Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение…………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………….64
Введение.
Тема дипломной работы посвящена проблеме жанра монодрамы как формы самопрезентации. Выбор темы обусловлен актуальностью исследования, которая заключается в перенесении феномена самопрезентации в литературу, в исследовании современной драматургии в аспекте психологического феномена самопрезентации, в рассмотрении жанра монодрамы в качестве формы самопрезентации.
Говоря о степени исследованности данной темы, следует отметить, что явление самопрезентации достаточно подробно изучено в психологическом и социологическом аспекте. Современными учеными разработана основательная теоретическая база. Феномен самопрезентации в рамках литературы на сегодняшний день не изучен.
Термин «самопрезентация» (калька с английского self-presentation) появился в науке сравнительно недавно (в XX веке). Он используется, как правило, в качестве синонима понятия «управление впечатлениями», для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим1.
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих»2.
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам»3.
Неоднозначно использование термина и в отечественной науке. Так, можно встретить следующие варианты перевода термина «self-presentation»: «самопрезентация», «представление себя другим», «самопредставление», «самопредъявление», «самоподача». Исследователь В.Н. Куницина использует термин «самопредъявление», который понимает как «кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении».4 Согласно ее точке зрения основной целью самопредъявления является желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе
В данной работе будем оперировать термином «самопрезентация». Как и большинство понятий, интересующий нас термин имеет множество определений, которые содержатся в основном в психологических словарях и в специализированной литературе по имиджеологии и профориентологии. Рассмотрим некоторые из них.
Самопрезентация – процесс представления себя в отношении социально и культурно принятых способов действия и поведения. Здесь подразумевается, что этот процесс основывается на использовании определенных стратегий, разработанных для того, чтобы формировать мнение других о себе5.
Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций6.
Самопрезентация – акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам7.
В нашей дипломной работе под самопрезентацией будем понимать следующее: вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций, процесс, посредством которого человек старается контролировать впечатления, возникающие о нем у других людей; синоним – управление впечатлением о себе.
Так как в науке нет общепринятого понимания понятия «самопрезентация», то становится возможным выделение различных подходов к изучению данного явления. В целом, опираясь на монографию И.П. Шкуратовой «Самопредъявление личности в общении»8, можно выделить семь основных подходов к пониманию и изучению самопрезентации личности. Как отмечает автор, выделение этих подходов носит условный характер, поскольку они неразрывно связаны между собой, но оно необходимо для того, чтобы упорядочить весьма разноплановые исследования, относящиеся порой к разным наукам (культурологии, психолингвистике, социологии). Коротко охарактеризуем данные подходы.
1. Интерактивный подход является доминирующим, поскольку именно благодаря символическому интеракционизму, на котором данный подход и базируется, возникла проблема самопрезентации личности. Основоположники и представители данного направления – И.Гофман, Дж.Г. Мид, Ч. Кули, Г.Блумер. В рамках интерактивного подхода основной акцент делается на анализе поведения участников социального взаимодействия и механизмах воздействия друг на друга. Ключевые понятия здесь следующие: ситуация взаимодействия, роли, стратегии самопрезентации, средства создания образа, механизмы социального влияния.
2. Коммуникативный подход. В его основе лежит модель коммуникативного акта, предложенная Р. Якобсоном и принятая за основу всеми психолингвистами. Коммуникативный подход опирается на рассмотрение самопредъявления как процесса передачи и восприятия информации. Иначе этот подход называют психосемиотическим, так как в его рамках рассматривается символическая сторона самопредъявления. Представители данного научного подхода: Е.А. Петрова, Ю.М.Жуков, Н.В. Соколова-Бауш, А. Меграбян, В.А.Лабунская. Ключевые понятия: знаки, символы, адресант, код, референт, адресат.
3. Социо-перцептивный подход назван по аналогии с соответствующим аспектом общения, описанным Г. М. Андреевой9. В общении социо-перцептивной называется та ее сторона, которая связана с восприятием участниками общения друг друга. Применительно к изучению самопрезентации этот подход направлен также на изучение механизмов построения предъявляемых образов и их восприятие аудиторией. Главные представители данного подхода - Р. Лири и М. Ковальски. Этот подход выводит исследователя на проблему соотношения между внутренним Я и его внешним воплощением в межличностном взаимодействии, а также на проблему кодирования и декодирования образов самопрезентации. Ключевые понятия этого подхода такие: Я-концепция, идентичность, зеркальные Я, социальные ожидания, публичное Я, приватное Я, искреннее и ложное самопредъявление.
4. Культурологический подход. Исследователей, работающих в рамках данного подхода, интересует, какие ограничения накладывает культура на самопрезентацию своих представителей, как различия между культурными традициями поведения влияют на взаимовосприятие и взаимопонимание людей, воспитывавшихся в разных странах. В рамках данного подхода самопрезентацию изучали Дж. Берри, А. Меграбян, Д. Мацумото, А.А.Горбатков. Ключевые понятия: культурные традиции самопрезентации, национальный этикет, культурный шок, аккультурация, типы культур.
