Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2015 в 20:09, шпаргалка
Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 вв.
Это время характеризовалось напряженностью и трагичностью. Россия пережила русско-японскую войну 1944-1945гг. и революцию 1905г. За ними последовали 1 мировая война 1914-1918гг., февральская и октябрьская революции 1917г. и гражданская война 1918-1921гг.
30. Темат и худ особенн поэзии В.Я.Брюсова 1890гг
В 1895 году вышел первый сборник
стихов В.Я.Брюсова — «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Основной мотив – одиночество поэта,
холодного и равнодушного к людям,
его отрешённости
от действительности. Миру реальности
противопоставлен мир мечты, что дано в форме
лирического раздумья.
Основными
являются тема любви
экзотической, обнажённо чувственной,
воспевающей «блаженные миги» (стихотворения «На острове Пасхи»,
«На журчащей Годавери», «Предчувствие»), и тема творчества,
понимаемая созвучно мысли Платона о том,
что действительность непознаваема
и лишь угадывается поэтом в трепетании звуков и
теней, поэтому в стихотворении «Творчество»,
ставшем программным эстетическим манифестом
начинающего поэта, преобладают образы ночи
и луны, мотивы тишины, сна, тайны.
Здесь использованы, во-первых, оригинальный способ
связи строф (последняя строка
каждого предыдущего четверостишия становится
второй строкой в последующем четверостишии), во-вторых, приём аллитерации,
благодаря которым стихотворение воспринимается
как плавно текущий поток. В 1897 году
опубликован второй сборник
– «Me eum esse» («Это –
Я»), представляющий своеобразный
лирический дневник, в котором поэт – «властелин
безраздельный» идеального мира мечты, воспринимаемого как единственная
реальность: Создал я в тайных мечтах
Поэт устремлён к неземной
красоте, вечной любви:
Отдавшись холодной мечте.
Подлинные ценности он видит лишь в сфере искусства:
Только ему, безраздумно, бесцельно.
В 1900 году был издан третий сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), открывший новый этап творчества поэта, на что указывало его заглавие (третья стража в Древнем Риме была последней ночной стражей перед рассветом). В.Я.Брюсов пишет о героях мифологии, деятелях истории, мыслителях прошлого (цикл «Любимцы веков»), о современной городской жизни (цикл «В стенах»), о раздумьях о будущем («Прозрения»). Сознание одиночества, презрение к человечеству, предчувствие неминуемого забвения (стихотворения «В дни запустений», «Словно нездешние тени») нашли отражение в четвёртом сборнике «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), вышедшем в 1903 году. Здесь поэт обратился к широкой массе читателей (а не к кругу избранных), о чём свидетельствует заглавие: форма благословения, произносимого римским священником, всему миру. Здесь звучит тема современности – хвала и проклятие мировому капиталистическому городу. С одной стороны, поэт воспевает «дух движения» города, его культурные и материальные ценности (стихотворения «Париж», «Венеция»), с другой – показывает уродливую действительность, борьбу города с людьми, бесправное положение человека-труженика (стихотворение «Каменщик»).
Следующим
сборником стал «Στεφανος» («Венок»), написанный
во время революционных событий 1905 года. В.Я.Брюсов
считал его вершиной своего поэтического
творчества («„Венок“ завершил мою поэзию,
надел на неё воистину „венок“»).
Говоря о современном городе, его социальных контрастах, поэт ощущал себя рабом буржуазной культуры, предсказывал близкий взрыв общественных противоречий жизни. Он приветствовал сокрушительную силу «грядущих гуннов» во имя отрицания старого, «неправого» мира.
В.Я.Брюсов размышлял о предназначении творчества, о сопричастности судеб поэта и народа:
Поэт всегда с людьми, когда
шумит гроза,
И песня с бурей вечно сёстры
………………………………………………………………………
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, - затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
Теме любви, стихийной и таинственной силе мира, которая приоткрывает человеку дар таинственных высот, посвящены циклы «Из ада изведённые» и «Мгновения».
В стихотворениях В.Я.Брюсова 1910-х гг. выражены противоположные начала: жизнеутверждающие (любовь к земной жизни, её красоте; романтическое восприятие русской национальной природы; призывы к борьбе за существование, к созиданию – сб. «Зеркало теней» - 1912; сб. «Семь цветов радуги» - 1916) — и пессимистические (смерть есть блаженство, безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). Лирическим героем является то отважный, мужественный боец, то отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как путь к смерти («Стихи Нелли» - 1913).
Первую мировую войну В.Я.Брюсов воспринял сначала восторженно, поэтизируя её как великое дело русской истории, воспевая как «огненную купель», «чашу испытаний» России. Побывав на фронтах в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости», он пересмотрел своё отношение к войне и выразил решительный протест против корыстной бойни (стихотворение «Тридцатый месяц»).
