Методы и формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.

Содержание работы

1. Введение.
1


2. Научное познание и его особенности. 1


3.Этапы процесса познания. Формы чувственного


и рационального познания.
4


4. Методы научного познания.
13


4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-


кация методов научного познания. 13


4.2. Всеобщий (диалектический) метод


познания, принципы диалектического метода


и их применение в научном познании. 17


4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых


объектов. Комплексный подход в познании.
17


4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18


4.2.3. Принцип детерминизма.
20


4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический


подход в познании.
20


4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22


4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22


4.3.2. Эксперимент.
24


4.3.3. Измерение и сравнение.
26


4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28


4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28


4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30


4.4.3. Формализация.
32


4.4.4. Аксиоматический метод.
34


4.4.5. Метод гипотезы.
34


4.5. Общенаучные методы, применяемые


на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36


4.5.1. Анализ и синтез.
36


4.5.2. Индукция и дедукция.
37


4.5.3. Аналогия и моделирование.
39


5. Заключение.
42


6. Библиографический список.
43

Файлы: 1 файл

33.doc

— 225.45 Кб (Скачать файл)

предметах. Но в еще большей степени это проявляется в  общих  представлениях

(т. е., например, в представлении не  только  о  данной  конкретной  березе,

растущей перед нашим домом, но и о березе вообще).  В  общих  представлениях

моменты  обобщения  становятся  куда  более  значительными,  чем   в   любом

представлении о конкретном, единичном объекте.

      Представление принадлежит еще к первой (чувственной) ступени познания,

ибо имеет чувственно-наглядный  характер.  Вместе  с  тем,  оно  является  и

своеобразным «мостиком», ведущим от чувственного познания к рациональному.

      В  заключение  отметим,  что  роль  чувственного  отражения   действи-

тельности в обеспечении всего человеческого познания весьма значительна:

   — органы чувств являются единственным  каналом,  который  непосредственно

связывает человека с внешним предметным миром;

   — без органов чувств человек не способен  вообще  ни  к  познанию,  ни  к

мышлению;

   — потеря части органов  чувств  затрудняет,  осложняет  познание,  но  не

перекрывает его возможности (это объясняется  взаимной  компенсацией  одних

органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств,

способностью индивида концентрировать свое внимание, свою волю и т.п.);

   — рациональное базируется на анализе того  материала,  который  дают  нам

органы чувств;

   —регулирование предметной  деятельности  осуществляется  прежде  всего  с

помощью информации, получаемой органами чувств;

   —  органы  чувств  дают  тот  минимум   первичной   информации,   который

оказывается  необходимым,  чтобы  многосторонне  познать   объекты,   чтобы

развивать научное знание.

      Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека,

являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность  вещей,  средством

познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в  том,  что  сущность

вещей,  их  закономерные  связи  недоступны   чувственному   познанию.   Онипостигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

      Именно  «мышление  осуществляет   упорядочение   данных   чувственного

восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то,  что

не дано в чувственности. Этот переход суть скачок,  перерыв  постепенности.

Он имеет свое объективное основание в «раздвоении» объекта на внутреннее  и

внешнее, сущность и проявление ее, на отдельное и  общее.  Внешние  стороны

вещей, явлений отражаются прежде  всего  с  помощью  живого  созерцания,  а

сущность, общее в них постигается  с  помощью  мышления.  В  этом  процессе

перехода осуществляется то, что именуется пониманием. Понять —  это  значит

выявить существенное в предмете. Мы можем понимать и то, что не в состоянии

воспринимать… Мышление соотносит показания  органов  чувств  со  всеми  уже

имеющимися знаниями индивида, более  того  —  со  всем  совокупным  опытом,

знаниями человечества в той мере, в  какой  они  стали  достоянием  данного

субъекта.»[9]

      Формами рационального познания (мышления человека) являются:  понятие,

суждение и умозаключение. Это  наиболее  широкие  и  общие  формы  мышления,

которые  лежат  в  основе  всего  неисчислимого  богатства  знаний,  которое

накопило человечество.