5. Гендерный подход направлен на выявление различий в самопрезентации представителей мужского и женского полов, а также в связи с их гендером (фемининностью, маскулинностью, андрогинностью). Исследователи, разрабатывающие данный подход: И.П. Шкуратова, Ю.А.Гоцева, В.Т. Белянин, Е.В.Зарецкий, Е.И.Горошко, О.Л. Каменская, М.В. Буракова, О.А. Герасимова, В.А. Лабунская. Ключевые понятия в этом подходе: репрезентация пола, гендер, гендерлект, фемининность, маскулинность.
6. Индивидуально-личностный подход главной своей задачей ставит рассмотрение влияний личностных детерминант порождения образа в процессе самопрезентации личности. Исследователи стараются проследить влияние отдельных индивидуальных характеристик на процесс самопрезентации. Представители индивидуально-личностного подхода: М. Снайдер, К. Леонгард, Е.А. Петрова и др.. Ключевые понятия: самомониторинг, демонстративное поведение, эпатажная личность.
7. Прикладной подход неразрывно связан с описанными выше шестью теоретическим подходами и является их практическим приложением. Он состоит в изучении практик целевого создания образов самопрезентации в деловой сфере. Данный подход непосредственно связан с таким направлением как имиджелогия. Представители: Почепцов Г.Г., Петрова Е.А., Михайлова Е.В., Бреннер К.О. и др.. Ключевые понятия в этом подходе: имидж, стратегии, тактики и техники самопрезентации, эффективность самопрезентации.
Таковы основные подходы к самопрезентации личности в общении, которые можно выделить в науке. Основополагающей и отправной точкой в изучении самопрезентации является исследование американского социолога Ирвинга Гофмана (1922-1982), считающегося создателем теории самопрезентации. Именно ему принадлежит первое систематическое изучение феномена самопрезентации, которую исследователь рассматривает в рамках своей концепции социальной драматургии. Широко известная работа И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»10 посвящена исследованию социального взаимодействия и управления производимым впечатлением по поводу этого взаимодействия. Рассмотрим некоторые положения теории Гофмана, интересующие нас в связи с заявленной темой дипломной работы.
В основе теории Гофмана лежит понятие социальной роли, которую исследователь понимает как «все проявления деятельности данного участника в данном эпизоде, которые любым образом влияют на любых других участников взаимодействия».11
Согласно И. Гофману «способность индивида к «самовыражению»… содержит два совершенно разных вида знаковой активности: произвольное самовыражение, которым он дает информацию о себе, и непроизвольное самовыражение, которым он выдает себя. Первое включает вербальные символы или их заменители, используемые общепризнанно и индивидуально… Это и есть коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе включает обширную область человеческого действия, которую другие могут рассматривать как симптоматику самого действующего лица».12 Так, независимо от целей общения в интересы общающегося человека входит контролирование поведения других людей, особенно их ответной реакции на его действия. Когда человек предстает перед аудиторией, окружающие стремятся собрать как можно больше информации о нем или строят свое поведение на основе той информации, которой уже владеют. Информация о человеке помогает определить характер ситуации, позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Источников информации, доступных аудитории, очень много и они разнообразны. Окружающие могут подбирать ключи, делая выводы по поведению и внешности, используя свой прошлый опыт или, что важнее, применяя без проверки сложившиеся стереотипы.
Таким образом, исполнитель должен вести себя так, чтобы, намеренно или ненамеренно, выражать себя, а окружающие будут, в свою очередь, впечатлены им каким-то образом. Согласно теории Гофмана все это делается с определенными целями:
Также Гофман обращает внимание на то, что индивид играет свою роль в определенном пространстве, именуемом «зоной исполнения», под которой понимается любое место, в котором восприятие исполнителя так или иначе ограничено.
Исследуя информацию, подаваемую индивидом, Гофман ввел понятие «переднего плана исполнения роли», под которым понимал «стандартный набор выразительных приемов и инструментов, намеренно или невольно выработанных индивидом в ходе исполнения»13. Передний план состоит из следующих компонентов:
Именно передний план отвечает за создание первого впечатления, являющегося основой создаваемого о человеке образа.
В связи со сложной природой самопрезентации в науке сложились различные классификации видов данного явления. Общепризнанным является деление самопрезентации на природную и искусственную.
Под природной самопрезентацией понимается биологический механизм социальной адаптации14. Данным видом презентации неосознанно пользуется каждый человек и это проявляется в соблюдении правил вежливости, выражении эмоций по отношению к окружающим людям, продумыванию внешнего вида.
Искусственная самопрезентация, в отличие от природной, имеет осознанный характер. Ее главная цель – завоевание лояльности со стороны значимой для «презентуемого» аудитории. Данная самопрезентация требует от индивида специальной подготовки. Прежде всего, необходимо хорошо изучить свою потенциальную аудиторию, а затем выстроить алгоритм коммуникативного процесса с ней.
Иная классификация деления самопрезентации на виды, предложенная Н.Л. Грейдиной15, основана на управлении вниманием собеседника или же целой аудитории. Это управление восприятием партнера происходит посредством привлечения внимания к тем особенностям внешнего облика, поведения, манер, жестов и прочее, которые запускают механизмы социального восприятия. И в зависимости от активности тех или иных механизмов восприятия исследователями выделяются четыре основных вида самопрезентаций: