Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.

Файлы: 1 файл

Litera_Gotovo.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

         По жанру это репортаж, где в заметках писателя «на полях времени» представлена трагическая хроника истории. Несмотря на искренность и правдивость М.Горького, о его статьях было заявлено, что они представляют собой «репортаж, поставленный на службу контрреволюции», поэтому с газетой «Новая жизнь» боролись до тех пор, пока её не закрыли. В настоящее время, насыщенное кровью и насилием, многие мысли М.Горького-гуманиста стали очень своевременными.

   В своих   статьях писатель  призывал «быть человечнее в дни всеобщего озверения». Он не мог «считать неизбежными» такие факты, как самосуды, погромы, хищение национального имущества, вывоз культурных ценностей за границу.

    М.Горький был глубоко  убеждён в том, что «только наука и искусство облагораживают наш звериный быт... Необходимо ввести в нашу фантастически дикую современность высочайшие достижения творцов науки, искусства, всё драгоценное мира, все сокровища его духа, всё, что имеет силу перевоспитать человека, поднять его над фактами».

   Особые надежды писатель возлагал на интеллигенцию: «Культурная работа в условиях русской жизни требует длительного и непоколебимого напряжения всех сил души. Сеять "разумное, доброе, вечное" – дело необычайной трудности... Тем не менее, сеять надо, и это дело интеллигента, который ныне сильно отторгнут от жизни и даже объявлен врагом народа. Однако именно он должен продолжать давно начатую им работу духовного очищения и возрождения страны, ибо, кроме него, другой интеллектуальной силы нет у нас».

    Писатель утверждал, что «в борьбе за классовое не следует отметать общечеловеческое стремление к лучшему», так как «политика, кто бы её ни делал, всегда отвратительна, ибо ей неизбежно сопутствуют ложь, клевета и насилие. И так как это правда, её все должны знать, а это, в свою очередь, должно внушить сознание преимущества культурной работы над политической».

   За собой М.Горький оставлял  право отнестись к власти критически, в чьих бы руках она ни была, но при этом он думал о человеке, «который   и грязно, и много грешен, но искупает грязь и грех величайшими, невыносимыми страданиями». Обвинение в аморальности является главным, которое писатель бросает в лицо новой власти. Проявление аморальности большевиков он видит в их отношении к народу как к объекту гигантского эксперимента – «материалу для бесконечного опыта», в результате которого «фантазёры и книжники хотят создать новое социалистическое государство». Вследствие этого «гуманитарное, глубоко идеалистическое содержание понятий "культура" и "культурность" исчезнет, уступив место прагматизму, уживающемуся с антидемократизмом и национализмом». М.Горький считал необходимым «в дни, страшные для всей страны, создать атмосферу, в которой человеку дышалось бы легче».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. И.А.Бунин «Ант яблоки»  как эпитафия русс усадье. Сюж-комп  своеб рассказа

     Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) – это восторженная и грустная эпитафия русской усадьбе, в которой запечатлен образ родной земли, её богатства и непритязательная красота. Писатель создаёт картины быта, изображая жизнь мелкопоместного дворянства и крестьянских хозяйств.

    Сюжет в рассказе является лирическим, так как  основан не на событиях, а на разнообразных впечатлениях лирического героя,  и развивается как цепь его воспоминаний и связанных с ними раздумий о смысле бытия.

   Повествование всё время выхватывает из памяти то «случайно забытое холодное и мокрое  яблоко», то «дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьяновых корешках». Вспоминается тётка Анна Герасимовна, её усадьба – небольшая, но прочная, старая, окружённая столетними деревьями; вспоминается покойный шурин Арсений Семёнович, помещик-охотник, в большом доме которого собиралось много народу, все сытно обедали, а затем отправлялись на охоту. Вспоминаются журналы с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, юного лицеиста Александра Пушкина, а не зрелого поэта, который видел разницу между различными представителями дворянского сословия. Дело в том, что И.А.Бунину была важна идея единства культуры прошлого. Такой приём в живописи импрессионистов, когда картинка  словно вырывалась из целого полотна и была видна только его  часть, по которой создавалось впечатление о целом, назывался фрагментарностью.

    В чередовании глав произведения ощутимы не только календарные изменения в природе, но и «возрастной» взгляд на мир. Так, «ранняя погожая осень», с которой начинается повествование, показана глазами мальчика-барчука, дворянского сына, который с удовольствием ест простой кулеш с салом и вдыхает запах яблок. Во второй главе, где даны воспоминания «об урожайном годе», молодой лирический герой во многом  уже утратил чистоту и радость детского восприятия. В третьей и четвертой главах, связанных с воспоминаниями зрелого человека об охоте и глубокой осени, когда обнаженный сад уже наполовину вырублен, преобладают мрачные и тоскливые тона.

   Таким образом, И.А. Бунин повествует не только о том, как происходит увядание дворянских гнезд и разрушается старый бытовой уклад, но и о том, как человек неуклонно движется к своей осенней и зимней поре.

    «Антоновские яблоки» – это рассказ о «беспощадно уходящем времени», не случайно его лексическим центром является сад, показанный сквозь призму настроений лирического героя. Так, в пору бабьего лета сад – это  символ благосостояния, довольства, процветания, но вот «прощальный праздник осени» подошел к концу, и «чёрный сад будет сквозить на бирюзовом небе и покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске».

           Лейтмотивом произведения является «запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести». Антоновские яблоки – чудесный дар русской осени – становятся у И.А.Бунина символом уходящего родного быта. Умирает не просто прежний уклад жизни,  а целая эпоха русской истории, опоэтизированная автором. Неслучайно рассказ имел подзаголовок «Картины из книги “Эпитафии”», который подчеркивал роль памяти, «чудную власть прошлого», «таинственное родство» живущего с мыслями и чувствами ушедших поколений. Будущее пока ещё не ясно.  Неизвестно, что напишет жизнь на чистом листе нового века (примечательно, что рассказ датирован именно 1900 годом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. И.А.Бунин  «Деревня». Тема судьбы крест Рос и души рус чел. Обр гл перс в пов

      В 1910 году написана повесть «Деревня», в которой усиливается эпическое начало, философские размышления о судьбах России, о «душе русского человека». В произведении нет чёткого сюжета: повествование строится на чередовании картин обыденной деревенской жизни, описаний жилья мужиков,  пейзажей. Всё это показано сквозь призму субъективного восприятия братьев Красовых – Кузьмы и Тихона. Прямой авторской оценки нет, хотя она  ощутима в репликах  героев. Например, когда Тихон с раздражением говорит: «Эх, и нищета же кругом! Дотла разорились мужики…», – его мысли сливаются с мнением автора о разорении мужиков  и всеобщем обнищании.

    Общий колорит повести мрачен и уныл. В описаниях зимы в деревне господствует навязчивый серый цвет. Осень изображается тоже  неуютной, слякотной, грязной. Даже в картинах весны и лета нет радостных красок. Нищенская, серая, полуголодная, убогая  жизнь предстает в описаниях деревни Дурновка, где разворачиваются события повести.    Посреди Дурновки стоит изба нищего и бездельного мужика по прозвищу Серый, что под стать общему колориту деревни и всей жизни дурновцев: «Наружность Серого оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный, валенки разбиты и подшиты бечевой». Тёмная его изба «неприятно чернела», «была глуха, мертва» и представляла собой «почти звериное жильё».

    В Дурновке   отвратительная жизнь –  жуткий крестьянский быт и нечеловеческие нравы. Жители деревни ленивы, апатичны, равнодушны, жестоки друг к другу. Они разучились хозяйствовать на земле и отвыкли работать вообще. Например, Серый сидел дома, «поджидая милостей от Думы», или «шатался от двора к двору» – норовил поесть-попить на дармовщинку. Страшен и образ мужика, который, услышав соловья, мечтательно говорит: «Вот бы из ружья-то его! Так бы и кувырнулся!»  И.А.Бунин показывает, как извращена, изломана психология крестьянина, какая темнота и дикость царят в деревне, где нормой жизни стало насилие.

   Деревня у И.А.Бунина – модель России, которая «вся – деревня…». Размышления о деревне – это размышления о судьбе народа, о национальном характере, о судьбе родины. Писатель развенчивает славянофильский миф о «богоизбранности» русского народа. Ужас жизни в том, что многие прекрасные задатки искалечены, изуродованы. И.А.Бунин не идеализирует крестьянина и патриархальные устои жизни, а пытается понять, что несёт новая, городская, буржуазная цивилизация России, её народу и отдельному человеку.

    На примере судьбы Красовых писатель показывает «светлые и темные, но почти всегда трагические основы» жизни, две стороны национального характера. Кузьма – изломанный жизнью неудачник, покинувший деревню и после долгих скитаний устроившийся конторщиком в городе. Это поэт-самоучка, который свободное время отдает «саморазвитию…чтению то есть». Тихон – хозяин, сумевший выкупить дурновское имение. Это строгий, волевой, жесткий, властный человек, который «ястребом следил за каждой пядью земли».

   Братьев Красовых объединяет ощущение обреченности деревни. Тихон говорил: «Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей в виду: своего я тебе трынки не отдам!» Кузьма не разделяет его гордости: «Ты вот, вижу, гордишься, что ты русский… не хвалитесь… что вы – русские. Дикий мы народ!.. Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а всё-таки живу и буду жить по-свинячьи!» Потенциальное богатство – чернозем – остается лишь черной жирной грязью, а «избы – глиняные, маленькие, с навозными крышами», даже в богатых дворах – убожество: «грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья. Окошечки крохотные, и в жилой половине избы…темнота, вечная теснота…».

