Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Строгость требований классического стиля уже меньше соблюдалась в комедиях (Мольер, Лопе де Вега, Бомарше), постепенно перешедшей от условности к изображению обычной жизни (жанру). Свободное от классических условностей творчество Шекспира открыло драме новые пути. Конец XVIII и первая половина XIX века ознаменованы появлением романтической и национальной драм: Лессинг, Шиллер, Гёте, Гюго, Клейст, Граббе.
Во вторую половину XIX века в европейской драме берёт верх реализм (Дюма-сын, Ожье, Сарду, Пальерон, Ибсен, Зудерман, Шницлер, Гауптман, Бейерлейн).
В последней четверти XIX века под влиянием Ибсена и Метерлинка европейской сценой начинает овладевать символизм (Гауптман, Пшебышевский, Бар, Д’Аннунцио, Гофмансталь).
Драма в России занесена
с Запада в конце XVII века. Самостоятельная
драматическая литература появляется
лишь в конце XVIII века. До первой четверти
XIX века в драме преобладает
Жанрово-видовое членение драмы:
Классифицируются по характеру конфликта и пафосу. Есть жанры, тяготеющие к традиции.
Для комедии характерен внешний конфликт, разрешимый, преходящий. Чаще всего, в комедии присутствует социо-культурная проблематика. Пафосы в комедии - юмор и сатира.
В трагедии пафосы трагизма и героики. Внешний конфликт усугубляется внутренним психологическим конфликтом.
Виды драмы (драматические жанры)
- трагедия- жанр художественного
произведения, основанный на развитии
событий, носящем, как правило,
- драма (жанр)- литературный
(драматический) и
- мелодрама- 17-18 вв. - в Италии
и до сих пор мелодрама -
синоним оперы. Патетическое и
гиперболизированное
иеродрама
- мистерия- один из жанров
европейского средневекового
Сюжет мистерии обычно брался из Библии или Евангелия и перемежался различными бытовыми комическими сценками. С середины XV века мистерии стали наращивать объём.
- комедия- жанр художественного
произведения, характеризующийся
Различают комедию положений и комедию характеров.
1.Комедия положений (комедия
ситуаций, ситуационная комедия)
— комедия, в которой
2.Комедия характеров (комедия
нравов) — комедия, в которой
источником смешного является
внутренняя суть характеров (нравов),
смешная и уродливая
- водевиль- комедийная пьеса
с песенками-куплетами и
- фарс- малый комический
жанр средневекового западно-
- Миракль - 13-14 вв. - назидательная
драма, драматизация
- Моралите - поучительно-аллегорическая
драма с адиномическим сюжетом,
В отличае от других родов
литературы в драме отсутствует
авторское повествование, а присутствуют
лишь его "следы". Действие развивается
исключительно в речах и
32 вопрос
Жанры - группы литературных произведений, объединенных совокупностью формальных и содержательных свойств.
Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации. Прежде всего потому, что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку, танка, газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова, например, вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова, к примеру, литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе, жанры являются либо универсальными, либо исторически локальными.
Но литературные жанры можно классифицировать по:
1. форме (новелла, ода, опус, очерк, повесть, роман, эпос)
2. содержанию (комедия,трагедия, драма)
3. родам (эпические, лирические:оды, послания, стансы, элегия, лиро-эпические: баллада, поэма, драматические:драма, комедия, трагедия)
Литературные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы.
Все жанры делятся на универсальные и локальные.
Универсальные - жанры, которые, появившись в литератруре, продолжают функционировать и по сей день.
Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.
Жанрообразующие признаки:
-пространственно-временная организация
-субъектная организация
-речевая организация, ассоциативный фон.
Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана:
-план формы
-план восприятия.
-план содержания («мир
мысли», воплощаемый в языке, т.
е. организованная
Кроме того, жанр - категория творчества. в литературоведении есть понятие "память жанра". В каждом жанре собирается все содержание, которое в него вкладывали разные писатели (содержательные и формальные моменты).
33 вопрос
Уровень "внешней формы":
Применительно к литературе
внешняя форма — система
Во-первых, речевая форма произведения может быть прозаической или стихотворной — это понятно и .не требует комментариев. Во-вторых, ее может отличать монологизм или разноречие. Монологизм предполагает единую речевую манеру для всех героев произведения, совпадающую, как правило, с речевой манерой повествователя. Разноречие представляет собой освоение разнока-чественности речевых манер, в нем речевой мир становится объектом художественного изображения. Монологизм как стилевой принцип связан с авторитарной точкой зрения на мир, разноречие — с вниманием к разнообразным вариантам осмысления действительности, так как в разнокачественности речевых манер отражается разнокачественность мышления о мире.
В разноречии целесообразно
выделять две разновидности: одна связана
с воспроизведением речевых манер
разных персонажей как взаимно изолированных
и случай, когда речевые манеры
разных героев и повествователя определенным
образом взаимодействуют, «проникают»
друг в друга. Последний тип разноречия
в работах М.М. Бахтина получил
название полифонии. В-третьих, наконец,
речевая форма произведения может
характеризоваться
Словесная ткань литературных произведений, как видно, глубинно сопряжена с устной речью и ею активно стимулируется. Художественная речь нередко претворяет также письменные формы внехудожественной речи (многочисленные романы и повести эпистолярного характера, проза в форме дневников и мемуаров).
Специфика художественной речи:
Художественная речь (речь
поэтическая) - реализация эстетической
функции языка. Специфика художественной
речи - в максимальной организованности
и выразительно-смысловой
34 вопрос
ТРОПЫ (ргеч. tropos – «оборот»)
– слова, употребленные автором
в иносказательном, переносном смысле;
их новое значение определяется контекстом
произведения. По характеру ассоциаций,
вводимых тропами, становится очевидно
авторское отношение к
Выделяют несколько основных видов тропов:
СРАВНЕНИЕ – соотнесение
двух предметов, при котором один
из них служит для характеристики
другого. Тот предмет, который описывается
через сопоставление, является главным,
а другой – вспомогательным, сходные
признаки создают основание сравнения.
МЕТАФОРА – прямой перенос признака одного предмета на другой по сходству. Основные виды метафорических переносов (на примере языковых метафор):
1) С материальных явлений на душевные процессы человека и его качества («острый ум»; «светлая печаль»; «железная воля»).
2) С частей человеческого, животного или растительного организма на явления природы или материальной культуры («подошва горы»; «корешок книги»; «горлышко кувшина»).