Философия как социокультурный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:40, курс лекций

Описание работы

Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.

Файлы: 1 файл

Конспект философия за 2 семестра.doc

— 96.99 Кб (Скачать файл)

Философия как  социокультурный феномен

     Предмет, структура и социально-культурные функции философии. Философию можно рассматривать как двуликого Януса: с одной стороны, она рассматривается как возможное достояние любого человека. Главное, чтобы человек, обладая определенным жизненным опытом и испытывая потребность в рефлексии, задавался не только практическими, но и мировоззренческими вопросами. С другой стороны философия - это профессиональная отрасль, имеющая своих специалистов, метод, язык. В рамках профессиональной философии специалисты ответственно занимаются ее развитием. Нас интересует именно второе ее качество.

     Когда мы говорим о предмете философии, мы имеем в виду ту реальность, которую она изучает, и те вопросы, которые связаны с этой реальностью. Так сложилось, что по мере развития философского знания предмет философии постоянно изменялся. Исторически первым предметом философии у древних греков была натурфилософия - философия природы. Древние греки VI в. до н.э. - люди практического склада, люди, которые занимались выращиванием винограда, владели и обрабатывали пахотные земли, занимались ремеслом, торговлей, мореплаванием. Они зависели от знания о природных явлениях. Первый шаг в становлении философии был связан с переходом от мифологической картины природы к философской, которую сперва нужно было создать. Древних греков интересовало, откуда взялся этот мир и почему этот мир стабилен. Древние греки задались вопросом, который иногда формулируют так: "Почему есть нечто, а не ничто?" Так в философии возникла проблема субстанции - первоначала и первоосновы мира. Если мир возник, то из чего? Что объединяет различные явления и процессы мира, что является основой единства мира? Первоначало - фактор генетический, а первооснова - онтологический.

     Первое понимание предмета философии связано именно с попыткой объяснить существование мира с позиции субстанции - натурфилософская постановка предмета философии. Довольно быстро, к середине V века до н.э., ситуация меняется. Сократ говорит о том, что, сколько не изучай природу, изменить в ней что-то нельзя, поскольку природой правят боги, поэтому нужно изучать то, что человек может изменить - самого себя. Неслучайно Гегель сказал, что именно с Сократа и начинается настоящая философия.

     Третий этап в развитии предмета философии - это период классической философии древней Греции связан с именами Платона и Аристотеля и относится к IV в. до н.э. В это время греки начинают задумываться об основах мироздания, пытаются понять сущность мира, в котором существуют. По выражению Аристотеля задача философии "дойти до предельных оснований бытия", раскрыть первоосновы, кирпичики мироздания. Аристотель - учитель Александра Македонского и тот говорил о нем, что чтит его наравне со своим отцом: "Если мой отец дал мне жизнь, то Аристотель придал ей смысл".

     С падением империи Македонского наступает период эллинистической философии (III-I вв. до н.э.). В это время в качестве предмета философии оформляется проблема мудреца, смысл которой в том, что греков перестает интересовать вселенная, а начинают интересовать они сами. Это - начало упадка древней Греции, снижение потенции философского мышления. В это время возникают три школы античной философии - эпикурейцы, школа стоиков, школа скептиков. В это же время очень популярными становятся взгляды представителей более ранней философской школы - киников (или циников). Проблема мудреца - это пробелма тех ценностей, идеалов к которым должен стремиться человек, чтобы его можно было назвать мудрым.

     В средние века ситуация меняется, что связано прежде всего с христианизацией Европы. Предмет философии начинает усматриваться в использовании ее церковью в качестве рационального средства обоснования религиозных догматов. Это необходимо потому, что религия, обладая огромной притягательной силой, обладая верой, воздействием на чувства и эмоции, слабо воздействует на ум людей. А для комплексного воздействия на человека было нужно и задействование его ума. Философия становится орудием в руках церкви. В XII веке возникает формула "философия - служанка богословия".

     С началом Возрождения и Нового Времени (XV-XVIII) пробуждается интерес к науке и XVII век считается временем возникновения классической науки. Когда что либо воззникает новое, оно испытывает трудности в развитии - ему нужно помогать расти. В это время предмет философии начинает рассматриваться как поиск всеобщего метода научного познания - перед философией ставится задача поиска для научи общего, универсального ключа-метода к познанию мира. В это время возникают два течения, одно из которых развивается в русле эмпиризма, а второе - рационализма. В XVII-XVIII вв. в Европе заметно пробуждается общественная жизнь, возникает вопрос о сути общества, государства и каковы перспективы их развития. Возникает ставшая знаменитой договорная теория происхождения государства, из чего делается вывод о существовании гражданского общества, не подчиненного механизму государства. В XVIII веке достаточно большое внимание начинает уделяться внутреннему миру - неслучайно это время часто называют эпохой Просвещения.

