Методы и формы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат

Описание работы

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.

Содержание работы

1. Введение.
1


2. Научное познание и его особенности. 1


3.Этапы процесса познания. Формы чувственного


и рационального познания.
4


4. Методы научного познания.
13


4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-


кация методов научного познания. 13


4.2. Всеобщий (диалектический) метод


познания, принципы диалектического метода


и их применение в научном познании. 17


4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых


объектов. Комплексный подход в познании.
17


4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18


4.2.3. Принцип детерминизма.
20


4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический


подход в познании.
20


4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22


4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22


4.3.2. Эксперимент.
24


4.3.3. Измерение и сравнение.
26


4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28


4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28


4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30


4.4.3. Формализация.
32


4.4.4. Аксиоматический метод.
34


4.4.5. Метод гипотезы.
34


4.5. Общенаучные методы, применяемые


на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36


4.5.1. Анализ и синтез.
36


4.5.2. Индукция и дедукция.
37


4.5.3. Аналогия и моделирование.
39


5. Заключение.
42


6. Библиографический список.
43

Файлы: 1 файл

33.doc

— 225.45 Кб (Скачать файл)

доказательствами  теорем.  Такова  считающаяся  чуть  ли  не   общеизвестной

структура аксиоматического метода.

 

                           4.4.5. Метод гипотезы.

 

      В методологии термин «гипотеза» используется в двух смыслах: как форма

существования       знания,       характеризующаяся       проблематичностью,

недостоверностью, нуждаемостью в доказательстве, и как метод формирования  и

обоснования объяснительных  предложений,  ведущий  к  установлению  законов,

принципов, теорий.  Гипотеза  в  первом  смысле  слова  включается  в  метод

гипотезы, но может употребляться и вне связи с ней.

      Лучше всего представление о методе гипотезы дает  ознакомление  с  его

структурой.  Первой  стадией  метода  гипотезы   является   ознакомление   с

эмпирическим    материалом,    подлежащим     теоретическому     объяснению.

Первоначально этому  материалу  стараются  дать  объяснение  с  помощью  уже

существующих в науке законов и  теорий.  Если  таковые  отсутствуют,  ученый

переходит  ко  второй  стадии  —  выдвижению  догадки  или  предположения  о

причинах  и  закономерностях  данных  явлений.   При   этом   он   старается

пользоваться  различными  приемами  исследования:  индуктивным   наведением,

аналогией, моделированием  и  др.  Вполне  допустимо,  что  на  этой  стадии

выдвигается несколько объяснительных  предположений,  несовместимых  друг  с

другом.

      Третья стадия есть стадия оценки серьезности предположения и отбора из

множества догадок наиболее вероятной. Гипотеза проверяется прежде  всего  на

логическую непротиворечивость, особенно  если  она  имеет  сложную  форму  и

разворачивается в  систему  предположений.  Далее  гипотеза  проверяется  на

совместимость  с  фундаментальными  интертеоретическими  принципами   данной

науки.

      На   четвертой   стадии    происходит    разворачивание    выдвинутого

предположения  и  дедуктивное  выведение  из  него  эмпирически  проверяемых

следствий. На этой стадии возможна частичная переработка гипотезы,  введение

в нее с помощью мысленных экспериментов уточняющих деталей.

      На пятой стадии проводится экспериментальная  проверка  выведенных  из

гипотизы следствий. Гипотеза или получает  эмпирическое  подтверждение,  или

опровергается в результате экспериментальной проверки.  Однако  эмпирическое

подтверждение  следствий  из  гипотезы  не  гарантирует  ее  истинности,   а

опровержение  одного  из  следствий  не  свидетельствует  однозначно  о   ее

ложности в целом. Все попытки построить эффективную логику  подтверждения  и

опровержения  теоретических  объяснительных  гипотез  пока   не   увенчались

успехом. Статус объясняющего закона, принципа или теории получает лучшая  по

результатам  проверки  из  предложенных  гипотез.  От  такой  гипотезы,  как

правило, требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.

      Знакомство с общей структурой метода гипотезы позволяет определить  ее

как сложный комплексный метод познания, включающий в себя  все  многообразие

его и форм и направленный на установление законов, принципов и теорий.

