развиваться реалистическая литература
(тв-во Чехова, Толстого, Короленко, Бунина,
Куприна); 2. Начинается развитие литературы
русского модернизма представленного
символизмом, акмеизмом и футуризмом.
2. Тематика и худ.особенн.прозы В.Короленко (Чудная; Река играет; Сон Макара; Слепой музыкант)
В рассказе «Чудная», написанном в 1880 году в пересылочной тюрьме, жандарм Гаврилов волею судьбы встречается с мужественной и волевой девушкой- революционеркой Морозовой. Их отношение друг к другу определено системой представлений, которые сложились в их социальной среде. Гаврилов до встречи со ссыльными «усердно» служил в эскадроне, мечтал о повышении и твердо знал, что начальство зря не накажет, поэтому девушка-революционерка для него – преступница, «дворянское отродье». Морозова же, наоборот, «усердно» нарушала основные законы государства, в котором «начальство», по ее убеждению, наказывало и поощряло далеко не по справедливости, поэтому Гаврилов для нее прежде всего «враг», так как он одет в жандармскую шинель и состоит на службе у государства.
«Пережить чужую жизнь», встать на точку зрения Гаврилова и увидеть за ненавистным ей мундиром доброе сердце крестьянина Морозова не способна. Вот почему в конце рассказа, обращаясь к Гаврилову, она с ожесточением говорит: «Простить! Вот еще! Никогда не прощу, и не думайте, никогда! Помру скоро… так и знайте: не простила!»
В сознании Гаврилова, попавшего в среду ссыльных революционеров, происходят некоторые изменения. Он утрачивает прежний интерес к службе, и даже известие о том, что ему не будет присвоено звание унтер-офицера, к которому он когда-то стремился, принимает с полным равнодушием. Если раньше Гаврилов знал, как нужно относиться к жизни и к людям, имел на всё готовые и, по его мнению, единственно правильные ответы, то теперь он во многом уже сомневается и задает мучающий его вопрос: «И все я эту барышню сердитую забыть не мог, да и теперь то же самое: так и стоит, бывает, перед глазами. Что бы это значило? Кто бы мне объяснил!»
Для того, чтобы темный, забитый Макар - герой рассказа «Сон Макара» (1883) - смог осознать собственное рабство, писатель избрал особую, фантастическую ситуацию. Только в своем предсмертном сне, на суде у большого Тойона, когда из уст его сына Макар впервые, наверное, услышал слова сожаления, он «ощутил в себе дар слова», «говорил убедительно», а в конце гневно спросил, кто же виноват в том, что он прожил не ту жизнь, для которой, вероятно, рождается на земле человек.
Рассказ «Река играет» (1891) начинается и завершается размышлениями о том, почему споры уреневских книжников об истинной вере навеяли тоску, а безалаберный, вечно страдающий от похмелья перевозчик Тюлин и крестьяне, живущие на берегу реки Ветлуги, показались писателю близкими и знакомыми.
Дело в том, что в Тюлине удивительно сочетаются разнообразные свойства человеческой натуры. Казалось бы, трудно себе представить большую степень неподвижности, чем в повадках этого человека, однако его поведение трижды изменяется на протяжении рассказа.
Первый раз это происходит
в минуту опасности, когда резвое
течение взыгравшей реки
По мнению М.Горького, Тюлин очень «похож на русского человека, - героя на час, - в котором активное отношение к жизни пробуждается только в минуты крайней опасности и на краткий срок».
Второй раз энергия Тюлина оживает тогда, когда артельщики, еще недавно его побившие, зовут на другой берег, чтобы угостить водкой на мировую. В третий раз, когда уреневские налетчики кличут его зычным голосом, а он боится их ослушаться.
Несмотря на это, автору близок и дорог Тюлин. С ним легко и приятно в отличие от самодовольных уреневских книжников, которые уверены в том, что знают всю правду, сосредоточившуюся только в их среде, поэтому им незачем размышлять над жизнью и нечего больше в ней искать. Полное отрицание любых других взглядов и обычаев отличает этих надменных уреневцев от добродушных ветлужан, проявляющих интерес к жизненным позициям и нравам других людей. Именно это, по мнению В.Г.Короленко, определяет умственное и нравственное развитие народа.
Стремлением писателя к более глубокому пониманию жизни объясняется его интерес к человеческой психике, к самым тонким и скрытым ее интересам. Это нашло отражение в повести «Слепой музыкант» (первая редакция произведения – в 1886 году, вторая - в 1898). Она была задумана как экспериментальный этюд, в котором свобода художественного вымысла сочетается со строгими принципами научного анализа.
Сюжет произведения включает в себя два плана повествования:
1) о том, как слепорожденный мальчик инстинктивно тянется к свету. Здесь идет речь о естественной биологической природе человека, протестующей против частного случая нарушения ее общих законов;
2) о том, что касается социальных чувств человека, который, несмотря на личное несчастье, поборол в себе пассивное страдание и сумел воспитать активное сочувствие к другим людям - не только к своим товарищам по несчастью, но и ко всем обездоленным. Общественное чувство оказывается способно восстановить нарушенную природными силами гармонию человеческого существа.