     К середине XIX века классическая философия подходит к своему завершению. Гегель заявляет, что с его философией заканчивается развитие философии - и он оказывается прав, классическая философия заканчивается. В это время возникают такие конкретные науки, как политэкономия, социология, научная история. Возникает психология общая и социальная, оформляются политические науки. Философия оказывается в положении короля Лира, который раздал все свои владения дочерям и в итоге оказался у разбитого корыта. Старая философия заканчивается, начинается период ее специализации - постклассическая (неклассическая) философия. В ее рамках отказываются от создания глобальных картин мироздания, начинаются специализированные области - философия науки, философская антропология, философия языка и другие. Все эти специализированные философские дисциплины имеют свой предмет исследования. В классической философии можно выделить периоды главенства какой-либо проблемы. В постклассической философии это невозможно - работа идет сразу в нескольких предметных областях. На данный момент единого предмета философии нет.

     Исходя из вышесказанного очевидно, что структура философии не простая. Можно выделить некоторые основные части философского знания. Начиная с XVII века выделяют онтологию - учение о бытие. Второй раздел философии есть гносеология - теория познания, в рамках которой наиболее фундаментальным является вопрос принципиальной познаваемости мира. Следующий самостоятельный раздел - философская антропология, учение о человеке. С ней связана философская аксиология - учение о ценностях. Следующий раздел - методология науки. Еще один большой раздел философии - социальная философия. Также философия культуры.

     У философии немало функций. Первая из них - мировоззренческая. Методологическая функция, т.е. функция средства приращения и организации накопленного знания, создания моделей и стереотипов логического мышления. Последняя из основных функций философии - социально-критическая. На протяжении всего своего существования философия пыталась объяснить общество и предложить проект его лучшего устроения. Не случайно Шилинский-Шихматов, министр народного просвещения в России в середине XIX века, говорил так: "Польза от философии не доказана, а вред возможен". В результате он запретил преподавание философии в вузах России - это тоже показатель социально-критической функции философии.

     Проблема субстанции и основные традиции философии. Пытаясь ответить на вопрос: "Существует ли мир, в котором мы живем, вечно или же он кем то создан; что составляет основу этого мира?" - древние мыслители поставили вопрос о субстанции: из чего возникает мир и что составляет его цементирующий раствор. Начиная с Демокрита и Платона начинают постепенно вырисовываться основные традиции, направления в развитии философии по вопросу - что является основой в развитии мира. Они жили в конце V-IV вв. до н.э. Демокрита считают родоначальником материалистической традиции, а Платона - идеализма в философии. Либо материальное начало является основой, либо духовное (идеальное). Материализм исходит из того, что материальное является первоосновой и первоначалом мира. Материализм говорит о том, что материальный мир, природа существуют вечно. Со временем в вечной природе возникает обладающий сознанием человек, для которого материальное бытие превалирует над духовным. Сознание - не продукт божественного, но вторично по отношению к материальному. К материалистам относятся Демокрит, Эпикур, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Гельвеций, Маркс, Энгельс и др.

     Суть идеализма в том, что признается приоритет и первичность духовного начала по отношению материального, существование которого оно определяет. Идеалистическая традиция делится на объективную и субъективную. Объективный идеализм утверждает, что сознание, творящее мир - это может быть некое мировое сознание, мировая душа; может быть логос (творящее чистое сознание), может - мир идей Платона, который определяет мир вещей; может быть мировая идея Гегеля, которая, развиваясь, становится природой. Иными словами, признается существование высшего сознания, творящего мир из ничего и определяющего его существование. Согласно субъективному идеализму сознание каждого субъекта создает мир, в котором этот субъект существует. Субъективный идеализм исходит из того, что наш разум не пассивен. Крайний вариант субъективного идеализма получил название солипсизма, согласно которому существует только субъект, а все остальное - результат воображения. Представителями субъективного идеализма были Кант, Давид Юм, Джордж Беркли.

     Еще два основных течения в философии в зависимости от того, что считать субстанцией. Помимо моноических концепций материализма и идеализма были и дуалистические концепции, н-р Декарта. С точки зрения Декарта мир не един, а разорван на две реальности - природы (субстанция - материя) и духа(субстанция - мышление [cogito]). Еще одна концепция - плюрализм, признание множесива субстанций. Наиболее известный представитель - Вильгельм Лейбниц. По нему мир состоит из множества явлений и процессов, каждое из которых имеет монаду - душу. Связаны явления, поскольку связаны их души.

 

Исторические типы классической философии.

 

     Философия древней Индии. Древнеиндейская философия возникает в середине I тыс. до н.э. (VII-VIII вв.) - в это время появляются первые древнеиндийские философские школы. Древнеиндийское общество этого времени весьма замкнутое, в котором существовало несколько основных групп со своими правами, привилегиями, образом жизни - т.н. варн, на основе которых позднее возникают касты. Варны были весьма изолированы, поэтому надеяться на изменение своего положения в обществе было невозможно. Оставалось надеяться на реальность подобной ситуации в будущем. Но это, как считали древние индийцы, требовало больших усилий. Это привело к тому, что древнеиндийская философия носит религиозный характер, а основной ее стержень - моральная философия.

