Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64
И, третье важное свойство монолога – это интонация, которая в пьесе отвечает за поддержание контакта с аудиторией. Говоря о книжном варианте монодрамы, интонационную оформленность здесь создают риторические вопросы и восклицания. Например, фразы из упомянутого выше размышления о любви к грузинской музыке: «А как можно любить то, чего не знаешь?», «По-русски!», «Грузины, и правда, - прекрасно поют!»50. И публика вместе с рассказчиком задается про себя вопросом как же, действительно, можно любить то, чего не знаешь, восклицает вместе с ним, что ведь такая любовь – это действительно по-русски, и вправду, грузины прекрасно поют. И аудитория продолжает внимательно слушать рассказчика, пропуская его рассуждения через призму собственного сознания.
Все эти рассмотренные выше свойства, которые характерны для пьесы «ОдноврЕмЕнно», позволяют ей как монологу претендовать на самостоятельность и автономность, и являться именно монодрамой.
Говоря о манере написания текста пьесы, следует обратить внимание на стиль Гришковца, отличающий его от остальных современных авторов. Сам язык писателя критики называют «косноязычием»51, которое заключается в «рваной», прерывистой речи, представляющей своего рода поток сознания героя. Это наиболее ярко проявляется в пунктуации, где присутствуют многоточия, тире, повторы, восклицательные знаки, вводные слова, членение фраз на короткие предложения, слова–паразиты, междометия. Этим «косноязычием» автор не просто создает живую, естественно возникающую разговорную речь, но и передает усилия, попытки героя выразить то или иное ощущение, чувство. Например, размышления рассказчика о том, что часто бывает хочется сказать что-то важное, а кто-то сбивает с мысли: «Или ты кому-то говоришь, …хочешь сказать что-то важное, а тебя кто-то сбил и ты: "Ой, я тебе хотел одну вещь сказать, что-то…, щас, щас… Сбили! Черт! Сбили. Очень важно… И как только хотел тебе сказать…, вот черт, вылетело… Ладно. Вспомню - позвоню". А никуда не вылетело, просто в мозг куда-то залетело, …туда, в глубь мозга. И ты листаешь, листаешь свой мозг…»52. Уже эти шесть строчек ярко демонстрируют особенности стиля Гришковца. Это многоточия, находящиеся в несвойственном месте – в середине предложения, обрывающие, таким образом, высказывания; это и разговорные слова типа «черт», «щас», «вот черт»; это и лексические повторы «хотел одну вещь сказать». Использование данной манеры изложения мыслей создает ощущение естественности всего написанного и реальности этого в данный момент, а не хорошо и заранее продуманной речи.
Поток сознания, представляющий собой монодраму «ОдноврЕмЕнно», невольно провоцирует собственную память. Мелочи и детали в повествовании не раздражают читателя, напротив, он радуется им, как подробностям собственной жизни. Рассуждения о забытом где-то портфеле или зонтике, о том, что название фильма вылетает в самый неподходящий момент, а потом совершенно случайно всплывает в памяти, размышления, что художественные фильмы, хотя зритель и понимает их неправдоподобность и условность, способны, тем не менее, оказать огромное эмоциональное воздействие – все эти примеры и многие другие, наполняющие текст монодрамы, непременно находят отклик в слушателях. Многие события или подобные описанным автором ситуации переживал в своей жизни каждый читатель и поэтому они не могут оставить его равнодушным. При этом монолог актера не складывается ни в строгий сюжет, ни в логическую цепь ситуаций, но задевает знакомым ощущением смеси неизбывной тоски и необходимого оптимизма.
Другой особенностью речи рассказчика является насыщенность глаголами: «Проснетесь часиков ... без пятнадцати два. Первого января Нового Века. Проснетесь такой... медленный. Телефон еще ни разу не позвонил. И вы встаете, идете умываетесь, или не умываетесь... если не хочется. Открываете холодильник, а там... салатик... Да много чего осталось. И салатик, оттого что постоял в холодильнике, стал еще вкуснее, и торт тоже стал вкуснее»53. Эта насыщенность создает иллюзию действия, действия не на сцене, а в речи, в воображении рассказчика и читателей, зрителей. С помощью данного приема получается своеобразный театр воображения, где видно, что рассказчик живёт и с ним что-то происходит.
