Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64
Следует отметить, что репетиции спектаклей как таковые в практике драматурга, по его собственному замечанию, отсутствуют. Вот что Гришковец говорит по этому поводу в интервью журналисту перед своим выступлением в Череповце: «Показ и есть репетиция. Если честно, я никогда их и не репетировал. Другие артисты и режиссеры, те, кто ставит мои спектакли — кстати, во многих европейских странах они идут, — да, серьезно репетируют, интерпретируют. А мне зачем? Я делаю свои спектакли так. Сначала показываю людям, которые приглашаются бесплатно. Часто это случайные люди, которые мимо проходили, а не мои друзья и знакомые. Раз десять — пятнадцать я показываю спектакль, но не продаю на него билеты — слежу за реакцией, корректирую что-то»57. Таким образом, каждый раз Гришковец презентует себя своей аудитории по-новому.
Исполнителем спектакля является именно рассказчик, а не артист. Сам Гришковец выбирает себе эту характеристику, ссылаясь на то, что актер лицедействует, а в его пьесах важно именно рассказывание58. То есть, при исполнении монодрамы, Гришковец предстает и презентует себя в качестве рассказчика.
Каждый раз, начиная свое выступление, он словно пробует, тонко «прощупывает» своих зрителей, пытается подобрать к ним ключи. Поэтому интонации Гришковца в первые минуты спектакля свойственно волнение, боязнь сказать что-то не то. Постепенно, вливаясь в процесс рассказывания, исполнитель обретает уверенность, пропадает робость перед аудиторией, он словно «привыкает» к ней, теряет робость. Такое «милое» и доверительное отношение рассказчика к публике, заставляет ее в свою очередь безоговорочно верить исполнителю.
В монодраме «ОдноврЕмЕнно» все логическое и смысловое уходит на второй план. В центре остаются сценические перемещения самого Гришковца, его голос и декорации, которые становятся таковыми только в момент взаимодействия с актером. Неслучайно монодрама начинается как бы со своей презентации, со слов драматурга о собственной пьесе: «Только тогда, когда заиграет музыка, изменится свет – это будет означать, что спектакль начинается, и потом я еще перешагну через эту веревочку. Это будет уже точно всё, началось». Так, Гришковец как бы отделяет себя-драматурга/режиссера от себя-актёра/исполнителя. Боксерский ринг или «учебное пособие, изображающее внутреннее устройство человека», служащие в спектакле «ОдноврЕмЕнно» декорациями, не отражают самого сюжета драмы, которого как такового вообще нет в пьесах Гришковца. В его творчестве важны не эти условности, создающие и делящие пространство, а сама речь исполнителя, его презентирование себя со сцены. Именно речь и действия самого Гришковца и являются его самопрезентацией. А декорации лишь помогают наглядно продемонстрировать публике значимость и реальность размышлений исполнителя.
Своими комментариями о замысле и идее пьесы, о том, что сама монодрама начнется при определенных условиях (зазвучит музыка, изменится свет, исполнитель шагнет в ринг) Гришковец нарочито отделяет пространство сцены от партера. В ходе спектакля он не покидает пределов ринга. Гришковец делится своими размышлениями о жизни со своей аудиторией, но при этом прямо с ней не взаимодействует. Это позволяет отделить себя от публики.
Следует обратить особое внимание на костюм рассказчика, который также является способом самопрезентации – одним из компонентов переднего плана исполнения роли согласно теории Гофмана. Так, внешний вид героя презентует его публике как человека обычного, ничем особенно не отличающегося от всех, но при этом он противостоит публике – зрители пришли на спектакль подготовленными и, естественно, не в помятых брюках и майках.
Еще одно важное понятие, введенное Гофманом, которое актуально относительно Гришковца, это зона исполнения. В монодраме «ОдноврЕмЕнно» эта зона специально выделена и представляет собой «ринг». Такое ограничение на сцене зоны исполнения позволяет Гришковцу отделить презентацию себя как драматурга-писателя, автора монодрамы от себя актера, исполнителя монодрамы, рассказчика. Находясь за пределами «ринга», он предстает в качестве писателя, перешагнув веревочку, перед аудиторией уже предстает Гришковец – рассказчик, Гришковец – актер.
