Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64
В-вторых, при наличии цели обязательно есть нечто, что будет мешать ее достижению. В монодраме в качестве помехи выступают, прежде всего, драматические обстоятельства, которые вынуждают героя к определённым мыслям и поступкам.
В-третьих, в монодраме должен быть конфликт, без которого не может существовать ни одна пьеса. Конфликт представляет собой противостояние действия и контрдействия. Но конфликт в монодраме особого рода. Здесь в качестве противников выступают не персонажи, а обстоятельства, возникшие не без помощи реально существующих людей. Одним из распространенных приемов будет являться показ телефонного разговора или внутреннего голоса.
И, в-четвертых, эмоции, которые вызывает воздействие конфликта на характер, должны быть настоящими. Иначе говоря, эмоции должны быть вполне реальны и естественны. Герой должен их заслуживать. Зрители, переживая и проживая вместе с персонажем события, должны также сами захотеть плакать или смеяться, испытывать гнев или восторг. Чувства, испытываемые героем на сцене, устанавливают эмоциональный контакт, который важен всем участникам театрального представления.
В 21-ом веке
монодраматургия, которая является
одним из самых сложных видов
искусств, открывает новые перспективы
театру. При малых денежных затратах
(минимум декораций или вообще
их полное отсутствие), монодрамы
отличаются большим
Глава II.
§1.Возможности самопрезентации в литературе.
Активность современной жизни провоцирует междисциплинарный синтез. Все больше разноплановых наук находят общие точки соприкосновения и, как следствие, появляются новые учения. Так, 21 век отмечен сближением психологии с литературой.
В истории психологии интерес к литературному материалу заключается в двух направлениях: интерес к индивидуальной психологии творца и психологии самого творения39. Поэтому становится возможным приложение теории самопрезентации к литературному материалу.
Рассмотрим возможности явления самопрезентации в литературе. Обратимся к вопросу о стратегиях и тактиках самопрезентации, который является одним из центральных в зарубежной науке. Этот факт обусловлен практической значимостью изучения стратегий, так как каждый человек относительно самопрезентации стремится к двум вещам: умению владеть этими стратегиями и умению видеть и опознавать их в поведении своих партнеров по общению.
Стремление к управлению впечатлениями о себе, которые создаются у окружающих, является врожденным. Человек постоянно нуждается в реакции других людей на его поступки, слова и действия, будь то одобрение/неодобрение. И это происходит не только на подсознательном уровне, но и по заранее продуманному плану с использованием стратегий самопрезентации.
Под стратегией самопрезентации понимается совокупность поведенческих актов личности, разделенных во времени и пространстве, направленных на создание определенного образа в глазах окружающих40. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации – это определенный прием, с помощью которого реализуется выбранная стратегия41. Тактика самопрезентации по своему действию является единицей меньшей, чем стратегия. Тактика – явление кратковременное и направленное на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.
Одна из первых классификаций стратегий самопрезентации принадлежит Э. Джонсу и Т. Питтману.42 Под самопрезентацией они понимают поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношениях. По их мнению, самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях. Джонс и Питтман говорят о существовании пяти видов власти и предлагают соответственно пять стратегий самопрезентации, основанных на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. Далее рассмотрим все пять стратегий.
1. Стремление понравиться – инграциация. Здесь действует власть обаяния. Старание понравиться – попытка представить себя привлекательным в глазах окружающих. Добиться желаемого результата, по мнению авторов, можно несколькими способами:
1) просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект;
2) похвалить достоинства и личность объекта;
3) оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.
При использовании данной стратегии нужно быть предельно внимательным, так как необдуманное использование перечисленных выше способов может привести к совершенно противоположному по сравнению с задуманным результату. Если использование стратегии будет тщательно непродуманно, то это может выдать намерения субъекта стороннему наблюдателю. Обмануть объект, которому необходимо понравиться, при использовании данной стратегии довольно легко, так как исполнитель соглашается и принимает мнение объекта (а это всегда льстит и затуманивает взгляд). Но обмануть стороннего наблюдателя, который имеет свои суждения, в данной ситуации невозможно. Поэтому, стараясь повысить свою позицию в глазах объекта, можно в то же время понизить свою позицию в глазах наблюдателя.
Основная тактика первой стратегии состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель – казаться привлекательным, вызвать симпатию.
Данной стратегией пользуется большинство современных деятелей искусства. Это объясняется доступностью и в большей степени естественностью данной стратегии. Современные писатели преимущественно стремятся создать положительный образ о себе, поэтому их действия укладываются в социально-одобряемые рамки поведения. Так, все писатели соблюдают правила вежливости на публике.
