Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
- двусложная (анапест)
Ритмические определители:
1. Метрические отклонения
2. Длина строки (4 стопы - норма)
3. Цезура - пауза
4.Равно- и неравномерность
(урегулированная и
5. Соотношение клаузул
ж-м-ж-м
д-м-д-м
Правило Альтернанса - чередование разнородных клаузул
6. Анжамбеман - вид антисинтаксического переноса
Существует 3 типа рифмовки:
" смежная (парная) аабб
" перекрестная абаб
" кольцевая (опоясывающая) абба
Виды рифм рассматривают попарно на разных основаниях.
По месту расположения:
" конечная
" внутренняя
По количеству совпадающих звуков:
" бедные
" богатые (более трех звуков, которые совпадают)
По качеству совпадающих звуков:
" точная (совпадают все буквы и звуки с одним отклонением)
" неточная (несовпадают и гласные, и согласные)
+ приблизительная
По частотности использования:
" банальные
" экзотические (может создаваться: русское слово+английское, изменение ударения)
По характеру функционирования языковых единиц:
" омонимические
" тавтологические
Омонимические и тафтологические
Строфика.
Строфа - это группа строк, объединенных рифмой.
Типы:
" моностих
" двустишье (различаются по стихотворным размерам: элегический дистих (5-,6-стопный дактиль),6-стопный ямб (Александрийский стих))
" трехстишье (терцина) - перекрещиваяся рифма
" четверостишье (катрен)
" шестистишье ааб 2 и 5 строки укорочены
" ввб
" восьмистишье - самая нейтральная строфа. Принцип нанизывания: сицилианская октава (абабабаб), тосканская октава (абабабвв; абабвввб)
" девятистишье (нона). Спенсерова строфа.
" десятистишье (одическая строфа)
" онегинская строфа (14 строк: 1-перекрестная, 2-парная, 3-охватная, 4-парная)
37 вопрос
Стихосложение (версификация) – совокупность основных принципов и правил, в соответствии с которыми производится построение стихотворной речи.
Стихотворная речь – разновидность
мерной речи, характеризующаяся
Ритм – равномерное повторение каких-либо однородных явлений. Принципы ритмической организации стихотворных произведений многообразны и у отдельных наций весьма специфичны. Особенности фонетической системы того или иного национального языка определяют и своеобразие ритмического строя данного народа. Однако сама ритмическая основа стихотворной речи, сложившаяся еще за много веков до нашей эры, остается единой и неизменной для всех народов.
Такой основой является членение речи на ритмически соизмеримые отрезки – стихи, то есть отдельные стихотворные строки.
Материалом для ритмического строения стиха являются слоги. Организация же этого материала неодинакова в произведениях различного времени и у различных народов. Она определяется особенностями каждого национального языка, его исторического развития.
Силлабическая система стихосложения
От греч. Syllabe – слог.
Система построения стиха, в
основе которой лежит равносложие,
т.е. – одинаковое количество слогов
в каждой стихотворной строке. Как
правило, это число было равно
одиннадцати и тринадцати. В середине
строки присутствовала цезура - внутристиховая
пауза. Эмоциональное движение в
стихе почти не наблюдалось, ибо
в основной своей массе произведения
были религиозно-моральной
Но существовали и свои
исключения: поэт-силлабик молдавского
происхождения Антиох Кантемир писал
сатирические стихи, частенько направляя
свои стрелы против фигур церкви и
высшего света. Он ратовал за оживление
силлабического стиха, использовал
различные ритмические приемы, пытался
создать новую систему
Принцип равносложия был
присущ поэзии тех народов, в языках
которых ударение закреплено за определенными
слогами в слове ( во французском
– за последним, в польском –
за предпоследнем, в чешском –
за первым и т.д.). Но для языков, в
которых, как в русском языке,
ударения падали на различные по месту
их нахождения слоги (так называемое
беглое ударение), силлабическая система
оказалась малопригодной: подлинной
ритмической соизмеримости
Существующие системы
стихосложения распадаются на две
большие группы: количественное (квантитативное)
и качественное (квалитативное) Эти
две группы различаются по тому принципу
соизмеримости, по которому соотносятся
их единицы. Количественное стихосложение
в основу соизмеримости кладет количество
времени, нужное для произнесения первичной
ритмической единицы – слога.
В этом отношении оно напоминает
музыкальный строй. Его можно
назвать музыкаьно-речевым
Следует заметить, что у
нас весьма распространен термин
«музыкальность стиха» и в применении
к качественному стихосложению,
но в этом случае он не несет в
себе точного содержания (т.е. указания
на длительность слога), а является
своеобразной метафорой, обозначающей
благозвучие и выразительность
данного стихотворения. К качественному
стихосложению относятся три
основных вида: стихотворение силлабическое,
силлабо-тоническое и тоническое. Качественное
стихосложение иногда называют также
стихосложением акцентным и тоническим.В
более узком смысле сист стихослож
делятся на 3 группы - тоническая(основана
на одинаковом кол-ве ударных в каждой
стихотворной строке. При этом кол-во
безударных слогов может быть произвольным.В
систему входят несколько поэтических
размеров - дольник, тактовик, акцентный
стих),силлабическая(длина
Разницу между длинными строками
уловить нельзя, появляется цезура
– обязат. словораздел, члнящий стих
на короткие, легко ощутимые полустишия)
и силлабо-тоническая(силлабо-
Основные метры силлабо-
Метр - чередование ударных и безударных слогов. Выделяют 5 метров: двусложный (хорей [- ] и ямб [ - ]) и трехсложный (дактиль[- ], амфибрахий[ - ], анапест[ -]), в зависимости от количества слогов в стопе. Стопа - чередование одного ударного и двух безуударных. Размер - количество стоп данного метра в строке.
