Жанр монодрамы как форма самопрезентации (на примере монодрамы Гришковца "Одновременно")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Жанр монодрамы как форма самопрезентации (на примере монодрамы Гришковца Одновременно).docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

В следующей главе в первом параграфе были исследованы возможности приложения стратегий и тактик самопрезентации на литературное пространство. Было установлено, что современными деятелями искусства активно используются возможности самопродвижения. Преимущественно используются положительные стратегии и тактики,  формирующие у аудитории неотрицательный образ.

Во втором параграфе была исследована монодрама Гришковца «ОдноврЕмЕнно» с точки зрения ее специфики и соответствия жанру монодрамы. Было установлено, что анализируемая пьеса представляет собой внутренний монолог рассказчика, обращенный  непосредственно к аудитории.  Содержание монодрамы характеризуется простотой (не банальностью) и доступностью для читателей.

В третьем параграфе пьеса была рассмотрена с точки зрения реализации в ней возможностей самопрезентации. Монодрама позволяет автору-исполнителю презентовать себя сразу в нескольких ролях: как автора-драматурга, режиссера и актера-исполнителя. Как в творчестве, так и в жизни. Гришковец использует стратегии положительной самопрезентации, создавая в глазах аудитории образ среднестатистического человека, такого же, как все. Выбор жанра монодрамы Гришковцом позволяет ему «одновременно» в ходе своих рассуждений слиться и сравняться с аудиторией, но и, в то же время, противопоставить себя им, выделиться из толпы, так  как самые простые вещи, близкие каждому зрителю  со сцены «вещает» именно исполнитель.

«ОдноврЕмЕнно» — это спектакль одного актёра,  но при  этом нет  ощущения пустоты или что «чего-то не хватает».  На этом спектакле, в первую очередь, каждый остаётся наедине с самим собой, и в диком ритме жизни и в суете большого города появляется редкая возможность подумать о таких простых, но и одновременно сложных вещах.

Произведения  Гришковца по содержанию близки к произведениям Чехова и Шукшина. Перед читателем и зрителем предстают современные истории о смешных и трагических пустяках, из которых состоит жизнь. Но при этом все пустяки, включенные автором в спектакль, заставляют зрителя и читателя глубоко задуматься. Произведения Гришковца помогают понять,  что жизнь не так уж бессмысленна.

Евгений Гришковец – это писатель, который  умеет говорить об обычных вещах, об обыденных (но не банальных), о тех, что лежат на поверхности дня, на которые люди зачастую не обращают внимания. Но вместе с рассказчиком зритель начинает все это видеть и задается теми же вопросами, что и действующее лицо. Ведь то, о чем пишет Гришковец, все это — что-то очень родное каждому человеку  в отдельности и всем в целом. Это есть сама жизнь.

В творениях Гришковца даже у самых банальных вещей появляется образ и значимость, что озадачивает  и в тоже время  расставляет все по своим местам.

Драматургия Гришковца всегда имеет отношение ко всем и к каждому.  Он умеет говорить о понятных вещах на понятном языке.

Произведения и постановки Евгения Гришковца трудно назвать новаторскими, поскольку современная проза часто обращена к среднему человеку, а отголоски чувств и эмоций автора можно найти во многих классических произведениях. Новой явилась сама цепочка подачи произведений, когда автор сам приходит и показывает, как себя надо играть и делает это, и режиссирует собственные спектакли и выступает как блестящий актёр и мим.

За истекшее десятилетие его творческой деятельности он успел произвести фурор, вызвать народную любовь, сняться в различных ток-шоу и даже рекламе. Его имя стало брендом, а то к чему он прикасается - безусловно продается.  Он вышел в «тираж», по меткому выражению современников. А тут уже сложно однозначно говорить хорошо это или плохо, это просто свойство современной популярности, примета времени. Для кого-то Гришковец уже «выдохся», «повторяется», а кого-то по-прежнему трогает за душу. Это обычный литературный процесс, когда современников может быть трудно оценить объективно, а величие видится только на расстоянии, спустя много лет.

Любой моноспектакль, принадлежащий перу Гришковца, складывается из тем, фрагментов, которые после соединяются в нечто единое.

Спектакли Гришковца, благодаря естественности всего происходящего на сцене и произносимого  исполнителем, благодаря простой форме изложения, являются доступными не только русскому зрителю. Душевность и искренность драматурга-актера стирает территориальные границы, его везде чувствуют и понимают, везде зрительные залы переполнены, будь то Франция, Россия, США или Израиль, маленький или большой город. Гришковец «свой»  везде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Источники

 

  1. Гришковец Е. Одновременно// http://www.grishkovets.com/text/grishkovets_-_odnovrEmEnno.html
  2. Видеоверсия спектакля//http://my-hit.ru/film/11128/online.

 

 

  1. Научная литература

 

  1. Агеев В.С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.  М., 1987.
  2. Александров А. Как прикинуться Гришковцом. Человек-оркестр рассказывает о том, как зажигаются звезды / А.Александров // Сайт фан-клуба Евгения Гришковца htpp://grishkovets.com/release_130.html. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
  3. Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л.Гаспарова // Аристотель и античная литература. М., 1978.
  4. Артюхова Ю. Что такое «самопрезентация» и зачем она нужна?// http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5159
  5. Болотян, И. Гришковец: автор, феномен, синдром / И.Болотян //Литературная Россия. – 2006. – №42 // http://www.litrossia.ru/2006/42/00829.html.
  6. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.
  7. Веселовский  А. Н. Три главы из исторической поэтики (Предисловие к отдельному  изданию)//А. Н. Веселовский.  Историческая поэтика.    М., Высшая школа, 1989.
  8. Виноградов С. Гришковец в режиме «моно»// http://www.grishkovets.com/press/release_184.html
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2.
  10.   Геббель Ф. Избранное. М., 1978. Т. 2. С. 582—583.
  11. Годер Д Великолепная десятка: Евгений Гришковец. Журнал Cigar Clan 5/2004  // http://archive.cigarclan.ru/articles/2004/5/26/#top
  12.   Голубцова Н. Невысказанное высказывание Евгения Гришковца. Критика и семиотика. Новосибирск// http://www.nsu.ru/education/virtual/cs11golubtsova.pdf
  13.   Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни М.: КАНОН-пресс. 2000.
  14.   Грейдина Н.Л. Основы коммуникативной презентации/ Н.Л. Грейдина; Пятигор. гос. ун-т.  М.: АСТ: Восток – Запад, 2005.
  15.   Евгений Гришковец: биография// URL: http://www.grishkovets.com/bio.html
  16. Евгений Гришковец : Названия у меня нету. Коммерсант. 29.03.2000// http://www.smotr.ru/pressa/grishko02.htm?01
  17.   Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.; СПб.: Летний сад, 2002.
  18. Заславский Г. С ГРИШКОВЦОМ НА ДРУЖЕСКОЙ НОГЕ Пьесы рушат границы между автором и читателем// http://www.grishkovets.com/press/release_10.html
  19.   Карташова И.В., Емельянова Т.П., Семенов Л.Е. Историческая психология и литературоведение: возможности и перспективы взаимодействия// Филологические науки.1995. №3.
  20.   Котлярова М.Н. Теории самопрезентации.  СПб., 2002.
  21.   Краткий словарь справочник по психологии. – М.: РУДН, 2004 г.
  22.   Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие/ Е.В. Михайлова; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.
  23.   Мокульский С. Монодрама // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934// feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-4561.htm
  24.   Патрис Пави. Словарь театра = Dictionnaire du théâtre. М.: Прогресс, 1991. — С. 192//URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Монолог.
  25.   Полупанов В. «Мне стыдно каждый день»// http://www.grishkovets.com/press/release_192.html.
  26.   Пушкин А.С. Полное собрание соч., т.7, 1958, с. 214// http://bse.sci-lib.com/article032926.html
  27.   Смелянский А. В ожидании Годо. Евгений Гришковец - лауреат "Золотой маски" в номинации "Новации"// http://www.smotr.ru/pressa/grishko03.htm
  28. Соколова Н.М. Эффективная самопрезентация. Дипломная работа. СПб, 20// http://otherreferats.allbest.ru/management/00069758_0.html.
  29. Шаповалов С.  РУССКИЙ ПУТЕШЕСТВЕННИК: Лауреат Антибукера Евгений Гришковец пребывает в состоянии душевного равновесия// http://www.grishkovets.com/press/release_7.html
  30. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.
  31.   Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д,  ЮФУ, 2009.
  32.   Хализев В.Е. Теория литературы
  33.   Якубинский Л.П. О диалогической речи// Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986.
  34.   LюMON. ЛюдиБренды. Евгение Гришковец, писатель, драматург, режиссер, актер, музыкант//http://lu-mon.ru/brandiman?uid=19
  35.   Евгений Гришковец – человек-оркестр: Спектакль Одновременно// http://man-band.ru/index.php/spektakli/6-odnovremenno
  36. Независимая газета Дело вкуса. На вопросы отвечал Евгений Гришковец, сценарист, режиссер, актер// http://www.grishkovets.com/press/release_159.html
  37. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dEwgs:
  38.   http://www.biletexpress.ru/teatr/197/8168.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Михайлова Е.В. Обучение самопрезентации: учебное пособие/ Е.В. Михайлова; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

2 Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д,  ЮФУ, 2009, с.7.

3 Там же.

4 Там же.

5 Котлярова М.Н. Теории самопрезентации.  СПб., 2002, с.163.

6 Агеев В.С. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности/ Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я.  М., 1987.

7 Краткий словарь справочник по психологии. – М.: РУДН, 2004 г.

8 Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д,  ЮФУ, 2009.

9 Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.

10 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни М.: КАНОН-пресс. 2000.

11 Там же, с.47

12 Там же, с.33

13 Там же, с.54

14 http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5159/

15  Грейдина Н.Л. Основы коммуникативной презентации/ Н.Л. Грейдина; Пятигор. гос. ун-т. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2005.

