Шпаргалки по "Литературоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:48, шпаргалка

Описание работы

1.Литературоведение как наука. Структура литературоведения. «Базисные» и «надстроечные» литературоведческие дисциплины. Место литературоведения в системе гуманитарных наук.
Литвед - наука, изучающая специфику, генезис и развитие словестно-худжественного творчества, исследующая идейно эстетическую ценность и структуру литературных произведений, а так же социально-исторические закономерности литературных процессов прошлого и настоящего.
Предмет литературоведения в целом - совокупность литературных явлений, многообразие которых может быть упорядочено с помощью понятия "система".

Файлы: 1 файл

литвед.экзамен.docx

— 157.10 Кб (Скачать файл)

Сходные суждения есть и  в Поэтике Аристотеля.

В эпоху Возрождения эта  система была конкретизирована А.С.Минтурно. Он в своем трактате выделил в  составе словесного искусства эпос, мелику (т.е. лирику) и сценическую  поэзию (драму).

В 19 веке укрепилось несколько  иное понимание родов литературы, не как словесно-художественных форм, а как неких умопостигаемых сущностей(Шеллинг). Так лирику соотносили с бесконечностью и духом свободы, эпос с чистой необходимостью, в драме усмотрели  борьбу духа свободы и необходимости.  Рассматривали систему родов  и с помощью категорий субъект-объект(Гегель): эпическая поэзия - объективна, лирическая субъективна, драма - синтез объективного и субъективного. Благодаря В.Г.Белинскому такая концепция укоренилась  в отечественном литературоведении, после написания статьи "Разделение поэзии на роды и виды".

Однако традиция Платона  и Аристотеля считать роды литературы типами речевой организации произведений продолжает жить и остается весьма авторитетной.

На природу эпоса, лирики и драмы проливает свет теория речи К.Бюлера. Он считал, что в лирике доминирующим началом является речевая  экспрессия (выражение эмоций). Драма  акцентирует апеллятивную (обращение) сторону речи, в эпосе доминирует сообщение о предмете речи, хотя он успешно сочетает в себе и два  начала: апеллятивное и эксперссивное.

С этими свойствами речевой  ткани органически связаны иные свойства родов литературы:

• Способы пространственно-временной организации

• Формы присутствия автора

• Характер обращенности к читателю

• Явленность человека в произведении.

 

Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на прозу и поэзию. Каждый из родов  включает в себя как поэтические, так и прозаические произведения.

Эпическое, драматическое  и лирическое обозначают не только родовые особенности произведений, но и другие свойства. Эпичностью называют величественно-спокойное созерцание жизни, широту взгляда на мир и  приятие его как целостности, выделяют даже эпическое миросозерцание, которое характерно для Войны  и мира Л.Н. Толстого, Бориса Годунова А.С.Пушкина.

Драматизмом принято называть умонастроение, связанное с напряженным  переживанием каких-либо противоречий, взволнованностью и тревогой. (Л.Н.Толстой,  Анна Каренина, Тоска по Родине, М.Цветаева ).

Лиризм - возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора. (Дворянское гнездо, И.Тургенев, Вишневый сад ,А.П.Чехов)

Драматизм, эпичность, лиризм могут присутствовать во всех литературных родах. Эпос, лирика и драма, таким  образом, свободны от однозначно-жесткой  привязнности к эпичности, лиризму  или драматизму.

Э. Штайгер  считал, что  лиризм, драматизм, эпичность - это явления  стиля, типы тональности. Он утверждал, что каждое литературное произведение , независимо от того, какую внешнюю  форму оно имеет - лирику, эпос, драму - соединяет в себе эти три начала.

 

Литературный род - эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное - субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений  межродовых границ и обилие промежуточных  форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно-эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). Разделение литературы на роды - предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.

 

Различия по содержательной доминанте:

-эпос - событие

-драма - действие

-лирика - чувства или мысль.  Лирика бывает чистая (чувства)  и философская (мысль).

 

Различия по форме словесного выражения:

-эпос - повесть

-драма - монолог, диалог, полилог

-лирика - чаще монолог.

 

Различия по времени:

-эпос - прошедшее

-драма - настоящее

-лирика - считается, что  будущее (могло бы быть).

