Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:50, курсовая работа
Английские исследователи М. Лири и Р. Ковальски определяют самопрезентацию как «процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих» .
На равне с терминами «самопрезентация» и «управление впечатлениями» некоторые исследователи используют понятие «самопредъявление». По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам» .
Введение……………………………………………………………………….2
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра………………………...13
Глава II.
§1. Возможности самопрезентации в литературе…………………..29
§2. Своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно»………39
§3. Анализ самопрезентации в монодраме………………………….49
Заключение………………………………………………………………….60
Список использованной литературы……………………………………….64
Таковы наиболее важные и значимые для данной работы сведения о самопрезентации, разработанные в психологической и социологической науках.
Говоря о второй составляющей темы дипломной работы – о монодраме – следует отметить, что на сегодняшний день как литературный драматический жанр она не исследована. В большей степени монодрама изучена в психологии, как один из способов психотерапии.
Объектом дипломной работы является жанр монодрамы как форма самопрезентации. Данный выбор обусловлен тем обстоятельством, что монодраматургия сегодня является одним из наиболее ярких и интересных способов самопродвижения. Именно использование такого жанра, как монодрама, под которой в нашей работе мы будем понимать драматическое произведение, разыгрываемое сначала и до конца одним актером16, дает возможность через творческий труд презентовать исполнителю самого себя аудитории.
В качестве предмета изучения нами выбрано монодраматическое творчество Евгения Гришковца по двум причинам. Во-первых, на сегодняшний день, именно им активно используется жанр монодрамы. Во-вторых, его фигура представляет особый интерес с точки зрения особенностей самопрезентации.
Творческий путь Евгений Гришковец начал с пантомимы и написания стихов. В театр он пришел более 10-ти лет назад. В ноябре 1998 года состоялась премьера моноспектакля «Как я съел собаку». Первый показ был дан для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии. По признанию самого драматурга этот показ стал поворотным в его жизни. Гришковец влился в театральную жизнь скромно и при этом вполне естественно. Он не пытался ничего переделать и никому ничего не навязывал, а просто делал то, что ему нравится. Его пьесы легко и естественно воспринимались публикой, так как в них отсутствуют какие-либо страшные реалии жизни. Как отмечает Болотян И.17, Гришковец «сам принёс себя в театр и сам показал, как себя играть».
В современной литературной и театральной критике творчество Евгения Гришковца вызывает интерес, появляются работы, посвященные анализу феноменальности самой личности и изучению особенностей его произведений. В связи с личностью Евгения Гришковца для исследователей становятся актуальными два вопроса, на которые до сих пор нет однозначных ответов:
Отвечая на первый вопрос, обнаруживаем следующие оценки критиков: «Человек-театр», «русский народный Марсель Пруст», «анекдот в духе Довлатова и Жванецкого», «абсолютный субъективист», «аскетичный автор», «наивный драматург»18 и др. Гришковец своей деятельностью охватывает различные виды искусства, востребованные современной жизнью, и именно эта его многогранность провоцирует изучение самой личности данной персоны как феномена, как «человека-оркестра»19. Критик Анатолий Смелянский именует его «театральным Годо»20, которого все ожидали. И сам Евгений Гришковец не может однозначно себя оценить и назвать только драматургом, писателем, актером, певцом, либо режиссером. Но более всего он известен публике именно как исполнитель пьес, поэтому, на наш взгляд, будет уместна самохарактеристика «театральный деятель»21. Исследователями отмечается своевременность и естественность появления Гришковца в драматургии. Как отмечает И. Болотян, «Гришковец вошёл в театральную жизнь скромно, даже сутулясь. Он никому ничего не навязывал, не реформировал, никого не обличал, не пытался разрушить старое»22.
Сегодня Гришковец автор более десятка пьес, многие из которых он играет сам. И, безусловно, каждое новое произведение не остается без внимания не только зрителей, но и критиков. Появляются все новые и новые короткие рецензии в газетах и интернет-изданиях, посвященные разбору отдельных произведений. Отдельная монография, посвященная творчеству Гришковца, еще не написана.
