Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.

Файлы: 1 файл

Litera_Gotovo.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

     Три правды в пьесе трагически сталкиваются, что и обусловливает именно такой финал пьесы. Проблема в том, что в каждой из правд есть часть лжи и что само понятие правды многомерно. Яркий пример тому — и одновременно момент столкновения разных правд — монолог Сатина о гордом человеке. Этот монолог произносит пьяный, опустившийся человек. И сразу возникает вопрос: этот пьяный, опустившийся человек — тот же самый, который «звучит гордо»? Положительный ответ — сомнителен, а если отрицательный — то как же быть с тем, что «существует только человек>? Значит, Сатин, говорящий этот монолог, — не существует? Получается, что для того чтобы воспринять правду слов Сатина о гордом человеке, нужно не видеть Сатина, облик которого — это ведь тоже правда. 

     Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе то, что М. Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, заставил задуматься о человеке, его свободе. Он говорит своей пьесой: надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, но не погубить себе доброту,сострадание,милосердие.

Бубнов-это 45-летний картузник, в прошлом скорняк которого Пепел называет «вороном». Он утверждает, что человеком управляет безжалостные и незыблемые законы, поэтому он беспомощно плывет по течению жизни, не имея сил, что либо изменить в своей судьбе и в окружающем мире: «Люди все живут, … как щепки по реке плывут,… строят дом, а щепки прочь…». По мнению Бубнова, человек подобен вещи, поэтому человеческие чувства абсурдны: «Все так родятся, поживут, умирают…Чего жалеть?» Человек – грязное животное, настоящая сущность которого («голый человек») открывается на «дне» все остальное – это лишь румяна которыми он подкрашивает свою душу прикрыть неприглядную подлинную сущность. Правда Бубнова – это, правда факта есть признание внешних обстоятельств жизни и полная зависимость человека от законов окружающего мира. Т.о., позиция Бубнова соотносится с основными положениями теории среды, согласно которой окружающая действительность, прежде всего социальная, формирует человеческую личность, полностью зависимую от нее и подчиненную ее законам. Закон в данном случае понимается как признание высшей силы стоящей вне человека, как принятые абсолютного авторитета взятого из вне человеческой души. Вот почему позиция «жить – по закону» является идейно-философским обоснованном отказа человека от жизни творчества.

Настя — 24 года, которая живет по «желтому билету». Значение ее имени воскресенье – снижено. Она творит жизнь лишь в своем воображении погружаясь в мир любовных романов это никак не соприкасается с действительностью и не воздействует на нее, при этом Настя мечтает не о будущем, а творит силой воображения свое прошлое, о котором можно лишь вспомнить, но оно не побуждает к действиям. Сотворенный в воображении мир Настя пытается выдать за действительно выданный подменяя, таким образом, реальную жизнь вымышленной.

Барон -33 года, который тоже живет своим прошлом, но в отличие от Насти оно у него было. Барон принадлежал к одной из старинных дворянской семьи времен Екатерины, его дед Густав Дебиль занимал высокий пост при Николае 1, был богат имел сотни крепостных. Сам барон служил в казенной палате, имел дома в Москве и Питере, но разорился. Внешняя «социальная» значимость этого персонажа противопоставлена его внутренней «духовной» пустоте. Это подчеркивается аристократической европейской фамилией, которая в тоже время связана со значением французского слова debile – хилый, немощный. Главное в бароне – пустота его души. Сатин случайно сказал что «в карете прошлого – никуда не уедешь» хотя в речи барона часто встречается слово дальше, но за ним нет никакого движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. М.Горький «На дне». Образы Актера, Пепла как жертв «дна».

Васька Пепел – от природы жизнерадостный, честный человек, об этом говорит его отношение к Наташе. Но с детства ему твердили, что он сын вора, и другой дороги в жизни у него не оказалось. Он вынужден стать вором, т. к. общество, в котором «человек человеку волк», никогда не подаст руку помощи, а только потопит в грязи, считая, что правда Пепла в том, что он – сын вора: «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь ты правду про себя… да и все её знают»

  Васька зажегся было  мечтой быть честным человеком, жениться на Наташе, и Наташа поверила этой мечте о хорошей жизни с Пеплом, но она не осуществилась. Необходимо было какое-то живое действие с их стороны, они должны были сделать какой-то шаг к своей мечте. Но все привело к тому, что Пепел оказался в тюрьме, а Наташа в больнице. Их мечты оказались слишком далеки от реальности, от истины.