      Исходной формой рационального познания является понятие. «Понятия    -

это  воплощенные  в   словах   продукты   социально-исторического   процессапознания,  которые  выделяют  и  фиксируют  общие   существенные   свойства;

отношения предметов и явлений,  а  благодаря  этому  одновременно  суммируют

важнейшие свойства о  способах  действия  с  данными  группами  предметов  и

явлений».[10]  Понятие  в   своем   логическом   содержании    воспроизводит

диалектическую закономерность  познания,  диалектическую  связь  единичного,

особенного и  всеобщего.  В  понятиях  могут  фиксироваться  существенные  и

несущественные признаки объектов, необходимые и  случайные,  качественные  и

количественные  и   т.   п.    Возникновение   понятий   —   это   важнейшая

закономерность становления и развития  человеческого  мышления.  Объективная

возможность  возникновения  и  существования  понятий   в   нашем   мышлении

заключается в предметном характере окружающего нас мира,  т.  е.  наличие  в

нем множества отдельных предметов, обладающих качественной  определенностью.

Образование  понятия  —  это  сложный  диалектический  процесс,  включающий:

сравнение (мысленное  сопоставление  одного  предмета  с  другим,  выявление

признаков сходства и различия между ними), обобщение (мысленное  объединение

однородных  предметов   на   основе   тех   или   иных   общих   признаков),

абстрагирование   (выделение   в   предмете   одних   признаков,    наиболее

существенных, и отвлечение от других, второстепенных,  несущественных).  Все

эти  логические  приемы  тесно  связаны  между  собой  в   едином   процессе

образования понятия.

      Понятия выражают не только предметы, но также их свойства и  отношения

между ними. Такие понятия,  как  твердое  и  мягкое,  большое  и  маленькое,

холодное и горячее  и  т.  п.  выражают  определенные  свойства  тел.  Такие

понятия,  как  движение  и  покой,  скорость  и  сила  и  т.   п.   выражают

взаимодействие предметов и человека с другими телами и процессами природы.

      Особенно интенсивно возникновение новых  понятий  происходит  в  сфере

науки в связи со стремительным углублением и  развитием  научного  познания.

Открытия в объектах  новых  сторон,  свойств,  связей,  отношений  сразу  же

влекут за собой появление новых научных понятий.  Каждая  наука  имеет  свои

понятия,  образующие  более  или  менее  стройную  систему,   именуемую   ее

понятийным аппаратом. В понятийный аппарат физики,  например,  входят  такие

понятия, как «энергия», «масса», «заряд» и др. К понятийному аппарату  химии

относятся понятия «элемент», «реакция», «валентность» и др.

      По степени общности понятия могут быть разными — менее  общими,  более

общими, предельно  общими.  Сами  понятия  подлежат  обобщению.  В  научном

познании  функционируют  частнонаучные,  общенаучные  и  всеобщие   понятия

(философские категории такие, как качество, количество,  материя,  бытие  и

т.п.).

      В современной науке  все  большую  роль  играют  общенаучные  понятия,

которые  возникают  в  точках  соприкосновения  (так  сказать  «на   стыке»)

различных наук. Зачастую это возникает при решении каких-то комплексных  или

глобальных проблем. Взаимодействие наук  при  решении  такого  рода  научных

проблем существенно ускоряется именно  благодаря  использованию  общенаучных

понятий. Большую роль в формировании таких понятий  играет  характерное  для

нашего времени взаимодействие естественных, технических и  социальных  наук,

образующих основные сферы научного знания.

      Более  сложной  по  сравнению  с  понятием  формой  мышления  является

суждение. Оно включает понятие, но не сводится к нему, а представляет  собой

качественно особую  форму  мышления,  выполняющую  свои,  особые  функции  в

мышлении.  Это  объясняется  тем,  что  «всеобщее,  особенное  и   единичное

непосредственно  в  понятии  не  расчленены  и  даны  как  нечто  целое.  Их

расчленение  и соотношение дается в суждении»[11].

        Объективной  основой  суждения  служат  связи  и   отношения   между

предметами. Необходимость суждений (как и понятий) коренится в  практической

деятельности людей. Взаимодействуя с  природой  в  процессе  труда,  человек

стремится не только выделить  те  или  иные  предметы  среди  других,  но  и

постигнуть их соотношения, чтобы успешно воздействовать на них.

      Связи и отношения между предметами  мысли  носят  самый  разнообразный

характер. Они могут быть между двумя отдельными предметами, между  предметом

и группой предметов, между группами предметов и  т.  п.  Многообразие  таких

реальных связей и отношений находит свое отражение в многообразии  суждений.

 

      «Суждение — это та форма  мышления, посредством  которой  раскрывается

наличие или  отсутствие каких-либо связей и отношений между  предметами  (т.