В.Г. Короленко ставит в произведении вопрос о том, может ли человек тосковать по «неизведанному и недостижимому», или же его стремления ограничиваются только узкими пределами личного опыта. Всем ходом повествования автор утверждает не только возможность, но и неизбежность стремления человека к свету, к счастью, к полноценности жизни, что заложено в свойствах человеческой природы. Вот почему попытки Максима ограничить круг интересов своего племянника только пределами доступного для него мира терпят неудачу.
Писатель затронул и вопрос о значении интуиции в процессе постижения человеком окружающей жизни (попытка «окрашивания» Петром звуков; изучение цветных перьев аиста, окрашенных лоскутков; сны, в которых слепой якобы видит что-то; «прозрение» Петра на мгновение после сообщения о том, что его сын родился зрячим). Интуитивные, смутные порывы к неизведанному были для Петра Попельского источником большого страдания и в то же время зовом жизни, что выводило слепого из состояния одиночества. Однако для человека этого было недостаточно: нужна еще непосредственная связь с людьми своего времени с обществом, с эпохой.
Соприкосновения с внешним миром входят в жизнь Петра стихийно («холопские» песни конюха Иохима; встреча с Эвелиной Яскульской), а этого недостаточно, чтобы сделать человека общественным существом. Необходимо, чтобы в его сознании нашли место вопросы общественной жизни, социальные противоречия между обеспеченной жизнью меньшинства людей и страданием народной массы.
Высшей категорией общественных чувств, по мнению В.Г.Короленко, является социальный альтруизм (бескорыстная забота о благе других, готовность для них жертвовать своими личными интересами). Для выработки активного сочувствия, сознания чужого горя недостаточны инстинктивные порывы и случайные жизненные влияния. Необходимо целесообразное общественно-педагогическое воздействие. Оно проявляется в решениях и поступках старого гарибальдийца Максима, девиз которого - «обездоленный за обиженных». Он знакомит Петра с героическими традициями народа; разрушает усадебный покой своего воспитанника; делает его слушателем споров «отцов» и «детей», преподносит суровый урок, объясняя, насколько отчаянье Петра свидетельствует о его равнодушии к страданиям обездоленных масс; заставляет выслушать на пыльном шляхе мрачную песню нищих слепцов. Так инстинктивное и сознательное объединяются в борьбе против пассивности и эгоизма.
В конце повести слепой музыкант уходит вместе с нищими и делит с ними тяжести и лишения жизни, поет песни слепцов, узнает горе других людей. Теперь Петр стремится подчинять свои личные порывы к невозможному (к свету) общественной задаче, напоминая своими музыкальными импровизациями «счастливым о несчастных».
Мучительная внутренняя борьба Петра за полноту существования – это извечный бунт человеческого духа, жаждущего слияния с жизнью, против отчуждающей от нее силы внешних (биологических) обстоятельств. Дух торжествует. Физическая слепота отступает перед духовным прозрением, которое одновременно становится и прозрением социальным. Лишь приобщившись к страданиям угнетённой массы, ощутив близость к ней, восстанавливает свои связи с миром обездоленный природой Пётр Попельский.
Общественная тема
Венское пианино только тогда смогло занять свое место в художественных переживаниях ребенка, когда оно стало воспроизводить грустную украинскую «думку» и тихую песню, а не трескучие, мудреные пьесы. Народное творчество вошло в искусство Петра как естественная форма, в которой органически слились его личные переживания и общественные настроения. Секрет вечной жизненности народной поэзии состоит, по мнению В.Г.Короленко, в том, что она полна отголосков героического прошлого. Однако современное искусство не может ограничиваться лишь поэзией былой борьбы. Настоящее требует деятельности не меньше, чем требовало прошлое.
В период реакции 1880-х-1890-х
гг. многие оправдывали свою
3.М.Горький «Фома Гордеев». Проблематика, особенности конфликта, система образов в романе
Работая над романом «Фома Гордеев», М.Горький в феврале 1899 года писал, что это произведение должно быть «широкой содержательней картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек… Жизнь давит его…».В романе дана широкая реалистически изображенная картина русского капиталистического общества в его противоречивом развитии от первоначального накопления до новейших, «европеизированных» форм промышленного капитализма. Процесс первонакопления охарактеризован Горьким во всей остроте социально-психологических противоречий. Выбившийся «вверх» ценой преступлений патриархальный купец Ананий Щуров – враг современной техники, промышленного прогресса (машина для него – это «дьяволов капкан») и свободы («от свободы погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце...»).Щуров – типичный представитель первонакопителей, ставших «отцами города», «азиатского» капитала со всей его отсталостью, некультурностью, открытым хищничеством. Путь Щурова к богатству и власти показывает историю капитала как историю насилий и грабежа, крови и грязи. Убив своего сообщника-фальшивомонетчика, задушив в садистских объятиях двух жён, загубив жизнь своего сына, пустив по миру множество людей, Щуров хвастает тем, что он недосягаем для человеческого суда.
Хищническая психология, возникшая на почве власти денег, получает у М.Горького социально-историческую мотивировку. По убеждению Щурова, «человек власти хочет» для того, чтобы употребить её против людей, чтобы попрать их. Затаённая мечта Щурова выражается в следующих словах: «Тысячи людей в деньги твои жизнь вложили. А ты можешь все их, деньги-то, в печь бросить и смотри, как они гореть будут… И будешь ты в ту пору владыкой себя считать...». Это идеал величия буржуазного сверхчеловека, циничная, антигуманистическая мечта всесильного собственника-эксплуататора.