Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 19:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на 58 вопросов по дисциплине "Русская литература 19 века".
1. Национальное своеобразие русской классической литературы.
Прогрессивное литературное направление, в котором постепенно объединилась целая группа новых, молодых талантливых писателей, продолжало традиции русского реализма 1820-30 гг. - традиции реалистического творчества Пушкина, Лермонтова и в особенности Гоголя. Еще в 1830-е годы творчество Гоголя было очень высоко оценено Белинским, уже тогда видевшим в Гоголе «главу» русской литературы, писателя, который занял место, оставленное Пушкиным.
В начале 1840-Х годов Белинский вступил в новый период идей ного развития. Он стремился воздействовать своими статьями на новых прогрессивных писателей, требуя от их творчества «верности действительности», традициям гоголевского реализма. Вскоре Белинский стал называть их «гоголевской школой» в русской литературе, а затем также «натуральной школой».
Вскоре с этих же позиций прогрессивная литература 1840-х годов стала изображать и крепостное крестьянство. Эта тема не была новой в русской литературе. Но реалистического изображения повседневной жизни и внутреннего мира крестьянства до 1840-х годов по существу еще не было.
Существенные изменения в
Писатели новой школы
Защита обездоленных трудящихся масс соединялась, естественно, в творчестве писателей «натуральной школы» с сатирическим изображением высших слоев общества. Хотя здесь представители «натуральной школы» в большей мере были связаны преемственностью с творчеством Гоголя, они в то же время сделали значительный шаг вперед. Они сатирически изобразили дворянство и крупное чиновничество, противопоставив их беспечное, паразитическое существование миру труда и нищеты, доказав, что подобное существование уродует и их собственную жизнь.
Важнейшей стороной творчества писателей этой школы был резко усилившийся интерес к нравственно-бытовым отношениям жизни городских, демократических слоев населения к внутреннему миру их представителей, стремление показать и защитить их нравственное достоинство. К середине 1840-х годов в творчестве ниппелей новой школы изображение обездоленного люда в его повседневной жизни сделалось одной из важных задач художественной литературы. Писатели изображали, городскую бедноту, обреченную на ненормальное существование, и противопоставляли ее обездоленность блестящей и обеспеченной жизни привилегированных слоев общества. Из писателей старшего поколения всего ближе к такому пониманию жизни подошел Гоголь в «Шинели», напечатанной всего за три года до того, как оформилась «натуральная школа». И Достоевский имел полное основание сказать впоследствии о себе и других представителях этой школы: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя».
Передовые писатели 1840-х годов следовали за Гоголем и в самих принципах изображения жизни. Одним из важнейших эстетических достижений Гоголя было осознание жизни в ее социально-бытовой характерности и применение в качестве средств типизации характеров множества портретно-бытовых и речевых деталей. Таким образом, прогрессивная литература 1840-х годов сделала значительный шаг вперед в расширении и углублении проблематики реалистического изображения жизни. Она обладала вместе с тем и значительной эстетической принципиальностью. Белинский поддерживал реалистические искания молодых писателей, Итак, в 1840-е годы вновь усиливается борьба резко обозначившихся литературных направлений. В них находили свое творческое и теоретическое выражение новые, только возникавшие тогда течения общественной мысли.
Гораздо определенней и резче, чем в 1830-е годы, в литературе и критике выступили друг против друга два лагеря: прогрессивный и консервативный. В каждом из них появились молодые писатели и критики, стремившиеся выразить новые общественные идеи. С обеих сторон были выдвинуты новые взгляды на задачи и сущность художественного творчества. В русской литературе отчетливо оформлялись новые литературные направления.
Поэтому очень важно выяснить основные особенности общественных взглядов наиболее значительных писателей и критиков этого времени. Особенно важны общественные и литературные взгляды Белинского.
2. Основные направления общественной мысли в России в 40-50-е годы XIX века и их отражение в литературе.
В развитии общественной мысли в России в 40-50-е годы XIX века отчетливо выделяются три периода:
1) 1840-1847 гг. ‑ период идейного бурления, обусловленный заимствованием модных западноевропейских идеологий (гегельянских доктрин и французских социалистических учений). Наиболее яркими явлениями этого периода были: спор между западниками и славянофилами и формирование так называемых «пушкинского» и «гоголевского» направления в художественной литературе.
2) 1848-1855 гг. ‑ период подавления свободомыслия, реакционного искоренения идей, вызвавших революции 1848-1849 гг. на Западе (во Франции, а также в германских и некоторых других государствах). Все выдающиеся мыслители и писатели России подверглись притеснениям и репрессиям. Многие оказались в тюрьме, в ссылке и (или) в эмиграции.
