Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
- Бахтин: Самое главное в человеке - ядро личности
- Ухтомский: Главное -
доминанта (нечто
Самое главное, что определяет человека - его ценностная ориентация.
Хализев выделял 2 сверхтипа героев: авантюрно=героический и житийно-идиллический
1. Авантюрно-героический:
- экстравертированная личность, открытая миру, подвергающаяся социализации, стремится к славе (Юнг: "изживать фабулизм жизни")
- пытается выйти за границы предписанного
- бороться, достигать, побеждать
- может быть избранников или самозванцем
- разные цели - от самоотдачи до предельного эгоцентризма.
- эволюционирующий герой.
- точка зрения героя на себя всегда отличается от точки зрения других о нем.
2. Житийно-идиллический:
- интровентированная личность
- ценит свой внутренний мир
- всегда обречены на неуспех в социальном мире
- противоположен а-г пресонажу
- стремление поразмыслить о своих духовных исканиях, раскаивание
- истоки этого типа личности - жития
- поток сознания и вещие сны
- герой инфантильного склада
- все еще ребенок
У автора должна быть реакция на целое героя. В основе реакции автора на отдельные проявления героя лежит единая реакция на целое героя, и все отдельные его проявления имеют значения для хар-ки этого целого.
Творческое отношение автора к герою не переживается им в душе, а осуществляется в произведение. Автор творит, но видит свое творение только в предмете, который он оформляет, т.е. видит только становящийся продукт творчества, а не внутренний, психологически определенный процесс его.
Высказывания автора о процессе создания героя (в авторской исповеди)- ненадежный материал с точки зрения авторского отношения к герою. Автор высказывает свое настоящее отношение к героям, передает то впечатление, которое они производят на него, теперь как художественные образы, что отношения, которое он имеет к ним как к живым определенным людям.
Позиция автора по отношения к герою - позиция «всенаходимости». Автор видит и знает больше не только в том направление, в котором смотрит и видит герой, а в том принципиально самому герою недоступном. Отношения всенаходимости автора всем моментам героя, пространственной, временной, ценностной и смысловой всенаходимости, позволяющей собрать всего гороя, и восполнить до целого моментами, которые ему недоступны.
Три случая отклонения от прямого отношения автора к герою:
1. герой завладевает автором (автор не может найти точки опоры вне героя);
2. автор завладевает героем.
Герой такого типа может
• герой не автобиографичен и рефлекс автора, внесенный в него, завершает его;
• герой автобиографичен, такой герой не завершим, он безконечен для автора, т.е. все снова и снова возраждается;
3. герой является сам
своим автором. Герой сам
Примеры первого случая:
Почти все герои Достоевского, некоторые герои Толстого, Стендаля
Примеры второго случая:
Герой ложно-классицизма.
Примеры третьего случая:
Герои романтизма
22 вопрос
Психологизм - одна из важнейших сторон образа персонажа.
Психологизм - особое изображение
внутреннего мира человека средствами
собственно художественными, глубина
и острота проникновения
Каждый род литературы имеет свои возможности для раскрытия внутреннего мира человека.
В лирике психологизм носит
экспрессивный характер. В ней, как
правило, невозможен взгляд со стороны.
Лирический субъект либо непосредственно
выражает свои чувства и эмоции (Я
не унижусь пред тобою, М.Ю.Лермонтов),
либо занимается психологическим самоанализом
(Я за то глубоко презираю себя, Н.А.Некрасов),
либо предается лирическому
В драматургии главным способом воспроизведения внутреннего мира являются монологи действующих лиц, во многом сходные с лирическими высказываниями. Иные способы раскрытия душевной жизни человека стали использоваться довольно поздно - в 19 веке. Это жесты и мимика, интонационный рисунок роли, декорации и звуковое оформление.
Наибольшие возможности для изображения внутреннего мира человека имеет эпический род литературы.
В литературе выработалась система средств, форм и приемов психологического изображения, в некотором смысле индивидуальная для каждого писателя, но в то же время общая для всех писателей психологов. Выделяют три формы психологического изображения:
1. Прямая - т.е. "изнутри" - путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого через речи, образы памяти и воображение; Ведущая форма из трех существующих.
2. Косвенная - т.е. "извне" - психологическая интерпретация писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимики и других средств внешнего проявления психики (т.е. некто нахмурил брови, побагровел, молчит)
3. Суммарно-обобщающая - психологизм выражается через названия, предельно краткого обозначения тех процессов, которые протекают во внутреннем мире (например Иван Петрович обиделся).
Существует несколько приемов психологического изображения:
• Повествование от первого или от третьего лица
• Психологический анализ и самоанализ (сложные душевные состояние раскладываются на части и объясняются).
• Внутренний монолог (воспроизведение мыслей героя, имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи. Автор как бы "подслушивает".
• Поток сознания - предельная степень внутреннего монолога, доведенного до своего логического предела. Этот прием создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения мыслей и переживаний.
