Жанр монодрамы как форма самопрезентации (на примере монодрамы Гришковца "Одновременно")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Жанр монодрамы как форма самопрезентации (на примере монодрамы Гришковца Одновременно).docx

— 135.73 Кб (Скачать файл)

Новый этап  развития монолога приходится на конец 16 – начало 17 веков в английском и французском театре. Востребованность монологической речи в эпоху Возрождения продиктована самой организацией театра. Так, в английском театре  той эпохи сцена была маленькой и часто выдвигалась в середину зрительного зала, что создавало непосредственную близость между зрителем и актером и располагало зрителя к роли адресата героя, произносящего монолог.  Широко использовали монолог в своих драматических произведениях К. Марло и Т. Кид. Самым известным монологом эпохи Возрождения является монолог Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира.  «Быть или не быть» - это философское размышление главного героя о смерти и самоубийстве.

Следующим этапом развития монолога стало начало и первая половина 19 века, время, когда европейские романтики привносят в драму лирический компонент. Так,  «Манфред» Байрона состоит практически целиком из одних монологов. Монолог играет первенствующую роль в "Вильяме Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго.

Развитие реалистического и особенно натуралистического театра в конце 19 века привело к редуцированию монолога в пользу диалога. Первый по своей природе не мог придавать пьесам максимального жизнеподобия, к которому стремились драматурги. Постепенно монолог перестает играть существенную роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга.

Русская драматургия во многом отвечала европейским веяниям. Однако в русской классической реалистической драматургии мы находим и монологи, претендующие на свою автономность. В качестве примеров могут послужить монологи действующих лиц в «Скупом рыцаре» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина, монологи Катерины в «Грозе» А.Н. Островского и городничего в «Ревизоре» Н.В.  Гоголя. Приведенные монологи служат не только подчеркиванию и раскрытию характерных черт героев, но они одновременно выполняют функцию развития сюжета.

Новый исторический этап изучения монодраматургии приходится на начало 20 века. В 1908  году Николай Николаевич Евреинов (русский и французский режиссёр, драматург, теоретик и преобразователь театра, историк театрального искусства, философ и лицедей, музыкант, художник и психолог) прочитал в Московском литературно-художественном кружке реферат «введение в монодраму», в котором подробно изложил принцип своей театральной теории.

В своем докладе Николай Николаевич Евреинов прослеживает истоки монодрамы с античных времен, указывая на актера Тесписа, который называл свои пьесы, в которых играл один актер, «монодрамой»30.

Согласно теории Евреинова монодрама – это «такого рода драматическое представление, которое, стремясь наиболее полно сообщить зрителям душевное состояние действующего, являет на сцене окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим в любой момент его сценического бытия»31.

Элементы монодрамы Евреинов обнаруживает в «Гамлете» Уильяма Шекспира, в ранних пьесах Александра Блока и в произведениях Александра Сергеевича Пушкина, прежде всего, в книге «Повести Белкина», где все происходящее увидено глазами не автора, а одного из персонажей.

Монодрама предполагает развёртывание сценических событий, словно проецируемых через сознание главного героя или одного из действующих лиц. Также она подразумевает драматическое представление, которое преподносит окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим лицом «в любой момент его сценического бытия», и заставляет каждого из зрителей стать в положение этого лица, «зажить его жизнью»32.

Первое место в теории Евреинова занимает внутренняя централизация действия, превращение «чуждой мне драмы» в «мою драму», то есть драму самого зрителя, сопереживающего с центральным «действующим» персонажем пьесы. Этого «действующего» Евреинов называет «субъектом действия» или просто «я». Отношения этого «я» к миру, его субъективные восприятия людей и вещей определяют характер развертывающегося действия монодрамы. Монодрама  по Евреинову является «проекцией души» центрального персонажа на внешний мир. Значимость остальных персонажей, если таковые имеются, для зрителей монодрамы заключается в том, что в них   проецируется  воспринимающее «я» субъекта действия.

В теории Евреинова звучит мысль о социально – терапевтической функции монодрамы. Данная функция обусловлена тем фактом, что зритель, наблюдая за действиями и словами актера, вольно или невольно сам погружается в роль, становясь при этом сам «иллюзорно действующим». Таким образом, театр, вовлекая с помощью монодрамы публику в сценическое действие, тем самым дает ей возможность очищения, даже своего рода перерождения.