 

29 вопрос

Эпос как род литературы. Жанрово-видовое деление эпоса:

Эпос (от греч. epos - повествование) - один из трех родов художественной литературы, повествование, характеризующееся  изображением событий, внешних по отношению  к автору. Эпическая поэзия - преимущественно  объективная, внешняя как в отношении  к самой себе, так и к поэту, и к читателю. Поэт - только повествователь того, что случилось  само собой. (По Белинскому).

 

Жанрово-видовое деление  эпоса:

Группируются по объему:

-крупные (эпопея, роман,  роман-эпопея):

-Эпопея - самый древний  жанр. Временная доминанта - абсолютное  прошлое.

Мир эпопеи - мир начал, мир  отцов и родоначальников, мир  первых и лучших. Источник эпопеи - национальное придание. Это придание бездичное  и непререкаемое, оно авторитетное.

Авторская установка - благоговейная  установка потомка.

Творческая ценность (сила) эпопеи - память (священное придание о прошлом).

Характер героя статичен

-Роман - основная ценность - познание, личный опыт. Роман не  возможен без интереса продолжений  и интереса начал. Изображение  истории одной или многих человеческих  жизней на протяжении длительного  времени. Время в романе всегда  разомкнуто и линейно. Начало  омрачается, конец идиализируется. Характер героя динамичен. В  романе открытый финал (сюжет  перестал исчерпывать человека  до конца). "Человек в романе  или больше своей судьбы, или  меньше своей человечности" (Бахтин). Для героя романа свобода - важнейшая ценность.

-средние (повесть, сказка):

Изображение истоии одной  человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.

-малые (рассказ, сказка, новелла, анекдот, миниатюра, очерк  - художественно-публицистический жанр):

Изображение одного-двух эпизодов из жизни людей. Центростремительный  сюжет (все вокруг одного события). Разветвленной  системы персонажей в рассказе быть не может. Концовка в рассказе не акцентирована. Она либо выполняет функцию развязки, либо является эмоциональным аккордом.

-новелла - внесюжетные  элементы сведены к минимуму. Действующих лиц в новелле  ровно столько, сколько необходимо  для разрешения конфликта.

В рассказе-анекдоте внесюжетныые элементы отсутствуют. отсутствуют  психологические мотивировки. Огромное внимание уделяется комическому  эффекту, может присутствовать коллизия.

 

30 вопрос

В лирике на первом плане  единичные состояния человеческого  сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные  ощущения и устремления. "Лирика - писал теоретик романтизма Шлегель, - всегда изображает лишь само по себе определенное состояние, например, порыв  удивления, вспышку гнева, боли, радости  и т.д., - некое целое, собственно не являющееся целым. Здесь необходимо единство чувства".

Лирика - выразительеый род  драмы, но чаще всего лирические жанры  классифицируются как эпос (по объему).

 

В лирике на первом плане  единичные состояния человеческого  сознания: эмоционально окрашенные размышления, волевые импульсы, впечатления, внерациональные  ощущения и устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какой-либо событийный ряд, то весьма скупо, без  сколько-нибудь тщательной детализации.

Лирическое переживание  предстает как принадлежащее  говорящему. Оно не столько означается словами, сколько с максимальной энергией выражается. В лирике система  художественных средств всецело  подчиняется раскрытию цельного движения человеческой души.

Лирически запечатленное  переживание ощутимо отличается от непосредственно жизненных эмоций, где имеют место, а  нередко  и преобладают аморфность, невнятность, хаотичность. Лирическая эмоция - это  своего рода сгусток душевного опыта  человека. Лежащее в основе лирического  произведения переживание - это своего рода душевное озарение. Оно являет собой результат творческого  достраивания и художественного  преобразования того, что испытано человеком в реальной жизни.

Лирика отнюдь не замыкается в сфере внутренней жизни людей, их психологии как таковой. Ее неизменно  привлекают душевные состояния, знаменующие  состояния, знаменующие сосредоточенность  человека на внешней реальности.

 

Жанрово-видовое членение лирики:

Малые:

-эпиграмма - краткое лирическое  произведение с комическим пафосом  (2-8 строк). Эпиграммы, как правило,  адресованы кому\чему-либо.