Октябрьскую революцию 1917 года В.Я.Брюсов принял сразу и активно включился в строительство новой культуры: заведовал Московской книжной палатой, отделом научных библиотек Наркомпроса, организовал Высший литературно-художественный институт для подготовки молодых писателей и поэтов, был его ректором и ведущим профессором, преподавал в Московском университете, подготовил к выпуску Большую Советскую Энциклопедию.
В 1920 году вышел сборник «Последние мечты», в котором звучат тема детства (стихотворения «Праздники», «Детская площадка»), мотивы бунта против общепринятых норм и законов (стихотворение «Три яблока») и вечного обновления жизни (стихотворение «Солнцеворот»).
В 1921 году была опубликована книга стихов «В такие дни», где представлены темы исторической судьбы России и вечно прекрасного чувства любви.
В стихотворении «России» образ Родины дан в историческом плане: «в злые дни Батыя» она «возвела плотину» на пути «монгольского потопа» и «спасла Европу от чингисхановой пяты», расплачиваясь за это рабством. Однако Россия не покорилась Орде и через несколько веков «из глухих глубин позора, из тьмы бессменных унижений… вознеслась к державности велений … Петра». Поэт верил, что у такой страны, которая «в час мировой расплаты… над мраком факел взметнула», - великое будущее, хотя пока ей очень трудно.
Осознать происходящие в стране перемены может только русский народ, «знавший с детства тяжесть вечной духоты» и «тяжкий гнёт» (стихотворение «Только русский»). Время требовало реализма мышления, поэтому романтики выглядели Дон-Кихотами, но В.Я.Брюсов преклонялся перед теми, кто смотрел на жизнь «в свете грядущего», «кто в святом беспокойстве восторженно жили, гибли трагически, смели и петь и любить» (стихотворение «Романтикам»). Чувству любви, когда «в одном биенье сердце с сердцем слито и равный вздох связал мечту двоих» посвящены стихотворения «Гимн Афродите», «Египетский профиль», «Цезарь Клеопатре».
В 1922 году вышли книги «Миг» и «Дали», а в 1924 году – «Меа» («Спеши!»). В них представлена научная проблематика. Поэт верил в силу науки, человеческого разума и созидательного труда (стихотворения «Мир электрона», «Принцип относительности», «Мы все – Робинзоны»).
Разрабатывая космическую тему, В.Я.Брюсов призывал не останавливаться на покорении неба бипланами и выйти за пределы Земли – «в зыбь звёзд» (стихотворение «Штурм неба»). Мечтая о познании загадок Марса и Венеры, он представлял выход человека во вселенную в гуманистическом аспекте – для обмена достижениями братьев по разуму (стихотворенеия «Мы и те», «Молодость мира»).
В.Я.Брюсов
много сделал для русской литер
Он открыл русскому читателю творчество
бельгийского поэта-урбаниста Э.Верхарна,
был первым переводчиком стихотворений
П.Верлена, переводил Вергилия («Энеида»),
Ж.-Б.Мольера («Амфитрион»), И.Гёте («Фауст»),
М.Метерлинка («Избиение младенцев»), О.Уайльда
(«Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской
тюрьмы»), В.Гюго, Дж.Байрона, Э.По.
В.Я.Брюсов
был увлечён поэзией Армении и составил
антологию «Поэзия Армении с древнейших
времён до наших дней», за что был удостоен
в 1923 году звания народного поэта Армении.
Имя В.Я.Брюсова носит Ереванский лингвистический
университет.
М.Горький
назвал жизнь В.Я.Брюсова
31. Темат и худ своеоб поэзии К.Д.Бальмонта 1880-1910гг
В 1885 году в декабрьском номере петербургского «Живописного обозрения» появились три стихотворения К.Д.Бальмонта. Этот год поэт принимал за точку отсчёта своей литературной деятельности. В том же году он познакомился с В.Г.Короленко и подарил ему тетрадь своих стихотворений, а в феврале 1886 года получил от него письмо с подробным разбором стихов и очень благожелательным отзывом. В 1890 году К.Д. Бальмонт выпустил в Ярославле первый сборник своих произведений, в который вошло 21 стихотворение и около 70 поэтических переводов, но поэт скупил весь тираж и уничтожил его. Постепенно «горячка юных лет» отступала, давая место творческому горению.
В 1891 году К.Д.Бальмонт отправился в Москву, с которой связано становление его как большого русского поэта. Новый этап его жизни начался трудно: одиночество, безработица, бедность. В.Г.Короленко ввел К.Д. Бальмонта в круг московской интеллигенции. Благодаря князю А.Н.Урусову, известному адвокату, всей душой влюблённому в поэзию, К.Д.Бальмонт получил солидные заказы на переводы.