В 1920-ых годах  идеи Евреинова легли в основу новых методик  психотерапии, разработанных венским  врачом Якобом Леви Морено. Он создал первый в мире метод групповой психотерапии – психодраму. Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.  Это было абсолютно новое решение, поскольку до этого самым популярным методом психотерапии был психоанализ, где пациент, лежа на кушетке и не видя психотерапевта, рассказывал ему о своих сновидениях и вызванных ими ассоциациях из жизни. Так, Морено заставил человека действовать. Из психодрамы органично появилась монодрама — метод индивидуального консультирования и психотерапии, основанный на приемах и методиках психодрамы.  В монодраме нет группы — людей, которые могут играть роли в сценах клиента. В монодраме, также как и в психодраме, часто используется пространство помещения для построения сцены, но вместо других людей в монодраме используются пустые стулья или предметы.

Монодрама формируется на основе понимания между клиентом и терапевтом, при этом включаются как вербальные, так и невербальные коммуникативные возможности.

С помощью новой методики психотерапии, разработанной Морено, театр пришел в психологию.

В современном литературоведении  более основательно исследована  теория монолога, который, по своей природе, является в тоже время монодрамой.  Под монологом понимается «развернутое, пространное высказывание, знаменующее активность одного из участников  коммуникации или не включенное в межличностное общение»33.

Так, различают два основных вида монолога:

  1. обращенный монолог,
  2. уединенный монолог.

Первый вид, как ясно из названия, включен в общение людей. Он определенным образом оказывает воздействие на адресата, но его ответной реакции не требует. В данной речевой ситуации активен только один участник коммуникации, остальные берут на себя роль слушателей. Обращенный монолог может быть направлен как на одного адресата, так и на целую группу людей. Здесь, как отмечает Якубинский Л.П, можно говорить об иерархической привилегированности исполнителя: «Слушают того, кто имеет власть или пользуется особым авторитетом, вообще в обстановке внущающего воздействия, подразумевающего известную пассивность восприятия или преимущественно сочувственное реагирование, когда прорываются главным образом « поддакивающие» реплики»34.

Обращенные монологи не имеют ограничения в объеме, их отличает продуманность и четкая структурированность. Также они могут воспроизводиться в различных ситуациях в готовом виде.

Иными свойствами обладают уединенные монологи – высказывания, осуществляемые человеком либо в одиночестве, либо в психологической изоляции от окружающих. К ним относятся внутренние монологи, дневниковые записи. Речь, возникающая в уединенном монологе, как отмечает Выготский Л.С., отличается сокращенностью, отрывочностью, бессвязностью. Это своего рода поток сознания исполнителя35.

Патрис Пави в книге «Словарь театра»36 предлагает  следующую классификацию монолога  по его драматургической функции и по литературной форме:

  1. По драматургической функции:
  2. технический монолог, рассказ героя о событиях, уже произошедших либо происходящих в настоящее время;
  3. лирический монолог, повествование героя, раскрывающее его сильные душевные переживание;
  4. монолог-размышление, или монолог-принятие решения, монолог в условиях жесткого выбора, требующий принятия какого-либо ответственного решения, при котором герой излагает самому себе аргументы «за» и «против».
  5. По литературной форме:
  6. апарт, несколько слов в сторону, характеризующих состояние персонажа;
  7. стансы, поэтические размышления героя (характерно для драматургии Классицизма);
  8. диалектика рассуждения, монолог, представленный как логически выстроенная последовательность смысловых и ритмических оппозиций;
  9. поток сознания (внутренний монолог, не путать с одноименным термином Системы Станиславского), повествование, представляющее свободное течение мысли героя, не требующее очевидной логики и не заботящееся о литературном построении речи;
  10. авторское слово, непосредственное обращение автора к публике, как правило, через какого-либо из персонажей;
  11. диалог в одиночестве, диалог героя с божеством, либо обращение к другому персонажу пьесы, который или не слышит его, или не отвечает.

Рассмотрим некоторые  особенности монолога, отличающие его главным образом от диалога.

Прежде всего, монологическая речь  не требует немедленной реакции слушателей и их ответных реплик.  В отличие от диалогической, речь в монологе односторонне направлена: от говорящего к слушающему. Так, в случае, когда речь исполнителя обращена к публике,  а не к самому себе (внутренний монолог), то он высказывает свои мысли, а аудитория вправе соглашаться с ними, принимать их или же нет.

Тематика монологов гораздо шире и свободнее, чем в диалоге, что позволяет намеренно усложнять речь, используя при этом сложные синтаксические конструкции или же, напротив, использовать короткие синтаксические конструкции, осложненные пунктуационно, придающие речи прерывистость и естественность.

При исполнении монолога выступающему  важно постоянно поддерживать контакт с аудиторией. В этом ему помогают слова-обращения, риторические вопросы и восклицания.

