Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
- диалогическая форма
- нет отражения биографических черт автора
Поэтический мир:
- автора вообще практически нет
Межличностный субъект = интерсубъективное "Я"
- разные точки зрения на мир
- выражаются посредством местоимений
Художественный мир:
- созданная художником
целостная и завершенная
24 вопрос
В эпическом роде литературы организующим начало произведения является повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, событиях в их жизни, составляющих сюжет. Это цепь словесных сообщений или, проще говоря, рассказ о происшедшем ранее.
Повествованию присуща временная
дистанция между ведением речи и
предметом словесных
Слово повествование в
применении к литературе используется
по-разному. В узком смысле- это
развернутое обозначение
В эпических произведениях повествование подключает к себе и как бы обволакивает высказывания действующих лиц их диалоги и монологи. Художественный текст оказывается сплавом повествовательной речи и высказываний персонажей.
Повествовательная ткань доминирует в эпических произведениях. Не всегда она преобладает количественно, но неизменно становится организующим текст началом.
Произведения эпического рода, опираясь на повествование, сполна используют арсенал художественных средств, доступных литературе, непринужденно и свободно осваивают реальность во времени и пространстве. При этом они не знают ограничений в объеме текста. Эпос как род литературе включает в себя как короткие рассказы(новеллистика, например), так и произведения, рассчитанные на длительно слушание или чтение(эпопеи и романы).
Эпическое произведение может
"вобрать" в себя такое количество
характеров, обстоятельств, событий, судеб,
деталей, которое недоступно ни другим
родам литературы, ни какому-нибудь
другому виду искусства. При этом
повествовательная форма
Эти возможности эпического рода литературы используются далеко не во всех произведениях. Но со словом эпос прочно связано представление о художественном воспроизведении жизни в ее целостности , о раскрытии сущности эпохи, о масштабности и монументальности творческого акта.
Повествователь — это особый художественный образ, точно так же приду¬манный писателем, как и все остальные образы. Как всякий образ, он представляет собой некоторую художественную условность, принадлежность вторичной, художественной реальности. Именно поэтому и недопустимо отождествление повествователя с автором даже в тех случаях, когда они очень близки: автор — реальный живой человек, а повествователь — созданный им образ. Образ повествователя — особый образ в структуре произведения. Основное, а зачастую и единственное средство создания этого образа — присущая ему речевая манера, за которой просматривается определенный характер, способ мышления, мировоззрение и т.п.
Особой формой повествования
является так называемая несобственно-прямая
речь. Это повествование от лица
нейтрального, как правило, повествователя,
но выдержанное полностью или
отчасти в речевой манере героя,
не являясь в то же время его
прямой речью. Писатели новейшего времени
особенно часто прибегают к этой
форме повествования, желая воссоздать
внутренний мир героя, его внутреннюю
речь, через которую просматривается
определенная манера мышления. Разделяют
персонифицированных и
Если повествователь персонифицирован,
то он может быть либо главным героем
произведения, либо второстепенным. Зачастую
под речевой характеристикой
персонажа подразумевают
Авторское присутствие в драме.
Подобно автору эпического
произведения, драматург подчинен
"закону развивающегося действия".
Но развернутое повествовательно-
В них тоже можно заметить авторское присутствие. Случается, что авторы склонны выражать свое мнение через монологи и реплики героев, а иначе сделать это в пьесе невозможно.
Присутствие автора можно заметить обратив внимание на имена героев. Для драмы характерны т.н. говорящие фамилии, а они заведомо содержат авторскую характеристику героев.
Формой авторского присутствия
в некотором роде можно считать
хронотоп. Он не только попытка писателя
передать ощущение своего времени, своей
эпохи, работа над созданием особой
драматургической и мизансценической
системы пространственно-
Проблема «автор в драме»
в отечественном
25 вопрос
Специфика лирики как рода
литературы заключается в том, что
здесь «на первом плане единичные
состояния человеческого
Состояние сознания, или переживание, представленное в лирическом стихотворении, как давно отмечено, не есть воспроизведение эмпирики душевной жизни. Для обозначения субъекта, с точки зрения которого показаны все образы в стихотворении используется понятие лирический субъект. Были выработаны различные классификации, но наиболее широко вошла в литературоведение теория Б.О. Кормана, выделившего три основные «субъектные формы выражения авторского сознания» (прежде всего на материале стихотворений Н.А. Некрасова):
Собственно автор и
автор-повествователь. «В стихотворениях,
где носителем речи является собственно
автор, для читателя на первом плане
какое-то событие, обстоятельство, ситуация,
явление, пейзаж», в качестве примеров
исследователь приводит стихотворения
Некрасова «Перед дождем», «В столицах
шум, гремят витии…», «Смолкли честные,
доблестно павшие…». Собственно автора
близок к повествователю в эпосе,
это проявляется в тех
Степень скрытости автора в тексте:
-3 лицо
-1 лицо (мн.ч.). "Мы" - обобщенный носитель сознания. В таких текстах форма - наблюдение или размышление.
С «собственно автором» Корман сближает «автора-повествователя», который «рассказывает о каком-то другом человеке и его жизненной судьбе. <…> читатель прежде всего видит того, кто изображен, о ком рассказывается, и порой вовсе не замечает того, кто повествует». Таковы стихотворения «Свадьба», «Школьник». «…Повествователь существует для читателя как некто, воспринимающий героя; он видит героя, обращается к нему, размышляет о нем, но не является каким-либо лицом». Автор-повествователь проявляется в тех текстах, где говорится о судьбе человека.В современной классификации эти 2 формы объединяют и говорят о лирическом повествователе.
Лирический герой -субъект
речи, через которого выражаются биографические
и эмоционально-
Ролевой герой. Он носитель чужого сознания. Авторская точка зрения также выражена в стихотворении, но косвенно: фактически «“ролевые” стихотворения двусубъектны. Одно, более высокое сознание, обнаруживается прежде всего в заглавиях; в них определяется герой стихотворения (“Косарь”, “Пахарь”, “Удалец” Кольцова, “Катерина”, “Калистрат” Некрасова) и иногда – прямо или в иронической форме – выражается отношение к нему (“Хищники на Чегеме” А.С. Грибоедова, “Нравственный человек” Н.А. Некрасова). Сферой другого сознания является основная часть стихотворения, принадлежащая собственно герою».
опосредованное выражение автора в тексте черех социокультурный тип прошлого или настоящего. Ролевой герой - диалогическая форма.
Лирическое "я" имеет
грамматически выраженное лицо, но
не является предметом изображения.
На передний план выходят событие, обстоятельство,
ситуация, явление. В то же время "Я"
может становиться субъектом-в-
26 вопрос
Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированным и локализованным в его тексте. Авторы порой размышляют о своих читателях, а также ведут с ними беседы, воспроизводя их мысли и слова. В связи с этим правомерно говорить об образе читателя как одной из граней художественной «предметности».(Евгений Онегин, Гоголь).
«концепция адресата». Читателем-адресатом
может быть и конкретное лицо (пушкинские
дружеские послания), и современная
автору публика (многочисленные суждения
А.Н. Островского о демократическом
зрителе), и некий далекий «
Автору (в свете этой теории)
присуща прежде всего энергия
воздействия на читателя, именно ей
придается решающее значение3. Другая
же сторона художнической