Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
1. Введение.
1
2. Научное познание и его особенности. 1
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и рационального познания.
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания. 13
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании. 17
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3. Принцип детерминизма.
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход в познании.
20
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2. Эксперимент.
24
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3. Формализация.
32
4.4.4. Аксиоматический метод.
34
4.4.5. Метод гипотезы.
34
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
36
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5. Заключение.
42
6. Библиографический список.
43
доказательствами теорем. Такова считающаяся чуть ли не общеизвестной
структура аксиоматического метода.
4.4.5. Метод гипотезы.
В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма
существования знания, характеризующаяся проблематичностью,
недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования и
обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов,
принципов, теорий. Гипотеза в первом смысле слова включается в метод
гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.
Лучше всего представление о методе гипотезы дает ознакомление с его
структурой. Первой стадией метода гипотезы является ознакомление с
эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению.
Первоначально этому материалу стараются дать объяснение с помощью уже
существующих в науке законов и теорий. Если таковые отсутствуют, ученый
переходит ко второй стадии — выдвижению догадки или предположения о
причинах и закономерностях данных явлений. При этом он старается
пользоваться различными приемами исследования: индуктивным наведением,
аналогией, моделированием и др. Вполне допустимо, что на этой стадии
выдвигается несколько объяснительных предположений, несовместимых друг с
другом.
Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из
множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде всего на
логическую непротиворечивость, особенно если она имеет сложную форму и
разворачивается в систему предположений. Далее гипотеза проверяется на
совместимость с фундаментальными интертеоретическими принципами данной
науки.
На четвертой стадии происходит разворачивание выдвинутого
предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых
следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы, введение
в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.
На пятой стадии проводится экспериментальная проверка выведенных из
гипотизы следствий. Гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или
опровергается в результате экспериментальной проверки. Однако эмпирическое
подтверждение следствий из гипотезы не гарантирует ее истинности, а
опровержение одного из следствий не свидетельствует однозначно о ее
ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику подтверждения и
опровержения теоретических объяснительных гипотез пока не увенчались
успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая по
результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы, как
правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.
Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить ее
как сложный комплексный метод познания, включающий в себя все многообразие
его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.
Иногда метод гипотезы называют еще гипотетико-дедуктивным методом,
имея в виду тот факт, что выдвижение гипотезы всегда сопровождается
дедуктивным выведением из него эмпирически проверяемых следствий. Но
дедуктивные умозаключения — не единственный логический прием, используемый
в рамках метода гипотезы. При установлении степени эмпирической
подтверждаемости гипотезы используются элементы индуктивной логики.
Индукция используется и на стадии выдвижения догадки. Существенное место
при выдвижении гипотезы имеет умозаключение по аналогии. Как уже
отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы может использоваться
и мысленный эксперимент.
Объяснительная гипотеза как предположение о законе — не единственный
вид гипотез в науке. Существуют также «экзистенциальные» гипотезы —предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц, единиц
наследственности, химических элементов, новых биологических видов и т. п.
Способы выдвижения и обоснования таких гипотез отличаются от объяснительных
гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут существовать и
вспомогательные, позволяющие приводить основную гипотезу в лучшее
соответствие с опытом. Как правило, такие вспомогательные гипотезы позже
элиминируются. Существуют и так называемые рабочие гипотезы, которые
позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не претендуют
на его объяснение.
Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической
гипотезы, который характерен для наук с высокой степенью математизации.
Описанный выше метод гипотезы является методом содержательной гипотезы. В
его рамках сначала формулируются содержательные предположения о законах, а
потом они получают соответствующее математическое выражение. В методе
математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала для объяснения
количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки
подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем
этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.
Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена. Он
применим прежде всего в тех дисциплинах, где накоплен богатый арсенал
математических средств в теоретическом исследовании. К таким дисциплинам
прежде всего относится современная физика. Метод математической гипотезы
был использован при открытии основных законов квантовой механики.
4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом
уровнях познания.
4.5.1. Анализ и синтез.
Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на
составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей
могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства,
признаки, отношения и т. п.
Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен
анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых
веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в
крушении теории флогистона.
Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов
материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.
Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться
изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо
вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в
совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания
— перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как
единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализадополняется другим методом — синтезом.
В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей
(сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в
результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта,
но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого
механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он
раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их
взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное
диалектическое единство изучаемого объекта.
Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг
от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в
единое целое. Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, своим
центральным ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое выглядит не
так, как при «первом знакомстве» с ним разума, а значительно глубже,
содержательнее.
Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной
деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на
эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг
от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого
аналитико-синтетического метода познания.
Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли
науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в
специальный метод: так, существуют конкретные методы математического,
химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое
развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно
сказать и о синтезе.
4.5.2. Индукция и дедукция.
Индукция (от лат. inductio — наведение, побуждение) есть
формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего
вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение
нашего мышления от частного к общему.
Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные
признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь
делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного
класса. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную
роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения,
атмосферного давления, теплового расширения тел и Др.).
Индукция, используемая в научном познании (научная индукция), может
реализовываться в виде следующих методов:
1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то
явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие — различны;
следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного
явления).
2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения
какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во
всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в
первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина
данного явления).
3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой
комбинацию двух вышеуказанных методов).
4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного
явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то
отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).
5. Метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной
причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то
части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части
явления - остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).
Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф.
Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим
методом открытия новых истин в науке, главным средством научного познания
природы. На самом же деле вышеуказанные методы научной индукции служат главным
образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально
наблюдаемыми свойствами объектов и явлений.
Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов
на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть
движение нашего мышления от общего к частному, единичному.
Но особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том
случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное
обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная
идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой
теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание
предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет
построение новых индуктивных обобщений.
Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех
естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в
математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения
на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще всего пользоваться
дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно
дедуктивной наукой.
В науке Нового времени пропагандистом дедуктивного метода познания был
видный математик и философ Р. Декарт.
Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки
оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе
научного познания, эти два метода не применяются как изолированные,
обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответствующем
этапе познавательного процесса.