3) 1856-1859 гг. – период всеобщего
увлечения реформированием,
Важная особенность
Интересно, что Н. В. Гоголь (1809—1852) был живым свидетелем этого периода, названного Н.Г. Чернышевским «гоголевским периодом русской литературы», однако свидетелем отстранившимся, уехавшим за границу и увлеченным религиозно-мистическими размышлениями о спасении собственной души. За что его подвергли беспощадной критике все, считавшие себя последователями прежнего Гоголя. Особенно В.Г. Белинский.
1. Идейное бурление
В конце 30-х в начале 40-х годов XIX века император Николай I ослабил тоталитарный политический режим, сложившийся после восстания декабристов 1825 г. и польского восстания 1830 года для того, чтоб способствовать заимствованию научно-технических достижений Западной Европы.
Наблюдался очередной расцвет русской культуры в целом и русской литературы в частности. Творцы-классики начала XIX века разбудили национальное самосознание, внушили гордость за русскую нацию и надежды на великую будущность. А потому просвещенная общественность проявляла огромный интерес к прошлому и будущему развитию русской цивилизации.
Этим, в первую очередь, объясняется пристальное внимание к «Истории» Н.М. Карамзина и невиданная популярность публичных лекций Т.Н. Грановского по всемирной истории, читавшихся в 1843-1846 гг. в духе немецкой исторической школы, отыскивающей закономерные взаимосвязи и всеохватывающее единство исторических явлений.
С другой стороны, энергично развилась российская национальная этнография. В 1845 г. создано Русское географическое общество, где плодотворно работали С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, А. Н. Афанасьев, В. И. Даль.
Как научная, так и художественная
литература все больше увлекалась социальной
проблематикой. Разнообразие мнений порождало
множество кружков в Санкт-
Тех социальных идеологов, что считали
высшей ценностью русскую
- противились западному влиянию и называли его тлетворным;
- ругали Петра I и Александра I за политику заимствований продуктов загнивающей западной культуры;
- западную мысль считали
- в качестве собственного
- с мистической многозначительностью объявляли о некой особой миссии (мессианстве) русского народа, великих судьбах России;
- иногда разрабатывали теории панславянского единства.
Тех же, кто акцентировал внимание на отсталости России в сравнении с великими мировыми державами, называли западниками. Они:
- побуждали соотечественников
к быстрому и полному
- подчеркивали единство (общность)
законов исторического
- различались между собой большим разнообразием взглядов (англоманы-галломаны, мистики-вольнодумцы, материалисты-идеалисты, государственники-либералы, гуманисты-естественники (позитивисты) и т.п.)
Самые последовательные западники – В.Г. Белинский и социалистический кружок Герцена-Огарева (входили Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов и др.). Славянофилы же сплачивались вокруг семейства Аксаковых (их лидеры – А.С. Хомяков и братья Киреевские).
Споры между западниками и
Славянофильский идеал патриархального воспитания в единстве с природой отражен в книге С.Т Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (издана 1856 г.). Общественный идеал западников в книгах А.И. Герцена «Кто виноват?» (1846 о том, что подлинное счастье только в общественном служении прогрессу) и А.В. Дружинина «Поленька Сакс» (1847 о необходимости искоренения семейной и вообще всякой консервативной тирании).
Продолжение тех же споров можно обнаружить во все последующие времена. Их зачатки ‑ в предшествующих периодах российской истории. К примеру, ярчайшим продолжателем славянофильского направления считается Ф. И. Тютчев.
Однако чаще всего творчество российских писателей представляет собой смесь западнических и славянофильских идей. Кроме того, многие писатели сотрудничали со всеми направлениями: как попеременно, так и одновременно.
2. Подавления свободомыслия
Революции 1848-1849 годов, в подавлении которых весьма энергично участвовало российское самодержавие (вплоть до военного вторжения в Венгрию), закончились разгулом реакции по всей континентальной Европе. Особенно остро это чувствовалось в России, где наступило «литературно-политическое безвременье», «эпоха цензурного террора», одна из самых темных полос в истории русской мысли.
Даже любимцы царской семьи В.А. Жуковский и Ф.В. Булгарин подверглись притеснениям.
Российская цензура запрещала слова «свободный» и «вольный» даже в поваренных книгах. Суровому наказанию подвергались все, позволявшие себе высказывания за рамками дозволенного. С особой жестокостью преследовались любые объединения, участники которых обсуждали политические вопросы.
2 апреля 1848 года был создан специальный Комитет для наблюдения над духом журналов.
В 1850 году Николай I запретил преподавать
философию и обсуждать
В 1848 г. М.Е. Салтыкова-Щедрина сослали, усмотрев в его повести «Запутанное дело» чрезмерный демократизм.
В марте 1849 г. посадили в крепость славянофила Ю.Ф. Самарина за рукопись о притеснении русских и арестовали И.С. Аксакова за письма той же тематики, приватно адресованные родственникам.
Информация о работе Шпаргалка по "Русской литературе 19 века"