Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
3) С материальных явлений на отвлеченные понятия («корень зла»; «перст судьбы»; «лавина несчастий»).
Языковые метафоры отличаются от собственно художественных тем, что из-за общепринятого употребления они все больше утрачивают свою иносказательность, превращаясь в речевые штампы.
4) С природных явлений, мифологических, исторических или литературных персонажей – на человека («он – мой бог», «ты мое солнце», «она была музой для него», «она просто ангел»). Этот вид переноса чаще используется в художественной речи: «Амфитрион был предводитель / И в день рождения жены, / Порядка ревностный блюститель, / Созвал губернские чины…» (М. Лермонтов). Здесь имя царя, отличавшегося гостеприимством, характеризует персонажа поэмы «Тамбовская казначейша» (ср. возможное сравнение: «предводитель был гостеприимен, как Амфитрион»).
В том случае, если аналогия между двумя предметами или явлениями получает развитие, возникает развернутая метафора.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенос
свойств человека (его чувств, действий,
качеств) на неживые предметы, явления
природы или животных: «Гром из-за
тучи, зверея, вылез, / Громадные ноздри
задорно высморкал» (В. Маяковский).
Некоторые исследователи
МЕТОНИМИЯ – перенос значения с одного предмета на другой по их смежности.
Основные случаи метонимических переносов:
1) С содержащего на его содержимое («чайник кипит», хотя кипит вода в чайнике; «я весь стакан выпил», хотя пьют чай).
2) С человека на орудие
действия или атрибут «у этого
журналиста меткое перо», хотя
способность точно подбирать
слова – черта самого человека;
«ему предложили портфель
3) С людей или предметов на место, где они расположены («Когда мы вернулись, весь дом уже спал», хотя спали люди, живущие в доме; «Москва слезам не верит», хотя речь идет о жителях Москвы).
4) С предмета на имя его создателя, владельца или управителя («Есть у тебя Пушкин?» - то есть произведения А.С. Пушкина).
5) С предмета на материал, из которого он сделан («Фарфор и бронза на столе» - то есть изделия из фарфора и бронзы).
6) С людей на их качества («И дружески цвели в вечернем свете вершины гор, / Где жил разбой веселый» (Ф. Тютчев) – т.е. разбойники).
Метонимию просто отличить от метафоры, если мысленно преобразовать троп в сравнение: метафора поддается такой трансформации, а метонимия – нет.
Частным случаем метонимии является СИНЕКДОХА – количественный перенос: с целого предмета на его часть; с множественного числа на единственное и наоборот. Разновидности синекдохи:
1) Обозначение целого предмета через его часть; перенос с человека на часть тела или одежду («я его теперь на порог не пущу» - то есть в дом; «на заводе не хватает рабочих рук» – то есть самих рабочих).
2) Обозначение множества сходных или аналогичных предметов через один такой предмет («что русскому хорошо, то немцу смерть» - то есть всему народу; «береза хорошо переносит низкую температуру» - то есть все деревья этого вида).
3) Употребление собственных имен в нарицательном значении, формальным признаком чего служит множественное число вместо единственного («Нам Суворовы и Кутузовы нужны» - то есть талантливые полководцы).
АЛЛЕГОРИЯ – изображение
отвлеченного понятия через конкретный
образ: «Венок из роз давно истлел,
/ И лишь один венок терновый / На
вечных язвах уцелел» (В. Бенедиктов).
В европейской поэтической
СИМВОЛ – слово-образ, помимо прямого значения имеющий дополнительный эмоционально-иносказательный смысл, который определяется культурной традицией и конкретным контекстом произведения.
ОБРАЗНЫЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – усложненный троп, основанный на сближении двух более или менее развернутых образов, один из которых представляет собой картину из мира природы, а другой – изображение человеческих взаимоотношений. Два описания обязательно сходны по настроению или происходящим действиям: «Не свивайся, не свивайся, трава с повиликой. / Не свыкайся, не свыкайся, молодец, с девицей. /
ЭПИТЕТ – субъективно-
ГИПЕРБОЛА – перенос значения по количественному признаку, намеренное преувеличение в описании предмета или явления
ЛИТОТА – перенос значения по количественному признаку, намеренное преуменьшение в описании предмета или явления
ИРОНИЯ – употребление
слова или высказывания в смысле,
прямо противоположном его
АСТЕИЗМ – похвала (обычно самого себя) в форме порицания; примером астеизма может служить восклицание А. Пушкина после того, как он завершил «Бориса Годунова»: «Ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
ПРЕИФРАЗ – замена однословного названия описательным оборотом: «Великая Петрова дщерь / Щедроты отчи превышает» (М. Ломоносов) – речь идет об императрице Елизавете.
ЭВФЕМИЗМ – замена слова, употребление которого по какой-то причине нежелательно, более мягким, благозвучным или «завуалированным» оборотом (умереть – «покинуть этот свет»).
ДИСФЕМИЗМ – замещающий описательный оборот, выражающий отрицательную оценку предмета (вплоть до использования грубых просторечных выражений: умереть – «дать дуба»).
ФИГУРЫ РЕЧИ – поэтические приемы, состоящие в преобразовании «нейтрального» синтаксиса; эти средства выразительности называют также «стилистическими фигурами».