 Особую значимость  для монолога имеет интонация, выполняющая  здесь важные функции. Она помогает передать внутренний  смысл высказывания и выразить  отношение выступающего к фактам  и явлениям, о которых он говорит.  Важно, чтобы интонация соответствовала  выражаемым мыслям и чувствам  и выбор элементов интонации (темп, тембр, паузы, логическое ударение) был обдуманным, соответствующим  теме, целям и задачам монолога.

Все эти свойства  речи позволяют монологу претендовать на определенную автономность, независимость от контекста. Поэтому становится возможным сближение понятий «монолог» и «монодрама».

Востребованной монодраматургия становится в конце  20 века - начала 21века, в период становления новой драматурги, когда для современного человека классический  театр становится узок. Зрителю  теперь необходимо нечто иное, нежели постановка всем известных пьес или же их  очередная новая интерпретация. В современном мире, чрезвычайно насыщенном информацией, человеку нужен не просто развлекательный театр, но и театр, в котором зрители увидят себя, окружающую их действительность, смогут  рефлектировать вместе с героями. Поэтому вполне уместной становится монодрама, сближающая литературу и психологию, о чем было упомянуто ранее.

Сегодня монодрама — это драматическое произведение, разыгрываемое с начала до конца одним актером; пьеса, построенная в виде монолога одного действующего лица37. Хотя определение понятия довольно конкретное, тем не менее, в научной литературе38 выделяются различные виды монодрам. Представим некоторые из них:

    • пьеса – монолог - развернутый монолог, обращенный непосредственно к зрителю («О вреде табака» — Чехова),
    • драматическая миниатюра – развернутый монолог, обращенный либо к присутствующему безмолвному персонажу («Путник» — В. Брюсова), либо к персонажу, находящемуся за сценой (пьески-миниатюры, построенные на разговоре по телефону, и т. п.)
    • монодрама, в которой единственный актер последовательно исполняет несколько ролей, соответственно изменяя свою наружность (миниатюры театра "Кривое зеркало" в Петербурге, миниатюры А. И. Райкина).

При подготовке монодрамы исполнитель должен тщательно продумать все содержание и интонационно-жестикуляционное сопровождение своего монолога, учитывая при этом не только тему и цели выступления, но и особенности аудитории. Само же выступление требует от исполнителя постоянной сосредоточенности и внимания  к аудитории, умения контролировать себя в момент говорения, чувствовать реакцию слушателей, а почувствовав непонимание, на ходу, не прерывая речи, изменить форму выражения (например, повторить ту же мысль другими словами, усиленной интонацией или же, наоборот, более медленным темпом). При этом моменты продумывания и произнесения практически полностью должны совпадать и быть незаметны для аудитории.

Монодрама, являясь драматическим жанром,  предназначена для сценической постановки и имеет прямую зависимость от актёрского исполнения. Поэтому важно, чтобы актер не просто играл свою роль и произносил со сцены заученные слова, а вместе с тем проживал, пропускал все происходящее через себя.

 В монодраме, как и  в любой пьесе,  есть сюжет, опирающийся на активное намерение  героя. Но выражается он не так, как в драматических произведениях, где на сцене присутствует более одного героя. Именно в выражении сюжета заключается объективная сложность монодраматургии. В привычной для зрителей драме, где множество персонажей, осуществление сюжета  зависит от тех обстоятельств, в которых участвуют другие, помимо героя, люди. В монодраме важно построить сюжет таким образом, чтобы не получалось исключительно «самокопаний» героя в прошлом и мечтаний о будущем. То есть, он должен каким-то образом действовать, а не просто рефлексировать.

И, наконец,  монодрама, как и любая пьеса,  должна оказывать эмоциональное воздействие на зрителя.  Это воздействие или, иначе говоря, путь, которым автор ведет зрителей к  идее пьесы, может выражаться посредством абсолютно любых эмоций.  Путь может быть смешным, грустным, ужасным, безобразным, грубым, косноязычным и т.д.. Но он никогда не может быть скучным. В монодраматургии  автор должен действовать только через эмоции.

   Из этого следует, что    монодрама - художественное  произведение, предназначенное для  актёрского исполнения, имеющее в своей основе активное  действующее  лицо, которое хочет чего-либо достичь здесь и сейчас.

Таким образом,   для монодрамы, как жанра драматургии, характерен следующий ряд свойств.

Во-первых, активное   действующее лицо монодрамы обязательно хочет чего-то немедленно достичь. Это является внешним мотивом, который будет близок и понятен всем зрителям. Данная цель героя будет оказывать эмоциональное воздействие на зрителей.

Информация о работе Жанр монодрамы как форма самопрезентации (на примере монодрамы Гришковца "Одновременно")