Шпаргалки по "Литературоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка

Описание работы

1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".

Файлы: 1 файл

литвед.экзамен.docx

— 157.10 Кб (Скачать файл)

41 вопрос

Понятие о стиле. Функции, носители, категории стиля. Понятие  о стилевой доминанте художественного  произведения. Виды стилевых доминант.

 

Стиль - эстетическое единство всех элементов художественной формы, обладающее оригинальностью и выражающее содержательность.

С одной стороны, стилю  противопоставляется бесстильность - эстетическая невыразительность художественной формы. С другой стороны, стилю можно  противопоставить эпигонскую стилизацию (отрицательное эстетическое значение, простое повторение уже найденых художественных эффектов).

Стиль является свойством  художественной формы. Целостность  стиля прослеживается в системе  стилевых доминант:

 

В области художественного  мира:

1. сюжетность (описательность)

2. фантастика (жизнеподобие)

3. психологизм

 

В области художественной речи:

1. монологизм (разноречие)

2. номинативность (риторичность - приукрашивание)

3. стих (проза)

 

В области композиции:

1. простая - композиция, предполагающая  доминантный сюжет, одна точка  зрения. (сложная - свободный сюжет,  несколько точек зрения).

 

В каждом произведении можно  выделить от 1 до 3 стилевых доминант.

 

Носители стиля:

1. эмоционально-интонационные  особенности речи.

2. эмоционально-интонационные  особенности ритмо-мелодической  организации.

3. голоса субъектов речи.

4. особенности пространственно-временной  организации (в тех случаях,  когда становится ощутимой выразительность  самой постройки).

 

Категории стиля:

1. изобразительность и  выразительность

2. общее и единичное

3. условное и жизнеподобное

4. простота и сложность

5. строгость и свобода  формы

 

42 вопрос

Творческий метод - система  принципов художественного постижения действительности.

Основные принципы художественного  постижения действительности:

- принцип претворения (характеризуются отношения первичной и вторичной художественной реальностью). Проявление этого принципа считается степень жизнеподобия и условности произведения, а также степень "саморазвития" художественной реальности или степень "диктата" автора над ней.

- принцип эстетичекой оценки (характеризуются отношения между эстетическим идеалом и действительностью). Проявляется в тяготении эстетического идеала к одному из полюсов, либо к умозрительной нормативности, либо к социально-исторической причинности.

- принцип художественного обобщения (характеризуются отношения между образом и воплощенной в нем сущностью). Проявляется в типизации (воплощение характерных для действительности черт), либо в генерализации (воплощение авторской идеи).

 

Данные категории находятся  во взаимозависимости. Они носят  универсальный характер, так как  отдельное произведение, творчество автора и литературную эпоху можно  характеризовать с точки зрения метода, жанра и стиля. Метод, жанр и стиль характеризуют наиболее общие принципы художественного  творчества и связаны с реализацией  главных свойств искусства.

 

Теоретическая модель творческого  процесса:

1. познавательно-оценочная  сторона искусства закрепляется  в принципах художественного  постижения действительности (метод).

2. моделирующая сторона  закрепляется в принципах построения  художественного произведения (жанр).

3. знаково-коммуникативная  сторона закрепляется в принципах  художественной выразительности  (стиль).

 

43 вопрос

К литературе необходим исторический подход. Исторический взгляд на поэтику  стал возможен, после того, как сложилось  понятие всемирной литературы (ввел Гэте). 20-е гг. 19 века - переход представлений  о литературном процессе от нормативного к историческому взгляду на литературу - Гёте. Он почитал за образец греческую  лит-ру, т.к. там изображен прекрасный человек.

конец 19 в. Отказ от ориентации на идеальную норму стал возможен, когда идея о едином и непрерывном  эволюционном (линейном и прогрессирующем) движении истории была потеснена  концепциями стадиального развития (Веселовский, Шпенглер, Тейлор, Данилевский).

1. 10-20 гг. 19 века циклическая  концепция истории (Данилевский,  Шпенглер) Отказ от упрощенного  представлении об однонаправленном  и линейном прогрессе в истории,  в т.ч. и истории лит-ры. ?Каждое  явление  совершает круговорот  двух противоположных фаз, кот.  и дают своим противоположением  общность последовательного хода…  Явление передвигается от предыдущего  к последующему, входит в противоположное  и в этом обратном направлении  переправляется к дальнейшему?. (крайняя  форма циклизма - представление о  замкнутых культурно-исторических  мирах).

