Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64
• подрыв оппозиции (сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть);
• критическая установка в оценке любых явлений действительности (такая установка создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы);
• критика в адрес тех, кто критикует субъект (создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих; Например, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили);
• изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сторону.
Наступательная самопрезентация часто применяется в политической сфере. Это так называемый «черный пиар».
3 группа – предохранительная самопрезентация. Главная цель не выглядеть плохо. Человек избегает возможности дать о себе негативное впечатление путем ухода от взаимодействия с другими людьми.
Тактики, применяемые в этом случае следующие:
• избегание публичного внимания,
• минимальное самораскрытие,
• осмотрительное самоописание (человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство),
• минимизация социального взаимодействия.
Таким образом, намеренное избегание общения с окружающими людьми все равно дает повод для создания впечатления о человеке, поведение которого рассматривается как самопрезентация.
4 группа – оборонительная самопрезентация. Субъект ведет себя активно в создании образа, но имеет установку на избегание негативного образа. Эта стратегия, как правило, разворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастности к какому-то нежелательному событию.
Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания:
• отрицание события (субъектом отрицается сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют);
• изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки (сам факт события признается, но подается в более позитивном ключе);
• диссоциация (субъектом намеренно занижается степень негативного участия в событии);
• оправдание (здесь допустимо настаивать на законности своих поступков, или приводить аргументы в свою пользу);
• извинения (человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий);
• признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.
В качестве примера первой группы самопрезентации можно отнести творчество Евгения Гришковца, который стремится создать в глазах публики свой положительный образ.
Примером третьей группы может служить личность современного писателя-постмодерниста Виктора Пелевина, который избегает публичности и старается лишний раз не попасть под прицел общественности и не дает интервью. Образ Пелевина у аудитории создается через его произведения.
Существуют и другие классификации стратегий самопрезентации. В нашей работе мы коснулись только некоторых из более известных и распространенных, которые можно рассматривать применительно к литературной деятельности.
Необходимо отметить, что человек применяет множество тактик и стратегий самопрезентации в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей.
Говоря об использовании стратегий самопрезентации в литературе, стоит отметить, что некоторые современные драматурги и писатели создают скандальный образ о себе и о своем творчестве. Таким ярким примером может послужить Роман Виктюк. Его театральные постановки отличаются оригинальным новаторским подходом, вызывающим неоднозначные, порой неодобрительные отзывы критиков. Он создает о себе впечатление скандальное, но, что важно, не отрицательное. Его творчество никого не оставляет равнодушным.
Таким образом, возможности самопрезентации в литературе сводятся к двум направлениям:
1) либо образ писателя создается через его творчество,
2) либо само творчество
является средством
Второй случай представляет особый интерес и в большей мере демонстрирует связь литературы с психологическим феноменом самопрезентации. В качестве такого творчества, позволяющего создавать о себе впечатление и затем управлять им, сегодня выступает монодрама. Выходя на сцену, исполняя пьесу, актер «вживается» в роль, примеряет образ героя на себя и, как результат, сам становится носителем данного образа.
Самым популярным монодраматургом сегодня является Евгений Гришковец, который одновременно является автором, драматургом, режиссером, постановщиком и актером собственных пьес.
Далее последовательно проанализируем своеобразие монодрамы Гришковца и рассмотрим, как она позволяет автору презентовать себя публике.
§2. Своеобразие монодрамы Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно»
В данном параграфе проведем анализ монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно» как литературного произведения, особое внимание обратим на соответствие требованиям жанра монодрамы.
Монодрама «ОдноврЕмЕнно» была написана в 1999 году. Тогда же на фестивале NET в РАМТе (Российский Академический Московский Театр) состоялась премьера спектакля. В 2005 году была выпущена видеоверсия спектакля.