16   Монодрама//Литературная энциклопедия, т.7. 1934//http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le7/le7-4561.htm

17Болотян, И. Гришковец: автор, феномен, синдром / И.Болотян //Литературная Россия. – 2006. – №42. 20 октября. – Репринт: URL: http://www.litrossia.ru/2006/42/00829.html (дата обращения 11.06.2011).

18 Там же.

19 Александров А. Как прикинуться Гришковцом. Человек-оркестр рассказывает о том, как зажигаются звезды / А.Александров // Сайт фан-клуба Евгения Гришковца [Электронный ресурс]: URL: htpp://grishkovets.com/release_130.html. 15.06.2006 (дата обращения 15.12.2008).

20 Смелянский А. В ожидании Годо. Евгений Гришковец - лауреат "Золотой маски" в номинации "Новации"// URL: http://www.smotr.ru/pressa/grishko03.htm.

21 Евгений Гришковец: Названия у меня нету// http//www.smotr.ru/pressa/grishko02.htm?01.

22 Болотян, И. Гришковец: автор, феномен, синдром / И.Болотян //Литературная Россия. – 2006. – №42. 20 октября. – Репринт: URL: http://www.litrossia.ru/2006/42/00829.html (дата обращения 11.06.2011).

23 Пушкин А.С. Полное собрание соч., т.7, 1958, с. 214.

24 Аристотель. Поэтика / Пер. М.Л.Гаспарова // Аристотель и античная литература. М., 1978. С. 123, 162.

25  Геббель Ф. Избранное. М., 1978. Т. 2. С. 582—583.

26 Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966. С. 444.

27 Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978. С. 7.

28 Мокульский С. Монодрама // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934, с. 456—459.

 

29 Веселовский  А. Н. Три главы из исторической поэтики (Предисловие к отдельному изданию)/   А. Н. Веселовский.  Историческая поэтика.    М., Высшая школа, 1989.

 

30 Евреинов Н. Н. Демон театральности. М.; СПб.: Летний сад, 2002.

31 Там же.

32 Там же.

33 Хализев В.Е. Теория литературы

34 Якубинский Л.П. О диалогической речи// Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С. 34

35Выготский Л.С. Мышление и речь// Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 332.

36Патрис Пави. Словарь театра = Dictionnaire du théâtre. М.: Прогресс, 1991. — С. 192//URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Монолог

37 http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R1dEwgs:

38 Мокульский С. Монодрама // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934, с. 456.

 

39Карташова И.В., Емельянова Т.П., Семенов Л.Е. Историческая психология и литературоведение: возможности и перспективы взаимодействия// Филологические науки.1995. №3, с.4.

40 Соколова Н.М. Эффективная самопрезентация. Дипломная работа. СПб, 20// URL:(http://otherreferats.allbest.ru/management/00069758_0.html)

41  Там же.

42 Михайлова Е.В. Обучение свамопрезентации: учебное пособие/ Е.В. Михайлова; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. 2-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2007,

43 Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д,  ЮФУ, 2009, с.59-60.

44 http://www.biletexpress.ru/teatr/197/8168.html

 

45 Там же.

46 Гришковец Е. Одновременно// URL: http://www.grishkovets.com/text/grishkovets_-_odnovrEmEnno.html

47 Патрис Пави. Словарь театра = Dictionnaire du théâtre. М.: Прогресс, 1991. — С. 192//URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Монолог

48 Мокульский С. Монодрама // Литературная энциклопедия: В 11 т. — [М.], 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934, с. 456.

49 Гришковец Е. Одновременно// URL: http://www.grishkovets.com/text/grishkovets_-_odnovrEmEnno.html

50 Там же.

51Болотян, И. Гришковец: автор, феномен, синдром / И.Болотян //Литературная Россия. – 2006. – №42. 20 октября. – Репринт: URL: http://www.litrossia.ru/2006/42/00829.html (дата обращения 11.06.2011).

52 Гришковец Е. Одновременно// URL: http://www.grishkovets.com/text/grishkovets_-_odnovrEmEnno.html

53 Гришковец Е. Одновременно// URL: http://www.grishkovets.com/text/grishkovets_-_odnovrEmEnno.html

 

54 Там же.

55 Там же.

 

56 Дина Годер Великолепная десятка: Евгений Гришковец. Журнал Cigar Clan 5/2004  // URL:  http://archive.cigarclan.ru/articles/2004/5/26/#top

57 Виноградов С. Гришковец в режиме «моно»// URL: http://www.grishkovets.com/press/release_184.html

58 LюMON. ЛюдиБренды. Евгение Гришковец, писатель, драматург, режиссер, актер, музыкант//http://lu-mon.ru/brandiman?uid=19

 

59 Евгений Гришковец: биография// URL: http://www.grishkovets.com/bio.html

60 Голубцова Н. Невысказанное высказывание Евгения Гришковца. Критика и семиотика. Новосибирск// URL: http://www.nsu.ru/education/virtual/cs11golubtsova.pdf

 

 


Информация о работе Жанр монодрамы как форма самопрезентации (на примере монодрамы Гришковца "Одновременно")