Содержание спектакля «Одновременно», как говорилось ранее, это монолог рассказчика, обращенный к зрителям. Герой не говорит о каких-то важных вещах. То, что он рассказывает, это все совсем простые обыденные события, но при этом все слова рассказчика имеют весомое значение. Гришковец простыми словами передает публике свои мысли о жизни и обо всем, вполне претендующие на философскую значимость.
Каждая мысль рассказчика снабжена яркими, хотя и совсем обыденными иллюстрациями – моментами жизни, многие из которых отнюдь не уникальны, а происходили зачастую у большого количества людей. Например, ситуация, когда забываешь то, что хотел сказать, а вспоминаешь тогда, когда уже совсем об этом не думаешь, или истории про забытый портфель, зонтик. Все эти «словесные» иллюстрации Гришковец во время выступления сопровождает определенными действиями и жестами, что позволяет ему презентовать себя аудитории уже не в качестве писателя, а в качестве актера.
Подобные зарисовки, которые и являются канвой повествования в пьесе «ОдноврЕмЕнно», позволяют исполнителю на протяжении всего спектакля удерживать внимание аудитории на себе. При этом восприятие публикой написанного текста и сыгранного спектакля отличаются. Это объясняется тем, что в первом случае читатель не слышит живой речи и не ассоциирует текст именно с фигурой Гришковца. Перед зрителем же открывается возможность, прежде всего, соотнести все содержание пьесы с конкретным и вполне реальным человеком, а, во-вторых, сохраняется возможность войти в роль, присвоить себе эту самопрезентацию. Каждый сидящий в зале становиться не просто свидетелем монолога рассказчика и не просто видит этот монолог на сцене, но все мысли действующего лица звучат в самом зрителе и это уже монолог каждого.
Содержание монодрамы «ОдноврЕмЕнно» - это мысли действующего лица, а вместе с ним и самого Гришковца, снабженные воспоминаниями и рассказыванием пережитых раньше историй. Данная пьеса наполнена жизненными реалиями самого писателя, что и позволяет ей считаться самопрезентацией не просто абстрактного исполнителя, а именно самого Евгения Гришковца. События из жизни автора, так или иначе, нашли отражение в тексте монодрамы. Например, военная служба на Тихоокеанском флоте дает возможность размышлять о солдатах. Учитывая содержание предыдущей пьесы автора «Как я съел собаку», в которой, по замечанию самого Гришковца, он рассказывает о своей службе59 и которая, следовательно, является автобиографической, можно утверждать, что и содержание пьесы «ОдноврЕмЕнно» отражает реалии жизни и мысли автора.
Некоторые мысли кажутся зрителю интересными и необычными, другие знакомыми, а третьи являются теми, о которых каждый думает сам.
Моноспектакль также как и книгу «ОдноврЕмЕнно» можно смотреть и читать с любого места. В описываемых событиях нет никакой иерархии и четкой последовательности. Это просто мысли рассказчика и связанные с ними события из жизни. В анализируемом спектакле (как, впрочем, практически в любом спектакле Гришковца) зритель узнает сам себя, а автор тем самым подтверждает, что он сам такой же, как и все окружающие. Его образ усреднен, он не ставит четкой границы между собой и читателем/зрителем. Это достигается за счет образа героя, самого простого, среднего человека, в котором зрители легко узнают себя. Этот герой просто живет своей жизнью, переживает свои проблемы, которые близки всем обычным людям. Далеко не каждый современный человек думает о политике и мировой экономике. Герой говорит только о своём, но возводит это в «универсальную форму», чтобы быть понятным всем.
Важную роль в моноспектакле играет авторская интонация. Как признается сам Гришковец, ему важно точно передать смысл высказываний, избегая при этом каких-либо оценок. Автору важно поделится с аудиторией своими мыслями, при этом, не выдавая своего мнения. Гришковец избегает оценочности, которая сделала бы его судьей, что полностью противоречит убеждениям драматурга и его самопрезентации в качестве такого же как все. Если бы Гришковец занял в своих монодрамах позицию судьи и признавал за собой единственно верное понимание действительности, то речь бы шла о самопрезентации превосходства, чуждой по определению Гришковцу. Ему же гораздо ближе и свойственнее самопрезентация привлекательности, позволяющая создавать положительный образ в глазах аудитории, не претендуя при этом на свою уникальность и неповторимость, а, напротив, утверждая свою естественность и обычность.