    Разговоры  братьев  касаются разных сторон бытия: обычаев, нравов,  истории.  Оба уже немолоды, пора подводить итоги прожитой жизни, а они неутешительны. Тихон говорит: «Пропала, жизнь, братуша! Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дурре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку… Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, - праздника, мол, дождусь, – а пришел праздник – лохмотья одни остались…Так вот и я…с жизнью-то своей».

    В повести эпизодически появляются привлекательные персонажи: Однодворка и её юркий и сообразительный сын Сенька; безымянный мужик «с чудесным добрым лицом в рыжей бородке»; странник Иванушка,  молодой крестьянин-возница – «оборванный, но красивый батрак». По тону их описания понятно, каковы идеалы человека из народа.

    Поэтически изображена Молодая, которая хороша даже в уродливом крестьянском наряде, скромна и стыдлива, ласкова и отзывчива. Этот образ имеет символическое значение – олицетворяет собой Россию. Судьба Молодой (Евдокии) трагична: от безвыходности она идет замуж за дурака, хама и лентяя Дениску. Свадьба скорее похожа на похороны: «…все угорели. Угарно было и в церкви, угарно, холодно и сумрачно – от вьюги, низких сводов и решеток в окошечках». Повесть заканчивается сценой свадебного «поезжанья», что является аллюзией на гоголевскую Русь-тройку: свадебный поезд, несущийся в сумерках среди страшной вьюги «в буйную темную муть».

      Земной радостью, особым слиянием плоти и духа, загадочным влечением людей друг к другу является в произведениях  И.А. Бунина любовь. В ней есть нечто общее с гармоничной природой, поэтому прекрасно только естественное, невыдуманное чувство, которое дарит человеку подлинное счастье. Любовь и существование без неё – это  две разные, несовместимые жизни, и если погибает любовь, то и другая жизнь теряет всякий смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.Тема любви в расс И.А.Бунина 1910-х гг («Последние свидание», «Чаша жизни», «Грамматика любви»)

  В рассказе «Последнее свидание» (1912) описано, как помещик Андрей Стрешнев в юные годы был влюблен в дочь соседней помещицы – Веру, с которой расстался, а встретился  вновь уже в зрелые годы. Теперь их роли поменялись:  Вера очень хочет видеть Стрешнева, а его любовь к ней угасла, остались лишь горькие воспоминания о былом и бесцельное существование в усадьбе, приходящей в упадок. Вера судорожно хватается за своё призрачное счастье, стремясь удержать Андрея. Вся её нынешняя жизнь – в этих минутах. Стрешнев продолжает навещать Веру, но уже как любовницу, хотя когда-то он страстно и нежно любил её, «с восторгом и благоговением» думая о ней «всегда только как о жене». Сильная юношеская любовь Андрея, оставшись безответной, утратила со временем своё высокое начало. Теперь герой считает себя проигравшим.

  В рассказе «Чаша жизни» (1913) описана грустная история прозябания некоторых обывателей провинциального городка, которые несчастны оттого, что их чувства подавлены смолоду. Протоиерей Кир не может простить Саню за то, что она по воле отца, вопреки собственному сердцу соединила свою судьбу не с ним, так пылко ее любившим,  а с «дельным» человеком Селиховым, который, став самым богатым в городе, издевается над ней, ревнуя её к протоиерею. Глубоко несчастна и сама Александра Васильевна, рано осознавшая свою роковую ошибку. Облегчить горе (несбывшуюся мечту о материнстве и грубость так и не полюбившегося мужа) помогает ей «далекая, ещё не истлевшая любовь» к отцу Киру. В венчальной шкатулке между супружескими фотографиями она бережно хранит карточку Иорданского. Ничего, даже жизни, не пожалела бы теперь Александра Васильевна за одно лишь свидание с любимым. Однако перегоревшему чувству не разжечь вновь пламя прежней любви.   

  В рассказе «Грамматика любви» (1915) показана таинственная, как сон, как отрывок чужого разговора, любовь помещика Хвощинского к горничной Луше, которая совсем «нехороша была собой», но загадочна «в своём обаянии». После неожиданной смерти любимой, словно оцепенев, герой больше двадцати лет просидел в её комнате, нигде не показываясь и перечитывая старинные книги о любви. Много лет спустя, толкуя об этом, люди хотят понять, что за человек был этот помещик – «сумасшедший»  или «ошеломленная, всё на одном сосредоточенная душа». Для одних он безумный, для других – «не теперешним чета». Даже случайного гостя поражают «венчальные свечи», «книжечка, похожая на молитвенник», «снизка дешевых голубых шариков», принадлежавших той, которой суждено было быть столь любимой, таинственное «опустевшее святилище», но особенно – рассказ сына покойных о том, что всю оставшуюся жизнь отец носил обручальное кольцо.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"