Качество как философская категория, подходы к пониманию качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

Одним из первых категорию "качество" рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель. По его мнению, то, что существует само по себе, и образует качество. И качество стоит на втором месте после сущности.
Качество рассматривается Аристотелем в следующих значениях:
1) как видовое отличие сущности;
2| кок характеристика состояний сущности;
3) кок свойство вещи.

Файлы: 1 файл

menedzhment_kachestva.docx

— 171.24 Кб (Скачать файл)

1.Качество как философская категория, подходы к пониманию качества.

Одним  из  первых  категорию  "качество"  рассмотрел  древнегреческий  мыслитель Аристотель. По его мнению, то, что существует само по  себе,  и  образует качество. И качество стоит на втором месте после  сущности.

  Качество  рассматривается Аристотелем в  следующих значениях:

1) как  видовое отличие сущности;

2| кок  характеристика состояний сущности;

3) кок  свойство вещи.

 Таким  образом, по  Аристотелю,  категория  «качество» проявляется  во многие  отношениях. Первый вид качества  выражает устойчивость  предмета,  его отличия от других вещей. Второй и третий — это состояния, свойства,  которые способны измеряться  и переходить друг в  друга  тепло  —  холод,  болезнь  —  здоровье и т. П

Идея системного понимания качества принадлежит  Гегелю  и  Марксу.  В философской системе Гегеля исходными логическими моментами  бытия  выступают качество, количество и мера. "Качество, —  подчеркивает  Гегель,  —  есть  в первую  очередь  тождественная  с  бытием  определенность,  так  что   нечто перестает  быть  тем,  что  оно  есть,  когда  оно  теряет  свое   качество. Количество  есть,   напротив,   внешняя   бытию,   безразличная   для   него определенность... Третья ступень бытия, мера,  есть  единство  первых  двух, качественное  количество" .  Гегель   выявил   диалектику   качества   и количества, их  взаимоопределяемость.  Качество  есть  в-себе-количество,  а количество  —  в-себе-кочество.  Такое  понимание  соотношения  качества   и количества  открывало  возможности  функционального  подхода   к   качеству, выражению его через количественные  показатели,  что  стало  значимым  в  XX столетии.

Русские  философы  уделяли  большое  внимание   проблемам   качества, подчеркивая  его  ценностную  значимость,  его  системный характер. Существенным в этом подходе к качеству было  то,  что  оно  прежде всего связывалось  с  духовностью,  В.С.  Соловьев  широко  использует понятие  качественной  определенности  при  анализе  нравственно-философских проблем. Наличие  качества  приобретают  добродетели,  проявляющие  свои свойства через должные (нравственные) отношения.

 

2. Система TQM: цели, идеология, иерархия уровней качества.

Всеобщее управление качеством (англ. Total Quality Management, TQM) — общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов.

Существуют различные концепции управления качеством. Основной является концепция всеобщего управления на основе качества "TQM", идеологию которой разработали американские ученые Уолтер Шухарт и Уильям Эдвард Деминг. 

TQM является  комплексной системой, ориентированной  на постоянное улучшение качества  всей организации, минимизацию производственных  затрат и поставку продукта  точно в срок. Основная идеология этой системы базируется на принципе - "улучшению нет предела". Эта идеология имеет свой термин -"постоянное улучшение качества".

В настоящее время Всеобщее управление качеством все в большей степени становится идеологией, охватывающей различные слои общества.. 
Основными целями TQM являются: 
- ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей 
- Возведение качества в важнейшую цель предпринимательства.

- Оптимальное использование всех ресурсов организации.

 
Иерархия уровней качества:

  • нулевого (контроль качества продукции),
  • первого (контроль производственного процесса),
  • второго (контроль в процессе разработок, входной контроль, контроль готовой продукции) и
  • третьего (контроль поставляемых материалов, контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве) уровней.

 

3. Методы управления TQM.

1 метод –бенчмаркинг  или "Метод эталонного сравнения".               

Применяется для создания конкурентного преимущества при решении проблем, связанных с качеством, затратами и поставкой. Бенчмаркинг - один из инструментов управления качеством.                                                                                                                                                                     Цель метода: Изучение состояния дел с качеством и эффективностью бизнеса партнеров и использование их передовых приемов и практических методов в конкурентной борьбе для достижения коммерческих успехов своей компании.                                                                                                                         Бенчмаркинг - это метод объективного систематического сопоставления собственной деятельности с работой лучших компаний (подразделений своей компании), уяснение причин эффективности бизнеса партнеров, организация соответствующих действий для улучшения собственных показателей и их реализация.                                                                                                                                                                   

Достоинства метода - Обеспечивает конкурентное преимущество.                                           Недостатки метода:                                                                                                                                                          - Закрытость компаний и собственный комплекс "засекреченности".                                                                              - Существующие системы финансового учета компании и налогообложения не всегда позволяют получить реальные данные по тем или иным показателям.         

   2 метод: Реинжиниринг — это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий используется в случаях, когда необходимо принять обоснованное решение о реорганизации деятельности: радикальных преобразованиях, реструктуризации бизнеса, замене действующих структур управления на новые и пр.

Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:                                                                                                                                           1. Компании, находящиеся на грани краха в связи с тем, что цены на товары заметно выше и (или) их качество (сервис) заметно ниже, чем у конкурентов. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. 
2. Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр. 
3. Компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную маркетинговую политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего.

3 метод: СИСТЕМА "ТОЧНО В СРОК" - саморегулирующаяся СИСТЕМА обеспечения произ-водства материальными ресурсами, построенная на принципах логистики. Характеризуется автоматизацией управления материальными потоками, при этом главным критерием функционирования системы является минимизация производственных запасов. 

Согласно системе «точно в срок» заказ на готовую продукцию подается на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчет требуемого объема незавершенного производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идет запрос на предыдущий этап производства на определенное количество полуфабрикатов. Таким образом, между каждыми двумя соседними стадиями производственного процесса существует двойная связь.                                                                                                                       Кроме того, материальные ресурсы из внешней среды подаются небольшими партиями непосредственно в нужные точки производственного процесса, а готовая продукция сразу отгружается покупателям. Таким образом, в системе «точно в срок» запасы, как таковые, вообще отсутствуют, что позволяет отказаться от создания складской системы. Страховые и сезонные запасы также отсутствуют.                                                                                                                                   Основные преимущества системы «точно в срок»:                                                                                                         - короткий производственный цикл, высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;  - отсутствуют или чрезвычайно низки издержки хранения производственных и товарных запасов.                                                                                                                        Основные недостатки системы «точно в срок»:                                                                                                        - сложность обеспечения высокой согласованности между стадиями производства продукции;    - значительный риск срыва производства и реализации продукции.

 

4. Исследования Э. Деминга в формировании современной системы менеджмента качества.      

        Благодаря человеку-легенде Эдварду У. Демингу (W. Edwards Deming), одному из создателей «японского экономического чуда», теория управления качеством получила свое дальнейшее развитие. Считается, что именно деятельность Деминга во многом способствовала появлению высококачественных и недорогих японских товаров.

Признавая существование отклонений, необходимость отслеживания «неестественных» отклонений и выяснения их причин, Деминг выдвинул идею об отмене оценки заданий и результатов выполнения работы сотрудниками. Деминг полагал, что такая оценка создает атмосферу страха, способствует ориентации на краткосрочные задачи, игнорируя долгосрочные цели, и мешает коллективной работе. Им были предложены для менеджеров следующие 14 принципов совершенствования качества:

  1. Соблюдайте постоянство целей.
  2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.
  3. Откажитесь от повсеместного контроля.
  4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.
  5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.
  6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.
  7. Внедрите современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.
  8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.
  9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.
  10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.
  11. Откажитесь от количественных оценок работы.
  12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.
  13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.
  14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества

 

 

5. Категориальный аппарат менеджмента  качества.

Качество – объективно существующая совокупность cвойства и характеристики продукта, которая опредеяет изделие как таковое и отличает его от другого.                                                                                                    Исо – европейская организация по качеству.                                                                                                                 Подходы к пониманию категорий качества с позиции идеального рынка все одинаковое, полная информация.                                                                                                                                                                 С позиции восприятия качетсва оценка носит субъективный характер и не имеет не объективных критерий.                                                                                                                                                               Позиция управления производства -  Качетсво подпется объективному измерению и поддерживается 4 параметрами.                                                                                                                                         - качество продукции                                                                                                                                                                     - качетсво производства                                                                                                                                                                  - приемлимость обслуживания                                                                                                                                                                    - послепродажное обслуживание.     

Качетсво – это совокупность сойств и характеристик продукции, уровень или вариант которых формируется поставщиками при ее создании в целях удовлетворения потребностей.   

 

6. Детерминанты туристского поведения  человека как составляющая качества  туристического продукта.

    Туризм – это форма соц. Активности, которая характеризуется многообразием  моделей человеческого поведения.

    Любая модель поведения – это  эффект действия мн-ва факторов, влияющих на население с различной  целью.

     Детерминанты ту. Поведения человека  бывают:

а) внешние: хар-ер места проживания; СМИ, реклама, слухи, усвоение знаний; хар-ер общественности в месте проживания

б) внутренние: индивид. особ-ти личности; семейные традиции; уровень благополучия.

     Мотивы приобретения турпродукта: 1.Эмоциональные (амбиции, мечты, опасение (экономич. ситуация, привычка экономить) 2. Рациональные(удовольствие, благопр. отнош., цена кач-ва, удобства (для  клиентов, кот. волнует не стоимость, а качественное обслуживание), решающая  возможность немедленного разреш. проблем)

  До 85% случаев у клиентов приобладают  эмоции. Цели путешествия являются основой первоначального отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить: отдых, досуг, развлечение; познание; спорт и его сопровождение; лечение; паломничество; деловые цели; гостевые цели. Существует ряд факторов, оказывающих влияние на туристские мотивы, которые необходимо учитывать при изучении спроса на турпродукт и при формировании программ обслуживания. Принято выделять доминирующие и побочные факторы туристской мотивации, обладающие определенными возможностями усиливать свое влияние на поведение потребителя и процесс принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта: возраст, образование, соц. принадлежность и т.д.

 

7. Сущность и особенности концепции  «петли качества».

   Важнейшим элементом системы  качества является жизненный  цикл продукции, или «петля качества». «Петля качества» - концептуальная  модель взаимозависимых видов  деятельности, влияющих на качество  на различных стадиях: от определения  потребностей до оценки их  удовлетворения.

     Объектами управления качества  продукции являются все элементы, образующие петлю качества. Под  петлей качества в соответствии  с международными стандартами  ИСО понимают замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции,

Петля качества — концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях: от определения потребностей до оценки их удовлетворения

Информация о работе Качество как философская категория, подходы к пониманию качества