Идея монодрамы, по словам автора, родилась сама и вполне естественно, когда Гришковец ехал в автобусе из Калининграда: «Я как будто увидел его в отражении окна... После чего у спектакля довольно долго не было названия. Я действительно не знал, как с ним быть, и он долго шел у меня под "рабочим" названием "Нескромный спектакль"»44. Знакомое всем наименование возникло уже при сдаче текста для буклета фестиваля NET. Тогда и появилось название спектакля, причем с обоими вариантами ударения.
Примечательно, что данная монодрама (впрочем, как и многие другие произведения Гришковца) изначально была придумана именно для сцены, а свой печатный облик получила значительно позже. О процессе рождения и создания спектакля сам Гришковец говорит следующее: «Мы не брали готовых пьес, а создавали спектакль во время репетиций на тему, определённую заранее. Наши спектакли вырастали, как кристалл. Мы много разговаривали, придумывали, и потому актёры становились как бы соавторами текста» («Вечерняя Москва», 2001, 28 февраля)45. При этом для спектаклей Гришковца характерно то, что каждый раз актер не просто воспроизводит текст, а заново его создает.
Монодрама «ОдноврЕмЕнно» имеет стандартную внешнюю оформленность, положенную любому драматическому произведению. Пьеса начинается с афиши, где представлены действующие лица. Данный список состоит только из одного рассказчика, что отвечает главному требованию монодрамы, ее природе. О рассказчике из афишы читателю становится известно, что это молодой человек тридцати-сорока лет, который и будет вести повествование.
Далее следует авторская ремарка, описывающая место действия данной пьесы. Это «ринг», находясь внутри которого рассказчик начинает свой монолог со зрителем. По ходу повествования из авторских ремарок можно вычленить декорации спектакля:
Декорации выполняют свои функции в спектакле, являются наглядными примерами в подтверждение мыслей рассказчика.
Также как и декорации, лаконичен и костюм самого героя. Он в майке, подтяжках и помятых брюках. После появляется еще летчицкий шлем, который надевает рассказчик, перевоплощаясь, таким образом, в летчика и исполняя тем самым свою детскую мечту.
Монолог с аудиторией рассказчик начинает со слов о том, что недавно узнал новое о машинистах. Оказалось, что они не едут из города в город, а едут от станции до станции и обратно. И, как объясняет сам герой, это новое знание ему не понравилось: «Просто я узнал об устройстве мира что-то такое, что мне не понравилось. Потому что, когда узнаешь, как что-то устроено… Не то чтобы это перестает нравиться, но от прежнего отношения к тому, об устройстве чего ты узнал,… ничего не остается…» 46. Именно эта новость, казалось бы ничем не примечательная и случайная, спровоцировала героя на дальнейшее размышление об устройстве жизни. И далее, как бы нанизываясь одно на другое, идут совершенно спонтанные мысли героя. Все размышления и описываемые в качестве иллюстраций события из жизни рассказчика не имеют никакой прямой зависимости друг от друга, они не поддаются логическому объяснению. Весь монолог героя, время от времени прерывающийся паузами и какими-то действиями исполнителя (то раздевается, то включает музыку, то надевает шлем и проч.), напоминает поток сознания, в котором возникают совершенно неожиданные ассоциации, перебивающие друг друга. Так, например, размышления о машинистах заставляют рассказчика заняться анализом своего физиологического устройства, сравнивая при этом свое строение с анатомической картой человека.
Главную идею спектакля невозможно сформулировать лаконично и однозначно, здесь становится недопустимым ответ на вопрос о чем данное произведение. Условно монодраму можно разделить на четыре логических центра, которые относительно последовательно раскрывает рассказчик, снабжая их яркими иллюстрациями-размышлениями из собственной жизни.
В качестве первого центра выступает классическая философская проблема, что такое «Я» и, что является более важным для исполнителя, где это «Я» находится. Путем анализа и сравнения себя с анатомической картой человека герой, а вместе с ним и зритель/читатель, приходит к выводу, что «Я» это не «мои кишки и мой желудок», «мои руки – это не я», «мои ноги – тоже не Я, а просто мои» и «мой мозг – это не я». В результате вопрос «где я?» так и остается нерешенным, что, возможно, и является вполне закономерным результатом.