Кроме размышлений, перед читателем предстает ряд действий героя, обозначенных в авторских ремарках. Первое такое действие, это раздевание героя и сравнение своего тела с анатомической картой, что позволяет наглядно продемонстрировать и поразмыслить над устройством жизни. Далее рассказчик создает условия, чтобы показать публике возможность почувствовать: надевает шлем, заставляет с помощью вентилятора качаться бумажные самолетики, включает музыку, которая, как ему кажется, позволит погрузиться в образ летчика. И вот перед аудиторией уже предстает не просто рассказчик, а летчик, точнее рассказчик, ощущающий себя летчиком. Потом он поет в микрофон под фонограмму песню, как Элвис. Эти оба перевоплощения рассказчика, по его собственному признанию, являются исполнением его детских желаний.
При обращении к монодраме «ОдноврЕмЕнно» как к художественному произведению, как к написанной и напечатанной пьесе, анализируя фигуру рассказчика становится невозможным выявить конкретного человека. Нет сведений ни о том, где он родился, где живет и работает. Перед читателем обнажаются только мысли героя и некоторые события из жизни, не придающие и не подчеркивающие его индивидуальность. Образ рассказчика создается так, чтобы каждый читатель смог в нем себя узнать и даже присвоить размышления персонажа лично себе.
Обращаясь к вопросу, о чем рассматриваемый спектакль, можно ответить следующее: он о воспоминаниях, сомнениях, комплексах и внезапных озарениях, о каждой названной теме в отдельности и о всех сразу. Одновременно герой рассказывает и про жизнь железнодорожников и моряков, про то, как ему неудобно лежать на левом боку, и как ему хочется поехать в Грузию, о бантике, завязанном на ботинке 50 лет назад и о том, как машинисты электровозов прощаются с женами, и об эмоциональном воздействии, оказываемом простой иллюстрацией в книжке. У Гришковца получается говорить сразу обо всем – «одноврЕмЕнно» обо всем.
Но при этом писатель осознает невозможность этой самой «одновременности», об отсутствии единственно верного способа показать и обнажить перед читателем свои мысли. В финале пьесы звучат следующие слова рассказчика: «И вот это все я сейчас говорил и понимал, что нужно говорить не так. То есть я говорил, перескакивал с одного на другое, чего-то уточнял, растолковывал…И заранее понимал, что как надо, … я рассказать не могу. Заранее понимал, что ничего не получится. Потому что нужно, чтобы, как с портфелем, - почувствовали, что портфеля в руке нет, и сразу испугались, вспомнили, где портфель, обрадовались и успокоились. Или, как вариант, - не вспомнили, огорчились и заволновались. И все в одну секунду»54. Финальная попытка продемонстрировать одновременность происходящих в жизни событий и возникновения в голове мыслей разнопланового характера заключается в следующих действиях и словах рассказчика:
«Надевает на голову летчицкий шлем с очками, берет в одну руку микрофон, в другую меч, становится рядом с анатомической схемой.
- Ну, вот так вот. Чтоб вы меня вот так увидели, и сразу бы все поняли, и сразу почувствовали, и при этом еще получилось бы какое-то впечатление, и еще бы понравилось или не понравилось, и еще… все то, что я рассказал, и даже еще больше…как-то бы передалось, как-то бы прозвучало… за одну секунду.
Но понятно же, что так не получится, потому что я устроен по-другому.
Ну вообще все так устроено…
А хотелось бы, чтобы все сразу и одновременно.