• Диалектика души - понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого, показ самого психического процесса, его закономерностей и форм
• Художественная деталь. Портретные детали передают психологическое состояние "напрямую", та или иная портретная деталь соотнесена с тем или иным душевным движением. Портретная характеристика обогащается авторским комментарием, уточняющими эпитетами, психологически расшифровывается, а иногда и зашифровывается для читателя. Детали пейзажа также часто соотносятся с теми или иными человеческими чувствами и переживаниями. Детали интерьера стали использоваться для целей психологического изображения гораздо позже, к концу 19го века. (Чехов)
• Умолчание - состоит в том, что писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого проводить психологический анализ .
Общие формы и приемы психологизма, о которых шла речь, используются каждым писателем индивидуально. Поэтому нет какого-то единого для всех психологизма. Его разные типы осваивают и раскрывают внутренний мир человека с разных сторон, обогащая читателя каждый раз новым психологическим и эстетическим опытом.
23 вопрос
Композиция образного строя - система образов, которая объединяет центральные, второстепенные образы. А также образ автора. К данной композиции относится пространственная и временная организация. А потому, образная система намного шире, чем система персонажей. Она объединяет не только вышеназванные образы времени и пространства, а также образы предметного мира (интерьер, пейзаж), звуковые и цветовые образы.
Одной из важнейших граней композиции литературного произведения является последовательность введения в текст единиц речи и элементов предметности. Т.е. не что иное, как временная организация текста. Особую роль во временной организации играют начало и конец произведения. Они отграничивают событие, переживание или действие, это своего рода рама, очертания которой могут быть явными или размытыми. В основе временной организации лежат определенные закономерности. Каждое последующее текстовое звено призвано что-то приоткрывать читателю, обогащать его какими-либо сведениями, будить его воображение, чувство, мысль. Внимание и интерес читателя должны сохраняться и упрочиваться на всем протяжении восприятия текста. При этом открывающиеся текстовые звенья оказываются неожиданностями. Временная организация текстов тяготеет к ритмичности. Композиции придает своего рода ритмичность и само по себе членение текста на главы(романы и повести), акты, сцены, явления(в драме) и строфы(в поэзии).
Однако существуют произведения и с нейтральной временной организацией(Василий Теркин). Нов масштабе мировой литературы такие случаи единичны. В большей части произведений временная организация текста выражена достаточно ярко и содержательно значима.
Центральную часть образной системы составляет система действующих лиц, иначе персонажей. Среди них выделяют:
• Главные персонажи - находятся в центре сюжета, с ними связаны все события произведения, наблюдается тесная связь с концептуальным уровнем произведения. Стоит отметить, что образ данного персонажа всегда самый проработанный.
• Второстепенные персонажи - в произведении чтобы раскрыть образы главных героев. Не вся жизнь таких персонажей находится в зоне авторского внимания.
• Эпизодические персонажи - персонажи, появляющиеся всего в 2-3 эпизодах. Как правило не имеют собственных взглядов, самостоятельного характера. В произведении , чтобы оттенить черты главных или второстепенных героев.
Формы авторского присутствия в тексте зависят от рода литературы:
1. Эпос:
- формой является повествование
- на грамматической основе
выделяется 3 формы повествования:
от 1 лица, от 3 лица и несобственно-прямая
речь (речь героя, не заключенная
в кавычки, речь, формально являющаяся
повествовательной, но по
- при личном повествовании
часто повествователь
- при безличном - неперсонифицирован, = расказчик
- по стилевой окраске 3 типа повествования:
а) нейтральное повествование (выдержано в пределах норм литературного языка)
б) повествование, в общем выдержанное в пределах норм, но с редкими вкраплениями экспрессивной лексики и синтаксиса.
в) стилизация - имитация разговорной речи. Сказ - разновидность стилизации, имитация простонародной речи.
Повествователь не автор.
Автор - биографическое лицо; субъект творческого процесса.
2. Драма:
- только следы авторского присутствия
- форма - диалог или полилог
- драм.текст делят на 2
текста: основной (высказывания героев)
и побочный (собственно драматические
элементы, ремарка, напр. комментарий
автора)Ремарка исторически
- проникновение в
- расширение объема ремарки
-- привнесение в нее
3. Лирика:
- самое большое проявление автора
- выразительный род
- Хориан (сов.исследователь) выделил формы присутствия:
а) собственно автор
б) автор-повествователь
- Собственно автор:
- важен мир (предмет
изображения, всегда
- частое употребление личных местоимений
- наблюдение и размышление внеличного характера
- Автор-повествователь
- предмет - человека (другой) и его судьба
- в современном мире эти 2 формы объединяют в Лирический повествователь
Лирический герой:
- субъект речи, с помощью
которого выражаются
- автор говорит о себе
- монологическая форма
Ролевой герой:
- опосредованное выражение автора в тексте
- выражение через