Монодрама «ОдноврЕмЕнно» является очень динамичным спектаклем в плане эмоций. Серьезность размышлений рассказчика перемежается веселыми перевоплощениями: герой надевает шлем и очки, перевоплощаясь в летчика, включает вентилятор, поет как я как Элвис", исполняя свою детскую мечту. Ироничный характер содержанию пьесы придает сама особенность голоса Гришковца – его дефект дикции – картавость – никого не оставляет равнодушным, она, напротив, заставляет аудиторию еще больше ему доверять, так как невозможно представить, что такой забавный добродушный человек сможет обмануть.
Сценическая речь Гришковца (как в анализируемом спектакле, так и во всех других, принадлежащих его перу) отличается сбивчивостью, негладкостью, то есть, преднамеренной «не-литературностью» и «не-сценичностью»60. Ее можно назвать спонтанной. Такая речь вполне соответствует целям и задачам, которые ставит перед собой драматург, разыгрывая монодраму на сцене – создать впечатление естественности (иначе говоря, презентовать себя публике, как такого же, как все, в качестве самого среднестатистического человека). Спонтанная речь отвечает главному условию языковой игры, используемой и пропагандируемой Гришковцом – не произносить заученный текст, а импровизировать на заданную тему, иначе говоря, свободно, спонтанно высказываться от своего лица. «Косноязычие», «рваное» письмо Гришковца – это очередное средство самопрезентации, позволяющее ему выглядеть в глазах публики совершенно обычным человеком, разговаривающем с аудиторией на равных.
Персонаж Гришковца, произносящий со сцены монологи, привлекает и притягивает к себе, он всегда вызывает доверие у публики. Он не кричит со сцены, что все его высказывания единственно правильные. Исполнителю свойственно сомнение, но, естественно, в умеренных дозах.
Выступление Гришковца наполнено разнообразными байками и шутками, которые никого не оставляют равнодушными. Возможно, именно в этом и заключается психологическое, исцеляющее воздействие монодрамы, так как слова исполнителя заставляют публику порой просто «содрогаться» от смеха, который, как известно, очищает.
Монодрама Гришковца, которая в тоже время является его самопрезентацией, осложнена двумя моментами, обеспечивающими долгосрочность оказываемого ею эффекта. Первый момент – это собственно образ, тот среднестатистический герой, которого играет Гришковец и на сцене, и в жизни, по крайней мере, в той, о которой мы узнаем из его блогов, онлайн-дневников и интервью.
Все частные наблюдения
среднестатистического героя
Вторым моментом является речь исполнителя. Она путанная, спиралевидная, ассоциативная, предельно разговорная. Речь «как в жизни» – и это главный механизм моноспектаклей и монодрам Гришковца. В жизни, конечно, не развернешь улитку мелких наблюдений, поэтому этот тип речи становится определяющим – «как в жизни». Это и позволяет Гришковцу быть вне сцены – в роли, а на сцене – самим собой.
Театр Гришковца является «демократическим». Его пьесы-монодрамы – это спектакли-самопрезентации. Именно для представления себя, своего героя, который по сути является не кем иным, как alter ego самого автора, Гришковец выходит на сцену и снова и снова начинает делиться со своей публикой самыми сокровенными, но при этом, как неоднократно отмечалось ранее, вполне простыми житейским наблюдениями и претендующими на философскую значимость размышлениями. Зрителю же, в свою очередь, остается слушать и постепенно погружаться в пространство монодрамы, в процесс самопрезентации исполнителя.
Заключение
В качестве темы дипломной работы нами было выбрано исследование жанра монодрамы как формы самопрезентации (на примере монодрамы Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно»), чем и определяется цель данного исследования.
В качестве материала исследования была выбрана монодрама Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно».
Целью работы был определен следующий ряд задач:
Исследованию и решению каждой задачи в исследовании посвящена отдельная глава или параграф, где последовательно проведен анализ определенного явления, вынесенного в задачу.
Так, в первой главе дипломной работы нами проведено изучение специфики монодрамы и установлено следующее: