Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
1. Введение.
1
2. Научное познание и его особенности. 1
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и рационального познания.
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания. 13
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании. 17
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3. Принцип детерминизма.
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход в познании.
20
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2. Эксперимент.
24
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3. Формализация.
32
4.4.4. Аксиоматический метод.
34
4.4.5. Метод гипотезы.
34
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
36
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5. Заключение.
42
6. Библиографический список.
43
Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор) – учение о наиболее
общих законах развития природы, общества и познания, при котором различные
явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии
противоположных сил, тенденций, в процессе изменения, развития. По своей
внутренней структуре диалектика как метод состоит из ряда принципов,
назначение которых – вести познание к развертыванию противоречий развития.
Суть диалектики – именно в наличии противоречий развития, в движении к этим
противоречиям. Рассмотрим вкратце основные диалектические принципы.
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов.
Комплексный подход в познании.
Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы
изучать объект познания со всех сторон, стремиться к выявлению и изучению
как можно большего числа (из бесконечного множества) его свойств, связей,
отношений. Современные исследования во многих областях науки все больше
требуют учета возрастающего числа фактических данных, параметров, связей, и
т. п. Эту задачу становится все труднее решать без привлечения
информационной мощи новейшей компьютерной техники.
Окружающий нас мир представляет собой единое целое, определенную
систему, где каждый предмет как единство многообразного неразрывно связан с
другими предметами и все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Из
положения о всеобщей связи и взаимозависимости всех явлений вытекает один
из основных принципов материалистической диалектики - всесторонность
рассмотрения. Правильное понимание какой-либо вещи возможно лишь в том
случае, если исследована вся совокупность ее внутренних и внешних сторон,
связей, отношений к т. д. Чтобы действительно познать предмет глубоко и
всесторонне, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и
«опосредствовання» в их системе, с вычленением главной, решающей стороны.
Принцип всесторонности в современном научном исследовании реализуется
в виде комплексного подхода к объектам познания. Последний позволяет учесть
множественность свойств, сторон, отношений и т. п. изучаемых предметов,
явлений. Данный подход лежит в основе комплексных, междисциплинарных
исследований, позволяющих «свести во едино» многосторонние исследования,
объединить полученные разными методами результаты. Именно этот подход
привел к идее создания научных коллективов, состоящих из специалистов
различного профиля и реализующих требование комплексности при решении тех
или иных проблем.
«Современные комплексные научно-технические дисциплины и
исследования, являются реальностью современной науки. Однако они не
укладываются в традиционные организационные формы и методологические
стандарты. Именно в сфере этих исследований и дисциплин осуществляется
сейчас практическое «внутреннее» взаимодействие общественных, естественных
и технических наук... Такие исследования (к которым, например, относятся
исследования в области искусственного интеллекта) требуют особой
организационной поддержки и поиска новых организационных форм науки Однако,
к сожалению, их развитие затрудняется именно в силу их нетрадиционности,
отсутствия в массовом (а иногда и профессиональном) сознании четкого
представления об их месте в системе современной науки и техники»[20].
Ныне комплексность (как один из важных аспектов диалектической
методологии) является составным элементом современного глобального
мышления. Основанные на нем поиски решения глобальных проблем современности
требуют научно обоснованного (и политически взвешенного) комплексного
подхода.
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание.
Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимаетважное место в диалектическом методе познания, отличая его отметафизического. Метафизичность мышления многих ученых-естествоиспытателей,
игнорировавших в своих исследованиях реальные взаимосвязи, существующие
между объектами материального мира, породила в свое время немало трудностей
в научном познании. Преодолеть эти трудности помог начавшийся в XIX в.
переход от метафизики к диалектике, «...рассматривающей вещи не в их
изолированности, а в их взаимной связи»[21].
Прогресс научного познания уже в XIX в., а тем более в XX столетии
показал, что любой ученый — в какой бы области знания он ни работал —
неизбежно потерпит неудачу в исследовании, если будет рассматривать
изучаемый объект вне связи с другими объектами, явлениями или если будет
игнорировать характер взаимосвязей его элементов. В последнем случае ока-
жется невозможным понять и изучить материальный объект в его целостности,
как систему.
Система — это всегда некоторая целостность, представляющая собой
совокупность элементов, функциональные свойства и возможные состояния
которой обусловлены не только составом, строением и т. п. составляющих ее
элементов, но и характером их взаимных связей.
Для изучения объекта как системы требуется и особый, системный подход
к его познанию. Последний должен учитывать качественное своеобразие системы
по отношению к своим элементам (т. е. что она — как целостность — обладает
свойствами, которых нет у составляющих ее элементов).
При этом следует иметь в виду, что «... хотя свойства системы в целом
не могут быть сведены к свойствам элементов, они могут быть объяснены в
своем происхождении, в своем внутреннем механизме, в способах своегофункционирования на основе учета свойств элементов системы и характера их
взаимосвязи и взаимообусловленности. В этом заключена методологическая суть
системного подхода. В противном случае — если бы между свойствами элементов
и характером их взаимосвязи, с одной стороны, и свойствами целого, с другой
стороны, не было связи, не было бы никакого научного смысла в рассмотрении
системы именно как системы, то есть как совокупности элементов с
определенными свойствами. Тогда пришлось бы систему рассматривать просто
как вещь, обладающую свойствами безотносительно к свойствам элементов и
структуре системы»[22].
