Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка

Описание работы

Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.

Файлы: 1 файл

Litera_Gotovo.doc

— 643.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Роль комп в раскр темы любви в рас Бунина «Легк дых.» Обр Оли Мещерской

   Рассказ «Лёгкое дыхание» (1916) необычен по  композиции. История недолгой жизни провинциальной гимназистки Оли Мещерской начинается с тягостного финала. К могиле юной девушки приходит классная дама и задумывается над невыносимой ситуацией: «Возможно ли, что под ним (дубовым крестом) та, чьи глаза так бессмертно сияют из этого выпуклого фарфорового медальона?» Дело в том, что в Оле была в избытке та душевная сила, которой совсем нет в наставнице, отсюда такое притяжение её даже к памяти о «лёгком дыхании».

    Оля Мещерская с её  бессознательным вдохновением молодости, игрой чувств и в то же  время беззащитностью перед вульгарностью  и варварством жила среди людей, которые не понимали её, не догадывались о её «лёгком дыхании». Образом той вселенной, где могла жить Оля, был каток в городском саду, где она «казалась самой беззаботной, самой счастливой».

    Из последовавшей за  этим беседы Оли с директрисой  гимназии выяснилось, что эта девушка уже «грешница»: её вдохновение молодости, не знающее границ, далеко завело, что находит своё объяснение в изменчивости её отношений с гимназистом Шеншиным,

    Однако Оля ещё не  осознавала, как опасно ей выходить  из круга тех, кто её понимает,  и насмешничать над людьми иного плана, например, над казачьим офицером, «некрасивым и плебейского вида, не имевшим ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля». Прочитав страницу из её дневника, он увидел лишь издевательство над собой, своими принципами и нравственностью и застрелил её как  аморальную соблазнительницу. Для него «лёгкое дыхание» Оли похоже на легкомыслие,  жеманство и даже на  коварство, подлость.

    Девушка же мечтала сберечь в себе нечто светлое, возвышающее и защищающее её, которое поможет ей преодолеть косность, грубость, искусственность жизненных форм. Оля вычитала в старинной книге о совершенстве красоты как раз то, что было в ней самой («чёрные, кипящие смолой глаза», «нежно играющий румянец», «колена цвета раковины»), обесценив все мещанские, эффектно-декоративные примеры красоты и избрав для себя «лёгкое дыхание». Эта сила заставляет её, «как бабочку», выпархивать из рамок и гибнуть, натолкнувшись на существо «плебейского вида» с иной душевной организацией.

  Рассказ И.А.Бунина  «Лёгкое дыхание» не о мелодраме на вокзале, не о «житейской мути», а о великой жизненной силе, о переполняющем юную душу «лёгком дыхании», которое «снова рассеялось в мире».

   Бунинское понимание любви глубоко драматично. Это чувство вихрем врывается в жизнь людей, поднимает их на девятый вал человеческого блаженства, ярко вспыхивает, подобно зарнице, а потом гаснет, оставаясь навсегда в памяти человека самым сильным и прекрасным воспоминанием. «Любовь не есть пустая эпизода в нашей жизни», – говорит Хвощинский, герой рассказа «Грамматика любви».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Тип милл в расс  И.А.Бунина «Госп из Сан-Франц»

В главном персонаже  рассказа писатель изобразил не определенную человеческую индивидуальность, а социальный тип миллионера, не имеющего ни души, ни имени. Этот «господин» может походя распоряжаться судьбами других, наживаясь на крови и слезах людей наёмного труда («…китайцы, которых он выписывал к себе на работу целыми тысячами, хорошо знали, что это значит!»). Сотни людей продолжают трудиться на «господина» и на гигантском пароходе «Атлантида», на котором он плывет из Сан-Франциско в Неаполь.

Внешность, привычки и поведение «господина»  лишены признаков жизни. Он самоуверен, надменен, с золотом в кармане, золото блестит и на вставных пломбах;  под накрахмаленной рубашкой нет сердца; из её тугого воротника выглядывает ординарная внешность с подстриженными серебряными усами.

Награбленное золото превратило «господина» в своего раба, чуждого высоких помыслов. Он следует моде, сложившейся среди людей его круга: к шестидесяти годам решает посетить Старый Свет, о котором столько наслышан. Маршрут вояжа обширный: Европа, Египет, Индия, Япония – всё расписано по месяцам. Однако в его планах – бездуховные услады: поволочиться за молоденькими неаполитанками, посетить автомобильные и парусные гонки в Ницце, сыграть в рулетку в Монте-Карло, отстоять для приличия мессу в Риме.

         Мертвящий отблеск этого «господина» ложится и на его жену, не отличавшуюся впечатлительностью; и на дочь, девицу в возрасте, занятую вылавливанием женихов.