Что касается второго вопроса, то и здесь нельзя сказать однозначно. Во-первых, Евгений Гришковец ставит спектакли, по которым затем пишет книги. Во-вторых, он сам исполняет свои произведения, большинство из которых предусматривают одного исполнителя – это монодрамы. В-третьих, Гришковец выступает в роли музыканта, участвуя в проекте «Бигуди». Также, сравнительно недавно, он занялся актерской деятельностью. Но, каким бы способом не проявлялась творческая натура Гришковца, всю его разностороннюю деятельность сближает проникновенный, собственный и в тоже время близкий всем взгляд на жизнь. В данной работе нас будет интересовать монодраматическое творчество Гришковца.
В научной литературе нами не обнаружено трудов, посвященных изучению самопрезентации драматурга непосредственно через его монодраматургию. Именно в этом и заключается новизна данного исследования.
Цель дипломной работы заключается в исследовании жанра монодрамы как формы самопрезентации на примере творчества Гришковца.
В качестве материала исследования нами выбрана монодрама Евгения Гришковца «ОдноврЕмЕнно».
Целью работы определяется следующий ряд задач:
Структура исследования отвечает поставленным задачам. Дипломная работа состоит из введения, где особое внимание уделено феномену самопрезентации и обоснованию выбора фигуры Гришковца и его творчества в качестве объекта исследования, первой главы, посвященной исследованию особенностей монодрамы, и второй главы, состоящей из трех параграфов, в которых последовательно рассмотрим возможности самопрезентации в литературе, своеобразие монодрамы Гришковца «ОдноврЕмЕнно», анализ стратегий самопрезентации в монодраме.
Глава I. Монодрама: история и специфика жанра
Данная глава будет посвящена изучению специфики особого вида драматургии, а именно, монодрамы. Рассмотрим своеобразие монодрамы и определим ее место в системе драматургии, обратимся к истории ее возникновения и развития.
Начнем с определения драмы как вида искусства, с ее специфичности, определяющей особенности драматических жанров в целом.
Драма – это особый вид искусства, специфичность которого обусловлена тем, что она одновременно является родом театрального и литературного искусств. Во-первых, драма, выступая первоосновой спектакля, вместе с тем воспринимается и в чтении. Во-вторых, как один из основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и эпосом), она охватывает произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене.
Считается, что драма как род литературы сформировалась на основе эволюции театрального искусства, когда на первый план вышли актеры, соединяющие пантомиму с произносимым словом.
Специфику драмы составляют сюжетность, конфликтность действия с членением на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествования. Драматические конфликты изображаются через поступки персонажей, их диалоги и монологи, жесты и мимику. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (для этого активно используются жесты, мимика, движения, которые четко указываются в авторских ремарках) и на звучание. Также он учитывает возможности сценического времени, пространства и театральной техники (построение мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Драмы условно делятся на трагедию, комедию, драму (как жанр) и трагикомедию.
Изначально драма была предназначена для коллективного восприятия, поэтому она всегда тяготела к наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась народной. По мысли А. С. Пушкина, назначение драмы заключается в том, чтобы «... действовать на толпу, на множество, занимать его любопытство»23.
Синтез таких двух различных по своей сути видов искусств, как театр и литература, в драме не случаен. Он возможен лишь на основе общего. Данной основой выступает художественный образ, переходящий из творческого сознания автора в творческую атмосферу театра. Не смотря на то, что художественные образы драмы рождаются в сфере литературы, при этом они сознательно ориентированы своими создателями на зрительское восприятие и сценическое воплощение. Они могут до конца воплотиться и полноценно существовать лишь в ином, не литературном, виде искусства, - в театре.
Сказанное выше не означает, что художественные образы и вместе с тем драмы как литературные произведения представляют неполноценный материал, требующий доработки и обязательной постановки. Пьесы Софокла, Шекспира, Мольера, Чехова и пр. признаны шедеврами мировой литературы. Аристотель так говорил о драме: «Сила трагедии <сохраняется> и без состязания и без актеров… ведь и при чтении бывает видно, какова она»24.