«Принцип системности требует разграничения внешней и внутренней сторон
материальных систем, сущности и ее проявлений, обнаружения многоразличных
сторон предмета, их единства, раскрытия формы и содержания, элементов и
структуры, случайного и необходимого и т. п. Этот принцип направляет
мышление на переход от явлений к их сущности, к познанию целостности
системы, а также необходимых связей рассматриваемого предмета с окружающими
его предметами процессами. Принцип системности требует от субъекта ставить
в центр познания представление о целостности, которое призвано руководить
познанием от начала и до конца исследования, как бы оно ни распадалось наотдельные возможно, на первый взгляд и не связанные друг с другом, циклы
или моменты; на всем пути познания представление о целостности будет
изменяться, обогащаться, но оно всегда должно быть системным, целостным
представлением об объекте»[23].
Принцип системности нацелен на всестороннее познание предмета, как он
существует в тот или иной момент времени; он нацелен на воспроизведение его
сущности, интегративной основы, а также разнообразие его аспектов,
проявлений сущности при ее взаимодействии с другими материальными
системами. Здесь предполагается, что данный предмет отграничивается от
своего прошлого, от предыдущих своих состояний; делается это для более
направленного познания его актуального состояния. Отвлечение от истории в
этом случае — законный прием познания.
Распространение системного подхода в науке было связано с усложнением
объектов исследования и с переходом от метафизико-механистической
методологии к диалектической. Симптомы исчерпания познавательного
потенциала метафизико-механистической методологии, ориентировавшийся на
сведение сложного к отдельным связям и элементам, появились еще в XIX в., а
на рубеже XIX и XX вв. кризис такой методологии обнаружился уже совершенно
отчетливо, когда здравый человеческий рассудок все больше начал
соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными
системами, со следствиями, которые уже нельзя (не допуская явной ошибки)
отрывать от породивших их причин.
4.2.3. Принцип детерминизма.
Детерминизм — (от лат. determino — определяю) — это философское учение
об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений
материального и духовного мира. Основу данного учения составляет положение
о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно
явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает
другое явление (следствие). Еще в трудах Галилея, Бэкона, Гоббса, Декарта,
Спинозы было обосновано положение о том, что при изучении природы надо
искать действующие причины и что «истинное знание есть знание посредством
причин» (Ф. Бэкон).
Уже на уровне явлений детерминизм позволяет отграничить необходимые
связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные
повторяемости, коррелятивные зависимости и т. п., т. е. осуществить
продвижение мышления к сущности, к каузальным связям внутри сущности.
Функциональные объективные зависимости, например, есть связи двух и болееследствий одной и той же причины, и познание регулярностей нафеноменологическом уровне должно дополняться познанием генетических,
производящих причинных связей. Познавательный процесс, идущий от следствий
к причинам, от случайного к необходимому и существенному, имеет целью
раскрытие закона. Закон же детерминирует явления, а потому познание закона
объясняет явления и изменения, движения самого предмета.
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно
существующих форм взаимосвязи явлений. Но все эти формы в конечном счете
складываются на основе всеобще действующей причинности, вне которой не
существует ни одно явление действительности.
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подход в
Принцип изучения объектов в их развитии является одним из важнейших
принципов диалектического метода познания. В этом состоит одно из
принципиальных отличий.диалектического метода от метафизического. Мы не
получим истинного знания, если будем изучать вещь в мертвом, застывшем
состоянии, если будем игнорировать такой важнейший аспект ее бытия, как
развитие. Только изучив прошлое интересующего нас объекта, историю его
возникновения и формирования, можно понять его нынешнее состояние, а также
предсказать его будущее.
Принцип изучения объекта в развитии может реализоваться в познании
двумя подходами: историческим и логическим (или, точнее сказать, логико-
историческим).
При историческом подходе история объекта воспроизводится в точности,
во всей ее многогранности, с учетом всех деталей, событий, включая и
всякого рода случайные отклонения, «зигзаги» в развитии. Такой подход
применяется при подробном, доскональном изучении человеческой истории, при
наблюдениях, например, за развитием каких-то растений, живых организмов (с
соответствующими описаниями этих наблюдений во всех подробностях) и т. д.
При логическом подходе также воспроизводится история объекта, но при
этом она подвергается определенным логическим преобразованиям:
обрабатывается теоретическим мышлением с выделением общего, существенного и
освобождается в то же время от всего случайного, несущественного,
наносного, мешающего выявлению закономерности развития изучаемого объекта.
Такой подход в естествознании XIX в. был успешно (хотя и стихийно)
реализован Ч. Дарвиным. У него впервые логический процесс познания
органического мира исходил из исторического процесса развития этого мира,
что позволило научно решить вопрос о возникновении и эволюции видоврастений и животных.
Выбор того или иного — исторического или логического — подхода в
познании обусловливается природой изучаемого объекта, целями исследования и
другими обстоятельствами. В то же время в реальном процессе познания оба
указанных подхода тесно взаимосвязаны. Исторический подход не обходится без
какого-то логического осмысления фактов истории развития изучаемого