 Актер — один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом — Сверчков-Заволжский. А. — пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством — вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. «Поэзия факта» в пьесе М.Горького «На дне». Образ Луки

Образ 60-летнего странника Луки в пьесе двойственны, в ночлежку приходит с одной стороны человек с именем Апостола (Лука значит светлый, это один из 4-х Евангелистов) движимый жалостью к людям и пытающиеся облегчить их страдания. Лука не хочет в ночлежке жуликов и называет их «честным народом» потому что считает людей изначально хорошими которых калечат социальные обстоятельства (рассказ Луки о том, как он служил сторожем на даче у инженера под Томском). Лука бескорыстен в своем желании пробудить в людях лучшие стороны их натуры мечты об иной жизни. С другой стороны Лука подобен Лукавому, то есть бесу и соблазняет людей «поэзией факта» то есть иллюзией, а не мечтой о жизни, и этим губит людей. После ухода Луки все происходит совсем не так как рассчитывали ночлежники и в чем убеждал их Лука: Пепел окажется в Сибири, но не как вольный поселенец, а как убийца каторжник; актер в точности повторяет судьбу человека из притчи о праведной земле. Т.о. , Горький утверждал, что к петле человека приводит ложная надежда вот почему сострадание Луки Горький называл: «Изуверством добродетели» увидев в этом основу в двойственности персонажа – Апостола и беса. Неслучайно Лука появляется в ночлежке после разговора Бубнова, Клеща и Пепла о совести и приводит с собой больную Анну, а когда уходит, не желая быть свидетелем, издевательство Василия над Наташей и драки, Сатин говорит: «Тако исчезают грешники от лица праведников». Лука не обещал вывести ночлежников со дна жизни, он лишь пытался вселять в них иллюзию на то, что выход есть. Однако сам этого выхода не видел, да и вера ночлежников оказалось, непрочной, поэтому угасла с уходом Луки, дело в том, что сами ночлежники не желали противостоять безжалостным социальным обстоятельством жизни. Лука был приятен всем, т.к. объяснял неудачи их жизни только внешними обстоятельствам, поэтому утверждал им «поэзия» жизни не нашла в душах ночлежниках внутренней опоры. Вот почему Лука является идеологом пассивного сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. М.Горький «На дне». Правда, веры в человека. Образ Сатина.

Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, - вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении. Особенно важны и интересны для писателя позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Можно условно выделить три разновидности обмана: ложь в смысле не истина, независимо от того, полезна она кому-либо или вредна, затем ложь во спасение и, наконец, ложь в полном смысле этого слова – для достижения каких-либо своекорыстных целей. Позиция Луки – это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, которая позволит выдержать бремя «правды жизни» . Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там!.. » - хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть… » - уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) , делает вид, что верит Насте: «Я – верю!. . Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!» . Старик дарит надежду Актеру: «Ты… лечись! От пьянства нынче лечат… Бесплатно…» , указывает дорогу Пеплу: «Уйди с ней отсюда…» . Лука считает, что человеку в жизни нужно дать опору, «навеять золотой сон» мечты. Правда выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «… чего тебе прада больно нужна… подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя… Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь» .  
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он пробудил в нем человека. Сатину не принимает позицию Луки, но все же задумывается. «Он – умница!. . Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… » - восклицает герой. Далее он произносит свой знаменитый монолог: «Человек может верить и не верить… это его дело!. . Человек! Это – великолепно! Это звучит. . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! » Сатин говорит о том, что настоящий человек, свободный, сильный, достоин правды («правда – Бог свободного человека!») , что правда открывает перед человеком возможности реально, трезво мыслить. Прослеживая развитие сюжета, можно предположить, что сам Горький поддерживает данного персонажа: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь. Таким образом, Лука никому жизни не улучшил, утешение его действует недолго: правда вновь заставляет всех разочаровываться. Но в то же время Лука не лгал о существовании лечебниц для алкоголиков, а сам Актер не смог найти в себе силы лечиться. И когда пришло время проснуться от «сна» , навеянного странником, герой разбился о суровую «правду» Сатина, упав с высоты своей мечты.  
   Первый акт пьесы рисует изображает нам «униженных и оскорбленных» людей, но они еще не потеряли надежду на лучшую жизнь. В конце пьесы мы видим тех же героев, но уже утративших свою веру. Тут снова видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время усыпляют и успокаивают людей – в этом смысл всей пьесы .  
Актуальность произведения Горького, написанного столетие тому назад, неудивительна, ведь автор осветил один из главных вопросов человеческого бытия: на чем и каким образом можно построить отношения между людьми и что из этого получится?

  На пару с Лукой в пьесе действует Сатин, ему 40 лет, в пршлом он служил на телеграфе, много читал, но из-за своей сестры убил подлого ч-ка и отсидел в тюрьме 4г. 7мес. Фамилия это персонажа созвучна со словом "сатана", а его имя Константин - "твердый". Он яв-ся в пьесе постоянным резонером Луки, кот. говорит о себе, что он мягкий.  
  Если Лука обольщает Актера надеждой, то Сатин лишает её, если Лука обнадеживает Пепла, то Сатин способствует его возвращению к прежним представлениям. Сатин советует Клещу жит "обременяя землю", он презираетнравственные ценности, говоря, что "на ноги вместо сапог не наденешь ни чести, ни совести". Он ставит в центр своей жизненной философии понятие "свободный ч-к", что понимается как свободный ОТ ВСЕГО . При этом Сатин произносит страстные монологи о величие человеческого разума, о правде - "боге свободного человека".  
   Парадоксально, что все это говорит шулер; сам персонаж объясняет это так: " почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера". Горький писал, что кроме Сатина произнести эти монологи в пьесы некому, т. к. голос автора ограничивается ремарками.