Все фигуры речи можно разделить на четыре группы:
1) Фигуры, построенные на повторе элементов:
АНАФОРА – единоначатие, повторение одного или нескольких слов в начале соседних строк или предложений
ЭПИФОРА – повторение слова или словосочетания в конце соседних строк или предложений
АНАЛЕПСИС – повтор смежных слов внутри одной строчки или предложения: «Роман классический, старинный, / Отменно длинный, длинный, длинный» (А. Пушкин).
АНАДИПЛОСИС – повторение
заключительного созвучия, слова
или словосочетания предыдущего
предложения (строки) в начале следующей
фразы: «Не лютая змея взвоевалася
– / Взвоевалось лукавство великое»
СИМПЛОКА (греч. symploke – «сплетение») – фигура речи, состоящая в тождестве или сходстве начала и окончания у двух и более фрагментов речи.
ХИАЗМ (от крестообразной формы др.-гр. буквы ? – «хи») – крестообразное изменение последовательности элементов в двух параллельных рядах слов
- 1) чисто синтаксический Х. – правая часть по своей структуре симметрична левой, повторяя входящие в левую члены предложения в обратном порядке
- 2) Семантически осложнённый
Х. – добавляется двойной
- 3) Хиастический каламбур
– прослеживаются изменения
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
– одинаковое синтаксическое построение
смежных фраз – предложений или
поэтических строк: «Ко мне приплывала
зеленая рыба, /
2) Фигуры, построенные на соотношении значений близко расположенных слов:
АНТИТЕЗА – противопоставление
значений рядом расположенных слов
(в одном предложении или
ОКСЮМОРОН – намеренное соединение противоположностей, исключающих друг друга, сочетание несочетаемого
ГРАДАЦИЯ – расположение семантически близких слов или выражений по возрастающей или убывающей значимости. Климакс, антиклимакс.
3) Фигуры, построенные на
нарушении обычного, нейтрального
синтаксического порядка слов
или их грамматических
ЭЛЛИПСИС – пропуск одного из главных членов предложения (чаще всего сказуемого): «Татьяна в лес – / Медведь за ней» (А. Пушкин).
ИНВЕРСИЯ – постановка выделяемых слов на синтаксически необычное для них место.
АНАКОЛУФ (греч. anakoluthos – «непоследовательный, неправильный») – фигура речи, состоящая в таком согласовании слов или соединении частей фразы, которое верно по смыслу, но противоречит грамматическим нормам:
СИЛЛЕПС (греч. syllepsis – «захват»), или ЗЕВГМА (греч. zeugma – «связь») – фигура речи, состоящая в объединении неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении: «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы» (А. Пушкин)
4) Фигуры, построенные на
риторической направленности
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ – фигура речи, выражающая эмоциональный отклик на какое-то явление и одновременно объективно сообщающая об этом явлении:
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, задающийся с целью привлечь внимание читателя к определенному фрагменту речи
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – подчеркнутое обращение к объекту, который не может участвовать в диалоге, призванное дать этому объекту характеристику, выразить отношение автора
УМОЛЧАНИЕ – риторическая фигура, представляющая читателю возможность догадываться, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании
35 вопрос
Ритмико-мелодическая организация художественного произведения. Ритм как универсальная категория художественной литературы. Стих, поэзия и проза: проблеы разграничения:
Ритмико-мелодическая организация художественного произведения:
Ритм как универсальная категория художественной литературы:
Ритм - универсальная категория литературы и временных искусств. Ритм - последовательность каких-либо единиц (звуков, слов) во времени и пространстве. Считается, что ритм - средство систематизации хаоса.
Стих, поэзия и проза: проблеы разграничения:
Стих (лат. versus - то, что возвращается назад). То есть стих по своей природе заставляет нас возвращаться назад. Проза (лат. proversus - обратно противоположное versus). проза линена и прочитывается по горизонтали, а стих прочитывается и горизонтально, и вертикально.
Стих и проза - разные виды речевой организации текста. Стих отличается упорядоченной структурой, построенной на всевозможных повторах, а проза - структура не упорядоченная т.к. имеет разговорную речь в своей основе.
Выделяют первичный и
вторичные стихообразующие
Стих и проза - катенории письменной литературы. Для фольклорных текстов другие понятия: поющийся текст, произносящийся текст. Есть также эмбриональная стихопроза - смесь стиха и прозы ("Слово о полку Игореве").
36 вопрос
Понятие о рифме: место в стихе, функции, виды, типы рифмовки. Понятние о строфе. Типы строф.
Рифма - это звуковой повтор, выполняющий организующую функцию в строфической, метрической и, как результат, смысловой композиции.
Стихи могут быть безрифменными, рифмованными и белыми, холостая строка.
Клаузула - все, что следует после последнего ударного - окончание строки
мужская (-)
женская (U)
дактиллическая (UU)
гипердактиллическая (UUU)
Метрические определители:
1. Последовательность иктов (сильных слогов)
2. Междуиктовые интервалы
3. Анакруса состоиит из первых безударных слогов в строке
- нулевая (хорей, дактиль)
- односложная (ямб, амфибрахий)