     В это время в арийском обществе основные позиции принадлежали религии брахманизма, которая базировалась на Ведах, считая их чуть ли не собственным духовным достоянием. Веды представляли собой собрание мифов, преданий, религиозных гимнов и комментариев к ним. Комментарии составили упанишады, которые, как считается, и стали предпосылкой для возникновения философии. Отношение к ведам было различным и, в частности, были как сторонники религии брахманизма, поддерживающие авторитет Вед, так и противники брахманистской религии, которые оспаривали этот авторитет. Эти два крыла и заложили два основных направления древнеиндийской философии - ортодоксальное и неортодоксальное (критическое).

     Были такие школы ортодоксального направления, как Веданта, Миманса, Ньяйя, Вайшешика, Самкхья и Йога - так называемые "шесть школ даршаны", которые составляют основу ортодоксального (ведического) направления индийской философии. Неортодоксальное направление содержало в себе три основные школы: Джайнизм, Буддизм, Чарвака (Локаята).

     Основоположником веданты считается Шри Шанкара Ачайя, а согласное ее учению мироздание есть единое. Мир - един в своей сущности. Это единое существует в двух ипостасях - Брахман и Атман. Брахман в едином представляет собой естественное, вещественное начало. Атман - это закономерное внутреннее, душа единого, мировая душа. Атман и Брахман присутствуют во всем, в т.ч. и в человеке. Человек - частица единого. В природном космосе Брахман и Атман взаимопроникают. Они - единое. В человеке как частице единого присутствуют Атман и Брахман - духовное и телесное начало. При этом в человеке Атман и Брахман не находятся в гармонии, а пребывают в конфликте. Мудрый человек должен для преодоления конфликта слиться с большим космосом, должен почувствовать гармонию с ним. Его Брахман и Атман должны войти в резонанс с миром, с единым.

     В рамках веданты речь идет о том, что человек стремиться познать единое - большой космос, но ничего у него не получается и не получится. Разумом постигнуть единое невозможно, потому что на этот мир, в котором мы существуем, наброшено покрывало Майя. Максимум, что может человек - попробовать угадать сущность того, что скрыто за одеялом Майя. Нужно посчитаться достичь гармонии с тем, что человек хочет познать - единым.

     Самкхья признает единство мира и его двухаспектность. Аспекты носят название Пракрити и Пуруша. Пракрити - материально-энергетическое, вещественное состояние единого. Пуруша - духовное состояние единого. Пракрити и Пуруша присутствуют во всем, но в разных пропорциях. В нежживой природе преобладает Пракрити, но маленькая доля Пуруши все же есть. Чем выше организован объект, тем выше доля жизненности, организованности - Пуруши. Появилось понятие ахимсы - почитания всего живого, что связано с постулатом о единстве мира. Ахимса - это благоговение перед жизнью.

     Йога - это особая философская школа, о которой обычно говорят так: "там где кончается теоретическая Самкхья, начинается практическая Йога", т.е. Йога берет за основу то, на чем заканчивается Самкхья. С точки зрения Йога человек - тоже существо, в котором есть Пракрити и Пуруша, но у человека ведущая роль должна принадлежать Пуруша, но мы наблюдаем то, что Пуруша находится в темнице тела. Тело мешает в полной мере развить те потенциальные возможности, что присущи Пуруша. Для высвобождения потенциала нужно помочь себе - дисциплинировать тело, для чего предназначен комплекс особых упражнений и в целом движение вверх по мистическому пути из восьми ступеней, на вершине которого находится своеобразный экстаз - мокша, когда человек впадает в прострацию, покидает духом этот мир.

     Основателем школы Джайнизма считался Джина. С т.з. джайнизма человек - единое существо, в котором соседствуют два начала - Джива (духовное) и Аджива (Телесное). Надо дисциплинировать тело путем аскезы. Аскетический образ жизни, предусматривающий максимальный отказ от любого рода земных удовольствий. С т.з. сторонников джайнизма именно так можно добиться состояния просветления человека - нирваны, когда человек достигает углубления в самосознание мироздания.

     На базе джайнизма возникает буддизм. Его основатель - принц Гаутама Шакьямуни. В основе философии буддизма лежала мысль о том, что границы, которые существуют между варнами в обществе должны быть преодолены. Человек не должен быть рабом каких-либо социальных границ для собственного развития. Главным для человека является выход за пределы этой реальности, которая ограничивает его, а для этого необходимо жить, исповедуя четыре основных правила: жизнь полна страданий, есть причина страданий (стремление к удовольствиям), можно избавиться от страданий (это связано с достижением нирваны, которая здесь обозначает освобождение от желаний и отречение от любых контактов с внешним миром), для достижения нирваны нужно следовать рекомендациям учителей буддизма. В буддизме важное значение имеет понятие кармы - своего рода матрицы, в которой запечатлеваются все поступки человека, хорошие и плохие, на протяжении всего его существования. Карма присутствует у человека на протяжении всей его жизни и после смерти тела человека - Адживы - карма наследуется, т.е. она может вселяться в тело иного человека или животного. Все зависит от того, каков был жизненный путь человека - от качества кармы. Процесс переселения кармы получил название реинканации.

Информация о работе Философия как социокультурный феномен