Ах да, забыл… одну деталь… упустил…
Подходит к вентилятору и включает его. Подвешенные картонные самолетики начинают раскачиваться. Рассказчик возвращается к анатомической схеме и некоторое время стоит. На голове шлем, в руках микрофон и меч, рядом схема. Потом он кладет все на пол, в том числе и шлем … и уходит»55.
Так, рассказчик позволяет своему читателю/слушателю запомнить именно такой «одновременный» образ: на голове шлем с очками, в руках меч и микрофон, где-то рядом анатомическая карта. То есть, все декорации, ассоциирующиеся с теми или иными мыслями и действиями героя, в финале пьесы оказываются совмещены и предстают как единая картина.
В заключение анализа монодрамы отметим, что «Одновременно» — это внутренний монолог обычного человека о своей повседневной жизни, «заглядывание» внутрь себя, своих желаний, мыслей. Это своего рода просмотр происходящего вокруг через призму внутреннего размышления. Исполнитель словно исповедуется, перед зрителем проходит вся его жизнь, настоящая и прошлая. Для достижения такой доверительности автор использует прием ретроспекции, наплывов, повествование постоянно прерывается воспоминаниями и размышлениями. В качестве формы повествования автором выбран жанр монодрамы, позволяющий погрузить аудиторию в канву своих рассуждений. Мысли рассказчика непременно находят отклик в душах зрителей и провоцируют публику на саморефлексию.
§3. Анализ самопрезентации в монодраме Гришковца «ОдноврЕмЕнно»
Евгений Гришковец - это театральный актер, драматург, режиссер (он же – невысокий, картавый, очкастый филолог без всякого театрального образования), ставший всего за несколько лет не просто знаменитостью, а почти кумиром огромного числа весьма образованных и скептически настроенных людей. Сегодня на его театральных постановках собираются полные залы, молодежное радио крутят лирические эссе, которые автор сам начитал под музыку группы «Бигуди», издательства бьются за право публикации его произведений, по всей стране возникают фан-клубы…В этом и заключается феноменальность личности Гришковца.
Но, безусловно, Евгений Гришковец
не только великолепный литератор, но
и хороший психолог, знающий и умело пользующийся
стратегиями самопрезентации. Гришковец
использует самопрезентацию не только
при исполнении пьес, о чем мы будем говорить
ниже, но и свою жизнь он также сам презентует,
используя при этом стратегию самопродвижения
или саморекламы. Чтобы это доказать, обратимся
к материалу официального сайта фан - клуба
Евгения Гришковца - http://grishkovets.com/bio.
В разделе «Кто это?» приведена автобиография автора – его собственный рассказ о своей жизни:
«Я родился в 1967 году у студентов второго курса в Кемерове. Они не подкидывали меня бабушкам, всюду брали с собой, даже когда уехали учиться в аспирантуру. Это была семья, и в этом было ее основное благополучие. Я надеюсь, что жизнь распорядится так, что однажды я буду помогать родителям. Их зовут Валера и Соня.
Учился в Кемеровском университете, поступил на филологический факультет в 1984 году, окончил его в 1994-м. Сначала меня с третьего курса призвали в армию. Три года в морфлоте.
Поначалу казалось, что служил зря, теперь я играю спектакль "Как я съел собаку", где рассказываю о своей службе. Этот спектакль очень многое определил в моей жизни, выходит - служил не зря.
После дембеля немного поучился и решил уехать из страны. Тогда было сильное ощущение, что мы здесь понапрасну теряем время, была сильная иллюзия насчет западного образа жизни, казалось, что где-то нас с нашими идеями ждут - не дождутся. Я провернул лихую комбинацию - дождался объединения ГДР и ФРГ, приехал по приглашению в ГДР и под шумок махнул в Кельн. Там в Красном Кресте рассказал, какой я жутко угнетенный, какой в Сибири кошмарный антисемитизм. Поверили, послали в фабрику-столовую мыть посуду и жить в общежитии. Мне хватило трех дней, чтобы антисемитизм в Сибири значительно уменьшился.