Далее - Представление о  культуре как об "открытом единстве". Ист. развитие понимается теперь как  живая эволюция, как внутренняя, теологически обоснованная преемственность.

2 пол. 19 века - сравнительно-историческое  изучение литератур (компаративистика) и историческая поэтика. ?Основной  предпосылкой истории лит-ры является. единство процесса соц.-ист. развития  человечества, которым в свою  очередь обусловлено единство  развития литературы.  Сходство  между идеологиями, принадлежащими  к одинаковой стадии общественного  развития, независимо от наличия  или отсутствия соприкосновения  между ними. Точка опоры - изучение  близких по характеру или однотипных  лит. явлений у разных народов.  Далее - широкое научное обобщение  и понимание закономерностей  смены художественных эпох.

Далее у Чернец идет про  литературную критику, теорию и историю  литературы, т.к. каждый аспект важен  для понимания многослойности и  многонациональности мирового лит. процесса. (см. соответствующие вопросы)

 

Историческая поэтика  изучает генезис и развитие эстетического  объекта, общие принципы эстетического  видения и художественного мышления, субъектной архитектоники произведений (отношения автора, героя, читателя), архитепические формы образа и сюжета, родов и жанров. Ист. поэтика выявила 3 большие стадии развития мировой  лит-ры (самая обобщенная на сегод. день картина развития лит-ры):

 

Первая стадия (синкретическая, мифопоэтическая) - эпоха синкретизма (вспомним фольк.). Длится от древнего каменного  века да 7-6 вв. до н.э. в Греции и первых веков н.э. на Востоке. Синкретизм -" своеобразие архаического искусства (отсутствие авторства, четких границ между участниками и авторами). Синкретизм - не смешение, а отсутствие различий. Это время медленной  выработки основных и первичных  принципов художественного мышления, субъектных форм, образных языков, сюжетных архетипов, родов и жанров (т.е. это  готовые формы для последующего развития искусства).

 

Вторая стадия (риторическая, традиционалистская) начинается в 6-5 вв до н.э в Греции и первых веках  нэ на Востоке и длится до середины - 2 половины 18 века в Европе и рубежа 19-20 вв на Востоке, т.е. около 2, 5 тыс. лет.. Внешний признак стадии - появление поэтик и риторик, в кот. эстетическая мысль начинает отделяться от других форм идеологии и рефлексировать над литературой и над зарождающимися новыми принципами культуры.

?Поэтика" Аристотеля, античные риторики.

Данная стадия крайне разрозненная и пёстрая. Ее объединяет новый порождающий  культурный и эстетический принцип, кот. пришел на смену синкретизма. Этот принцип в науке еще недостаточно определен. Но это не традиционализм, кот. как и синкретизм опирается  на общие места, не канон, т.к. это  качество общее для обеих стадий развития лит-ры. Более специфично для  данной стадии - рефлексивность и риторичность (любовь к дедукции, преобладание общего над частным, установкой на готовые  формы). Но это только одна сторона.

Логические процедуры  мышления и само понятие были другими. Понятие - не чистая абстракция, это  т.н. эйдос - ?идея" предметов неразрывна с конкретно-чувственным образом, сращенность образно-поэтических  начал. Отсюда рационально-логическое начало. Поэтому порождающий принцип  этой стадии (как у первой - синкретизм) неплохо было бы назвать, считает  Чернец, эйдетической поэтикой. При  таком раскладе

рефлективность - один из принципов  различения

канон - граница

Как образ не окончат. отделен  от понятия (тот самый эйдос), так  и канон не окончат. отделен от рефлексии. Художник может рефлексировать над событием, но только как причастный ему субъект, а не как сторонний  наблюдатель.

На всякий случай привожу  понятие РЕФЛЕКСИЯ - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. То есть по-другому в широком  смысле можно сказать, что это  осознавание или абстрагирование.