В 1892 году поэт впервые посетил Скандинавию, которую не просто полюбил, а сроднился с нею. Скандинавские впечатления отразились в книге стихов «Под северным небом» (1894), которую К.Д.Бальмонт считал первой. Она стала не только событием литературной биографии поэта, но и была тесно связана со вступлением на арену русской литературы нового направления – символизма.
Книга «Под северным небом» имеет подзаголовок «элегии, стансы, сонеты». Символизация здесь такова: образ даётся как знак состояния души, – и подкрепляется последовательным дуализмом земного – неземного, реальности – мечты, обозримого – беспредельного. Поэзия К.Д. Бальмонта всегда жила мыслью о чуде, об ожидании его. Отсюда – мотив зарождения жизни, творения искусства. Появившись ещё в ярославским сборнике (в стихотворении «Струя»), этот мотив стал устойчивым в творчестве К.Д. Бальмонта. Чудо рождения и радость созерцания чуда для поэта неразрывны с его концепцией мига. Поэт ловит мгновения мимолётной красоты в природе, бытии, человеке (стихотворения «Рождение ручья», «Зарождающаяся жизнь», «Песня без слов», «Август»). Красота для К.Д.Бальмонта – это не отвлечённая идея: поэт жаждет непосредственного её воплощения в слове, звуке, ритме (стихотворение «Фантазия»).
В 1895 году вышла новая книга К.Д.Бальмонта «В безбрежности». Ее заглавие обозначает «задушевную идею» поэта – устремлённость за границы предельного. Любовь – это единственная сила, вырывающая человеческое существование из тисков обыденности. Эпиграф к книге К.Д.Бальмонт взял из романа «Братья Карамазовы»: «Землю целуй и неустанно, ненасытно люби, всех люби, всё люби, ищи восторга и исступления сего». Вступление к книге передаёт победный восторг восхождения к незакатному сиянию бытия: «Я мечтою ловил уходящие тени//, Уходящие тени погасавшего дня//, Я на башню всходил, и дрожали ступени,//И дрожали ступени под ногой у меня...».
Наиболее яркие стихи в книге посвящены теме загадки стихийной жизни. Болото, пустыня, степь – это образы-символы некоего до-бытия, извечного и мистического равновесия жизни и смерти (стихотворения «Болотные лилии», «Камыши»).
Встреча двух тайн – жизни и смерти – важнейший мотив книги, который звучал ещё в раннем стихотворении «Лебедь». В неустойчивом равновесии жизни и смерти поэт принимает сторону жизни, движения, «ненасытной тревоги» – здесь рождается символ ветра (стихотворение «Ветер»).
В конце книги К.Д.Бальмонт поместил стихотворение «Воскресший», где прозвучал завет, который поэт стремился воплотить и в поэзии, и в жизни: «Умри, когда отдашь ты жизни// Всё то, что жизнь тебе дала,// Иди сквозь мрак земного зла //К небесной радостной отчизне...».
В 1898 году в Петербурге вышла новая книга поэта «Тишина». Её основной мотив – бесплодность стремлений человека, прозвучавший в цикле «Мёртвые корабли». Картина мира предстаёт как «монотонность печали земли» и «беспредельность мёртвых небес» (стихотворение «Равнина»). Цикл «Звезда пустыни» обращён к символу пустыни, некоего предсуществования на грани отчаяния и надежды. Сюжет цикла строится на воззвании к Богу, голос которого ответствует истерзанному и страдающему лирическому герою, утверждая в нём веру в единство и нераздельность мира. Радостью обретения истины наполнен финал цикла: «И образ пустыни от взоров исчез,// За небом раздвинулось Небо небес.// Что жизнью казалось, то сном пронеслось,// И вечное, вечное счастье зажглось».
В 1900 году вышла книга «Горящие здания», ставшая новым этапом в русском символизме, сменившем мрачные и болезненные настроения на радостно просветлённые. Переполненность жизнью стихий, вера в преобразующую силу поэзии – основные мотивы лирики К.Д. Бальмонта рубежа веков. Взрыв устоев, бунт против цивилизации, торжество стихийного («огонь») над социальным («здания») – об этом свидетельствует название книги «Горящие здания», имеющей подзаголовок «Лирика современной души». Во втором издании книги К.Д.Бальмонт так пояснил этот подзаголовок: «В этой книге я говорю не только за себя, но и за многих других, которые немотствуют, не имея голоса, а иногда имея его, но не желая говорить, немотствуют, но чувствуют гнёт роковых противоречий, быть может, гораздо сильнее, чем я… И, быть может, тем, кто чувствует созвучно со мной, она (книга) поможет прийти к тому внутреннему освобождению, которого я достиг для себя».