Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:09, доклад
1. Материя как философская категория
2. Движение
3. Формы движения материи
1 В.И. Ленин. Полн. собр. соч.. т. 18, стр. 332 (примечание).
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 570.
77
полей, указанная задача систематизации элементарных частиц нередко формулируется как задача создания «единой теории поля». Выявление глубокой внутренней связи между качественно различными видами элементарных частиц и типами сил взаимодействия (электромагнитные, «сильные», «слабые») — такова одна из наиболее важных проблем, стоящих перед наукой в наши дни. Новая теория микромира будет рано или поздно создана и явится великим шагом науки вперед, но и тогда не будет открыт такой конкретный вид материи, который был бы вместе с тем «материей вообще», по той простой причине, что в материальном мире общее не может существовать не воплощенным в отдельное.
Таким образом, категория материи чрезвычайно богата по своему содержанию и по праву занимает центральное место в системе категорий диалектического материализма. В рассмотренных выше определениях этого понятия материя характеризуется как первичное по отношению к сознанию — и это главный момент в ее определении; как субстанция, обладающая атрибутами, каковы движение, пространство и время; через соотношение общего и отдельного. Каждое из этих определений фиксирует ту или иную сторону единого философского диалектико-материалистического понятия материи.
§ 2. ДВИЖЕНИЕ
Движение — способ существования материи. Материя и движение неразрывны. Эта коренная идея материализма была выражена великим английским материалистом XVIII в. Д. Толандом в тезисе: «Материя не существует без движения, как и движение без материи». Ф. Энгельс выразил эту мысль более точно, указав не только на неотделимость движения от материи, но и на характер их взаимного отношения, определив движение как «способ существования материи».
Движение есть атрибут материи как совокупности тел, и поэтому оно означает также движение, изменение всех свойств тел и отношений между ними. Сознание, будучи свойством материи, не составляет в этом смысле исключения. Движение ощущений и мыслей связано с материальным движением двояким образом. С одной стороны, оно отображает изменения, совершающиеся в телах, которые воздействуют на органы чувств, и, с другой стороны, оно оказывается определенной стороной материальных, физиологических процессов, происходящих в нервной системе. Таким образом, при рассмотрении движения как атрибута материи необходимо исходить из уже известного читателю материалистического и вместо с тем диалектического решения вопроса о соотношении материи и сознания. В положении «движение — способ существования материи» противоположность сознания и материи учитывается как относительная. Но при рассмотрении соотношения движения ощущений, представлений, мыслей с движением
78
отображаемых в них объектов эта противоположность становится абсолютной. Именно такой, диалектический подход дает возможность доказать несостоятельность идеалистических представлений о движении.
Последовательный идеализм сводит движение вещей к движению божественных или человеческих мыслей, представлений, ощущений. Так, если подобно Гегелю рассматривать мир как воплощение абсолютной идеи, то движение мира оказывается движением этой идеи, мыслительным процессом, происходящим где-то вне человеческой головы во вселенских масштабах. Если вместе с Беркли видеть в вещах лишь ощущения человека, то источником движения вещей придется считать сознание субъекта. Махист Пирсон выразил эту мысль предельно ясно: «Все вещи движутся, — но только в понятии» 1. Но сведение реального движения к движению психики позволяет считать любое движение моих мыслей, переживаний, ощущений, в том числе сны и галлюцинации, реальным движением, объяснять последнее «движением» каких-то духов; чудеса «религии» или «самодвижущиеся» блюдечки спиритов получают на этой основе видимость объяснения. Влиянием религии ц идеализма на естествоиспытателей можно объяснить тот парадоксальный факт, что некоторые ученые попадаются на удочку спиритизма. В 70-е годы прошлого века, когда шедшее с Запада спиритическое поветрие дошло до «образованных кругов» русской столицы и захватило некоторых ученых, по инициативе Д. И. Менделеева была создана специальная комиссия для проверки «чудес» спиритизма. Заключение великого химика было таково: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или от сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие» 2.
Если религия или спиритизм усматривают причину движения вещей во вмешательстве «таинственных» духовных сил, то сторонники философского идеализма рассуждают более тонко. В основе всех построений идеализма, направленных на отрицание объективного характера движения, лежит отрыв движения от материи. Этот отрыв наметился уже у Аристотеля, который полагал, что материя сама по себе является косной, инертной, лишенной движения и приобретает последнее лишь благодаря духовной, идеальной форме. Применяя это положение к миру в целом, Аристотель приходил к выводу о наличии за многочисленными небесными сферами, окружающими Землю, некоего «первого двигателя» — бога, который и является причиной движения этих сфер на небе и всего сущего на Земле.
Толкование движения как результата внешнего толчка приводило некоторых ученых и философов-материалистов к уступкам
1 Цит. по: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 118, стр. 281.
2 Д. Менделеев. Материалы для суждения о спиритизме. СПб., 1876, стр. 60.
79
идеализму. И. Ньютон полагал, что центробежная сила, обусловливающая возможность вращения планет вокруг Солнца, внесена в Солнечную систему богом. Е. Дюринг утверждал, что мир первоначально находился в «самому себе равном состоянии», а затем по неизвестной причине пришел в движение. Энгельс показал, что Дюринг открывает дверь религии, ибо привести покоящийся мир в движение могла только божественная сила.
Представления о том, что движение вносится в материю извне, находятся в противоречии с данными естествознания. Опираясь на известные механике еще в XVIII в. законы сохранения (закон сохранения количества движения, закон сохранения «живой силы» с учетом потенциальной энергии в поле тяготения, закон сохранения момента количества движения), Кант, а вслед за ним Лаплас показали в своих космогонических гипотезах, что происхождение Солнечной системы можно объяснить без участия творца. Однако до середины XIX в., когда был экспериментально доказан закон сохранения и превращения энергии, оставалось неясным, сохраняется ли движение при превращении механического Движения в другие его формы — тепловую, электрическую и т. д., и тем самым оставалась лазейка для идеалистического «привнесения» движения извне. Обосновав закон сохранения энергии, физика нанесла идеалистическому толкованию движения сильнейший удар. Но и после того, как этот закон был общепризнан, попытки отрыва движения от материи не прекратились. Они шли по следующим основным направлениям.
Первое. Некоторые естествоиспытатели подчас пытаются истолковать новые данные науки как свидетельства против закона сохранения энергии, что создает почву для выдумок о «неведомых» причинах движения. Однако дальнейшие исследования неизменно доказывают, что закон сохранения энергии полностью подтверждается в новых областях. Например, когда в конце XIX в. было открыто явление радиоактивности, высказывалось предположение, что выделяемая при радиоактивном распаде колоссальная энергия «создается из ничего». Но вскоре было показано, что в этих процессах происходит превращение энергии, скрытой в ядре атома, в другие ее виды. Потерпела неудачу и более поздняя, в 20-е годы ХХ в., попытка Бора, Слэтора и Крамерса приписать закону сохранения энергии статистический характер, т. е. признать возможность его нарушения в микропроцессах так, что «исчезновение» энергии в одних случаях компенсируется ее «появлением из ничего» в других. Когда было доказано, что закон сохранения энергии соблюдается в каждом микроявлении, т. е. не является статистическим, авторы этой гипотезы под давлением фактов от нее отказались.
Второе. Открытие закона сохранения энергии положило начало термодинамике, а па основе одностороннего истолкования ее законов в конце XIX в. появилась своеобразная разновидность «физического» идеализма, получившая название «энергетизма» и
80
связанная с именем немецкого физико-химика и философа В. Оствальда.
В первоначальном варианте
«энергетизма» материя и
В. И. Ленин в книге «Материализм
и эмпириокритицизм» в
В другом варианте «энергетизма», возникшем в XX в., утверждалось, что материя и движение могут превращаться друг в друга. Мы ужо подвергли ранее критике произвольное истолкование соотношения Эйнштейна Е=тс^2, когда из него делаются выводы об «исчезновении» материи (см. § 1). Надо добавить к сказанному ранее, что нелепый вывод об «исчезновении материи» дополняется не менее нелепым выводом о «материализации энергии», т. е. по сути дела о возможности «исчезновения» и «возникновения» движения. На деле соотношение Е=тс^2 выражает закон взаимосвязи массы и энергии; оно связывает закон сохранения массы с законом сохранения энергии. Каждый из этих законов остается нерушимым, но теперь их уже нельзя рассматривать как изолированные законы природы. Поскольку масса есть количественная мера материи, а энергия есть количественная мера Движения, постольку соотношение Эйнштейна может служить доказательством глубокой внутренней связи между материей и движением.
Третье направление, отрывающее движение от материи, связно с трудностями познания бесконечной во времени и простран-
1 Цит. по: В. II. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 287,
2 Там же, стр. 283.
81
стве Вселенной. Далее (§ 3) мы специально будем говорить о философском значении теории относительности. Здесь же необходимо отметить, что из этой теории подчас пытаются делать выводы о «начале» мира во времени, под которым подразумевается начало расширения Метагалактики. Высказано предположение, что до этого гипотетического момента примерно 15 млрд. лет назад вещество Метагалактики пребывало в малом объеме и имели чрезвычайно высокую плотность. Но научную гипотезу надо отличать от спекуляций вокруг нее.
Эта гипотеза подчас используется для проповеди божественной силы, которая вмешивается в естественный процесс. Выдвинувший в 1927 г. теорию «расширяющейся Вселенной» бельгийский физик (и одновременно аббат) Леметр прямо ссылается на бога. Пытаясь объяснить, почему продолжается это расширение, он «логическим путем» ввел постоянную силу отталкивания, которая превалирует над силами притяжения. Таким образом, не только первоначальный толчок, но и обусловливающая последующее расширение сила отталкивания выступают у Леметра как внешняя сила. К этой теории мы еще вернемся в следующем параграфе данной главы.
Представление о начале движения всегда так пли иначе связано с представлением о его конце. В религиозном варианте это выглядит так: бог, вдохнувший в материю движение, может по своему желанию и лишить ее движения. В естествознании начиная со второй половины XIX в. идея о конце движения получила значительное распространение в связи с так называемой теорией тепловой смерти Вселенной. Эта теория была выдвинута Клаузиусом и Томсоном в 60-е годы XIX в.; ее возникновение связано с открытием этими учеными второго начала термодинамики — закона энтропии, которому они дали расширительное толкование.
Суть дела состоит в следующем. Как известно, теплота переходит от более нагретых тел к менее нагретым, так что температура в любой конечной системе тел стремится к выравниванию. Тепловая энергия не является единственной формой энергии, она способна переходить в механическую, электрическую и т. д., а, наоборот, все остальные формы движения способны переходить в тепловую. Коэффициент полезного действия идеального двигателя, т. е. такого двигателя, в котором не учитываются потери на излучение энергии, на трение и т. д., далек от 100%. Это значит, что превращение теплоты в другие формы энергии затруднено в сравнении с переходом этих форм в тепловую.