Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка
1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".
Сходные суждения есть и в Поэтике Аристотеля.
В эпоху Возрождения эта система была конкретизирована А.С.Минтурно. Он в своем трактате выделил в составе словесного искусства эпос, мелику (т.е. лирику) и сценическую поэзию (драму).
В 19 веке укрепилось несколько
иное понимание родов литературы,
не как словесно-художественных форм,
а как неких умопостигаемых сущностей(Шеллинг).
Так лирику соотносили с бесконечностью
и духом свободы, эпос с чистой
необходимостью, в драме усмотрели
борьбу духа свободы и необходимости.
Рассматривали систему родов
и с помощью категорий субъект-
Однако традиция Платона
и Аристотеля считать роды литературы
типами речевой организации
На природу эпоса, лирики и драмы проливает свет теория речи К.Бюлера. Он считал, что в лирике доминирующим началом является речевая экспрессия (выражение эмоций). Драма акцентирует апеллятивную (обращение) сторону речи, в эпосе доминирует сообщение о предмете речи, хотя он успешно сочетает в себе и два начала: апеллятивное и эксперссивное.
С этими свойствами речевой ткани органически связаны иные свойства родов литературы:
• Способы пространственно-временной организации
• Формы присутствия автора
• Характер обращенности к читателю
• Явленность человека в произведении.
Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на прозу и поэзию. Каждый из родов включает в себя как поэтические, так и прозаические произведения.
Эпическое, драматическое
и лирическое обозначают не только
родовые особенности
Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-либо противоречий, взволнованностью и тревогой. (Л.Н.Толстой, Анна Каренина, Тоска по Родине, М.Цветаева ).
Лиризм - возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора. (Дворянское гнездо, И.Тургенев, Вишневый сад ,А.П.Чехов)
Драматизм, эпичность, лиризм могут присутствовать во всех литературных родах. Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно-жесткой привязнности к эпичности, лиризму или драматизму.
Э. Штайгер считал, что лиризм, драматизм, эпичность - это явления стиля, типы тональности. Он утверждал, что каждое литературное произведение , независимо от того, какую внешнюю форму оно имеет - лирику, эпос, драму - соединяет в себе эти три начала.
Литературный род - эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). Разделение литературы на роды - предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.
Различия по содержательной доминанте:
-эпос - событие
-драма - действие
-лирика - чувства или мысль. Лирика бывает чистая (чувства) и философская (мысль).
Различия по форме словесного выражения:
-эпос - повесть
-драма - монолог, диалог, полилог
-лирика - чаще монолог.
Различия по времени:
-эпос - прошедшее
-драма - настоящее
-лирика - считается, что будущее (могло бы быть).
29 вопрос
Эпос как род литературы. Жанрово-видовое деление эпоса:
Эпос (от греч. epos - повествование) - один из трех родов художественной литературы, повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору. Эпическая поэзия - преимущественно объективная, внешняя как в отношении к самой себе, так и к поэту, и к читателю. Поэт - только повествователь того, что случилось само собой. (По Белинскому).
Жанрово-видовое деление эпоса:
Группируются по объему:
-крупные (эпопея, роман, роман-эпопея):
-Эпопея - самый древний жанр. Временная доминанта - абсолютное прошлое.
Мир эпопеи - мир начал, мир отцов и родоначальников, мир первых и лучших. Источник эпопеи - национальное придание. Это придание бездичное и непререкаемое, оно авторитетное.
Авторская установка - благоговейная установка потомка.
Творческая ценность (сила) эпопеи - память (священное придание о прошлом).
Характер героя статичен
-Роман - основная ценность
- познание, личный опыт. Роман не
возможен без интереса
-средние (повесть, сказка):
Изображение истоии одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.
-малые (рассказ, сказка,
новелла, анекдот, миниатюра,
Изображение одного-двух эпизодов из жизни людей. Центростремительный сюжет (все вокруг одного события). Разветвленной системы персонажей в рассказе быть не может. Концовка в рассказе не акцентирована. Она либо выполняет функцию развязки, либо является эмоциональным аккордом.
-новелла - внесюжетные
элементы сведены к минимуму.
Действующих лиц в новелле
ровно столько, сколько
В рассказе-анекдоте внесюжетныые элементы отсутствуют. отсутствуют психологические мотивировки. Огромное внимание уделяется комическому эффекту, может присутствовать коллизия.
30 вопрос
В лирике на первом плане
единичные состояния
Лирика - выразительеый род драмы, но чаще всего лирические жанры классифицируются как эпос (по объему).
В лирике на первом плане
единичные состояния
Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему. Оно не столько означается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике система художественных средств всецело подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.
Лирически запечатленное
переживание ощутимо отличается
от непосредственно жизненных
Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно привлекают душевные состояния, знаменующие состояния, знаменующие сосредоточенность человека на внешней реальности.
Жанрово-видовое членение лирики:
Малые:
-эпиграмма - краткое лирическое
произведение с комическим
-эпитафия - берет све начало
от поминального ритуала.
Эпиграмма и эпитафия могут быть записаны как моностих ("Здесь лежит Суворов").
Некоторые средние и крупные жанры заимствованы современной европейской литературой из греческой и римской античности.
Из греческой:
-Элегия - содержательно близка к эпитафии. Жалобная песня под флейту. По внешней форме - дистих (2 строки).
В элегии человек смертен,
а бытие вечно. Пространство элегии
- космос, весь мир. Ценностная установка
(императив) - "Цени миг, дарованный тебе
свыше" (миг=жизнь). В содержательном
плане: первоначально элегия могла
писаться на любую тему, но позже
только на любовную. Еще позже элегия
- стихотворения, объединенные комплексом
мотивов (уныние, разочарование, скорбь...).
Пафос драматический или
-Ода - близка к гимну.
Торжественная хвалебная песня.
-Идиллия. Этот жанр
никогда не доминировал в
-Мадригал - любовно-комплиментарное произведение.
К этим жанрам примыкают лироэпические жанры (поэма, баллада, басня).
-Поэма - повествовательное стихотворение.
Для баллады характерен переходный статус. Императив баллады: не человек правит своей жизнью, а судьба.
Басня - комический жанр. всегда оформлялась как вольный (разностопный) стих. Басня - аллегорический жанр (ни один образ не должен быть прочитан буквально). В басне обязательна мораль.
Кроме того существует рассказ в стихах ("В дороге" Некрасова)
жанры лирики: пейзажная, интимная, философская.
31 вопрос
Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков. Зачатки драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и драмы в связи с музыкой и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.
Греческая драма, разрабатывающая
серьёзные религиозно-
Французские драматурги, подражая
греческим, строго держались определенных
положений, которые считались неизменными
для эстетического достоинства
драмы, таковыми являются: единство времени
и места; продолжительность