е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)»[12].  Являясь

относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного  мира

с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой.  В

этой структуре понятие о предмете мысли называется субъектом и  обозначается

латинской буквой S (Subjectum — лежащий в основе).  Понятие  о  свойствах  и

отношениях предмета мысли называется  предикатом  и  обозначается  латинской

буквой Р (Predicatum — сказанное).  Субъект  и  предикат  вместе  называются

терминами суждения. При этом роль терминов в суждении далеко  не  одинакова.

Субъект содержит уже известное знание, а предикат несет о нем новое  знание.

Например,  наукой  установлено,  что  железо  обладает  электропроводностью.

Наличие этой связи между железом и отдельным его свойством делает  возможным

суждение: «железо (S) электропроводно (P)».

      Субъектно-предикатная  форма   суждения   связана   с   его   основной

познавательной функцией - отражать реальную действительность в  ее  богатом

разнообразии свойств и отношений. Это отражение может осуществляться в виде

единичных, частных и общих суждений.

      Единичным называется суждение, в  котором  что-либо  утверждается  или

отрицается об отдельном предмете.  Такого  рода  суждения  в  русском  языке

выражаются словами «это», именами собственными и т. д.

      Частные суждения - это такие суждения, в которых что-либо утверждается

или отрицается о некоторой  части  какой-то  группы  (класса)  предметов.  В

русском языке подобные суждения начинаются такими словами, как  «некоторые»,

«часть», «не все» и др

      Общими  называются  суждения,  в  которых  что-либо  утверждается  или

отрицается обо всей группе (обо  всем  классе)  предметов.  Причем  то,  что

утверждается или отрицается в  общем  суждении,  касается  каждого  предмета

рассматриваемого класса. В  русском  языке  это  выражается  словами  «все»,

«всякий», «каждый», «любой» (в  утвердительных  суждениях)  или  «ни  один»,

«никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях).

      В общих суждениях выражаются общие свойства предметов, общие  связи  и

отношения между ними, включая и объективные закономерности. Именно  в  виде

общих суждений формируются, по  существу,  все  научные  положения.  Особое

значение общих суждений в научном познании определяется тем, что они служат

мыслительной формой, в которой только и  могут  быть  выражены  объективные

закономерности  окружающего  мира,  открываемые  наукой.  Однако   это   не

означает, что познавательную ценность в науке имеют только общие  суждения.

Законы науки возникают в результате обобщения множества единичных и частныхявлений, которые выражаются в форме  единичных  и  частных  суждений.  Даже

единичные суждения об отдельных предметах или  явлениях  (каких-то  фактах,

возникших в эксперименте, исторических событиях и т. д.) могут иметь важное

познавательное значение.

      Будучи формой существования и выражения понятия, отдельное  суж-дение,

однако, не может полностью  выразить  его  содержание.  Такой  формой  может

служить лишь система суждений и умозаключение[13]. В умозаключении  наиболее

отчетливо проявляется способность мышления к  опосредованному  рациональному

отражению действительности. Переход к новому знанию осуществляется здесь  не

путем обращения к данному чувственном опыте предмету познания, а  на  основе

уже имеющихся знаний.

      Умозаключение содержит в своем составе суждения,  а  следовательно,  и

понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще  их  определенную  связь.

Чтобы   уяснить   происхождение   и   сущность   умозаключения,   необходимо

сопоставить два рода знаний, которыми человек  располагает  и  пользуется  в

процессе  своей  жизнедеятельности.  Это   —   знания   непосредственные   и

опосредованные.

      Непосредственные знания — это те, которые получены человеком с помощью

органов  чувств:  зрения,  слуха,  обоняния  и  т.д.  Подобная   чувственная

информация составляет значительную часть всех человеческих знаний.

      Однако далеко не обо всем в мире можно судить непосредственно. В науке

большое значение имеют опосредованные знания. Это знания,  которые  получены

не  прямо,  не  непосредственно,  а  путем  выведения  из   других   знаний.

Логической   формой   их   приобретения   и   служит   умозаключение.    Под

умозаключением понимается форма мышления, посредством которой из  известного

знания выводится новое знание.

      Подобно суждениям умозаключение  имеет  свою  структуру.  В  структуре

любого умозаключения  различают:  посылки  (исходные  суждения),  заключение

(или вывод) и определенную связь между ними. Посылки — это исходное  (и  при

этом  уже  известное)  знание,  служащее   основанием   для   умозаключения.

Заключение — это производное, притом новое знание, полученное из  посылок  и

выступающее их следствием. Наконец, связь между посылками  и  умозаключением

Информация о работе Методы и формы научного познания