Существуют отклонения от метров силлабо-тоники:
" двусложные (пиррихий[ ], спондей[ - - ])
" трехсложные (кретик[ - - ], тримакр[ - - - ], трибрахий[ ], бакхий[ - - ], антибакхий[ - - ]).
38 вопрос
Изначально русская, равноударность, 3 ударения, 5 ударений
ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
(греч. tonos - ударение) - система
стихосложения, основанная на упорядоченности
появления ударных слогов в стихе.
Употребительна в языках с сильным
динамическим ударением и ослаблением
безударных гласных - русском, немецком,
английском и др. Внутри тонического
стихосложения различаются «
Тоническая система
В силаботонике должно быть преобладание одного метра. Если такового нет, то такой размер либо силлабический, либо тонический.
Однако между тоникой и силлаботоникой находятся 2 размера, являющиеся промежуточными формами между ними:
-дольник - стихотворная форма, для которой характерно колебание безударных слогов от одного до двух между ударными.
-тактовик - стихотворная форма, для которой характерно колебание безударных слогов от одного до трех (бывает от 0 до 2) между ударными.
39 вопрос
Из польши, 13сложный
Силлабическое стихосложение (греч. syllabe - слог) - система стихосложения, основанная на упорядоченности числа слогов в стихе. Употребительно преимущественно в языках с постоянным ударением — тюркских, романских (французский, испанский, итальянский), славянских (сербскохорватский, польский, чешский) и др. В русской поэзии употреблялось с середины 17 в до 30-х годов 18 века, пришло в Россию из Польши; основные размеры 8-, 11- и 13-сложный. Само понятие «силлабическое стихосложение» ввёл самый крупный русский стихотворец второй половины 17 века приближённый к царскому двору учёный-монах Симеон Полоцкий. В связи с тем, что основным правилом при написании «виршей» (от лат.versus – стихи) было соблюдение равного количества слогов (невзирая на ударения в словах), применялись т.н. разноударные рифмы со смещением ударения, как например: лЕтит – свЕтит, тЕбе – нЕбе… Если же смещения не происходило, стихи становились похожи на прозу, были тяжеловесны и неуклюжи. Всё это привело к тому, что впоследствии слова «вирши» и «виршеписец» приобрели уничижительный характер и стали синонимами бездарности. Силлабическое стихосложение на Руси было отменено реформой Тредиаковского – Ломоносова.
40 вопрос
Понятие о ритмической системе как совокупности всех повторов в стихе. Роль повтора в стихе. Виды повторов: звуковые, лексические, синтаксические:
Ритмика - область стиховедения,
изучающая ритмические
Совокупность всех повторов в стихе образует ритмическую систему.
Повтор - повторение слов или словосочетаний (лексический), которые фиксируют внимание читателя и этим усиливают их роль в тексте
Повторяться могут мотивы, образы, детали, сюжетные ситуации. Бывают П. ритмические, мелодические, звуковые. П. могут широко употребляться в прозе и поэзии. Особенно велика роль П. в поэзии.
Стихи строятся на четком чередовании
соизмеримых ритмических
Звуковые П.: ассонанс ( п. гласных "утро туманное, утро седое" - Тургенев); аллитерация (согласных "…весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет…" - Тютчев)
Словесный П.: рефрен (припев) "Левой, левой, левой! - Маяк: "Левый марш".
П. образных построений (моделей) - параллелизм - одинаковое построение предложений, синтаксический повтор.
П. может быть упорядоченный (регулярный) - в заранее ожидаемом месте и нерегулярный.
Повторяющиеся элементы м.б. константными (рядом стоящими) и дистантными.
Особый вид константного П.- удвоение понятия (тавтология.)
Повторяющиеся элементы в стихе могут занимать разную позицию в строфе, абзаце, произведении:. Анафора - единоначатие ("Когда умирают кони - дышат, Когда умирают травы - сохнут, Когда умирают солнца - они гаснут, Когда умирают люди - поют песни"), эпифора "Покуда сердца стучатся - помните. Какой ценой завоевано счастье , заклинаю помните" -Р.Рождественский).
Слова, стоящие в конце одного стиха и составляющие начало последующего образуют стык, или подхват ("О, весна без конца и без краю, без конца и без краю мечта!"- Блок
Особый вид П. - кольцо: стих-е начинается и заканчивается теми же словами "Шаганэ ты моя, Шаганэ" - Есенин.
П. м. б. точным (П -копия) и неточным (П - эхо) "Ночь , улица, фонарь, аптека… - Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь" - Блок.
П., при котором элементы следуют в обратном порядке, называется зеркальным.
П. не просто дублирование, это то ответ, то усиление, то утвержднеие, то отрицание, то сомнение. "Соседка капли - капле не близнец" - Б Ахмдуллина.