Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
1. Введение.
1
2. Научное познание и его особенности. 1
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и рационального познания.
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания. 13
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании. 17
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3. Принцип детерминизма.
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход в познании.
20
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2. Эксперимент.
24
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3. Формализация.
32
4.4.4. Аксиоматический метод.
34
4.4.5. Метод гипотезы.
34
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
36
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5. Заключение.
42
6. Библиографический список.
43
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность
полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало
гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему
тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка
исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование
своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев
научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность
знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость,
воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости,
строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут
иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.
3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
Процесс познания включает получение информации через органы чувств
(чувственное познание), переработку данной информации мышлением
(рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов
действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания
с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание)
творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей,
целей в объективно существующие предметы, процессы.
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и
являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом
указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни
друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом;
разум же функционирует на основе той исходной информации, которую
поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует
рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях,
этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет своюспецифику и существует в своих формах.
Чувственное позвание реализуется в виде непосредственного получения
информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним
миром. Заметим, что такое познание может осуществляться и с использованием
специальных технических средств (приборов), расширяющих возможности органов
чувств человека. Основными формами чувственного познания являются:
ощущение, восприятие и представление.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов
окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет
собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов,
передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который
управляет периферийными рецепторами. Например, орган зрения — это не только
глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в
центральной нервной системе.
Ощущения — психические процессы, происходящие в мозгу при возбуждении
нервных центров, управляющих рецепторами. «Ощущения – это отражение
отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно
воздействующего на органы чувств, элементарное далее психологически
неразложимое познавательное явление»[5]. Ощущения специализированы.
Зрительные ощущения дают нам сведения о форме предметов, об их цвете, о
яркости световых лучей. Слуховые ощущения сообщают человеку о разнообразных
звуковых колебаниях в окружающей среде. Осязание дает возможность нам
ощущать температуру окружающей среды, воздействие различных материальных
факторов на тело, их давление на него и т. п. Наконец, обоняние и вкус дают
сведения о химических примесях в окружающей среде и о составе принимаемой
пищи.
«Первая посылка теории познания,— писал В. И. Ленин,— несомненно,
состоит в том, что единственный источник наших знаний — ощущения»[6].
Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент
чувственного познания и человеческого сознания вообще.
Биологические и психо-физиологические дисциплины, изучая ощущение в
качестве своеобразной реакции человеческого организма, устанавливают
различные зависимости: например, зависимость реакции, то есть ощущения, от
интенсивности раздражения того или иного органа чувств. В частности,
установлено, что с точки зрения «информационной способности» на первом
месте у человека стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Возможности органов чувств человека ограничены. Они способны
отображать окружающий мир в определенных (и довольно ограниченных)
диапазонах физико-химических воздействий. Так, орган зрения может
отображать сравнительно небольшой участок электромагнитного спектра с
длинами волн от 400 до 740 миллимикрон. За границами этого интервала
находятся в одну сторону ультрафиолетовые и рентгеновские лучи, а в Другую
— инфракрасное излучение и радиоволны. Ни те, ни другие наш глаз не
воспринимает. Человеческий слух позволяет ощущать звуковые волны от
нескольких десятков герц до примерно 20 килогерц. Колебания более высокой
частоты (ультразвуковые) или более низкой частоты (инфразвуковые) наше ухо
ощущать не способно. То же самое можно сказать и о других органах чувств. Из фактов, свидетельствующих об ограниченности органов чувств
человека, родилось сомнение в его способности познать окружающий мир.
Сомнения в способности человека через свои органы чувств познать мир
оборачиваются неожиданным образом, ибо сами эти сомнения оказываются
свидетельством в пользу могущественных возможностей человеческого познания,
в том числе, возможностей органов чувств, усиленных при необходимости
соответствующими техническими средствами (микроскоп, бинокль, телескоп,
прибор ночного видения и т. п.).
Но главное, человек может познавать объекты и явления, недоступные для
его органов чувств, благодаря способности к практическому взаимодействию с
окружающим миром. Человек способен осмыслить и понять ту объективную связь,
которая существует между явлениями, доступными органом чувств, и явлениями
для них недоступными (между электромагнитными волнами и слышимым звуком в
радиоприемнике, между движениями электронов и теми видимыми следами,
которые они оставляют в камере Вильсона, и т. д.). Понимание этой
объективной связи есть основа перехода (осуществляемого в нашем сознании)
от ощущаемого к неощущаемому.
