Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
41 вопрос
Понятие о стиле. Функции, носители, категории стиля. Понятие о стилевой доминанте художественного произведения. Виды стилевых доминант.
Стиль - эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее оригинальностью и выражающее содержательность.
С одной стороны, стилю
противопоставляется
Стиль является свойством художественной формы. Целостность стиля прослеживается в системе стилевых доминант:
В области художественного мира:
1. сюжетность (описательность)
2. фантастика (жизнеподобие)
3. психологизм
В области художественной речи:
1. монологизм (разноречие)
2. номинативность (риторичность - приукрашивание)
3. стих (проза)
В области композиции:
1. простая - композиция, предполагающая доминантный сюжет, одна точка зрения. (сложная - свободный сюжет, несколько точек зрения).
В каждом произведении можно выделить от 1 до 3 стилевых доминант.
Носители стиля:
1. эмоционально-интонационные особенности речи.
2. эмоционально-интонационные
особенности ритмо-
3. голоса субъектов речи.
4. особенности пространственно-
Категории стиля:
1. изобразительность и выразительность
2. общее и единичное
3. условное и жизнеподобное
4. простота и сложность
5. строгость и свобода формы
42 вопрос
Творческий метод - система
принципов художественного
Основные принципы художественного постижения действительности:
- принцип претворения (характеризуются отношения первичной и вторичной художественной реальностью). Проявление этого принципа считается степень жизнеподобия и условности произведения, а также степень "саморазвития" художественной реальности или степень "диктата" автора над ней.
- принцип эстетичекой оценки (характеризуются отношения между эстетическим идеалом и действительностью). Проявляется в тяготении эстетического идеала к одному из полюсов, либо к умозрительной нормативности, либо к социально-исторической причинности.
- принцип художественного обобщения (характеризуются отношения между образом и воплощенной в нем сущностью). Проявляется в типизации (воплощение характерных для действительности черт), либо в генерализации (воплощение авторской идеи).
Данные категории находятся во взаимозависимости. Они носят универсальный характер, так как отдельное произведение, творчество автора и литературную эпоху можно характеризовать с точки зрения метода, жанра и стиля. Метод, жанр и стиль характеризуют наиболее общие принципы художественного творчества и связаны с реализацией главных свойств искусства.
Теоретическая модель творческого процесса:
1. познавательно-оценочная
сторона искусства
2. моделирующая сторона
закрепляется в принципах
3. знаково-коммуникативная
сторона закрепляется в
43 вопрос
К литературе необходим исторический подход. Исторический взгляд на поэтику стал возможен, после того, как сложилось понятие всемирной литературы (ввел Гэте). 20-е гг. 19 века - переход представлений о литературном процессе от нормативного к историческому взгляду на литературу - Гёте. Он почитал за образец греческую лит-ру, т.к. там изображен прекрасный человек.
конец 19 в. Отказ от ориентации на идеальную норму стал возможен, когда идея о едином и непрерывном эволюционном (линейном и прогрессирующем) движении истории была потеснена концепциями стадиального развития (Веселовский, Шпенглер, Тейлор, Данилевский).
1. 10-20 гг. 19 века циклическая
концепция истории (
Далее - Представление о культуре как об "открытом единстве". Ист. развитие понимается теперь как живая эволюция, как внутренняя, теологически обоснованная преемственность.
2 пол. 19 века - сравнительно-историческое
изучение литератур (
Далее у Чернец идет про литературную критику, теорию и историю литературы, т.к. каждый аспект важен для понимания многослойности и многонациональности мирового лит. процесса. (см. соответствующие вопросы)
Историческая поэтика
изучает генезис и развитие эстетического
объекта, общие принципы эстетического
видения и художественного
Первая стадия (синкретическая,
мифопоэтическая) - эпоха синкретизма
(вспомним фольк.). Длится от древнего каменного
века да 7-6 вв. до н.э. в Греции и первых
веков н.э. на Востоке. Синкретизм -"
своеобразие архаического искусства
(отсутствие авторства, четких границ
между участниками и авторами).
Синкретизм - не смешение, а отсутствие
различий. Это время медленной
выработки основных и первичных
принципов художественного
Вторая стадия (риторическая, традиционалистская) начинается в 6-5 вв до н.э в Греции и первых веках нэ на Востоке и длится до середины - 2 половины 18 века в Европе и рубежа 19-20 вв на Востоке, т.е. около 2, 5 тыс. лет.. Внешний признак стадии - появление поэтик и риторик, в кот. эстетическая мысль начинает отделяться от других форм идеологии и рефлексировать над литературой и над зарождающимися новыми принципами культуры.
?Поэтика" Аристотеля, античные риторики.
Данная стадия крайне разрозненная
и пёстрая. Ее объединяет новый порождающий
культурный и эстетический принцип,
кот. пришел на смену синкретизма. Этот
принцип в науке еще
Логические процедуры
мышления и само понятие были другими.
Понятие - не чистая абстракция, это
т.н. эйдос - ?идея" предметов неразрывна
с конкретно-чувственным
рефлективность - один из принципов различения
канон - граница
Как образ не окончат. отделен от понятия (тот самый эйдос), так и канон не окончат. отделен от рефлексии. Художник может рефлексировать над событием, но только как причастный ему субъект, а не как сторонний наблюдатель.
На всякий случай привожу
понятие РЕФЛЕКСИЯ - тип философского
мышления, направленный на осмысление
и обоснование собственных
Третья стадия (индивидуально-авторская)(
Литературный процесс. Стадиальность
лит развития. региональная и национальная
специфика литературы.
44 вопрос
Свое художественное предназначение литературные произведения выполняют по-разному, в большей или меньшей мере, а то и вовсе от него уклоняются. В этой связи оказываются насущными такие понятия, как, с одной стороны, высокая литература (строгая, подлинно художественная), с другой — массовая («тривиальная») литература («паралитература», «литературный низ»), а также беллетристика.
Словосочетания «высокая
(или строгая) литература», «литературный
верх» не обладают полнотой смысловой
определенности. Но это та часть
литературы, которая достойна уважительного
внимания и, главное, верна своему культурно-художественному
призванию. Некий «пик» этой литературы
(«высокой») составляет классика–та
часть художественной словесности,
которая интересна и
Слово «классический» (от лат. classicus — образцовый) используется искусствоведами и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются авторам Нового времени, а представители классицизма (тоже именуемые классиками) — романтикам; в обоих этих случаях за словом «классический» стоит представление о порядке, мере, гармонии.
В словочетании же художественная (или литературная) классика (о ней и пойдет речь) содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики — это, по известному выражению Д.С. Мережковского, вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Это, так сказать, верх верха литературы. Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи. Классическая литература (и в этом ее суть) активно включена в межэпохальные (трансисторичекие) диалогические отношения.
Классику порой характеризуют как канонизированную литературу. Однако канонизация классики, выражающаяся в содействии публикациям лучших произведений, в установлении большим писателям и поэтам памятников, во включении их творений в учебные программы, в их настойчивой популяризации, имеет безусловно позитивное значение для художественной культуры.
Слово «беллетристика» (от фр.
belles lettres — изящная словесность)
используется в разных значениях: в
широком смысле — художественная
литература (это словоупотребление
ныне устарело); в более узком
— повествовательная проза. Беллетристика
рассматривается также в