Драма не вписывается и не укладывается в рамки одного вида искусства: ее нельзя полностью отнести ни к литературе, ни к театру. Природа драмы сложна. В качестве литературного произведения она с самого начала обращает свои образы к театру, призванному их творчески переосмыслить и воплотить на сцене. По словам немецкого драматурга Фридриха Геббеля, «...произведение искусства, претендующее на принадлежность к драматической поэзии, должно быть исполнимо на сцене, ибо если что-то не поддается сценическому воплощению, значит, оно не было воплощено и самим поэтом, а осталось лишь в зародыше, в схеме»25.
Из этого следует, что драма оживает полностью только на сцене, где происходит гармоничное слияние художественного текста с актерской игрой, мимикой, жестами, музыкой, пением, светом, танцами, декорациями. Лишь при гармоничном слиянии театральных возможностей с литературным произведением мы получаем театральный спектакль. Немецкий философ и эстетик Фридрих Шеллинг так писал об этой особенности драмы: «...Совершеннейшее сочетание всех искусств, объединение поэзии и музыки в пении, поэзии и живописи — в танце в синтезированном виде составляет самое сложное явление театрального искусства»26.
Но так же, как без театра не возможна сценическая жизнь драмы, так она не мыслима и без зрителей. Любое драматическое произведение рассчитано непосредственно на понимание публикой, которая должна воспринимать театральное действо, сопереживать героям. Современный англо-американский теоретик Э.Бентли говорил по этому поводу: «Сами по себе события еще лишены драматичности. Они обретают драматичность, только будучи увидены глазами зрителя»27.
Таковы в общем виде основные условия, определяющие художественную природу драмы, понять которую становится возможным лишь учитывая эстетическую двойственность драмы, ее принадлежность сразу к двум видам искусства — литературе и театру.
Именно так можно представить драму как вид искусства.
В 21 веке актуальным и востребованным становится такой особый вид драмы, как монодрама – драматическое произведение, разыгрываемое с начала и до конца одним актером.
Возникновение монодрамы как вида искусства относится к античности, к доэсхиловской греческой трагедии, где один актер путем перевоплощения играл целое произведение. «Прародителем» монодрамы можно считать греческого актера и поэта Феспида28 (6 век до н.э.). Он первым ввел в драматическое произведение наряду с хором актера-декламатора.
Изначально греческая драма представляла собой своего рода театральное зрелище - жертвоприношение на алтаре Диониса, сопровождавшееся состязаниями поэтов-драматургов. Происходило это только в дни праздников Диониса. «Лицедейство» совершалось в стенах храма и сопровождалось хоровыми плясками.
Феспид явился новатором в области драмы. Именно он первым вывел на сцену актера, противопоставив его в диалоге и действии хору. Если же возникала необходимость в другом герое, то все тот же актер, с помощью маски и костюма, с легкостью перевоплощался в нового персонажа.
В доэсхиловской греческой
драме партия актера, чередуясь
с песнями хора, и составляла
всю пьесу. Такое общение хора
с актером приводило к
Иногда же хор пел один, а актер пользовался речитативом, приближавшимся более или менее к декламации. Или же, наконец, запевала-корифей выступал от имени хора, и тогда между ним и актером возникал настоящий диалог.
Вскоре после Феспида Эсхил вывел на сцену второго актера, а Софокл – третьего. И монодрама перестала существовать в чистом виде, но при этом она не исчезла полностью. Монодрама сохраняется на всех этапах исторического развития театрального искусства и существует в форме драматического монолога.
Так, не смотря на появление на сцене множества действующих и говорящих лиц, в античном театре главную роль продолжает играть монолог актера, представляющий собой по сути монодраму, придающий определенную повествовательность действию (свойство, доставшееся трагедии «в наследство» от эпоса, который, согласно теории Веселовского29 и подтвержденной данными современной науки, развился раньше драматургии). Здесь монолог служит нескольким целям:
Монолог продолжает играть роль основной лексической формы организации действия и в эпоху Средневековья, особенно в таких драматических жанрах, как мистерии и моралите. Этот факт объясняется строго формализованным, ритуально-символическим характером исполнения данных произведений.