2. Самопродвижение, самореклама – демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Отличие данной стратегии от первой в желании выглядеть не просто привлекательным, а компетентным. Цель самопродвижения заключается в получении уважения со стороны других людей. Самый действенный способ в рамках данной стратегии состоит в демонстрации своих знаний и умений.
Вторая стратегия также является довольно распространенной в современном обществе. Самопродвижение деятелей искусства проявляется, прежде всего, в участии в различных конференциях и фестивалях (например, вручение наград и премий, кинофестивали). Также знаменитые люди стремятся не только давать интервью, отвечая на вопросы журналистов, но и рассказывать самим о своей жизни. В этом во многом им помогает интернет-пространство, предоставляющее новые популярные территории для саморекламы. На сегодняшний день многие современные писатели, драматурги, режиссеры и прочие знаменитые люди имеют официальные сайты, не говоря уже о десятках фан-сайтов. Обозначим некоторые примеры саморекламы посредством интернет-возможностей.
Другим популярным средством самопродвижения в интернет-пространстве являются блоги и странички в «Живом Журнале» (livejournal.com). Кто-то, как в свое время Гришковец, сами ведут свои журналы и блоги, а кто-то просто оставляет в них комментарии, а управление страничками предоставляет своим поклонникам. Но, в любом случае, наличие в интернет-пространстве подобных страничек демонстрирует самопродвижение людей и их творчества.
3. Пояснение примером – стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Здесь исполнитель должен убедить объект, что он может служить примером. То есть, исполнитель в какой-то степени занимается самопродвижением. В данной стратегии также есть определенный недостаток: существует вероятность, что объекту откроется, что служащий примером человек на самом деле не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.
Здесь, демонстрируя возможности литературы, в качестве примера, обратимся к творчеству Евгения Гришковца, а именно, к его драматическому творчеству. Специфика монодрам писателя полностью отвечает требованиям данной стратегии самопрезентации. Так, автор, являясь одновременно исполнителем собственных пьес, «вещает» зрителю со сцены, приводит примеры из жизни. При этом у публики стирается ощущение условности театрального действа, происходящее воспринимается чаще всего как доверительная беседа. Исполнитель выступает в данном случае в качестве наставника, служа примером для своих слушателей. Вообще говоря о театре, следует отметить его поучительную функцию: с момента возникновения театра зрители ходили на представления, чтобы во время спектакля как бы «прожить» жизнь вместе с персонажами и тем самым чему-то научиться.
4. Запугивание – демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Цель исполнителя – убедить объект в своей опасности для него. Запугивающий должен показать объекту, что может и будет причиной неприятностей в случае, если объект откажется делать то, что от него требуют. Эта стратегия опасна прежде всего тем, что запугивающий будет казаться аудитории грубым. К тому же людям не нравятся те люди, которые стремятся их напугать и поэтому они с ними просто не общаются.
5. Демонстрация слабости или мольба. Данная стратегия обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика – просить о помощи, умолять. Цель – казаться слабым. По мнению ученых, данная стратегия работает, так как в западной культуре широко распространена норма заботы о нуждающемся человеке. Но мольба не всегда может принести желаемый результат, так как слабость не всегда привлекательна и уместна.
Согласно исследованиям западных ученых наиболее распространенными являются первые три стратегии, так как они соответствуют социально-одобряемому поведению.
К последним двум стратегиям классификации Джонса и Питтмана обращаются те, кто использует преимущественно так называемый «черный пиар». Поэтому данные стратегии затруднительно приложить к литературе.
Иные стратегии выделяет А. Шутц43. В ее работах осуществлена более детальная классификация стратегий самопрезентации. Проанализировав и обобщив информацию из трудов предшественников, Шутц выдвинула собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации. Ее классификация опирается на следующие критерии:
Учитывая сочетание данных критериев, выделяются четыре группы стратегий самопрезентации.
1 группа – позитивная самопрезентация. Субъект использует активные, но не агрессивные действия по созданию о себе позитивного впечатления. Им пропагандируется девиз «Я хороший».
В данную группу включаются следующие стратегии, о которых говорилось ранее:
Для стратегий данной группы характерны следующие тактики:
• греться в лучах чужой славы (основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми);
• ассоциирование себя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себя как участника сражения или стройки);
• усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться;
• демонстрация влиятельности (человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий; данная тактика преимущественно используется в политике);
• демонстрация идентификации с аудиторией (исполнитель показывает близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено его презентирование).
2 группа –
наступательная