 

Третья стадия (индивидуально-авторская)(середина - 2 пол. 18 века в Европе и на рубеже 19-20 на Востоке и длится по сегодняшний  день). Новый порождающий принцип, пришедший на смену эйдетическому. Образ и идея приобрели автономный статус. Художественный образ обретает свою собственную содержательность, не сводимую к отвлеченной идее. Художественное слово становится специфичным (в соотношении с другими видами речи - бытовой, мифологической). Оно  получает модальный статус, т.е. выражает совершенно особую реальность - художественную. Художественная реальность - это возможность, вероятность. Искусство из игры, правила  кот. были заданы до ее начала (канон) превращается в игру, правила кот. складываются по ходу дела. Поэтика художественной модальности как неканонический этап в развитии искусства. Процесс  деканонизации жанров.

 

Литературный процесс. Стадиальность  лит развития. региональная и национальная специфика литературы.Литературный процесс - во-первых, литературная жизнь  определенной страны и эпохи и, во-вторых, многовековое развитие литературы в  глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором значении слова  составляет предмет сравнительно-исторического  литературоведения. В литературоведении  укоренено и никем не оспаривается представление о наличии моментов общности (повторяемости) в развитии литератур разных стран и народов, об едином ее "поступательном" движении в большом историческом времени. Стадии литературного процесса привычно мыслятся как соответствующие тем  этапам истории человечества, которые  с наибольшей отчетливостью и  полнотой явили себя в странах  западноевропейских и особенно ярко - в романских. В этой связи выделяются литературы древние, средневековые  и -литературы Нового времени с их собственными этапами. Первая стадия - это "архаический период", где  безусловно влиятельна фольклорная  традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое  художественное сознание и еще отсутствует  рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая  продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием  традиционализма художественного  сознания и "поэтики стиля и  жанра". И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения  и романтизма, на авансцену выдвигается "индивидуально-творческое художественное сознание". Отныне доминирует "поэтика  автора", освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда  ранее, "предельно сближается с  непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его  мерке"; наступает эпоха индивидуально-авторских  стилей; литературный процесс теснейшим  образом сопрягается "одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью". Глубинные, сущностные различия между культурами стран Западай Востока, этих двух великих регионов, самоочевидны. Оригинальными  и самобытными чертами обладают латиноамериканские страны, ближневосточный  регион, дальневост культуры, а также  Зап и Вост ч Европы. Принадлеж  западноевроп региону национ литературы, в свою очередь, заметно друг от друга  отлич.

 

44 вопрос

Свое художественное предназначение литературные произведения выполняют  по-разному, в большей или меньшей  мере, а то и вовсе от него уклоняются. В этой связи оказываются насущными  такие понятия, как, с одной стороны, высокая литература (строгая, подлинно художественная), с другой — массовая («тривиальная») литература («паралитература», «литературный низ»), а также беллетристика.

 

Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный  верх» не обладают полнотой смысловой  определенности. Но это та часть  литературы, которая достойна уважительного  внимания и, главное, верна своему культурно-художественному  призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика–та  часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна  для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Слово «классический» (от лат. classicus — образцовый) используется искусствоведами  и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются  авторам Нового времени, а представители  классицизма (тоже именуемые классиками) — романтикам; в обоих этих случаях  за словом «классический» стоит представление  о порядке, мере, гармонии.

В словочетании же художественная (или литературная) классика (о ней  и пойдет речь) содержится представление  о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики —  это, по известному выражению Д.С. Мережковского, вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда. Это, так  сказать, верх верха литературы. Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей  эпохи. Классическая литература (и в  этом ее суть) активно включена в  межэпохальные (трансисторичекие) диалогические  отношения.

Классику порой характеризуют  как канонизированную литературу. Однако канонизация классики, выражающаяся в содействии публикациям лучших произведений, в установлении большим  писателям и поэтам памятников, во включении их творений в учебные  программы, в их настойчивой популяризации, имеет безусловно позитивное значение для художественной культуры.

Слово «беллетристика» (от фр. belles lettres — изящная словесность) используется в разных значениях: в  широком смысле — художественная литература (это словоупотребление  ныне устарело); в более узком  — повествовательная проза. Беллетристика  рассматривается также в качестве звена массовой литературы, а то и отождествляется с ней. Беллетристика  — это литература «второго» ряда, необразцовая, неклассическая, но в  то же время имеющая неоспоримые  достоинства и принципиально  отличающаяся от литературного «низа» («чтива»), т.е. срединное пространство литературы.

Информация о работе Шпаргалки по "Литературоведению"