В научном познании при обнаружении изменений, происходящих без видимых
причин в чувственно воспринимаемых явлениях, исследователь догадывается о
существовании явлений невоспринимаемых. Однако для того, чтобы доказать их
существование, вскрыть законы их действия и использовать эти законы,
необходимо, чтобы его (исследователя) деятельность оказалась одним из
звеньев причиной цепи, связывающей наблюдаемое и ненаблюдаемое. Управляя
этим звеном по своему усмотрению и вызывая на основе знания законов
ненаблюдаемых явлений наблюдаемые эффекты, исследователь тем самым
доказывает истинность знания этих законов. Например, происходящие в
радиопередатчике превращения звуков в электромагнитные волны, а затем
обратное их превращения в звуковые колебания в радиоприемнике доказывает не
только факт существования невоспринимаемых нашими органами чувств области
электромагнитных колебаний, но также истинность положений учения об
электромагнетизме, созданного Фарадеем, Максвеллом, Герцем.
Поэтому имеющихся у человека органов чувств вполне достаточно для
познания мира. «У человека как раз столько чувств, - писал Л. Фейербах, -
сколько именно необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности, в его
совокупности.»[7] Отсутствие же у человека какого-то дополнительного органа
чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, вполне
компенсируется его интеллектуальными и практически-деятельными
возможностями. Так, у человека отсутствует специальный орган чувств, дающий
возможность ощущать радиацию. Однако человек оказался способным
компенсировать отсутствие такого органа специальным прибором (дозиметром),
предупреждающим о радиационной опасности в визуальной или звуковой форме.
Это говорит о том, что уровень познания окружающего мира определяется не
просто набором, «ассортиментом» органов чувств и их биологическим
совершенством, но и степенью развитости общественной практики.
При этом, однако, не следует забывать, что ощущения всегда были и
всегда будут единственным источником знаний человека об окружающем мире.
Органы чувств – единственные «ворота», через которые в наше сознание могут
проникать сведения об окружающем нас мире. Недостаток ощущений из внешнего
мира может приводить даже к психическому недомоганию.
Для первой формы чувственного познания (ощущений) характерен анализ
окружающего: органы чувств как бы выбирают из бесчисленного множества
факторов окружающей среды вполне определенные. Но чувственное познание
включает в себя не только анализ, но и синтез, осуществляющийся в
последующей форме чувственного познания — в восприятии.
Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый
мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе
восприятия лежат сочетания различных видов ощущений. Но это не просто
механическая их сумма. Ощущения, которые получаются от различных органов
чувств, в восприятии сливаются в единое целое, образуя чувственный образ
предмета. Так, если мы держим в руке яблоко, то зрительно мы получаем
информацию о его форме и цвете, через осязание узнаем о его весе и
температуре, обоняние доносит его запах; а если мы попробуем его на вкус,
то узнаем кислое оно или сладкое. В восприятии уже проявляется
целенаправленность познания. Мы можем сконцентрировать внимание на какой-то
стороне предмета и она будет «выпячена» в восприятии.
Восприятия человека развивались в процессе его общественно-трудовой
деятельности. Последняя ведет к созданию все новых и новых вещей,
увеличивая тем самым количество воспринимаемых предметов и совершенствуя
сами восприятия. Поэтому восприятия человека более развиты и совершенны,
чем восприятия животных. Как заметил Ф. Энгельс, орел видит значительно
дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно
больше, чем глаз орла.
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются
представления[8]. Если ощущения и восприятия существуют лишь при
непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения,
ни восприятия), то представление возникает без непосредственного
воздействия предмета на органы чувств. Через какое-то время после того, как
предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти
(например, вспомнить о яблоке, которое некоторое время назад мы держали в
руке, а затем съели). При этом образ предмета, воссозданный нашим
представлением, отличается от того образа, который существовал в
восприятии. Во-первых, он беднее, бледнее, по сравнению с тем
многокрасочным образом, который мы имели при непосредственном восприятии
предмета. И во-вторых, этот образ обязательно будет более общим, ибо в
представлении, с еще большей силой, чем в восприятии, проявляется
целенаправленность познания. В образе, вызванном по памяти, на первом плане
будет то главное, что нас интересует.
Вместе с тем, воображение, фантазия существенно необходимы в научном
познании. Здесь представления могут приобретать подлинно творческий
характер. На основании элементов, имеющихся в действительности,
исследователь представляет себе нечто новое, такое, чего в настоящее время
нет, но которое будет либо в результате развития каких-то природных
процессов, либо в результате прогресса практики. Всякого рода технические
новинки, например, существуют вначале лишь в представлениях их создателей
(ученых, конструкторов). И лишь после их реализации в виде каких-то
технических устройств, конструкций, они становятся объектами чувственного
восприятия людей.
Представление является большим шагом вперед по сравнению с
восприятием, ибо в нем присутствует такая новая черта, как обобщение.
Последнее имеет место уже в представлениях о конкретных, единичных