-эпитафия - берет све начало  от поминального ритуала. Трагический  или драматический пафос. Эпитафия  не обязательно кому-либо адресована.

Эпиграмма и эпитафия могут  быть записаны как моностих ("Здесь  лежит Суворов").

Некоторые средние и крупные  жанры заимствованы современной  европейской литературой из греческой  и римской античности.

Из греческой:

-Элегия - содержательно близка  к эпитафии. Жалобная песня под  флейту. По внешней форме - дистих (2 строки).

В элегии человек смертен, а бытие вечно. Пространство элегии - космос, весь мир. Ценностная установка (императив) - "Цени миг, дарованный тебе свыше" (миг=жизнь). В содержательном плане: первоначально элегия могла  писаться на любую тему, но позже  только на любовную. Еще позже элегия - стихотворения, объединенные комплексом мотивов (уныние, разочарование, скорбь...). Пафос драматический или романтический.

-Ода - близка к гимну.  Торжественная хвалебная песня.  исполнялась хором без аккомпанемента. По внешней форме - 6 строк, позже  - 10. 6-стопный ямб. В оде человек  велик, он творец социального  мира. Пространство оды ограничено  национальными масштабами, время  конкретно-историческое. В оде обязательна  гражданская тематика, пафос героический.

-Идиллия. Этот жанр  никогда не доминировал в литературе. Была популярна у сентементалистов. Пространсво - родная страна и  ее пейзажи. В этом жанре  протекает жизнь рода, эта родовая  жизнь вписана в природу и  подчинена ей. Из идиллии возникает  жанр "послание". В идиллии и  в послании часто противопоставляется  город и деревня. Послание носит  адресный характер, они бывают  с разнфми тематиками. Визуальные  приемы: акростих (первые буквы строк  в определенном порядке), месостих (средние буквы строк в определенном  порядке), телестих (последние буквы  строк в определенном порядке,  без рифмы).

-Мадригал - любовно-комплиментарное  произведение.

К этим жанрам примыкают  лироэпические жанры (поэма, баллада, басня).

-Поэма - повествовательное  стихотворение.

Для баллады характерен переходный статус. Императив баллады: не человек  правит своей жизнью, а судьба.

Басня - комический жанр. всегда оформлялась как вольный (разностопный) стих. Басня - аллегорический жанр (ни один образ не должен быть прочитан буквально). В басне обязательна мораль.

Кроме того существует рассказ  в стихах ("В дороге" Некрасова)

жанры лирики: пейзажная, интимная, философская.

 

31 вопрос

Зачатки драмы — в первобытной  поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и  драмы в связи с музыкой  и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма  как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков. Зачатки  драмы — в первобытной поэзии, в которой слились выделившиеся позже элементы лирики, эпоса и  драмы в связи с музыкой  и мимическими движениями. Раньше, чем у остальных народов, драма  как особый вид поэзии сформировалась у индусов и греков.

Греческая драма, разрабатывающая  серьёзные религиозно-мифологические сюжеты (трагедия) и забавные, почерпнутые  из современной жизни (комедия), достигает  высокого совершенства и в XVI веке является образцом для европейской драмы, до того времени безыскусно обрабатывавшей религиозные и повествовательные  светские сюжеты (мистерии, школьные драмы  и интермедии, фастнахтшпили, sottises).

Французские драматурги, подражая греческим, строго держались определенных положений, которые считались неизменными  для эстетического достоинства  драмы, таковыми являются: единство времени  и места; продолжительность изображаемого  на сцене эпизода не должна превышать  суток; действие должно происходить  на одном и том же месте; драма  должна правильно развиваться в 3-5 актах, от завязки (выяснения начального положения и характеров героев) через  средние перипетии (перемены положений  и отношений) к развязке (обычно катастрофе); число действующих лиц очень  ограничено (обычно от 3 до 5); это исключительно  высшие представители общества (короли, королевы, принцы и принцессы) и их ближайшие слуги-напёрсники, которые  вводятся на сцену для удобства ведения  диалога и подачи реплик. Таковы главные черты французской классической драмы (Корнель, Расин).

Информация о работе Шпаргалки по "Литературоведению"