Вернулся, в 1990 году организовал театр "Ложа", а заодно как-то мимоходом окончил филфак. Вплоть до 1998 года мы делали по спектаклю в год, иногда получалось даже два, выступали на фестивалях самодеятельных театров, ездили за границу.
В 1998 году я твердо решил уехать из Кемерова: я видел, что наш театр умирает, времени им заниматься у меня не стало, мне нужно было загнать себя в условия, в которых я либо продолжил бы театральную деятельность, либо начал бы заниматься чем-то иным. В результате возник спектакль "Как я съел собаку", который впервые я показал для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии в ноябре 1998 года. Этот показ стал поворотным в моей жизни».
Здесь обращает на себя внимание авторский стиль изложения собственной биографии: ни одного нагруженного предложения, все просто, словно рассказывается в живой беседе, причем излагает Гришковец все в довольно ироничной форме. Такая манера повествования позволяет подчеркнуть обычность и естественность автора. Подобное изложение автобиографии вызывает доверие у аудитории, создает реальный образ человека. Подобной автобиографии аудитория верит в большей степени, чем рассказам критиков и журналистов. Это объясняется тем, что большее доверие вызывает информация «из первых уст». Подобное изложение собственной биографии позволяет автору создавать и пропагандировать в глазах публики нужный ему самому образ.
Еще одним примером стратегии самопродвижения, активно используемой Гришковцом, является онлайн-дневник, позволяющий общаться со своей публикой без посредников. Для этого он вел личный блог в «Живом Журнале» около четырех лет и только в феврале 2011 года принял решение уйти из данной сферы в связи с постепенной и последовательной модернизацией «ЖЖ». По признанию самого Гришковца, когда он только пришел в интернет-пространство, это было просто новой возможностью общения с аудиторией без посредников. Со временем блоги стали популяризироваться и та легкость, простота и естественность, которые привлекали драматурга, исчезли. Так, например, все тот же «ЖЖ» сегодня - это сложившееся пространство. Он стал определённым, во многом глянцевым журналом с постоянными, вполне профессиональными и определёнными разделами и авторами. Но полностью отказаться от возможности общения со своей аудиторией без посредников Гришковец не в состоянии, и поэтому продолжает вести онлайн-дневник на официальном сайте http://odnovremenno.com/, где рассказывает своей публике о прожитых днях. Такое прямое общение с аудиторией, без посредников (в качестве которых выступают журналисты и критики) позволяет Гришковцу самостоятельно создавать впечатление о себе и управлять этим впечатлением.
Самопродвижение Гришковца проявляется не только в его деятельности, но и во всем его творчестве. При этом посредством своих литературных произведений он не просто предстает как автор, но и презентует самого себя с помощью такого драматического жанра, как монодрама. Именно исполнение пьес-монологов позволяет Гришковцу не просто сыграть на сцене роль, но и представить себя публике в данном образе.
Монодрама позволяет раскрыться, реализоваться и самопрезентоваться своему исполнителю. Говоря о пьесе «ОдноврЕмЕнно» важно учитывать тот факт, что здесь идет совмещение писателя-драматурга, режиссера и исполнителя. Все эти роли на себя берет Гришковец, одновременно самопредставляясь как писатель-драматург, режиссер и исполнитель. Он сам пишет свои произведения, вкладывая в них свои мысли и иллюстрации из собственной жизни, сам ставит свои пьесы, продумывая все до мельчайших нюансов, и сам же реализует задуманное на сцене.
При этом важно принять во внимание тот факт, что при очередном исполнении, казалось бы, одной и той же пьесы, свое влияние на исполнителя оказывает груз прожитого дня. Как справедливо отмечает критик Дина Годер56, Гришковец не играет спектакль, а сочиняет его на ходу, создает заново. Каждое его выступление претворяет беседа со зрителями, в которой он делится с публикой своими эмоциями и событиями именно этого дня. И, как результат, иногда то, что с ним случилось сегодня, вдруг поворачивает весь спектакль в какое-то необычное русло.