11. Худ особен жанра  лит портрета в тв М.Горького 1900-1920-х гг. (Чехов, Л.Толстой, Есенин)

  Особую роль  писатель отводил современникам, кто силой таланта, ума и души стремился к новой жизни, во многом определяя нравственный уровень русского общества. За период с 1904 года  по 1935 год М.Горьким были созданы литературные портреты А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, С.А.Есенина и др. - всего около тридцати  портретов.

  Портрет – это изображение конкретного, не вымышленного писателем образа, сохраняющего достоверность и сходство с натурой, но при этом его главной особенностью является широкое образное обобщение. Историческая личность в изображении М.Горького выступает в качестве конкретного примера того, что человек вообще должен быть деятельным, творческим, активно вмешивающимся в жизнь.

   Литературные портреты представляют собой своеобразный жанр, который обладает рядом специфических черт:

   1) сюжет строится не на динамическом развитии событий, вытекающих одно из другого, а на сложной связи характеристических моментов, когда предпочтение отдаётся жесту, а не поступку, высказыванию, а не диалогу.

   Так, в воспоминаниях о  Чехове М.Горький рассказал не об участии писателя в работе журнала «Жизнь», не о связях с МХАТом, не о протесте против исключения М.Горького из Академии наук, а о столкновениях  Чехова с провинциальным учителем, судейским чиновником, барыньками, что позволило увидеть в характере этого писателя главное – нетерпимость ко всякой позе и фальши.

   Предпочтение высказывания  диалогу видно в портрете Л.Н.Толстого, составленном из «заметок», которые включают в себя слова самого писателя, что помогает понять ход его мыслей, жизненные позиции и духовную сущность; 

   2)  важно не только то, что говорят герои, но и то, как говорят.

   3) преобладает принцип свободной композиции, когда части произведения объединены не взаимной обусловленностью событий, а внутренней, смысловой связью, где действует принцип сопоставления образов по сходству или контрасту.

         Более сложный тип композиционной  структуры в литературном портрете  С.А.Есенина. Вступлением к этому портрету является рассказ о крестьянском мальчике, заблудившемся на улицах Кракова и прыгнувшем с моста в Вислу, чтобы «река вынесла его на желанный простор». Эта история является своеобразным ключом к образу С.А.Есенина и накладывается на описание двух встреч М.Горького с поэтом.

         Первая встреча произошла в Петербурге в 1914 году и напоминает рассказ о крестьянском мальчике в большом городе. Мы видим юного Есенина в поддёвке и в сапогах, блуждающего по улицам ночного Петербурга и чувствующего, что ему здесь не место. Во время второй встречи с Есениным в берлинской квартире А.Н. Толстого в 1921 году усугубляется мотив трагического одиночества поэта в чуждом ему мире, искусственном и претенциозном. На этом фоне ярче проявляется органичность и чистота есенинской поэзии, не совместимой ни с какой ложью и фальшью.

   Литературный портрет  Л.Н.Толстого построен как мозаика  фрагментарных «заметок». Например, первая «заметка» даёт представление о мировоззрении Л.Н.Толстого; вторая содержит описание его рук, которое подчёркивает творческую силу этого писателя. Такой композиционный принцип «мозаичной» характеристики человека стал художественным открытием М.Горького.

    Обращение писателя к  жанру литературного портрета  объяснялось интересом к углублённому  познанию своих современников, стремлением  к документальности, исторической точности в рассказах о них. М.Горький часто говорил литераторам о необходимости писать «исследования» о русских характерах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Идейно-темат и жанровое своеоб «Несвоевременных мыслей» М.Горького

По признанию самого М.Горького, «с осени 16-го года по зиму 22-го» он «не написал ни строчки» художественных произведений. Вся его энергия была направлена на непосредственное участие в общественной жизни: он способствовал освобождению  из застенков ЧК ни в чём не повинных людей; работал в комиссии по улучшению быта учёных; заботился о массовых изданиях книг писателей-классиков, об охране сокровищ культуры и искусства.

         Одной из  форм прямого общественного действия  стала для М.Горького публицистика. С апреля 1917 года  по июнь 1918 года на страницах петроградской газеты «Новая жизнь» были опубликованы 58 статей, впоследствии объединённых М.Горьким в книгу под названием «Несвоевременные мысли» с подзаголовком «Заметки о революции и культуре».

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"