      Иногда метод гипотезы  называют  еще  гипотетико-дедуктивным  методом,

имея  в  виду  тот  факт,  что  выдвижение  гипотезы  всегда  сопровождается

дедуктивным  выведением  из  него  эмпирически  проверяемых  следствий.   Но

дедуктивные умозаключения — не единственный логический  прием,  используемый

в  рамках   метода   гипотезы.   При   установлении   степени   эмпирической

подтверждаемости  гипотезы   используются   элементы   индуктивной   логики.

Индукция используется и на стадии  выдвижения  догадки.  Существенное  место

при  выдвижении  гипотезы  имеет  умозаключение   по   аналогии.   Как   уже

отмечалось, на стадии развития теоретической гипотезы  может  использоваться

и мысленный эксперимент.

      Объяснительная гипотеза как предположение о законе —  не  единственный

вид  гипотез  в  науке.  Существуют  также  «экзистенциальные»  гипотезы   —предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц,  единиц

наследственности, химических элементов, новых биологических видов  и  т.  п.

Способы выдвижения и обоснования таких гипотез отличаются от  объяснительных

гипотез. Наряду с основными теоретическими гипотезами могут  существовать  и

вспомогательные,  позволяющие   приводить   основную   гипотезу   в   лучшее

соответствие с опытом. Как правило,  такие  вспомогательные  гипотезы  позже

элиминируются.  Существуют  и  так  называемые  рабочие  гипотезы,   которые

позволяют лучше организовать сбор эмпирического материала, но не  претендуют

на его объяснение.

      Важнейшей разновидностью метода гипотезы является метод математической

гипотезы, который характерен для  наук  с  высокой  степенью  математизации.

Описанный выше метод гипотезы является методом  содержательной  гипотезы.  В

его рамках сначала формулируются содержательные предположения о  законах,  а

потом  они  получают  соответствующее  математическое  выражение.  В  методе

математической гипотезы мышление идет другим путем. Сначала  для  объяснения

количественных  зависимостей   подбирается   из   смежных   областей   науки

подходящее уравнение, что часто предполагает и его  видоизменение,  а  затем

этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование.

      Сфера применения метода математической гипотезы весьма ограничена.  Он

применим прежде всего  в  тех  дисциплинах,  где  накоплен  богатый  арсенал

математических средств в теоретическом  исследовании.  К  таким  дисциплинам

прежде всего относится современная  физика.  Метод  математической  гипотезы

был использован при открытии основных законов квантовой механики.

 

 

    4.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом

                              уровнях познания.

 

 

                           4.5.1. Анализ и синтез.

 

      Под анализом понимают разделение объекта  (мысленно  или  реально)  на

составные части с целью их отдельного  изучения.  В  качестве  таких  частей

могут быть какие-то вещественные  элементы  объекта  или  же  его  свойства,

признаки, отношения и т. п.

      Анализ — необходимый этап в  познании  объекта.  С  древнейших  времен

анализ  применялся,  например,  для  разложения  на  составляющие  некоторых

веществ. Заметим, что метод анализа  сыграл  в  свое  время  важную  роль  в

крушении теории флогистона.

      Несомненно,  анализ  занимает  важное  место   в   изучении   объектов

материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.

       Для постижения  объекта  как  единого  целого  нельзя  ограничиваться

изучением  лишь  его  составных  частей.  В  процессе  познания   необходимо

вскрывать объективно существующие  связи  между  ними,  рассматривать  их  в

совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в  процессе  познания

— перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его  как

единого связанного целого возможно только в том случае, если  метод  анализадополняется другим методом — синтезом.

      В процессе синтеза производится соединение  воедино  составных  частей

(сторон, свойств, признаков и т.  п.)  изучаемого  объекта,  расчлененных  в

результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее  изучение  объекта,

но  уже  как  единого  целого.  При  этом  синтез   не   означает   простого

механического  соединения  разъединенных  элементов  в  единую  систему.  Он

раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает  их

взаимосвязь  и  взаимообусловленность,  т.  е.  позволяет  понять  подлинное

диалектическое единство изучаемого объекта.

      Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части  друг

от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что  связывает  части  в

единое  целое.  Анализ,  предусматривающий  осуществление   синтеза,   своим

центральным ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое  выглядит  не

так, как при  «первом  знакомстве»  с  ним  разума,  а  значительно  глубже,

содержательнее.

      Анализ  и  синтез  с  успехом  используются  и  в  сфере  мыслительной

деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и  на

эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две  оторванные  друг

от друга операции. По своему существу они  —  как  бы  две  стороны  единого

аналитико-синтетического метода познания.

      Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой  отрасли

науки  свою  конкретизацию.  Из  общего  приема  они  могут  превращаться  в

специальный  метод:  так,  существуют  конкретные  методы   математического,

химического  и  социального  анализа.  Аналитический  метод   получил   свое

развитие и в некоторых  философских  школах  и  направлениях.  То  же  можно

сказать и о синтезе.

                         4.5.2. Индукция и дедукция.

 

      Индукция   (от   лат.   inductio   —   наведение,   побуждение)   есть

формальнологическое умозаключение,  которое  приводит  к  получению  общего

вывода на основании частных посылок. Другими  словами,  это  есть  движение

нашего мышления от частного к общему.

      Индукция широко применяется в научном  познании.  Обнаруживая  сходные

признаки, свойства у многих объектов  определенного  класса,  исследователь

делает вывод о присущности этих признаков, свойств  всем  объектам  данного

класса. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную

роль  в  открытии  некоторых   законов   природы   (всемирного   тяготения,

атмосферного давления, теплового расширения тел и Др.).

      Индукция, используемая в научном познании  (научная  индукция),  может

реализовываться в виде следующих методов:

      1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения  какого-то

явления обнаруживается лишь один  общий  фактор,  все  другие  —  различны;

следовательно,  этот  единственный  сходный  фактор  есть  причина  данного

явления).

      2. Метод единственного  различия  (если  обстоятельства  возникновения

какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти  во

всем сходны и различаются лишь  одним  фактором,  присутствующим  только  в

первом случае, то можно сделать вывод,  что  этот  фактор  и  есть  причина

данного явления).

      3.  Соединенный  метод  сходства  и   различия   (представляет   собой

комбинацию двух вышеуказанных методов).

      4. Метод сопутствующих изменений (если определенные  изменения  одного

явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то

отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).

      5. Метод остатков  (если  сложное  явление  вызывается  многофакторной

причиной, причем некоторые из этих факторов известны как  причина  какой-то

части данного явления,  то  отсюда  следует  вывод:  причина  другой  части

явления - остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).

      Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф.

Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно  широко,  считал  ее  важнейшим

методом открытия новых истин в науке, главным средством  научного  познания

природы.      На самом же деле вышеуказанные методы научной индукции служат  главным

образом для нахождения  эмпирических  зависимостей  между  экспериментально

наблюдаемыми свойствами объектов и явлений.

      Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов

на основе знания  каких-то  общих  положений.  Другими  словами,  это  есть

движение нашего мышления от общего к частному, единичному.

   Но особенно большое познавательное значение дедукции  проявляется  в  том

случае, когда в качестве общей  посылки  выступает  не  просто  индуктивное

обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая  научная

идея. В этом случае дедукция является  отправной  точкой  зарождения  новой

теоретической  системы.  Созданное   таким   путем   теоретическое   знание

предопределяет  дальнейший  ход  эмпирических  исследований  и   направляет

построение новых индуктивных обобщений.

      Получение  новых  знаний  посредством  дедукции  существует  во   всех

естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в

математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои  рассуждения

на весьма общих положениях, математики вынуждены  чаще  всего  пользоваться

дедукцией.  И  математика  является,   пожалуй,   единственной   собственно

дедуктивной наукой.

      В науке Нового времени пропагандистом дедуктивного метода познания был

видный математик и философ Р. Декарт.

      Но, несмотря на имевшие место в  истории  науки  и  философии  попытки

оторвать индукцию от дедукции,  противопоставить  их  в  реальном  процессе

научного  познания,  эти  два  метода  не  применяются  как  изолированные,

обособленные друг от друга. Каждый из них используется  на  соответствующем

этапе познавательного процесса.

Информация о работе Методы и формы научного познания