         Фальшь  кругами расходится от плотоядного  «господина» –  мертвенным  светом освещены музеи, которые он посещает; «золотыми удавами фонарей» заиграла пристань, к которой причалил «господин»; «пальмы блистали жестью» у гостиницы, в которую он прибыл.

         Привыкший  всё мерить в жизни на золото, «господин» всегда был уверен  в успехе; он платил за все  услуги и от него ждали подачки. Как только его хватил удар, хозяин гостиницы перестал церемониться и стал наглеть, запретив держать тело умершего в роскошных   апартаментах, чтобы не отбить клиентов. Даже коридорный толстячок, бомбино Луиджи, перед дверью дешёвого номера, где находилось тело «господина», передразнивал прежде связанные с ним церемонии и помахал ему ручкой с привычным для итальянцев жестом, когда трогались вагоны, а горничные при этом давились беззвучным смехом.

После смерти «господин» стал вещью. Изображая бесславный конец его жизни, И.А.Бунин с помощью символических образов говорит о неизбежности гибели царства наживы и похоти. Недаром писатель проводит параллель между жизнью современного магната и Тиберием, римским императором-тираном, чей дворец в развалинах красуется на Капри, куда прибыл «господин» и где ему суждено окончить свой век.

Неслучайно и корабль назван «Атлантида» по имени государства, которое, согласно древним преданиям, погибло от страшной катастрофы в мире, и теперь происходящее на палубах корабля не к добру – это пир на краю пропасти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. И.А.Бунин «Госп из  Сан-Франц».Обр «Атлантиды»: симв  и миф ассоц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Пейзажн карт и их роль в расск И.А.Бунин «Госп из Сан-Франц».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20. А.И.Куприн «Олеся». Пробл «естеств чел» . Образы Олеси и Ивана Тимофеевича

  В повести сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и «очаровательная сказка любви».

    Один из главных героев повести – Иван Тимофеевич, по-видимому, начинающий литератор («уже успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством»), по долгу службы оказавшийся в полесской деревне и поехавший туда «даже с радостью» в надежде почерпнуть что-то для своего будущего творчества: «Полесье… глушь… лоно природы… простые нравы… первобытные натуры, – совсем незнакомый… народ, со странными обычаями, своеобразным языком  и, уж наверное, какое множество поэтических легенд, преданий и песен!»

    Однако перебродские крестьяне быстро разочаровали  Ивана Тимофеевича своей «не сообщительностью» и ограниченностью,  все его попытки узнать их ближе оказались безрезультатными, и он потерял к ним интерес.

      Книги тоже быстро  иссякли, и единственным развлечением Ивана Тимофеевича стала охота. Когда же и она оказалась невозможной из-за погоды, он совсем затосковал, и только упоминание Ярмолы о «ведьмаках» всколыхнуло в его душе ожидание чудесного: «Ведьма живёт в каких-нибудь десяти верстах от моего дома…настоящая, живая, полесская ведьма!» Эта мысль заинтересовала и взволновала героя.

    Ожидание оказалось не  напрасным: Иван Тимофеевич встретил  удивительную девушку, которая  поразила  его богатством внутреннего мира  и одарила глубоким чувством  самоотверженной любви, похожей  на «чарующую сказку».

      Олеся живёт с бабушкой в глухом бору, у болота, вдали от людей. Причиной изгнания из деревни стало знахарство Мануйлихи. Олеся любит свой лес и «ни за что не променяла» бы его на город. Она уверена, что её род «проклят во веки веков», и что её «душа продана» сатане, поэтому на лице Олеси  часто появляется «выражение убеждённой и мрачной покорности своему таинственному предназначению». Она убеждена, что от судьбы уйти невозможно, и готова её принять.

    Однажды во время охоты Ивана Тимофеевича заяц (один из любимых зверьков Олеси) вывел его к Бисовому куту, где он увидел настоящую избушку на курьих ножках, в которой оказалась живая сказочная героиня: «Все черты бабы-яги, как её изображает народный эпос, были налицо». Старуха по просьбе Ивана Тимофеевича гадает ему, но формально, торопясь избавиться от него и оберегая от чужих глаз свою внучку.

    Однако «свежий, звонкий и сильный голос всё ближе», и вскоре на пороге дома показывается «рослая смеющаяся девушка» с птичками в подоле передника, которые доверчиво льнут к ней. В Олесе «не было ничего похожего на местных “дивчат”». В портрете героини автор подчёркивает оригинальность её красоты, за которой угадывается независимый, сильный, своевольный характер.

     Олеся непосредственна, искренна, свободна в проявлениях своих чувств. Это цельная натура, живущая в гармонии с природой. Девушка просит Ивана Тимофеевича приходить к ним без ружья: «Зачем бить пташек или вот зайцев тоже. Никому они худого не делают, а жить им хочется так же, как и нам с вами…».