Вторым логическим центром является понимание, точнее осознание одновременности жизни, в которой одновременно живут миллионы людей, животных, насекомых, растений, планет, галактик. Одновременно кто-то умирает, кто-то рождается, кто-то воюет… Но при всей этой одновременности, у каждого человека происходит своя жизнь, полная своих чувств, своих эмоций и воспоминаний, отличающих его от других. Но все эти разноплановые события происходят не последовательно, а именно одновременно.
Третий центр сформулировать гораздо сложнее, чем первые два. Его можно обозначить, как важность почувствовать. Рассказчик говорит о том, что человек должен именно почувствовать, ощутить любое событие своей жизни, как маленькое и незначительное, так и большое, весомое. Человеку важно ощутить свою «сопричастность» к жизни, почувствовать которую могут позволить любые события, происходящие с ним: созерцание мирового шедевра живописи, наступление Нового Года, просмотр фильма…
И, наконец, последним, но не по значимости, логическим центром является следующая фраза из спектакля: «хочется, чтобы было хорошо…в этой жизни, а не в той».
По внешним характеристикам монолог рассказчика в монодраме является уединенным, так как его отличают импровизация, непоследовательность мыслей, непродуманность речи, отсутствие структурированности. Но при этом рассказчик размышляет не наедине с самим собой, а именно с аудиторией, со своими слушателями/зрителями, он косвенно обращается к ним. Это доказывают его фразы типа « понимаете», «вот тут я прошу внимания», «я ведь к чему все это говорю» и проч.. Подобные фразы подтверждают непосредственную обращенность рассказчика к аудитории, ориентированность монолога на восприятие слушателей/ читателей.
Согласно классификации, предложенной Патрисом Пави47, пьеса Гришковца «ОдноврЕмЕнно» по драматургической функции является лирическим монологом. Это своего рода повествование героя, раскрывающее его мысли, обнажающее душевные переживания. По литературной форме это поток сознания – повествование, представляющее спонтанное и свободное течение рассуждений героя, свободное от требования соблюдения норм литературной речи.
Так как данная монодрама представляет собой, согласно классификации С. Мокульского48, пьесу – монолог, то для нее характерен ряд свойств, характеризующих монолог.
Во-первых, это монологическая речь, которая одновременно обращена к публике, но в тоже время не требует немедленной ответной реакции. Рассказчик не ждет от своей аудитории высказывания мнений, он делится с ней размышлениями, делает собственные выводы, которые публика вправе как принимать, так и отвергать.
Во-вторых, тематика монолога в пьесе «ОдноврЕмЕнно» представляет собой, как отмечалось ранее, набор отдельных идей, соединенных воедино случайными ассоциациями. Этим обстоятельством объясняется синтаксическая и пунктуационная оформленность текста, который отличает знаковая нагруженность, оборванность фраз, построение сложного синтаксического целого из простых предложений, частые лексические повторы. В качестве примера рассмотрим размышление рассказчика о том, почему в России любят грузинскую музыку: «Я ведь к чему это все говорю… Точнее, я к чему подвожу… Я недавно понял… Ну, так же недавно, как узнал про железнодорожников, но не в связи с железнодорожниками, а просто, одновременно, я понял, почему у нас……… Вот тут я не знаю, как лучше сказать - "у нас в стране" или "русские люди". В общем, почему они любят грузинскую музыку»49. Здесь, как и практически во всем тексте произведения, почти каждое предложение заканчивается многоточием, преимущественно используются простые предложения, постоянно повторяется местоимение «Я». Все это придает речи разговорный характер и напоминает поток сознания персонажа. Поэтому у публики, читающей или слушающей монодраму, создается впечатление естественности и «живости» текста.