Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
1. Введение.
1
2. Научное познание и его особенности. 1
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и рационального познания.
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания. 13
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании. 17
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3. Принцип детерминизма.
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход в познании.
20
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2. Эксперимент.
24
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3. Формализация.
32
4.4.4. Аксиоматический метод.
34
4.4.5. Метод гипотезы.
34
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
36
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5. Заключение.
42
6. Библиографический список.
43
предметах. Но в еще большей степени это проявляется в общих представлениях
(т. е., например, в представлении не только о данной конкретной березе,
растущей перед нашим домом, но и о березе вообще). В общих представлениях
моменты обобщения становятся куда более значительными, чем в любом
представлении о конкретном, единичном объекте.
Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,
ибо имеет чувственно-наглядный характер. Вместе с тем, оно является и
своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.
В заключение отметим, что роль чувственного отражения действи-
тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:
— органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно
связывает человека с внешним предметным миром;
— без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к
мышлению;
— потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не
перекрывает его возможности (это объясняется взаимной компенсацией одних
органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,
способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);
— рациональное базируется на анализе того материала, который дают нам
органы чувств;
—регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с
помощью информации, получаемой органами чувств;
— органы чувств дают тот минимум первичной информации, который
оказывается необходимым, чтобы многосторонне познать объекты, чтобы
развивать научное знание.
Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,
являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством
познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность
вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Онипостигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.
Именно «мышление осуществляет упорядочение данных чувственного
восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что
не дано в чувственности. Этот переход суть скачок, перерыв постепенности.
Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее и
внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и общее. Внешние стороны
вещей, явлений отражаются прежде всего с помощью живого созерцания, а
сущность, общее в них постигается с помощью мышления. В этом процессе
перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять — это значит
выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии
воспринимать… Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже
имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом,
знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного
субъекта.»[9]
Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие,
суждение и умозаключение. Это наиболее широкие и общие формы мышления,
которые лежат в основе всего неисчислимого богатства знаний, которое
накопило человечество.
Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия -
это воплощенные в словах продукты социально-исторического процессапознания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства;
отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют
важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и
явлений».[10] Понятие в своем логическом содержании воспроизводит
диалектическую закономерность познания, диалектическую связь единичного,
особенного и всеобщего. В понятиях могут фиксироваться существенные и
несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и
количественные и т. п. Возникновение понятий — это важнейшая
закономерность становления и развития человеческого мышления. Объективная
возможность возникновения и существования понятий в нашем мышлении
заключается в предметном характере окружающего нас мира, т. е. наличие в
нем множества отдельных предметов, обладающих качественной определенностью.
Образование понятия — это сложный диалектический процесс, включающий:
сравнение (мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление
признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное объединение
однородных предметов на основе тех или иных общих признаков),
абстрагирование (выделение в предмете одних признаков, наиболее
существенных, и отвлечение от других, второстепенных, несущественных). Все
эти логические приемы тесно связаны между собой в едином процессе
образования понятия.
Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и отношения
между ними. Такие понятия, как твердое и мягкое, большое и маленькое,
холодное и горячее и т. п. выражают определенные свойства тел. Такие
понятия, как движение и покой, скорость и сила и т. п. выражают
взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.
Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере
науки в связи со стремительным углублением и развитием научного познания.
Открытия в объектах новых сторон, свойств, связей, отношений сразу же
влекут за собой появление новых научных понятий. Каждая наука имеет свои
понятия, образующие более или менее стройную систему, именуемую ее
понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики, например, входят такие
понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату химии
относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.
По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более
общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном
познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие понятия
(философские категории такие, как качество, количество, материя, бытие и
т.п.).
В современной науке все большую роль играют общенаучные понятия,
которые возникают в точках соприкосновения (так сказать «на стыке»)
различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных или
глобальных проблем. Взаимодействие наук при решении такого рода научных
проблем существенно ускоряется именно благодаря использованию общенаучных
понятий. Большую роль в формировании таких понятий играет характерное для
нашего времени взаимодействие естественных, технических и социальных наук,
образующих основные сферы научного знания.
Более сложной по сравнению с понятием формой мышления является
суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет собой
качественно особую форму мышления, выполняющую свои, особые функции в
мышлении. Это объясняется тем, что «всеобщее, особенное и единичное
непосредственно в понятии не расчленены и даны как нечто целое. Их
расчленение и соотношение дается в суждении»[11].
Объективной основой суждения служат связи и отношения между
предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в практической
деятельности людей. Взаимодействуя с природой в процессе труда, человек
стремится не только выделить те или иные предметы среди других, но и
постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.
Связи и отношения между предметами мысли носят самый разнообразный
характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между предметом
и группой предметов, между группами предметов и т. п. Многообразие таких
реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии суждений.
«Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается
наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т.
е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12]. Являясь
относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира
с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой. В
этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и обозначается
латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе). Понятие о свойствах и
отношениях предмета мысли называется предикатом и обозначается латинской
буквой Р (Predicatum — сказанное). Субъект и предикат вместе называются
терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко не одинакова.
Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое знание.
Например, наукой установлено, что железо обладает электропроводностью.
Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает возможным
суждение: «железо (S) электропроводно (P)».
Субъектно-предикатная форма суждения связана с его основной
познавательной функцией - отражать реальную действительность в ее богатом
разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде
единичных, частных и общих суждений.
Единичным называется суждение, в котором что-либо утверждается или
отрицается об отдельном предмете. Такого рода суждения в русском языке
выражаются словами «это», именами собственными и т. д.
Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается
или отрицается о некоторой части какой-то группы (класса) предметов. В
русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как «некоторые»,
«часть», «не все» и др
Общими называются суждения, в которых что-либо утверждается или
отрицается обо всей группе (обо всем классе) предметов. Причем то, что
утверждается или отрицается в общем суждении, касается каждого предмета
рассматриваемого класса. В русском языке это выражается словами «все»,
«всякий», «каждый», «любой» (в утвердительных суждениях) или «ни один»,
«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).
В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие связи и
отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно в виде
общих суждений формируются, по существу, все научные положения. Особое
значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат
мыслительной формой, в которой только и могут быть выражены объективные
закономерности окружающего мира, открываемые наукой. Однако это не
означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие суждения.
Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частныхявлений, которые выражаются в форме единичных и частных суждений. Даже
единичные суждения об отдельных предметах или явлениях (каких-то фактах,
возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное
познавательное значение.
Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное суж-дение,
однако, не может полностью выразить его содержание. Такой формой может
служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении наиболее
отчетливо проявляется способность мышления к опосредованному рациональному
отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь не
путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а на основе
уже имеющихся знаний.
Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и
понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь.
Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо
сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в
процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и
опосредованные.
Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью
органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д. Подобная чувственная
информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.
Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке
большое значение имеют опосредованные знания. Это знания, которые получены
не прямо, не непосредственно, а путем выведения из других знаний.
Логической формой их приобретения и служит умозаключение. Под
умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из известного
знания выводится новое знание.
Подобно суждениям умозаключение имеет свою структуру. В структуре
любого умозаключения различают: посылки (исходные суждения), заключение
(или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное (и при
этом уже известное) знание, служащее основанием для умозаключения.
Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из посылок и
выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками и умозаключением