    Олеся – неотъемлемая часть полесского бора, его хозяйка,  хранительница и душа. Неудивительно, что «с прекрасным обликом Олеси» в представлении героя слились «пылающие вечерние зори…росистые, благоухающие ландышами и мёдом утра, полные бодрой свежести и звонкого птичьего гама…».

    Иван Тимофеевич с первого взгляда был поражён красотой, неординарностью и независимостью Олеси: «Во всех её движениях, в её словах…есть что-то благородное…какая-то врождённая изящная умеренность…Также привлекал…и некоторый ореол окружавшей её таинственности, суеверная репутация ведьмы, жизнь в лесной чаще среди болота и в особенности – эта гордая уверенность в своих силах, сквозившая в немногих обращённых ко мне словах».

     Знакомясь с Олесей всё ближе, Иван Тимофеевич постепенно забывает о своём книжном восприятии мира и очаровывается «цельной, самобытной, свободной натурой» девушки и её умом, «детски невинным, но не лишённым лукавого кокетства красивой женщины». Быть рядом с ней «сделалось потребностью» для Ивана Тимофеевича.

    Олеся интуитивно чувствует противоречивость его натуры. Гадая ему, она говорит: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не хорошая, не сердечная… Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь… Никого вы сердцем не полюбите, потому что сердце у вас холодное, ленивое, а тем, которые вас будут любить, вы много горя принесёте». Действительно, Иван Тимофеевич вроде бы добрый и отзывчивый: пытается помогать местным крестьянам, но, видя их ограниченность, оставляет свои попытки; хочет защитить от посягательств властей Олесю и её бабушку, но дальше разговора с урядником дело не идёт.

   Однако Иван Тимофеевич привлёк внимание Олеси тем, что не похож на окружающих: он много знает, деликатен, воспитан, добр, искренен. Каждый раз девушка радовалась его приходу, ожидая интересного общения. Постепенно она начинает отдаляться от Ивана Тимофеевича, чувствуя зарождение любви в своём сердце и боясь её, потому что интуиция подсказывала ей, что любовь принесёт лишь страдания и боль, но всё-таки от своего чувства Олеся не отказывается.       

   Неожиданная болезнь Ивана  Тимофеевича и его долгое отсутствие  заставляют Олесю принять смелое  решение: «И такая меня по тебе  тоска обуяла, такая грусть, что, кажется, всё бы на свете отдала, лишь бы с тобой хоть минуточку ещё побыть. Вот тогда-то я и решилась. Пусть, думаю, что будет, то и будет, а я своей радости никому не отдам».

    Олеся делает шаг навстречу трудной судьбе, хотя понимает, что у неё и  Ивана Тимофеевича разные жизненные ценности, разные представления о счастье, не говоря уже о социальных различиях.

    Олесю трогают пылкие слова Ивана Тимофеевича, но она знает, что сердцем он никого не полюбит, поэтому не желает его «связать по рукам и ногам». В мыслях же Ивана Тимофеевича нет ни смелости, ни самоотверженности Олеси. Только «ужас одиночества» и порядочность заставляют его сделать ей предложение, да и то в последний момент он ещё продолжает колебаться – «страшная робость отяжеляла… язык». Женитьба на Олесе представлялась ему «как возможный, но крайний случай»: «Женятся же хорошие и учёные люди на швейках, на горничных…и живут прекрасно… Не буду же я несчастнее других, в самом деле?»

     Если растроганная и  благодарная Олеся отказывается от «выдавленного» предложения Ивана Тимофеевича, то этим она избавляет его от долга порядочного человека и от множества проблем, которые возникли бы у него в связи с её согласием. Иван Тимофеевич, хотя и  становится всё настойчивее в своём предложении, но его сердце, пока ещё  и неосознанно, но всё же удовлетворено исходом событий. Он «не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в модное платье, разговаривающая в гостиной с жёнами…сослуживцев».

  Кульминация повести  неслучайно приходится на Троицу, когда Олеся решила пойти в церковь, чтобы сделать «что-нибудь очень приятное» для любимого человека.  Ей показалось, что её приход  в храм обрадует его, потому что она ради него преодолеет свой страх и каким-то образом причастится  к вере, ведь «Ванечка» убеждал её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.

  Однако приход в церковь обернулся бедой для Олеси. Перебродские женщины поймали её и пытались вымазать дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Для оголтелой толпы Олеся, прежде всего, ведьма и её появление в церкви расценивалось как вызов, как святотатство, ведь она из рода тех самых ведьм, колдуний, с которым «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы.

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе 19-20 век"